Студопедия — Мир иной, или Путь от человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мир иной, или Путь от человека






Как мы уже выяснили выше, обычный средний человек
(средний не в смысле серости, а в смысле типичности своего
образа жизни) погружен в эмпирический мир и его события.
Далее ^считая себя верующим, он, как правило, занят повсед-
невной реальностью и отвлекается от нее лишь в моменты
жизненных кризисов или во время торжественных религиоз-
ных церемоний (если служба хорошо организована, а пропо-

408.


ведпик — достаточно умелый психолог и оратор).

Однако издревле существовали духовные течения, иск-
ренние поборники которых не просто утверждали наличие
Мира иного или его нсходность, первичность по отношению
к обыденному бытию, но постулировали необходимость та-
кого образа жизни, который весь был бы направлен к наи-
лучшему достижению инобытия. Первоначально это эзоте-
рические учения,
известные уже в Древнем Египте и Древ-
ней Греции (таинства святилища Изиды, Элевсинские
мистерии и т. д.), а затем — мировые монотеистические ре-
лигии,
которые при всей своей популярности и широчайшем
распространении по основному своему смыслу полностью
обращены к потустороннему.

Именно монотеизм и эзотерпзм древности рождают
представление о совсем иной реальности, ничем не схожей
с обыденным человеческим существованием, с его конечно-
стью, смертностью, веществешюсть.ю, с его заботами и стра-
стями. Это не-человеческая реальность, она принадлежит
человеку, создает его как свое собственное инобытие и слу-
жит источником всех благ и достоинств: самого факта суще-
ствования, высших нравственных и эстетических ценностей,
добра, красоты. Она ничем не похожа на антропоморфных
или зооморфных богов политеизма с их вполне человече-
скими занятиями, чувствами, интригами. Она абсолютна,
тотальна, хотя обладает личностным аспектом, и будучи аб-
солютной, определяет и судьбу эмпирических существ, и
смысл их бытия. Божественный Абсолют и близкие к нему
слон бытия оказываются истинной отчизной маленького и
суетливого «сына Адама», из нее он выходит и в нее возвра-
щается, не важно, один или много раз, в конечном счете -
навсегда. Это «напсегда» абсолютно перевешивает по свое-
му значению короткую обыденную жизнь, быстропреходя-
щее бытие изменчивых-теней.

Конечно, сама идея об укорененности человека в чем-то
бесконечно большем, нежели он сам, не вызывает никаких
возражений. Безудержный антропоциентризм, титаниче-
ская дерзость мыслителей Возрождения и современных тех-
нократов при более пристальном рассмотрении оказываются
чем-то вроде младенческого эгоцентризма, когда ребенку
кажется, что он —центр мирозданья и именно вокруг него
вращается весь взрослый мир от бабушек, несущих манную
кашу, до солнца и звезд. Эта, несомненно, приятная иллю-
зия довольно быстро рассеивается.

Человек — часть огромной Вселенной, ее фрагмент, эле-
мент, малая толика, и действительность, питающая его сво-


ими соками, пронизывающая невидимыми полями, во мно-
гом является для него непостижимой. Мы по сей день не
знаем о себе самого главного: откуда мы пришли в нашу
эмпирическую жизнь и куда уйдем · после смерти. Рассып-
лемся в прах? Отправимся блуждать по адовым каньонам и
райским кущам? Растворимся в породившем нас Сверхсоз-
нании? Несомненно одно: существуют те уровни, слои, из-
мерения реального мира, которые обладают иными степеня-
ми свободы и власти, именью им принадлежит первое слово
в нашей судьбе. Сама материальная астрономическая Все-
ленная скорее всего лишь один из пластов «многослойного
пирога*· действительности, и над ней вырастает сложная
иерархия духовных сил.

Однако, признав это, должны ли мы отвернуться от на-
шего бренного мира, от очага", который здесь и сейчас согре-
вает наши бедные смертные тела, от нашего несовершенного
человеческого общежития, которое далеко не всегда — брат-
ство? Надо ли· любить эту временную квартиру, перевалоч-
ный пункт на пути астральных странствий?.Посмотрим, как
отвечают на это мировые монотеистические религии и эзоте-
рические учения.

Далее при поверхностном обзоре христианства, индуиз-
ма, теософии обнаруживается, что все они выносят обвини-
тельный приговор потустороннему эмпирическому миру:
«Виновен! Виновен! Отвернись от него, человек!»

Действительно, в реальной жизни и реальной истории
много зла, жестокости и коварства. И сегодня, как и тысячу
лет назад, страдают невинные, отсутствует справедливость,
льются потоки крови. «Но этот мир. не может быть иным, —
говорит христианство, - он грешен, он забыл Бога и лежит во
зле». «Он неистинен, —соглашается индуизм, —он —майя, мо-
рок, иллюзия, средоточие бесплодных желаний, влекущих за
собой лишь страдания». Именно поэтому ценности обыденной
повседневной жизни оказываются для монотеистического со-
знания антиценностями: ложными, грязными, влекущими в
объятия дьявола или в губительный самообман.

Конечно, крупным религиям некуда деваться, они вынуж-
дены как-то ладить с эмпирическим миром, идти на уступки,
давать послабления греховной человеческой природе. Одним
из таких компромиссов выступает протестантизм, объявляю-
щий успех в земной деятельности богоугодным делом и сим-
волом богоизбранности. Кроме того, сами деятели церкви —
тоже не бесплотные духи и не могут полностью отказаться от
человеческих потребностей и влечений.

Крупнейшие мировые религии выступают как правствен-


пая сила, стремящаяся облагородить сам мир: они способст-
вуют распространению милосердия, терпимости, любви к.
ближнему, т. е. пытаются совершенствовать наличную эм-
пирическую данность. И тем но менее для идейного ядра
религии это вторично. Все, что касается посюстороннего
мира, должно быть подчинено достижению Мира иного.
Главное — спасти бессмертную душу или избавиться от ве-
риг «майи», заставляющей любить смертные и изменчивые
вещи. Главное — измениться настолько, чтобы перестать
быть человеком. Это и есть основной пафос всех ведущих
религий и эзотерики: быть земным человеком не просто
мало, быть в полной мере лишь им — еще и грешно и по-
стыдно. «Настоящее свое состояние, каким бы благообраз-
ным оно ни было, — пишет С. С. Авершщев, характеризуя
ранневизантийскую литературу, — христианин не может не
оценивать как позорное, ибо обязывается измерять его мер-
кой абсолютного: любые, его заслуги конечны, между тем
как вина - бесконечна. Христианство учит человека воспри-
нимать свое тело как храм Бога —весьма веская причина
скорбеть о том, что храм этот «весь осквернен». Христиан-
ство внушает человеку, 'что он есть носитель образа божия —
каких же слез хватит, чтобы оплакать унижение этого обра-τ
за?»*.

Погрязнуть в делах житейских, даже если ты добр, кро-
ток и терпелив — это идти по пути гибели. Отречение от всего
земного естества —единственный путь к успеху. Лишь тот,
кто презрел пагубные радости и соблазны обычной жизни
(схимник, мученик, аскет йогин) может сказать, что действи-
тельно встал на Путь, ведущий от человеческого к божествен-
ному, от пошлой смертности и греха — к бессмертию и бла-
женству. Его лицо в полной мере обращено к потусторонне-
му, к Духу, а сердце не скучает о земной мишуре.

Стоит отметить, что здесь мы стремимся выявить именно
ведущую пить религиозного и эзотерического сознания, не
вдаваясь в дискуссии о мере признания мирских благ. А
дискуссии такие, конечно, были, как между отцами церкви,
так и между религиозными философами. Главными, посто-
янно действующими источниками грешности этого мира, его
скверны религия и эзотеризм полагают:

1) земное самозамкнутое человеческое «я»,

2) проистекающие из его партикулярное™ желания и
воля к их' удовлетворению.

* Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
С. 80-81.


Именно наличие «я», осознание человеком своей особо-
стн, отдельности, ннаковости по отношению к другим суще-
ствам и сущностям является корнем его онтологической
вины и сопутствующих ей несчастий. С точки зрения инду-
изма и буддизма каждый, желающий избавления, должен
понять, что его «я» —лишь иллюзия, и потому все привя-
занности — тлен. Христианство, признающее целостность
душевной монады и ее бессмертие, тем не менее четко раз-
деляет неистинное земное «я» человека и то высокое «я»,
которое может дать Христос.

Но чтобы Христос дал это новое прекрасное «я» — свою
божественную природу — верующий должен добровольно
отказаться от собственной земной личности, раздираемой
потребностями и противоречиями. Надо убить повседневное
«я», чтобы приобщиться к Абсолюту. Стать ничем, откры-
той возможностью, пустым сосудом, в который Христос
вольет трансцендентную духовность. «Верный признак дей-
ствительного присутствия Бога в вашей жизни — это либо
полное забывание себя, либо ощущение себя комком грязи.
Лучше совсем забыть о себе», — говорит философ-проповед-
ник Клайв Льюис*. С партикулярным земным «я» связана
способность к свободе, точнее, к своеволию, самоуправству,
порождающим богоборческую гордыню, из которой про-
истекают все виды зла.

Наличие у человека «я», позволяющего отличать себя от
мира, вызывает к жизни желания, могучие силы, заставляю-
щие сохранять, беречь, длить неистинное мирское бытие, про-
являя упрямую волю. В индуистской традиции желания и
страдания — две стороны одной медали. Именно мир желаний
автоматически создает мир страданий. Первого не бывает без
второго. Суетные мирские желания и в христианской тради-
ции понимаются как ведущие к страданию и греху, они не-
пременно приобретают вид пороков и страстей: властолюбие,
корыстолюбие, сластолюбие, чревоугодие, лень, зависть.
Страсти же терзают человека, словно дикие звери.

Таким образом, блаженство, вечная абсолютная радость,
оказывается достижимой только в случае отказа от земных
потребностей и страстей. И на Востоке, и на Западе (преж-
де всего в монашестве), и в теософской традиции, объеди-
няющей Запад и Восток, мы обнаруживаем разработанную
до деталей систему средств, уводящих от земного человече-
ского мира к трансцендентному, перед лицом которого гас-
нет и истаивает человеческое «я», исчезают желания и им-

* Льюис К.. Просто христианство. Чикаго, 1990. С. 12G.


пульсы действовать по своему почину. Это разные виды ме-
дитации, физические и психические упражнения, аскеза,
самовнушение, направленное на ощущение непосредствен-
ной причастности к Абсолюту, приводящие либо к пирва-
нс - бессознательному трансу с потерей личностной иденти-
фикации, либо к высокому экстазу, сопровождающемуся
бурным переживанием приобщения к Высшему началу.

Интересно то, что традиция неприятия повседневного
нашла в XX в. не только чисто религиозное, но и собствен-
но философское выражение. Такие авторы, как А. Бергсон
или М. Хайдеггер совершенно по-разному ищут тот внерас-
судочпьш, виежитейский пласт реальности, который и по-
читают за истинный пласт, уводящий нас от полседпевно-
стн, от забот, от мира твердых форм и сознательных воле-
вых решений.

Вернемся, однако, к вопросу о земном и трансцендант-
ном. Именно благодаря «антимирской» установке религии
ее трудно принять до конца. Вот уже и веришь в посмертное
бытие, и признаешь в Духе творящее начало мира, но не в
силах отрицать и виноватить земную жизнь, считать челове-
ческую повседневность только плохой, только иллюзорной,
только грешной. Невозможно согласиться, что она — лишь
юдоль страданий и ничего более. Грехов и страданий в ней,
конечно, предостаточно, но все же в ней есть не только это.
И потому она — ценность сама по себе в своей вторичности,
тварности и иллюзорности.

Представление о том, что земная жизнь полностью сво-
дится к страданию (о чем говорит «четверичная истина»
буддизма) выступает, на наш взгляд, проявлением ипохон-
дрического мировосприятия. Это депрессия, спроецирован-
ная на окружающую действительность, тяжкая меланхолия,
получившая онтологический статус. На самом деле в по-
вседневной человеческой жизни наряду со страданиями и
трудностями есть и неисчислимое множество радостей: «вы-
соких» и «низких», духовных и плотских, мгновенных и
длительных. «Аианда» — блаженство — присуща бытию как
таковому, в том числе бытию в его земном варианте.

Здесь и творческие восхождения, и подвиги, и умиротво-
ренная созерцательность, и' восторги любви во всех ее прояв-
лениях, и просто великолепное чувство того, что ты есть, су-
ществуешь, бытийствуешь. И против этих радостей не работа-
ет аргумент, что их кратковременность и преходящесть
обращает их в страдания. Напротив, временность делает их
особенно яркими и острыми, порождав! прелесть прощания и
нежность воспоминаний. Лучшие в мире произведения искус-


ства воспевают не вечность, а временность: ушедшую любовь
и цветок, который скоро увянет.

Созданный мастером предмет отделяется от него и жнвет
собственной жизнью. Дитя, взрослея, исполняется своих до-
стоинств, не растворимых в том, что вложили в него мать и
отец. Так и с миром. У него — своя жизнь. И если есть суще-
ствование за гробом и необходимость отчитаться перед Отцом
и 'Промыслителем, почему гаадо зачеркивать те радости и
свершения, что были ведомы на земном, досмертиом пути?







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 613. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия