Краткий биографический очерк и основные этапы творчества
Карл Маркс (1818 – 1883) родился в Германии в небольшом городе Трире, был вторым ребенком из 9 детей в семье адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввинов, обратившегося в 1816 г. в протестантизм. С 1830 по 1835 гг. учился в гимназии этого города, окончив которую продолжал образование в университетах Бонна и Берлина. В молодости исповедовал революционно-демократические убеждения, находясь под влиянием сначала философии Гегеля и Фейербаха, а затем младогегельянцев. В 1841 г. К.Маркс получил докторскую степень на философском факультете Иенского университета за диссертацию, посвященную сравнительному описанию философии Демокрита и Эпикура. В 1842 г. стал редактором демократической " Рейнской газеты" в Кельне, после закрытия которой в 1843 г. переехал в Париж. В том же году женился на Женни фон Вестфален. В Париже летом 1844 г. познакомился с Фридрихом Энгельсом, дружба с которым прошла через всю их жизнь. В этом городе в течение 1844-1845 гг. встречался с Гейне, Прудоном, Бакуниным, многими другими известными людьми того времени. В 1845 г. по настоянию прусского правительства был выслан из Парижа и переехал в Брюссель. В этот начальный, ранний период творчества (1841-1848) появляются первые работы, написанные совместно с Ф.Энгельсом, - " Святое семейство" и " Немецкая идеология". Важное значение для последующего творчества К.Маркса имели " Философско-экономические рукописи 1844 года", в которых впервые была изложена его концепция отчуждения. В рамках раннего периода творчества постепенно формируются основные идеи, связанные с обоснованием революционного ниспровержения капитализма и руководящей роли пролетариата и его коммунистической партии в этом процессе – процессе, который должен был завершиться, по убеждению К.Маркса, построением социализма и коммунизма. Эти идеи оказались впервые четко прописанными в " Манифесте Коммунистической партии", написанном совместно с Ф.Энгельсом в 1848 г. по поручению " Союза коммунистов" – первой коммунистической партии. Появлению названной работы предшествовали (и стимулировали ее написание) арест бельгийским правительством К.Маркса и высылка его (после начала революции во Франции). Он снова едет в Париж, занимается революционной деятельностью, формирует новый состав ЦК " Союза коммунистов". В 1849 г. К.Маркс опять уезжает в Кельн, где становится редактором " Новой Рейнской газеты". Однако и ее прусское правительство закрывает и в этом же году высылает К.Маркса из страны. Он уезжает в Париж, а оттуда – в Лондон, где живет до конца жизни. В начале 50-х гг. выходят две очень важные работы К.Маркса – " Классовая борьба во Франции" (1850) и " Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852), написанные под непосредственным влиянием революционных событий во Франции 1848 г. В них находят свое значительное усиление теоретические позиции К.Маркса в рамках концепции классов, классовой борьбы и диктатуры пролетариата как основного условия победоносной схватки с буржуазией. В 1852-1857 гг. временно прекращается теоретико-исследовательская деятельность К.Маркса (особенно в области политической экономии) в связи с необходимостью зарабатывать средства на жизнь журналистской работой. Однако в конце 50-х гг. у него снова наблюдается повышенный интерес к экономической теории. Его следствием стала публикация в Берлине работы К.Маркса " К критике политической экономии" (1859) – одной из основных в рамках зрелого периода творчества. В 1867 г. в Гамбурге выходит первый том " Капитала" – главного труда всей его жизни. В 60-е гг. К.Маркс ведет не только теоретическую, но и практическую работу по организации международного рабочего движения. В 1867 г. под его руководством создается Международное товарищество рабочих (I Интернационал). Анализ событий Франко-Прусской войны и Парижской Коммуны (1870-1871 гг.) приводит к появлению одной из последних крупных работ К.Маркса – " Гражданская война во Франции" (1871), а изучение процессов, происходивших в рабочем и социалистическом движении, - к написанию книги " Критика Готской программы" (1875). В это же время публикуется на французском языке первый том " Капитала". Вслед за первым К.Маркс пишет последующие тома " Капитала", однако их удалось опубликовать уже Ф.Энгельсу после смерти друга. Второй том был издан в 1885, а третий – в 1894 гг. Выделяя два основных периода в творчестве К.Маркса, необходимо учитывать, что первый из них (до 1848 г), называемый в литературе периодом молодости (молодого Маркса), был по существу философским. Другими словами, основные работы и идеи этого периода имели философский характер. Последовавшие после 1848 г. годы, называемые периодом зрелости (зрелого Маркса), имеют иную доминанту – социолого-экономическую, о чем свидетельствуют в первую очередь две его работы – " К критике политической экономии" и самый фундаментальный труд – " Капитал". Не все исследователи и последователи К.Маркса это признают. Воздавая должное Марксу – экономисту, многие авторы не считают его социологом (тем более, что для этого есть некоторое формальное основание – в течение всего своего творчества он практически ни в одной работе не использовал понятия и термина " социология"). Но по мере того как проходит время, многие вещи кажутся более понятными и видными. Растущее число последователей и исследователей воззрений мыслителя приходят к выводу о том, что он был блестящим социологом, оставившим нам в наследство собственную методологию социального анализа, методологию, которую необходимо знать, а при желании и необходимости – использовать. Далее о ней будет специально сказано. Вряд ли творчество кого-либо из классиков мировой социологии становилось предметом столь ожесточенных споров, а порой и настоящих баталий, как творчество К.Маркса. В значительной степени они проистекали из того, что его идеи, в отличие от других мыслителей, были прямо и непосредственно использованы в социальной практике, в процессе подготовки и осуществления революций и строительства нового общества (от его оценки мы умышленно уходим). Поскольку новый социальный строй как конкретное воплощение идей К.Маркса многими воспринимался негативно, постольку отношение к обществу распространялось на самого мыслителя. На протяжении ряда десятилетий в ХХ веке предпринимались неоднократные попытки противопоставлять " раннего" и " зрелого" К. Маркса. При этом доказывалось, что " подлинным", " аутентичным", настоящим гуманистом был молодой Маркс, написавший " Философско-экономические рукописи 1844 года", зрелый же период творчества, период " Капитала" был изменой самому себе и уходом от реального гуманизма. Таким образом, шел процесс " домысливания", а по существу такого истолкования К.Маркса, которое смещает акценты в анализе его творчества. Уместно ли соглашаться с подобной постановкой вопроса? Любого исследователя, тем более, масштаба классика науки, нужно принимать таким, каким он был, не добавляя и не убавляя ничего существенного. К.Маркс относился к числу тех мыслителей, которые печатались достаточно много и пробовали себя в разных жанрах, оставаясь при этом чрезвычайно требовательными к тому, что писали. Диапазон его публикаций – от газетных статей до " Капитала". Если же какие-то из написанных материалов он не собирался доводить до сведения широкой общественности (как, например, многочисленные философские и экономические рукописи), предавая их " грызущей критике мышей", значит, у него на то были серьезные основания. И не учитывать это обстоятельство нельзя. Теперь же обратимся к характеристике социологической концепции К.Маркса.
|