Значение идей К.Маркса для последующего развития социологии
Несмотря на то, что К.Маркс не был социологом в строгом и узком значении этого слова, более того, ни разу даже не использовал сам этот термин, значение его идей для развития социологии сегодня общепризнанно, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными. Многими из них единодушно подчеркивается его громадное влияние на последующее развитие социологической мысли. При этом четко проводится идея: без К.Маркса не было бы многих социологических направлений, школ и парадигм, не было бы целого ряда крупных исследователей, в том числе таких гигантов социологической науки как М.Вебер и Э.Дюркгейм. И это несмотря на то, что далеко не все социологи приняли его учение. С именем К.Маркса связывается прокладывание столбовой дороги социологии. То обстоятельство, что представители отечественного обществознания подчеркивали выдающееся значение К.Маркса как социолога, вполне понятно и очевидно. Весь путь развития советского общества (вплоть до 90-х гг.) напрямую и жестко связывался с реализацией идей К.Маркса в практике строительства социализма и коммунизма, а лидеры СССР поочередно провозглашались достойными наследниками и проводниками основополагающих идей вождя мирового пролетариата (хотя подавляющее большинство из них вряд ли имело какие-либо представления о социологической науке). Впрочем, в отечественной науке достаточно часто смешивались представления о К.Марксе как социологе и политике, идеологе нового общества, коммунистической партии, пролетариата. Что касается оценок К.Маркса как социолога в зарубежных работах, то они, чаще всего, очень высоки и направлены на выявление значения тех сторон и аспектов его учения, которые оказали наиболее глубокое влияние на последующее развитие социологической науки. Приведем типичную в этом отношении точку зрения американского социолога Кристофера Дуба: " Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь… Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что системы веры и мысли - это продукты той эпохи, в которой они локализованы… Третья главная идея – это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию" [12]. Нельзя не согласиться с подобной точкой зрения, добавив при этом, что социологи продолжают использовать и иные теоретические и концептуальные идеи К.Маркса, понимая, однако, что их не следует абсолютизировать, но нужно видеть применимость значительной части из них не столько к рубежу ХХ-ХХI столетий, сколько к более ранним этапам развития капитализма. Главное же состоит в том, чтобы осознавать в полной мере вклад К.Маркса в становление и развитие социологии, рассматриваемой в тесной связи с экономической наукой. В этой связи в заключение приведем высказывание о К.Марксе французского социолога Р.Арона, с которым полностью солидарны: " Маркс был, бесспорно, социологом, но социологом ярко выраженного типа, социологом-экономистом, убежденным, что нельзя понять современное общество, не усвоив механизма функционирования экономической системы, и нельзя понять эволюцию экономической системы, не принимая в расчет теорию деятельности" [13]. Контрольные вопросы и задания 1. Можно ли назвать К.Маркса социологом? Ответ следует аргументировать. 2. Почему материалистическое понимание истории выступает как основа социологической концепции К.Маркса? Раскройте его существо. 3. Р.Арон в работе “Этапы развития социологической мысли” пишет о “двусмысленностях” марксистской социологии. В чем они состоят? Разделяете ли Вы точку зрения Р.Арона? 4. В чем существо марксового подхода к анализу взаимодействия общества и личности? 5. Раскройте сущность понятия “экономический детерминизм”. Можно ли применять это понятие при характеристике социологической теории К.Маркса? 6. Как соотносятся в творчестве К.Маркса экономический и социальный детерминизм? 7. Охарактеризуйте взгляды К.Маркса на социально-классовую структуру капиталистического общества. 8. Внимательно ознакомьтесь с “Анкетой для рабочих” К.Маркса. Проанализируйте ее и попробуйте произвести группировку вопросов по выделенным Вами основаниям. 9. В чем суть трактовки категории “образ жизни”, которую дает К.Маркс? 10. Как характеризует проблематику социального (рабочего и свободного) времени К.Маркс? 11. Какие социологические взгляды К.Маркса, с Вашей точки зрения, были искажены или излишне идеологизированы его последователями и противниками, а какие не потеряли актуальности и сегодня? 12. Оцените вклад К.Маркса в развитие социологического знания. Литература Арон А. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.152-211. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Дону, 1999. С.58-75. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. С.89-125. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. С.489-510. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000. С.168-218. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С.86-99, 113-127. Маркс К. Анкета для рабочих //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.19. С.233-240. Попова И.М. Был ли Маркс социологом? //Социол. журн. 1995. №3.
|