Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская религиозная философия




Основоположником русской религиозной философии считается Владимир Сергеевич Соловьев – виднейший русский философ-идеалист. Мыслитель протестовал против реакционной деятельности царизма, религиозных преследований и насильственных насаждений казенного православия среди народов-иноверцев в России. Он решительно осуждал цензурные преследования литературы. Философ является создателем оригинальной идеалистически-религиозной философской системы, оказавшей сильное воздействие на последующее развитие религиозно-мистической философии в России и за рубежом. Мыслитель критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие духовную природу человека. Сам Соловьев высказывался за «универсальный синтез науки, философии и религии». Он требовал от философии разработки поставленных теологией вопросов «цельного знания», или живого общения человека с «абсолютом», стать наукой христианского вероучения. Начало всего сущего, согласно его учению, абсолютное, Бог. Божество следует отличать от идеального космоса - божественной идеи. Абсолютное, содержащее в себе вечные идеи, воспринимается только через веру. Видимый, физический мир условен, порожден миром идеальным и связан с абсолютным началом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями. С точки зрения философа, развитие мира, живых организмов шло не от низшего к высшему, а наоборот. Каждое появление высшего типа бытия есть творение Бога, положительное содержание этого бытия существует от века в форме идей. Следовательно, высшее предшествует низшему, идеальное – материальному. Он говорил о наличии «гармонии» в природе, предустановленной Богом в силу его любви к существам и любви существ к Богу, проповедуя идею всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия. В гносеологии мыслителя принижалось значение чувственных восприятий и опытных данных в познании действительности. Ни рационализму, ни сенсуализму истина, как таковая, недоступна. Истина, рассуждал Соловьев, находится в абсолюте (в Боге). Она может быть познана только через веру, через мистическую интуицию. Большое место в теории познания философа отводилось мистически толкуемой «Софии» как «Божественному Логосу», всеобщей «Божественной мудрости». Люди, по его мнению, должны руководствоваться христианским учением любви к ближнему. Нравственность – главный аспект жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь). Поскольку Бог есть выражение добра, то жизненный путь личности должен быть путем следования Богу (путь богочеловека). Этот же принцип должен быть положен в основу отношений между отдельными народами (государствами), и легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы воплотить в жизнь эти принципы и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церквам необходимо слиться воедино под эгидой римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию. Прогресс понимался им как всеобщая связь поколений. Спасение человечества мыслитель связывал с эсхатологическим исходом (и идеей воскрешения всех, как живых, так и мертвых – духовным воскресением), со свободной вселенской христианской теократией. Вслед за Достоевским он выдвигал учение о народе-«богоносце», который призван преодолеть действующие в обществе «центростремительную» и «центробежную» силы божественной силой. Такими народами он объявляет славянские народы, и особенно русский народ; они останутся равнодушными к земным делам и положатся всецело на божественную премудрость. Русская идея состоит, по Соловьеву, из трех: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I), «Свободной Руси» (дух декабристов, Пушкина). В области эстетики Соловьев проповедовал символизм, доказывая, что писатель, художник тогда творит, когда он охвачен мистическим экстазом («теургией»), когда его творения воплощают божественное откровение.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 718. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия