Студопедия — Истина и заблуждение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истина и заблуждение






Непосродственная цель познания в любой его форме -
истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоре-
чив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не слу-
чайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и углуб-
ления — заблуждение. Вопрос о том, что есть истина? и ка-
ковы способы избавления от заблуждений («идолов
разума», по Бэкону) всегда интересовало людей — и не
только в сфере науки. Категории истины и заблуждения -
ключевые в теории познания, выражающие две противопо-
ложные, но неразрывно связанные стороны, момента едино-
го процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою
специфику, которую мы и.рассмотрнм.

Заблуждение - знание, пс соответствующее своему
предмету, не совпадающее с тт.
Заблуждение, будучи не-
адекватной формой знания, главным своим источником
имеет ограниченность, неразвитость или ущербность обще-
ственно-исторической практики и самого познания. Заблуж-
дение по своей сути есть искаженное отражение действи-
тельности, возникающее как абсолютизация результатов по-
знания отдельных ее сторон. Например,, заблуждением в
целом является «теоретическая астрология», хотя отдель-
ные моменты истины, в ней имеются'. Так же как в научной
астрономии содержатся, заблуждения, но в целом эта систе-
ма истинного знания, подтвержденная наблюдениями.

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение исти-
ны, но они неизбежны, есть необходимый момент движе-
ния познания к ней, одна из возможных форм этого про-
цесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуж-
дения» как алхимия, происходило формирование химии
как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует,
например, различать заблуждения научные и ненаучные,
эмпирические и теоретические, религиозные и философские
и т. д. Так, среди последних существуют такие, как эмпи-
ризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, ре-
лятивизм и др.

Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренно-
го искажения истины в корыстных интересах — и связанной


с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации.
Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка —
результат неправильных действий индивида в любой сфере
его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в жи-
тейских делах и т. д. Выделяют ошибки логические — нару-
шение принципов и правил логики (формальной или диа-
лектической) и фактические, обусловленные незнанием
предмета, реального положения дел и т. п.

Развитие практики и самого познания показывают,
что те или иные заблуждения рано или поздно преодоле-
ваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о
«вечном двигателе»), либо превращаются в истинные
знания (превращение алхимии в· химию). Важнейшие
предпосылки преодоления заблуждений — изменение и
совершенствование породивших их социальных условии,
зрелость общественно-исторической практики, развитие
и углубление знания. А это требует конструктивно-кри-
тического, а не апологетического (защитительно-оправ-
дательного) подхода к действительности, реализации ме-
тода «проб и ошибок» (Поппер).

Истина - знание, соответствующее своему предмету,
совпадающее с ним.
Иначе говоря, это верное, правильное
отражение действительности — в живом созерцании или в
мышлении. Достижение истины — непосредственная цель
познания в любой его форме (научной, философской, об-
разно-художественной и др.). Каковы основные свойства,
признаки истины? Первый и исходный из них — объектив-
ность:
конечная обусловленность реальной действительно-
стью, практикой и независимость содержания истинного
знания от отдельных людей (как, например, утверждение о
том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть
свойство материальных объектов (например, «дом есть ис-
тина»), а характеристика знания о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному
содержанию, истина субъективна по своим внутренним иде-
альным содержанию и форме: истину познают люди, выра-
жающие ее в определенных субъективных формах (поняти-
ях, законах, теориях и т. п.). Например, всемирное тяготе-
ние изначально присуще материальному миру, по в качестве
истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.

Истина есть прогресс, а не некий одноразовый акт по-
стижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для
характеристики объективной истины как процесса применя-
ются категории абсолютного (выражающей устойчивое, не-
изменное в явлениях) и относительного (отражающей 'из-

447'


мепчивое, преходящее). Абсолютная и относительная ис-
тины —
это два необходимых момента одной и той же объ-
ективной истины, любого истинного знания. Они выражают
разные ступени, стороны познания человеком объективного
мира и различаются лишь по степени точности и полноте
его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не
отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон,
моментов имеет свою специфику.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной
истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпываю-
щее знание о действительности и целом — гносеологический
идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание
все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент
знаний, который не может быть никогда опровергнут в бу-
дущем: «птицы имеют клюв», «люди смертны» и т. д. Это
так называемые вечные истины, знания об отдельных сторо-
нах предметов.

Относительная истина (точнее, относительное в объек-
тивной истине) выражает изменчивость каждого истинного
знания, его углубл ι те, уточнение по мере развития практики
и познания. При этом старые истины либо заменяются позы-
ми (например, классическая механика сменилась квантовой),
либо опровергаются и становятся заблуждениями (например,
«истина» о существовании эфира, понятия о теплороде, фло-
гистоне π т. п.). Относительность истины заключается в ее
неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.
Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла-
дывается нз суммы относительных, но не путем механическо-
го соединения готовых истин, а в процессе творческого разви-
тия познания па основе практики.

Существует две крайние позиции в понимании отноше-
ния абсолютного и относительного моментов в истине. Дог-
матизм
преувеличивает значение устойчивого момента, ре-
лятивизм
— изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсо-
лютной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит,
что любое истинное знание (в науке, в философии, в искус-
стве и т. п.) всегда определяется в своем содержании и при-
менении данными условиями места, времени и многими дру-
гими специфическими обстоятельствами, которые познание
должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирова-
ние определенности ситуации, распространение истинного
знания за пределы его действительной применимости неми-
нуемо превращает истину в свой антипод — в заблуждение.
Даже такая простая истина как 2+2=4 является таковой

' 448


только в десятичной системе исчисления. Положение о том,
что «сумма внутренних углов треугольника равна 2 с!» ис-
тинно лишь для Эвклидовой геометрии π становится за-
блуждением за ее пределами, например, в геометрии Лоба-
чевского-Римапа.

Таким образом, объективная, абсолютная, относитель-
ная и конкретная истина — зто не разные «сорта» истин, а
одно и то же истинное знание с этими своими характерными
признаками (свойствами).

Кроме названных, некотррые авторы (например, В. В. Иль-
ин) выделяют такие свойства истины, как непротиворечивость
(с точки зрения формальной лотки), простота, красота, эврн-
стичиость (способность знания к саморасширению), когерент-
ность (согласованность данного знания с фундаментальными
идеями), способность к самокритической рефлексии, антнконъ-
юнктурность, плюрализм знания и др.

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуж-
дения, и если молено, то каким именно образом, всегда ин-
тересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критерии
истины.
В истории философии и науки высказывались раз-
личные точки зрения на сей счет. Так, Декарт критерием
истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Фейер-
бах такой критерий искал в чувственных данных («там, где
начинается чувственность, кончается всякий спор»). Но
оказалось, что ясность и отчетливость мышления — вопрос
крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают:
видимое движение Солнца вокруг Земли, излом чайной
ложки в стакане с водой на ее границе с воздухом и т. п.

В качестве критерия истины выдвигались общезначимость
(то, что признается многими людьми); то, что является вы-
годным, полезным, приводит к успеху — прагматизм (от гре-
ческого pragma — дело, действие); то, что соответствует услов-
ному соглашению — конвенционализм (от латинского
conventio -договор, соглашение); то, во что люди сильно ве-
рят; то, что соответствует мнению авторитетов и т. д.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии исти-
ны содержались отдельные рациональные идеи: важная роль
чувственности в постижении истины, требование ясности,
простоты и красоты при построении тех или иных форм зна-
ния и др. Однако указанные концепции не смогли з'Довлетво-
рителыю решить проблему критерия истины, ибо в его по-
исках не выходили, как правило, за пределы самого знания.

Диалектпко-материалпстическая философия соединила
всеобщность критерия истины с непосредственной действи-
тельностью путем введения в теорию познания обществен-


но-нсторической практики. Последняя чю всем своем объеме
и полноте, а также в целостном историческом развитии (в
единстве прошлого, настоящего и будущего) была представ-
лена решающим — в конечном итоге — критерием истины.
История познания подтвердила этот вывод.

Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-
то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сли-
чение, а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалек-
тический характер. Л это значит, что критерий практики
одновременно определен и неопределен, абсолютен и отно-
сителен.
Абсолютен в том смысле, что только развивающа-
яся практика во всей полноте ее содержания может оконча-
тельно доказать какие-либо теоретические или иные поло-
жения, В то же время данный критерий относителен, так
как сама практика развивается, совершенствуется, наполня-
ется новым содержанием и потому она не может в каждый
данный момент, тотчас и полностью доказглъ i'e или иные
выводы, полученные в процессе незнания.

Диалектичиость практики как критерия истины является
объективной основой возникновения и существования иных
критериев для проверки истинности знания в различных его
формах. В качестве таковых выступают так называемые
внеэмпирические, внутринаучные критерии обоснования
знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т. п.).
Важное значение среди них имеют теоретические формы до-
казательства, логический критерий истины, опосредованно
выведенный из практики, производный от нее и потому'мо-
гущий быть вспомогательным критерием истины. Он допол-
няет критерий практики как решающий, а не отменяет или
заменяет его полностью. В конечном итоге практика и толь-
ко она может окончательно доказать истинность тех Пли
иных знаний.

Говоря о логическом критерии истины, нельзя ограничи-
вать его законами формальной логики. Кажется очевид-
ным, что диалектический метод в совокупности всех своих
элементов представляет собой своеобразную форму логиче-
ского критерия истины, которая в «снятом виде» содержит
в себе критерий формально-логический, а не отвергает его.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо
единство теории и практики, которое есть коренной прин-
цип философской гносеологии. Это такое их диалектиче-
ское взаимодействие, в котором все же практика выше, важ-
нее познания, и, как уже было показано ранее, исходный и
конечный пункт, основа этого процесса.

Κ ρ ο ν» изложенного решения проблемы соотношения за-


блуждепия и истины и критерия истины укажем еще неко-
торые иные варианты ее решения в современной филосо-
фии. Так, например, М. Хайдеггер не отвергал привычного,
традиционного понимания истины как согласованности вы-
сказывания (суждений и др.) с вещью, о которой делается
данное высказывание. Причём истина в ее полноте включа-
ет в себя пеистнпу (заблуждение) как свою противополож-
ность, т. е. несогласованность, несовпадение высказывания
с вещью. Сущность истины, по Хайдеггеру, открывается
как свобода человека, поскольку вне последнего не сущест-
вуют ни та, ни другая противоположность — каждая в своих
формах и видах — и именно человек «распоряжается» ими.
Непстнпу Хайдеггер трактует не только как сокрытость (в
отличие от открытости истины), но и как поиск: человек
всегда находится на пути блужданий. Поэтому заблужде-
ние — это не отдельная ошибка, а господство истории слож-
ных, запутанных способов блуждания. Диапазон заблужде-
ний, по его мнению, очень широк: от обычного проступка,
недосмотра или просчета до промахов в важных решениях.

К. Поппер на вопрос: что есть истина? отвечает просто и
убедительно: утверждение, суждение или мнение истинно,
если, н только если оно соответствует фактам. Однако при
этом надо точно оговорить условия для применения преди-
ката «истинно» к данному высказыванию и добиваться бо-
лее полного соответствия. Тем самым истина объективна и
есть важнейший стандарт, регулятив познавательного про-
цесса. Понятие истины — как образца, которого мы в ряде
случаев можем и не достигнуть — соотносится у Поппера с
понятием заблуждения. Последнее - следствие того, что по-
знание — дело рук человеческих, а потому погрешимо, под-
вержено ошибкам, — значит мы не застрахованы от заблуж-
дений в различных их формах '(ложь, ошибка и др.). Эф-
фективное средство их преодоления — критический метод.

Кроме того, Поппер считает, что, во-первых, не следует
смешивать истину с критерием истины, во-вторых, универ-
сальный критерий истинности, который уберег бы нас от
заблуждений, по его мнению, не существует. Однако из это-
го не следует, что выбор между различными концепциями,
теориями произволен н часто субъективен.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия