Понятие «легитимности» политической власти
Термин «легитимность», возникший во Франции, использовался для обозначения законно установленной власти. Вообще следует различать легитимность власти, т.е. ее общественное признание, и легальность - правовое, формальное закрепление. Поэтому в точном смысле слова легитимность власти - это признание обществом законности и правомерности официальной власти. Большое внимание доверию и уважению народа к правителям придавал Конфуций. Так, отвечая на вопрос одного из учеников о сущности управления, он говорил, что в хорошо управляемом государстве должно быть достаточно продовольствия, достаточно вооружения и народ должен верить правителям. Причем, утверждал он, в случае крайней необходимости можно отказаться от вооружения, от продовольствия, но не от доверия народа, поскольку без доверия (народа) государство не может «устоять». Это утверждение древнекитайского философа неоднократно подтверждала история. Наиболее полно проблемой легитимации власти занимался М.Вебер Господство, по Веберу, означает шанс встретить повиновение определенному приказу. Господство предполагает, таким образом, взаимное ожидание: того, кто приказывает, что его приказам будут повиноваться, и тех, кто повинуется, что приказ будет иметь тот характер, какой ими, повинующимися, ожидается, т.е. признается. Вебер выделял три «чистых» типа господства. Анализируя их с точки зрения возможных (типичных) «мотивов поведения», он приходит к выводу, что «господство может быть обусловлено интересами, т.е. целерациональными соображениями повинующихся относительно преимуществ или невыгод; оно может обусловливаться просто нравами, привычкой к определенному поведению; наконец, оно может основываться на простой личной склонности подданных, т.е. иметь аффективную базу. Итак, первый тип - рационально-легальный, т.е. господство, основанное на легальности и интересах тех, кто повинуется. Говоря нашим языком, это политическая практика демократических стран, где существует конституция и граждане на основе своих интересов легально выбирают конгрессмена, депутата, президента и т.д. Второй тип - традиционный. Традиции господства основаны на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Примером может служить патриархальное господство монархов, баев, феодалов, князей и т.д. (Египет, Персия, Вавилон, средневековая Европа). Третьим «чистым» типом господства является харизматическое господство. Понятие «харизмы» (в переводе с греческого - божественный дар) известно еще с периода раннего христианства и означает сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинять себе массы. По Веберу, это некая экстраординарная способность не столько приобретенная, сколько дарованная природой, богом, судьбой (своего рода Кашпировский, только колоссального масштаба). Харизмой, по мнению Вебера, обладали великие законодатели и основатели государств: Солон (одним указом ликвидировав все долги, из-за которых многие афиняне оказались в рабстве, он даже уехал из города и никто не посмел нарушить этот указ), Ликург (по законам Ликурга Спарта жила 800 лет). По Веберу, это - великие завоеватели и полководцы: Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, основатели мировых религий: Магомет, Иисус Христос. Примером харизматического господства могут служить: Рим времен Цезаря, Египет, империя инков и др. Веберу не пришлось увидеть, как действовала харизма Гитлера и Сталина, но их власть, безусловно, опиралась на харизму. На вечерних митингах (а это не случайно: к вечеру у людей ослабевает волевая регуляция, а свет факела усиливает харизматическое воздействие) при выступлении любимого фюрера толпа неистово ревела, а немки в экстазе кричали: «хочу родить от Гитлера». В подвалах Лубянки люди гибли с именем товарища Сталина на устах. Представление об основных компонентах власти можно получить из представленной схемы:
|