Проблемы образа жизни и социального времени
Известно, что К.Маркс характеризовал образ жизни как " определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид жизнедеятельности" 1. Осмысление того, что образ жизни – это способ деятельности людей, стало одним из определяющих обстоятельств при изучении его проблем. По существу был сформулирован деятельностный подход к анализу образа жизни, когда последний стал рассматриваться сквозь призму различных аспектов и характеристик деятельности (способ, форма, вид и т.д.). Их использование позволяет получить конкретное представление о том или ином образе жизни, элементах, составляющих его систему, характере и типе связей между ними. Стало быть, способ, форма, вид, сторона, сфера и т.д. деятельности могут выступать средством операционализации образа жизни, то есть перевода этого понятия на язык, с помощью которого можно получить его конкретное знание. Но этим значение подхода К.Маркса к образу жизни не исчерпывается. Включая его в контекст широких социальных связей и отношений (с производством, обществом, личностью и др.), К.Маркс обнаруживает наличие зависимости между способом деятельности и социальным временем. Путь анализа этой связи состоял в том, чтобы, учитывая примат деятельности, характеризовать ее и время друг через друга. Концептуально у К.Маркса деятельность в единстве со временем ее осуществления составляет основу образа жизни человека. Это позволяет последнему осознавать ценность времени, овладевая которым, он становится богаче. Ведь время – это тот вид богатства, которым человек может располагать лишь в определенных условиях, главным среди которых является свобода. Как бы помогая индивиду осмыслить этот вид богатства, К.Маркс формулирует один из основных законов общественного (да и личностного) развития, который носит название закона экономии времени. Согласно ему, " всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени! " 1. Открытие этого закона тесно связано с пониманием того фундаментального положения, что " время есть пространство человеческого развития" 2. Именно так, сквозь призму объективной потребности личности в совершенствовании, прогрессе, самореализации, рассматривал время К.Маркс. Известно, что социальное время как целостная категория нашла у К.Маркса массу своих конкретных выражений. Имеется в виду целый спектр, " набор" таких временных понятий, как рабочее время, свободное время, необходимое и прибавочное рабочее время, живое и овеществленное рабочее время, рабочий день, досуг и др. В этих понятиях конкретизируется время общества, а сама дифференциация осуществляется не только за счет выделения во времени общества какой-то его сферы, которая получает название рабочего, свободного времени, досуга, избыточного времени и т.д. Главный путь конкретизации временных понятий – соответствие их определенным видам деятельности. В " Экономических рукописях 1857-1859 годов" К.Маркс пишет: " Деятельность измеряется временем, которое поэтому становится также и мерой объективированного труда" 3. Время выступает в единстве со всякой деятельностью, но в первую очередь с трудовой. Поэтому важнейшим элементом социального времени выступает рабочее время. Оно есть " непосредственное наличное бытие человеческой деятельности как таковой". Если рабочее время – непосредственное выражение деятельности, ее непосредственная мера, то свободное время " отстоит" несколько далее от непосредственного бытия. К.Маркс говорит, что это время, " которым можно свободно располагать за пределами времени, затрачиваемого на непосредственное производство" 1. Анализ проблемы свободного времени занимает в творчестве К.Маркса особое место, поскольку именно его величину, содержание и характер использования он считал одним из базовых критериев прогресса общества и его подлинного богатства, которым в полной мере люди сумеют воспользоваться лишь в коммунистическом обществе. В рукописях, предваривших появление " Капитала", у К.Маркса есть целый параграф, посвященный роли свободного времени при капитализме и в условиях коммунистической формации. В нем доказывается, что в капиталистическом обществе свободное время является фактором эксплуатации и получения прибавочной прибыли, тогда как при коммунизме оно станет простором подлинного расцвета всех сил и способностей личности. По всей видимости, такой подход также можно отнести к " двусмысленностям марксистской социологии", особенно, если учесть его идеологическую направленность. Нас же больше интересует социологическая сторона творчества К.Маркса. В этом отношении для последующего развития социологии представляет интерес предложенная им структура свободного времени. " Свободное время, - писал К.Маркс, - представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, - разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он вступает затем в непосредственный процесс производства" 2. При этом, как с очевидностью вытекает из всего марксова подхода к свободному времени, под первой его составной частью – досугом – подразумеваются занятия, непосредственно относящиеся к отдыху, развлечению, разрядке, восстановлению затраченных на работе сил. Более возвышенная, чем досуг, деятельность включает в себя то, что направлено прежде всего на развитие личности – творческие занятия, любительский труд, общественную активность, физические упражнения. Обращает на себя внимание, что К.Маркс не сортирует эти занятия по их значению для человека, считая и досуг, и более возвышенную деятельность одинаково важными, но выполняющими разные социальные функции. Если досуг реализует преимущественно функции восстановления сил, отдыха, развлечения, семейного и товарищеского общения, то лейтмотив более возвышенной деятельности - развитие человека.
|