Студопедия — Генезис науки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Генезис науки






Мировоззрение эпохи нарождающегося
капитализма — условие возникновения науки

Современная наука возникла в Европе в период XV—
XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его пре-
образования, наука сформировала понимание того, что есть
мир, природа, как можно н дол ясно человеку относиться к
ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир
могло утвердиться в обществе только потому, что оно было
уже готово принять это воззрение как нечто само собой ра-
зумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы
феодального производства в обществе формируется новое,
по сравнению со средневековым, воззрение на мир, приро-
ду, по своей сути совпадающее с научным.

В чем его новизна? Отметим несколько моментов. Антич-
ное и средневековое представление о космосе, как конечном и
иерархически упорядоченном мире, уступает место представ-
лению о бесконечной Вселенной, единство которой обеспечи-
вается единообразием составляющих ее элементов и законов,
по которым осуществляется их связь и отношение.

Изменяется и представление о пространстве. Античность
и средние века воспринимают пространство как совокуп-
ность уникальных мест и событий. Согласно этим представ-
лением, нет никакой гарантии, что.происшедшее в данном
месте событие может повториться з другом. Новое мировоз-
зрение отождествляет пространство с геометрической протя-
женностью, па которой нет ни уникальных мест, ни других
особых отметок. Оно везде однородно. Не случайно Р. Де-
карт предложил изображать его графически с помощью си-
стемы координат, т. е. системы трех пересекающихся взаим-
но-перпендикулярных прямых, каждая из которых уходит
в бесконечность. В ходе разрушения схоластической карти-
ны мира в целом как механизма. Механизм. — это устройст-
во, созданное человеком, т. е. искусственный предмет (ар-


тефакт). Объявив природу механизмом, человек тем самым
«создал» мир, в котором он смог что-то понимать, знать, а,
следовательно, преобразовывать его по своей воле и жела-
нию. Природа стала рассматриваться с точки зрения естест-
венного порядка, в котором имеют место только механиче-
ские события. В этой связи пространство, время и материя
стали интересовать людей только с количественной сторо-
ны. Мир природы перестал быть заселен сказочными суще-
ствами, духами и т. д. И даже если пс отрицалась идея тво-
рения природы Богом, то предполагалось, что творил Он по
законам математики. Божественная Книга природы имеет
шифр смыслов, скрытых в се письменах. Ключ к нему -
математика. Этот ключ Бог вручил человеку.

Воспринимать природу как совокупность естественных
событий и процессов, причинно обусловленных, не завися-
щих от человека, протекающих без участия в них сил пли
существ, не поддающихся математической формализации -
значит относиться к ней как к объекту науки. Научное ми-
ровоззрение основывается на допущении: мир природы не
есть арена действия произвольных, одухотворенных сил,
поступающих пс своему желанию, а потому непредсказуе-
мых. Такое допущение нельзя вывести из наблюдений н обоб-
щения фактов. Наоборот, - оно является предварительным ус-
ловием возможности наблюдения фактов, их обобщения.

Другими словами, чтобы увидеть мир как естественный
порядок, подчиняющийся законам, выразимым на языке
математики, чтобы отнестись к природе как к механизму,
надо предварительно допустить возможность такого виде-
ния и такого отношения. Совершенно очевидно, что люди
не всегда так воспринимали природу. Античность и средние
века «видели» мир другими глазами. Поэтому неверно ду-
мать, что представления о природе как механизме, о ее за-
коносообразности и господстве-в ней причинности механи-
чески-физического толка есть результат естественного акта
отражения в нашей голове природы как она есть сама по
себе, в своей первородной сути. Если бы это было так, то
люди во все времена и во всех культурах имели бы одну и
ту же картину мира - научную, т. е. сходную с той, которая
сформировалась в Европе в Новое время.

Мировоззренческие изменения, описанные выше, затро-
нули умы не только будущих создателей науки: обыденное
сознание подавляющего большинства людей претерпело
влияние этого нового мировоззрения. Не случайно И. Нью-
тон не поясняет читателю свое понимание пространства —
времени как бесконечной однородной протяженности и ли-


ценной равномерной длит 'льности, по-видимому, считая,
что у читателя пет иных представлений, отличных от его,
ньютоновского.

Наука «вписалась» π зтот мировоззренческий контекст
эпохи и отработала способы и методы общения человека с
так проинтерпретированным миром и природой. Главной
целью такого общегаш стало получение знания, которое
можно было бы использовать па практике с пользой для
реального дела. Она открыла практическую силу знания о
вещах и предметах природы, о се законах.

Научная рациональность и се сущность. Ориентируясь
на изучение объективного мира вещей и вещных отноше-
нии, имеющих жизненно важное практическое значение для
человека, паука искала такие методы изучения и способы
такой организации знания, чтобы его можно было практиче-
ски применять, а также передавать в пользование широкому
кругу людей (не ученых). Наиболее адекватной этим зада-
чам формой организации знания явилась рационально-логи-
ческая,
позволяющая представить знание в правиле, мате-
матической формуле, принципе, рецепте и т. д. Учебники,
справочники стали выполнять функцию сбора и хранения
формализованных результатов научных исследований, при-
годных к непосредственному использованию.

Но чем наука отличается от обыденного познания? Ведь
η своей повседневной жизни люди также изучают природу
и процессы, происходящие в ней. Наука, в отличие от обы-
денного познания, ориентируется на поиск сущности, исти-
ны, т. е. того, что не лежит на поверхности явлений и про-
цессов, не дано непосредственно чувствам, более того,
скрыто от них. Проникнуть в сущность вещей нельзя путем
простого наблюдения, обобщения фактов и т. д. Необходи-
мы специальные процедуры трансформации реальных объ-
ектов в идеальные, существующие только в мысли. Напри-
мер, в.природе нет абсолютно черного тела, материальной
точки. И то, и другое есть идеальные объекты, т. е. объек-
ты, «сконструированные» мыслью и приспособленные ею
лее для своей специфической деятельности.

Способность мышления работать с идеальными объекта-
ми, моделями была открыта еще в'Древней Греции. Мир
идеальных конструкций — это теоретический мир. Его пре-
образовывают, с ним работают только в мысли и при помо-
щи мысли. Например, можно в мысли представить, что су-
ществует мир, в котором сопротивление, возникающее при
трений поверхности одного тела о поверхность другого, ста-
ло бесконечно малым. Сконструировав такой мир, затем

468.


можно установить законы, которые будут в нем действо-
вать. Именно теоретически, т. е. мысленно сконструировав
такой идеальный мир, Г. Галилей открыл известный нам со
школьной скамьи закон инерции. В гласе «Бытие» мы по-
казали, что Пармснид работал как теоретик и предмет его
исследования — бытие — был им сконструирован как иде-
альный объект.

Открыв способность мышления работать с идеальными
объектами, античность тем самым открыла рациональность.
Наука использовала это открытие, по внесла в пего сущест-
венные изменения и добавления. Античная рациональ-
ность — это открытие способности мышления свободно, безо
всяких ограничений уноситься η бесконечные метафизиче-
ские пространства. Античная рациональность не запрещала
мысли конструировать такие идеальные объекты, как кен-
тавры, горгоиы π т. д. Никто и ничто не контролировали
деятельность мышления по созданию идеальных миров.

Наука не могла согласиться на такую свободу мысли,
ибо она искала знания, пригодные для практического ис-
пользования и применения. Отсюда возникла необходи-
мость ограничения свободы мысли: пространство работы
мысли с идеальными объектами было ограничено требова-
нием, согласно которому наука имеет право создавать такие
идеальные объекты, которые можно превратить в реальные
вещь, предмет или дело. Другими словами, наука присоеди-
няет к идее античной рациональности идею возможности пе-
ревести идеальный объект в сделанную руками человека
вещь. Она признает правомерной работу мысли только с та-
кими идеальными конструктами, которые проверяемы на
практике (непосредственно или косвенно). Научная
мысль — технологическая мысль. В интерпретации Гете это
звучит так: «Что надо знать, то можно взять руками».

Итак, паука объединила античный рационализм с раци-
ональным «деланием» вещей, придала способности мысли к
бесконечному конструированию мира идеальных вещей тех-
нологические цели. Так родился эксперимент, соединив-
ший идеальность (теорию) и технологичность («делание ру-
ками»). Эксперимент не был одной из форм простого ути-
литарно-обыденного «делания»: -он всегда опирался на
идеальные конструкты, модели, которые выполняли функ-
цию концептуального испытания природы, были своеобраз-
ной формой вопроса к пей. Эксперимент переводил этот
идеальный вопрос в физическую «пытку естества», застав-
ляя природу отвечать на него, но не в идеальном, а в мате-
риально-практическом плане. (Более подробно о соотноше-


пил науки и рациональности — в следующей главе.)

Экстернализм и империализм о генезисе пауки и науч-
ной картины мира.
Почему же произошли столь серьезные
изменения в мировоззрении Европы XVI-XVII вв., способ-
ствующие возникновению науки? Общепринятого ответа на
этот вопрос пока нет. В современном науковеденин сущест-
вует несколько подходов, объясняющих это удивительный
феномен. Два пз них — экстернализм и интернализм.

Исследователи экстерналистского направления (Дж.
Верная, Э. Цильзель, Р. Мертон и др.) выводят науку с ее
рационально-механистическим видением мира из становящих-
ся в XVI—XVII вв. рациональных буржуазных социально-эко-
номических отношений. Их основной тезис: буржуазные эко-
номические отношения, пронизанные духом рационализма,
оставили не востребованными прежние формы восприятия
мира: религиозные, магические, анимистические и пр. Капи-
талистическое производство требовало развития математики и
механики, что и вызвало к жизни рациональное мышление и
механико-математическую картину мира. Крайние экстерна-
листы убеждены, что появление науки полностью обусловле-
но экономическими и военными потребностями нарождающе-
гося капиталистического общества.

Недостаток этой позиции в следующем. Во-первых, при
объяснении генезиса науки не учитывается влияние идеоло-
гических факторов, ценностных ориентации, мировоззрен-
ческих установок и других компонентов духовной жизни
реального общества. Во-вторых, в ней есть явная неточ-
ность. Дело в том, что в эпоху разложения феодальных от-
ношений происходило не ослабление религиозного, магиче-
ского восприятия мира, а напротив, усиление религиозного
мироощущения, о чем свидетельствует появление разнооб-
разных форм «новых» религий — лютеранства, кальвиниз-
ма, протестантизма и его многочисленных сект. Католиче-
ский же мир ответил на Реформацию попытками укрепить
и усилить Римскую церковь. В зто же время активизируется
деятельность разного рода колдунов, ведьм, магов, прори-
цателей. В-третьих, в рамках этой концепции трудно объяс-
нить, почему капиталистическое производство потребовало,
например, представления о пространстве как бесконечном и
однородном.

Представители интерналистского направления (А. Кой-
ре, А. Холл и др.) видят истоки возникновения научной кар-
тины мира и науки в специфике духовной культуры эпохи, в
ее саморазвитии, в изменении способа мышления. Некоторые
из них склонны рассматривать науку как результат «иптел-


лектуальиой мутации» (А. Холл). Уязвимость позиции шггер-
налистов в том, что они не рассматривают причины изменения
духовной культуры эпохи, а если и рассматривают, то не связы-
вают их с теми коренными преобразованиями, которые про-
изошли в. социально-экономической структуре общества. Так,
они не в состоянии ответить на вопрос, почему наука возникла
именно в Европе и именно на рубеже XVI и XVII вв.

Попытки объяснить генезис науки, опираясь на маркси-
стскую идею социально-экономической обусловленности на-
уки и научного знания, предприняли и советские философы
(В. С. Степнн, Л. А. Микешина, В. С. Черняк и др.). Ин-
тересную концепцию предложила Л. М. Косарева: станов-
ление науки и научного рационального видения мира разви-
валось диалектически через превращение противоположно-
стей, путем отрицания отрицания. Это становление шло не
через ослабление религиозной.веры (как считали, напри-
мер, экстерналисты), а, напротив, явилось «парадоксаль-
ным результатом» «предельной интенсификации и накала
религиозного чувства» в протестантизме. Экономически-со-
циальные изменения, которые принес капитализм не явля-
ются непосредственными причинами возникновения науки.
Между материальным производством и наукой находится
система опосредствующих звеньев, к которым относится и
протестантизм. Будучи господствующей идеологией, непос-
редственно обусловленной социально-экономическими про-
цессами, присущими капитализму, протестантизм повлиял
на массовое обыденное сознание людей, перестроил его в
духе рационализма и практицизма. Протестантская идея ра-
венства всех рангов природного и социального бытия озна-
чала отказ от схоластической концепции мироздания, в ос-
нове которой лежал принцип иерархии «твари» («тварь» от
«творение»). Под влиянием протестантизма интерес челове-
ка сосредоточивается на предметном· мире, его преобразова-
нии с целью использования открытых законов природы в
производстве, ориентированном на получение прибыли.
Все, что связано с эмоциональным отношением к людям
(дружба, любовь), к произведениям искусства (восхище-
ние, наслаждение) отодвигается на периферию обществен-
ной жизни, теряет статус главных ценностей.

Протестантская идеология воспроизвела и закрепила
главную идею восходящего класса буржуазии —идею соци-
ального равенства, породив на ее основе представление о
равенстве «всего со всем». Без такого представления меха-
ническая картина мира была бы невозможной. Протестант-
ские представления стали достоянием обыденного сознания


самых широких народных масс. Поэтому, когда ученые и
философы XVII в. —Декарт, Ньютон, Локк, Гоббс -стали
рассуждать о механической картине мира, вводить в свои
работы новые, соответствующие повои картине мира, поня-
тия о протяженности, времени, причине, законе, они не со-
мневались в том, что их учения будут ясными и доступными
сознанию каждого человека. Это свидетельствует об измене-
нии обыденного сознания, его готовности понять и принять
тот особый взгляд на природу л мир вообще, который мы
называем научным. Конечно, нужно отдавать себе отчет в
том, что в строгом смысле слово «научная» картина мира
формируется в процессе развития естествознания значи-
тельно позже, в XIX в., но сама ее возможность вызвана
социокультуриыми изменениями эпохи XVI-XVII вв.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 708. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия