Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философская мысль в России конца XVII – первой половины XVIII вв




Философские воззрения «Ученой Дружины».

С 17в. в России происходит бурное развитие товарно – денежных отношений, рыночных связей, слияние русских земель, формирование многонационального русского государства, укрепление абсолютной монархии, расширение экономических, политических и культурных связей с Западной Европой и со странами Азии находят свое социально – политическое и культурное выражение в реформах Петра I, начатых в конце 17в. и завершенных в 18в. Главными идеологами, теоретически обосновавшими петровские реформы, были видный историк и государственный деятель Василий Никитич Татищев, церковный деятель и писатель Феофан Прокопович, сатирик, дипломат и мыслитель Антиох Кантемир, самобытный мыслитель Иван Тихонович Посошков. Посошков, автор «Книги о скудности и богатстве», требовал развития в России мануфактур, ремесел, торговли, мореплавания, поощрения купечества, которое «украшает царство». Он осуждал праздность и расточительство, выступал за облегчение участи крепостных, считал необходимым созвать выборных для пересмотра старых и составления новых законов. Представители т. наз. «ученой дружины» (Татищев, Кантемир и др.) в своих работах противопоставляли господствующей церковно – схоластической догматике «живые истины разума», доказывали необходимость распространения просвещения и реформ в России. Кантемир и Татищев настаивали на том, чтобы церковь не вмешивалась в дела науки, которая одна должна судить об истинах, идущих от «естественного разума» (учение о двойственности истины). Кантемир и Татищев настаивали на том, чтобы церковь не вмешивалась в дела науки, которая одна должна судить об истинах, идущих от «естественного разума». По мнению Прокоповича, философия как самостоятельная наука должна иметь дело с «естественной истиной», т.е. почерпнутой из природы, а не из богословских книг. В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» Татищев утверждал, что философия должна развиваться независимо от богословия и призвана изучать физические тела, в т.ч. человеческий организм. По Кантемиру, философия состоит из метафизики, физики, логики и этики и призвана давать людям «знание дел естественных». Одной из заслуг Кантемира было то, что он начал разрабатывать философскую терминологию на русском языке, введя термины «наблюдение», «понятие», «начало», «средоточение» и др. «Ученая дружина» в своих сочинениях ссылалась на естественнонаучные и философские воззрения Коперника, Декарта, Бейля, Гассенди, Галилея, Спинозы, Лейбница и др. Они критиковали средневековую схоластику, но не отвергали существование Бога, его величия и реальности. Прокопович рассматривал Бога «яко пресовершеннейший ум», в котором в форме «первообразов» существовали «все твари», материальные предметы и явления. Кантемир проводил мысль о свободе воли, о «всесильной руке творца», создавшего мир из ничего и управляющего им, высказывал телеологическую идею о целесообразности в природе. В теории познания Кантемир, Татищев и, особенно, Прокопович колебались между материалистическим сенсуализмом и идеалистическим рационализмом. По мнению Прокоповича, «истинность есть согласие суждения со своим предметом; ложность же есть несогласие с предметом». Критерием «естественной истины» он считал человеческий разум, «личное исследование и толкование», физические и математические доводы. Богословские же «истины» принимаются на веру из книг священного писания. Кантемир объяснял возникновение идей или воздействием внешних предметов на органы чувств человека, или ассоциацией одних идей другими. Татищев одним из первых в России сделал попытку классифицировать науки согласно их общественному назначению на «нужные» («речение» или слово, экономия, медицина, логика, законоучение, богословие), «полезные» (грамматика, риторика, арифметика, геометрия, механика, архитектура, физика, химия, анатомия, ботаника, астрономия, география, оптика, история, хронография, изучение иностранных языков), «щегольские», или изящные (поэзия, музыка, живопись, вольтижировка), «любопытные», или бесполезные (алхимия, астрология, хиромантия, физиогномия), «вредные» (аэромантия, пиромантия, некромантия, гидромантия, геомантия).

 

Материализм М. В. Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым – естествоиспытателем и мыслителем – материалистом. Им были разработаны и предложены многие проекты по освоениюбогатств недр России, по развитию земледелия, промышленности, торговли, мореплавания. Ломоносов был создателем Московского университета. Будучи сторонником просвещенной монархии, Ломоносов вместе с тем осуждал крепостничество. Его проект «О размножении и сохранении российского народа», в котором он пытался оградить народ от произвола власть имущих, сурово осуждая невежество, праздность, паразитизм духовенства и т. п., проникнут прогрессивными, гуманистическими идеями.

Он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, выступал против мистицизма и идеализма, проложил новые пути в науке. Он настаивал, что наука должна руководствоваться собственными принципами и методами исследования, опираться на факты и наблюдения. Философия призвана выступать рука об руку с естествознанием. Естествоиспытателям не следует пренебрегать теоретическими обобщениями и философскими выводами. Философия доказывает, что «ничто не происходит без достаточного основания». Он экспериментально обосновал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов определяет как «протяженное несопроницаемое, делимое на нечувствительные части»; «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность» (М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, ч. 1.М. – Л., 1950, с. 107.) Действие и противодействие, притяжение и сила инерции, движение и другие проявления тел целиком зависят от материи, а не от каких – то сверхъестественных сил. Все, что есть или совершается в телах, обусловливается сущностью самих тел, естественными законами. В основе мироздания, по мнению мыслителя, лежат мельчайшие материальные частицы – монады, или атомы, или корпускулы (молекулы). Из них складываются все тела, их состоянием объясняются все изменения в телах. Русский ученый, по – существу исходил из материального единства мира, выражающемся в атомно – молекулярном строении вещества. Ломоносову принадлежит заслуга в теоретическом и экспериментальном обосновании закона сохранения материи и движения в природе.«Но все встречающиеся в природе изменения, - писал Ломоносов, - происходят так, что если к чему – либо нечто прибавилось, то это отнимается от чего – то другого. Так, сколько материи прибавилось какому – либо телу, столько же теряется у другого… Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому.» (М. В. Ломоносов. Письмо к Эйлеру. Полное собрание сочинений, т. 2, с. 185.) Исходя из данного закона, Ломоносов ставил вопрос об источнике движения, рассматривая движение как нечто неотъемлемое от материи, внутренне ей присущее. Как внутреннюю активность вещества, изначально присущую веществу («О тяжести тел и об извечности первичного движения»). Ломоносов обосновал механическую теорию теплоты, отвергая мистические теории о «теплороде» и «хладороде». Он также разработал кинетическую теорию газов. Создал теорию о природе грозовых электрических явлений, внес вклад в волновую теорию света. Ломоносов разработал учение об эволюции природы, проводил мысль о том, что растительное и животное царство и весь видимый мир подвержены постоянному изменению. Ученый выдвигает оригинальные идеи об образовании гор, руд, каменного угля, торфа, нефти, почв, янтаря и приходит к выводу, что наша планета значительно древнее, чем учит церковь. В теории познания Ломоносов придерживался материалистических принципов. Исходным началом знания он считал чувственные восприятия, переработанные затем разумом в понятия и идеи. Понятия, идеи отвлечены от действительности, бывают простыми (одно преставление) и сложными (два или более соединенных между собой представления). Не отрицая роли воображения в познании, но советовал не увлекаться им, а согласовывать его с действительностью. Вместе с тем, он видел ограниченность опытного знания, когда оно не подкрепляется рациональным обобщением, теоретическими выводами. Ученый придавал большое значение научным гипотезам, видя в них в средство познания законов мироздания. Философия Ломоносова – выдающееся достижение русской материалистической мысли.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 459. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия