Студопедия — Теория познания как философская дисциплина
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теория познания как философская дисциплина






Теория познания (гносеология) - это раздел филосо-
фии, в котором изучаются такие проблемы как природа по-
знания, его возможности и границы, отношение знания и
реальности, субъекта и объекта познания, исследуются все-
общие предпосылки познавательного процесса, условия до-
стоверности знания, критерии его истинности, формы и
уровни познания и ряд других проблем.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов
«gnosis»- знание и «logos»- понятие, учение, т. е. учение
(понятие) о знании. В современной литературе данный тер-
мин употребляется в двух основных значениях: 1) как уче-
ние о всеобщих механизмах и закономерностях познава-
тельной деятельности человека, Ό «знании вообще», незави-
симо от его конкретных форм и видов; 2) как философская
концепция, предметом исследования которой является науч-
ное познание в его специфических характеристиках. В этом
случае чаще всего используется термин «эпистемология».
Однако в ряде.случаев термины «гносеология», «теория no-
знания» и «эпистемология» совпадают по содержанию, яв-
ляются тождественными. ·

Теория познания (в обоих значениях этого термина) тес-
но связана с такими фундаментальными науками, как онто-
логия - учение о бытии как таковом, и диалектика - учение
о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с
логикой (в ее различных модификациях) и методологией.
Поскольку субъектом познания, «центром» всей гносеоло-
гии является человек, то она широко использует данные
философской антропологии, этики, культурологии, социо-
логии и других наук о человеке. Опора теории познания
тем более необходима потому, что, во-первых, познаватель-
ный процесс всегда происходит в определенном социокуль-
турном контексте, а, во-вторых, сегодня набирает силу тен-
денция социологизации гносеологии, т. е. процесс преобра-
зования последней в подлинное социально-гуманитарное
исследование*.

При изучении личности познающего субъекта теория по-
знания опирается на данные психологии, физиологии, ней-
рофизиологии, медицины. Большой и разнообразный мате-
риал для обобщающих выводов ей поставляют математика,
кибернетика, естественные и гуманитарные науки в сово-

* Об этом см., например: Познании в социальном контексте. М., 1994.


купностн всех своих многообразных дисциплин, история
философии и науки и др.

В разработке своих проблем, в развертывании собствен-
ного концептуального содержания гносеология должна «выжи-
мать» последнее в виде «квинтэссенции» из всех своих названных
и других источников. При этом недопустимо как недооценивать (а
тем более полностью игнорировать), так и абсолютизировать ка-
кой-либо ндип из них. Так, например, строить теорию по-
знания только и исключительно па основе анализа
математического (Декарт) или естественнонаучного знания
(логический позитивизм) — значит поступать односторонне,
а следовательно, ошибочно.

История познания показывает, что знания (и их теорети-
ческий образ) всегда обусловлены потребностями общества
(в особенности запросами материального производства и
практики), и поэтому должны принимать специфический
облик на каждом из качественно различных этапов обще-
ственного развития. Вместе с тем по своему содержанию
они должны впитать в себя все то ноЬое, что приносит с
собой каждый из них. Так, развитие гносеологических
представлений конца XX в. определяется тем, что оно про-
исходит в условиях информационного общества и, в частно-
сти, опирается па данные так называемой «постнеклассиче-
ской» науки. Для этого этапа развития характерны: измене-
ние объектов исследования (ими все чаще становятся
целостные, саморазвивающиеся «человеко-размериые» сис-
темы), широкое распространение идей и методов синергети-
ки — науки о таких системах; методологический плюра-
лизм; преодоление разрыва между объектом и субъектом
познания; соединение объективного мира и мира человека;
внедрение времени во все науки, их глубокая диалектиза-
ция н исторнзация (в частности, приоритет «становления»
над «бытием» у И. Пригожина) и ряд других. Подробнее об
этом будет рассказано в следующей главе).

Что касается методов, с помощью которых гносеология
исследует своей предмет, т. е. познавательное отношение к
действительности в совокупности всех его аспектов, то на
современном этапе ее развития все более характерным ста-
новится методологический плюрализм. Иными словами, она
вправе и обязана использовать любые методы и приемы, ко-
торые окажутся наиболее эффективными в данной познава-
тельной ситуации. Это прежде всего философские методы —
диалектический, феноменологический, герменевтический и
др. Это и 'то, что называют общенаучной методологией — си-
стемный, структурно-функциональный, вероятностный и


др. подходы. Это общелогические методы: анализ, синтез,
идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это так-
же эмпирические и теоретические средства и приемы, ха-
рактерные для частных наук (и научных дисциплин), кото-
рые могут быть использованы в теории познания с учетом ее
специфики. Все названные и другие методы должны приме-
няться в гносеологических исследованиях не порознь, а в
их тесном единстве и динамическом взаимодействии.

В настоящее время расширение предмета теории познания
идет одновременно с обновлением и обогащением ее методо-
логического арсенала: гносеологический анализ и аргумента-
ция начинают, включать определенным образом переосмыс-
ленные результаты и методы специальных наук о познании и
сознании, социальных и культурологических дисциплин.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1779. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия