Студопедия — Философия Н. А Бердяева
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Н. А Бердяева






В философских воззрениях Бердяева преобладают экзистенциальная и религиозная направленность. В своих работах мыслитель противопоставлял человека обществу, воспевал одинокую, замкнутую личность, ушедшую в самопознание, утверждал, что личность первичнее бытия, что ей должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Критикуя «традиционное христианство», он выступает за «обновленное, универсальное христианство», основанное на «творческом откровении» личности. Источником философии он объявлял «интуицию бытия», утверждая, что «религиозное откровение для философа есть интуиция философа», что «философия имеет жизненно-религиозное питание» (Н. А. Бердяев. Смысл творчества. М., 1999, с.47). Философ доказывал, что «тайна личности невыразима», что «окончательное преодоление одиночества происходит лишь в мистическом опыте» (Там же, с.46). По его мнению, существуют два мира – «высший» (или Бог) и «низший» (физический мир), что не только человек нуждается в Боге, но и Бог в человеке, что высшее назначение человека заключается в «откровении творчества» и в обращении к вечному Богу - нравственному символу, примеру для человека. Отношения между Богом и человеком должны быть «на равных»; Бог не должен выступать в роли господина, а человек в роли его раба. Человек должен стремиться к Богу, но не заменить Бога самим собой. Окружающую нас реальность мыслитель объявлял «символической», «отраженной» от Божественного бытия, продуктом грехопадения. Существующий мир Бердяев рассматривал как «зло», от которого надо избавиться. «Смысл истории - в искуплении греха», через «творчество», через страдания, жертвы и мистическое совершенствование личности. Если под «рациональной свободой» Бердяев понимал исполнение человеком морального долга, то под «иррациональной свободой» он подразумевал свободу «несотворенную», которая извечно заложена в бытии, предшествует Богу и бытию и несет в себе как добро, так и зло. Ответственность за зло как проявление иррациональной свободы всецело несет личность, а не Бог. Высшей ценностью в окружающем мире является свобода. Свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека. При этом сама личность истолковывалась им как спиритуалистическое явление. Свобода человека подвергается угрозе извне. Данную угрозу несут в себе, прежде всего, общество и государство, которые являются объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; они стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность. Личность, по мнению философа, имеет большую ценность, чем общество и государство, она должна защищать свою духовную свободу и от общества, и от государства, и от семьи, и от церкви. Всемирно-исторический процесс, согласно Бердяеву, есть действие трех сил – Бога, судьбы и человеческой свободы, где личность представляет собой арену иррациональных сил истории. С этих позиций философ критиковал марксистское учение о революционном преобразовании мира, считая, что материализм и атеизм уничтожают индивидуальность, превращают человеческое общество в «муравейник». В своих работах Бердяев значительное место уделяет проблеме исторической судьбы России и русского народа. По его мнению, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (привычка к общности, взаимовыручке, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна следовать ни Западу, ни Востоку, оставаясь «великим евроазийством». Историческая миссия России – построить «Царство Божие» (т. е. общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света» в будущем). Он оказал большое влияние на развитие экзистенциальной философии.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 967. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия