Венно-божественного закона отвергал вообще все позитивные законоуложения
Согласно Галлеру, " вечный, неизменный, установленный Богом порядок состоит в том, что тот, кто сильнее, господствует, должен господствовать и всегда будет господствовать" 1. Позитивные законы, согласно Галлеру, не нужны, с одной стороны, потому, что " они само собой понятны из естественного закона", а с другой стороны, потому, что " законы, собственно говоря, даны не частным лицам, а в качестве инструкций для помощников судей, чтобы ознакомить их с волей высшего судьи". Суд же, по Галлеру, — не обязанность, а благодеяние государства. Как средство для обеспечения права суд — " ненадежное и неопределенное средство" по сравнению с тремя остальными средствами, которые " милостивая природа дала человеку для обеспечения его правовой свободы" 2. К этим средствам он относит: 1) самостоятельное исполнение и насаждение естественного закона; 2) противодействие неправу; 3) бегство там, где уже нельзя найти никакой помощи3. Требования естественно-божественного закона, по Галлеру, таковы: почитай в каждом равного тебе; не наноси оскорбления никому, не оскорбившему тебя; не требуй ничего такого, чего он не был бы обязан сделать; люби твоего ближнего и приноси ему пользу, где только можешь. Насаждение этого закона в сердцах людей делает излишним, согласно Галлеру, позитивное законодательство. Весьма низко оценивал Галлер роль " национальных свобод" (английской Великой хартии вольностей и др.), считая их лишь " документальными свободами" 4. Высмеивая подобные утверждения Галлера, Гегель подчеркивает бесконечную важность того, что обязанности государства и права граждан определяются законом. Особое значение он придает конституционным правам и свободам, считая вполне справедливым, что " каждое определенное законом право называлось в этом великом смысле свободой" 6. Гегелевская высокая оценка роли закона имеет в виду правовой закон. Философская разработка Гегелем понятия права, развертывающаяся в систему философии права, своим существом направлена на демонстрацию несостоятельности противопоставления естественного и позитивного права, права и закона. Таким образом, система гегелевской философии права, хотя и содержит в себе принцип различения права и закона, но разработана она в плане не развертывания, а снятия этого принципа и 1 Ibid. S. 46. 2 См.: Гегель. Философия права. С. 281—284. 1 Там же. С. 282. 2 Там же. 3 См. там же. 4 Там же. 5 Там же. 17—160 Раздел V. История философии права и современность доказательства его мнимости, поскольку речь идет лишь о различных определениях одного понятия. " Философия права" Гегеля занимает выдающееся место в истории философского познания проблем свободы, права, государства. Идеи Гегеля и непосредственно, и в различных интерпретациях (младогегельянцев и старогегельянцев XIX в., неогегельянцев начала XX в., современных исследователей его творчества) заметно содействовали становлению и развитию философии права как самостоятельной дисциплины. Они привлекают пристальное внимание и современных философов права.
|