Студопедия — Психологический эволюционизм в социологии. Взгляды Л.Уорда
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психологический эволюционизм в социологии. Взгляды Л.Уорда






Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца ХIХ – начала ХХ вв., представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющей направленный характер, как переход от простых к сложным этапам на основе развития сознательного начала, то есть разумного управления социальными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека. Наиболее крупные представители психологического эволюционизма – американские социологи Лестер Уорд (1841 – 1913) и Франклин Гиддингс (1855 – 1931).

Л.Уорд, выходец из бедной семьи, участник Гражданской войны в США, по образованию и специальности геолог и палеоботаник, пришел в социологию уже в зрелом возрасте. Главные его работы: " Динамическая социология" (1883 г., русский перевод 1891 г.), " Психические факторы цивилизации" (1893 г., русский перевод 1897 г.), " Очерки социологии" (1898 г., русский перевод 1901 г.), " Чистая социология" (1903 г.), " Прикладная социология" (1906 г.)..Л.Уорд был основателем и первым президентом Американского социологического общества, впоследствии Американской социологической ассоциации (1906 – 1908). Демократизм и выступления Л.Уорда против засилья монополий не раз навлекали на него гнев реакционеров, в том числе и в России. Русский перевод второго тома " Динамической социологии" в 1891 г. был сожжен по специальному решению царского кабинета министров. Книгу сочли подрывной и вредной, хотя на самом деле Л.Уорд не посягал на устои капитализма, предлагая мирно устранить классовое неравенство и достичь всеобщего согласия, что вполне выглядело как очередная социальная утопия.

Основные идеи социальной эволюции излагаются Л.Уордом в полемике с позицией Г.Спенсера. Он критикует британского социолога за " обезличенность" процесса социальной эволюции, в котором не находится места сознательной и целенаправленной деятельности людей. Социальная эволюция, считает Л.Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как ее трактует Г.Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа социальной эволюции нужно положить прежде всего психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни.

Подход Л.Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное, спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия человека в обществе, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Л.Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.

При этом генезис оказывается предметом исследования чистой, или теоретической социологии, которая изучает предпосылки развития социальных явлений и процессов. Телезис становится предметом прикладной, или практической социологии, поскольку речь идет об эволюции уже самого общества за счет сознательного воздействия людей на социальные процессы. Как видно, Л.Уорд стремится объединить изучение природного и социального в социологической науке. Соединительным звеном здесь оказывается человек, который является наполовину природным, наполовину общественным существом.

В первом случае – с генезисом – социолог имеет в виду естественный, природный прогресс, во втором случае – с телезисом – речь идет о прогрессе, связанном с деятельностью людей. В основе этой деятельности лежат определенные силы, называемые социологом и социальными, и психическими.

В учении Л.Уорда концепция социальных сил, которые он характеризует как " психические силы, действующие в коллективном состоянии человека", стала центральным звеном. Социальные силы определяют поведение человека. Раз они психологизируются Л.Уордом, то понятно, что базой социологии становится не биология, как у критикуемого им Г.Спенсера, а психология.

Первичной социальной силой оказываются желания. Основными среди них выступают голод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. Это – первичные социальные силы - желания. На их основе возникают более сложные, вторичные, - интеллектуальные, моральные и эстетические силы – желания. Если первичные желания человека объясняют его индивидуальное, личное поведение, то вторичные могут быть использованы для анализа поступательного, эволюционного развития общества, в основе которого они лежат. Главной среди вторичных социальных сил является интеллект. Пока желания " живут" " внутри" индивида, они являются психическими силами. Как только желания осознаются, они становятся интересами и таким образом превращаются в социальные силы.

Базой для удовлетворения первичных желаний выступает труд. Но он не всегда может решить эту задачу, ибо не все зависит от человека. Отношения, в которые он включен, оказываются зачастую " выше" его самого. Так, не всегда с помощью труда человек может обеспечить себе хлеб насущный. Когда он не может сделать это обычным путем, то вынужден прибегать к помощи обмана, который подчас необходим так же, как и труд. Обман существовал всегда. Раньше человек обманывал животное и убивал его. Теперь же вынужден обманывать другого человека, чтобы завладеть его имуществом, ограбить и решить таким образом свои проблемы. Итак, обман выступает как разновидность труда. Сегодня эта идея Л.Уорда может быть весьма своеобразна интерпретирована. Некоторые исследователи творчества американского социолога полагают, что таким путем он подводит “психологическую базу” под право частной собственности.

Поведение человека, в соответствии с концепцией Л.Уорда, может определяться, помимо желаний, также репродуктивными силами, к которым он относил в первую очередь любовь, выступающую в самых различных формах – сексуальной, романтической, супружеской, материнской, кровной. В природе этих сил Л.Уорд видел источник неравенства, поскольку он базировался на неравенстве мужчины и женщины.

Все то, о чем писалось выше, - это стимулы индивидуального поведения, включающие в себя желания и репродуктивные силы. Но Л.Уорд говорил еще и о психических факторах цивилизации, которые он подразделял на три группы: субъективные, объективные и социально синтезированные. Субъективные факторы – это различные проявления души: чувства, волевые акты, эмоции и т.д. Объективные факторы – это интуиция, способность к изобретению, интеллект, проявление творческого духа. Факторы социального синтеза – это экономия ума, экономия природы, социальные аспекты воли и интеллекта. Нетрудно понять, что социологическая теория в творчестве Л.Уорда изрядно психологизируется.

Психологический эволюционизм американского социолога – это результат столкновения психической природы индивида с общественными условиями его жизни. Социальный прогресс общества обеспечивается особыми социогенетическими силами (по Л.Уорду социогения – высшая ступень эволюционной лестницы, являющаяся синтезом всех природных и социальных сил). Эти силы подразделяются Л.Уордом на интеллектуальные и моральные. Наиболее значимыми являются первые, то есть интеллектуальные. Они лежат в основе стремлений людей приобретать знания и образование. Последнему же Л.Уорд уделял особое внимание.

Он считал, что образование выступает стимулом и самой надежной формой социальных преобразований, средством изменения организационной структуры капиталистического общества. Поэтому введение всеобщего равного и обязательного образования, необходимость которого защищал и отстаивал Л.Уорд, будет, по его мнению, иметь весьма благоприятные результаты. Это был один из " реформаторских" тезисов американского социолога, в соответствии с которым без введения всеобщего образования в условиях капиталистического общества трудно рассчитывать на эффективную организацию всей общественной жизни.

Также в свете реформаторских идей Л.Уорда следует рассматривать созданное им утопическое учение об идеальном обществе – социократии, главным признаком которой является научный контроль социальных сил через " коллективный разум общества". Американский социолог поддерживал профсоюзное и рабочее движение, с сочувствием относился к пролетариату, доказывал необходимость улучшения его положения, настаивал на введении обязательного образования прежде всего для него. Как и многим социальным учениям конца ХIХ века, социологии Л.Уорда был присущ гуманизм.

Общий вывод, который следует из рассмотрения социологической концепции Л.Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчеркивающих характерные особенности его учения. Это психологизация социальных процессов плюс утопизм социальных преобразований. В целом же Л.Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, имеющей активный характер, ведущую роль играет психология человека и его воля.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 975. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия