Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философские воззрения народников




Главными идеологами народничества были Петр Лаврович Лавров (народники-пропагандисты), Михаил Александрович Бакунин (народники-анархисты) и Петр Никитич Ткачев (народники-заговорщики). Первые основным средством подготовки народа к социальной революции признавали пропаганду революционных идей среди народа. Вторые считали, что народ уже готов к революции и его необходимо поднимать на повсеместные бунты и восстания. Третьи все надежды возлагали на заговорщическую организацию, которая должна совершить переворот, захватить власть в свои руки, с тем, чтобы освободить народ от тирании царей, помещиков и капиталистов и провести социальные преобразования в стране.

Философские воззрения Лаврова развивались в русле антропологизма, эволюционизма, механицизма и испытали влияние позитивизма. Он признавал первичность природы, однако не сводил сознание к материи, которую считал метафизическим понятием. По его мнению, сознание играет активную роль в человеческой жизни. Он материалистически истолковывал позитивистское учение об эволюционном развитии живой природы. Вместе с тем, Лавров некритически воспринял агностический тезис позитивистов о том, что сущность вещей нам недоступна, что мы познаем только явления. Лавров пытался создать свою философскую систему, в которой философия природы рассматривает внешний мир, философия духа – внутренний, духовный мир человека, а философия истории – действие личностей, высокие нравственные принципы. В связи с этим он излагает свое философское учение в трех аспектах – как философия в знании, философия в творчестве, философия в жизни. «Философия в знании» опирается на эмпиризм, она охватывает и группирует конкретные факты, придает им строгое единство, форму науки, открывает связь и повторяемость в природе. Затем философия переходит к новому качественному состоянию – «философии в творчестве», в которой центральное место занимают творчество, воплощение понятия единства мира в образ. Она также включает в себя и критику, помогающую преодолевать неподвижность и рутину. Через критику философия переходит на высшую ступень – в философию жизни; главное ее содержание – разработка высших нравственных идеалов и борьба за претворение их в практическую жизнь. Лавров ратовал за новую философию, которая была бы синтезом познания, творчества и действия и перекидывала бы мост от теории к практической жизни. Исторический прогресс, по его мнению, определяется степенью развития человеческого общежития, нравственных принципов братства, коллективизма и солидарности. Он разрабатывает субъективный метод в социологии, согласно которому, в природе действуют объективные законы и для их познания нужен объективный метод, в обществе же нет объективных законов, а есть действия критически мыслящих личностей, дающих собственные оценки историческому процессу, поэтому здесь должен действовать субъективный метод. Лавров осуждал социальное зло, угнетение человека человеком, национальную рознь и грабительские войны, выдвигал идею неоплаченного долга интеллигенции перед народом, несущим на себе все тяготы жизни и создающим условия для ее деятельности и проповеди высших нравственных идеалов. Он ставит вопрос о создании партии критически мыслящих личностей и о пропаганде социалистических идей в народе, ибо только с помощью народа и можно воплотить эти идеи в жизнь. Народники начали ходить в народ». Лавров занимался и проблемой выработки новой нравственности («истинная свобода», «истинное равенство», «истинное братство», «всеобщий труд на общее благо»), осуществление которой он видел через социальную революцию. Мыслитель идеализировал крестьянскую общину, видя в ней зачатки социализма, был против развития капитализма в деревне, недооценивал роль рабочего класса.

П. Н. Ткачев был сторонником заговорщической тактики борьбы с самодержавием и критиковал народников-пропагандистов, особенно П. Л. Лаврова, считая, что силами группы революционеров можно свергнуть самодержавие, уничтожить власть помещиков и капиталистов, принести освобождение народу. Народ, утверждал он, в силу своей забитости и отсталости, инертности, неорганизованности и «рабских привычек», привитых ему веками господства деспотической власти, не способен еще на данном этапе к самостоятельным революционным действиям. Эту задачу должна выполнить революционная интеллигенция, используя «разрушительную силу» народных масс. Придя к власти, революционное меньшинство должно провести реформы в экономической, политической и правовой областях, преобразовать крестьянскую общину в «общину коммунистическую» и со временем добиться устранения физического, умственного и нравственного неравенства между людьми. Он критиковал Прудона, Спенсера и Конта. Под влиянием работ К. Маркса и Ф. Энгельса, он абсолютизировал роль экономических отношений, к которым он сводил направление политических и вообще социальных отношений, а также интеллектуальный прогресс. Однако роль «экономического принципа» он понимал упрощенно, в духе «экономического материализма» и не связывал его с характером развития производительных сил и производственных отношений. Ткачев делал уступки позитивизму и в вопросах эстетики испытывал влияние психологизма.

М. А. Бакунин, как народник-анархист, выступал за уничтожение буржуазного государства, но также отрицал и возможность создания пролетариатом своего собственного государства. Он не видел разницы между буржуазным и пролетарским государством, между диктатурой буржуазии и диктатурой пролетариата. По мысли Бакунина, всякое государство стоит на страже реакции, подавляет личность, угнетает народные массы, враждебно трудящимся. Социальную революцию Бакунин мыслил себе в виде всемирного бунта. Возглавят же этот бунт беднейшие крестьянские массы и чернорабочие. Он недооценивал роль политические революции и политическую пропаганду. Бакунин претерпел философскую эволюцию от гегельянства до материализма и атеизма, хотя и непоследовательного. Мир, утверждал мыслитель, никем не создан, вечен, все живое – от простейших растений до человека с его духовным миром – порождено материальным миром в процессе длительной эволюции. Бакунин разделял взгляды Маркса и Энгельса, но трактовал их вульгарно-экономически, выводя идеи непосредственно из экономики общества.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 801. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия