Студопедия — Бах и др.), так н идеализма (Берклн, Юм и др.)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бах и др.), так н идеализма (Берклн, Юм и др.)






Рационалисты (от латинского ratio —разум, мышле-
ние), опираясь прежде всего на успехи математики, стреми-
лись доказать, что всеобщие и необходимые истины (а они
несомненно существуют) не выводимы непосредственно из
данных чувственного опыта ц его обобщений, а могут быть
почерпнуты только из самого мышления. Такие взгляды
развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.

Хотя в рамках обеих названных концепций было выска-
зано немало верных и глубоких идей, в целом они были
ограничены, односторонни. Сенсуализм абсолютизировал
чувственное познание, принимая (или вовсе отвергая) роль
мышления. Рационализм же отрицал опытное происхожде-
ние всеобщности и необходимости как важнейших призна-
ков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значе-
ние мышления — вплоть до отрыва его от реальности.

Надо сказать, ч'ю в философии XX в. понятие рацио-
нальности
занимает важное место. Так, в рамках постпози-
тивистского направления в философии науки (Поппер,
Кун, Лакатос, Фенерабенд и др.) рациональность понима-
ется как совокупность норм и методов, характеризующих
научное исследование, а теория рациональности совпадает с
методологией науки. Подробнее на рациональности остано-
вимся в следующей главе.

Развитие философии, науки и других форм духовной дея-
тельности людей показывает, что в действительности любое
знание есть единство двух противоположных моментов, сто-
рон — чувственного и рационального. Оно невозможно ни без
одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответст-
вующие данные, факты. Разум их обобщает и делает опреде-
ленные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чув-
ственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, тео-
ретически нагружены, регулируются разумом.

Чувственное познание (или живое созерцание) осущест-
вляется посредством органов чувств — зрения, слуха, осяза-
ния н др., которые у человека есть «продукты всемирной
истории», а не только биологической эволюции. Органы
чувств —это единственные, «ворота», через которые в наше
сознание могут проникать сведения об окружающем нас
мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельно-
сти (практики), живое созерцание осуществляется в трех
основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восп-
риятия и представления, каждая из которых есть субъек-
тивный образ объективного мира.

Ощущения представляют собой отражение в сознании


человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредст-
венно воздействующих на органы чувств. Ощущения под-
разделяются на.зрительные (играющие наиболее важную
роль), слуховые, осязательные, вкусовые и др. Ощущения,
как дравило, выступают в качестве компонента более слож-
ного образа — восприятия.

Восприятие — это целостный образ предмета, непосред-
ственно данный в живом созерцании в совокупности всех
своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.

Представление — это обобщенный чувственно-нагляд-
ный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в
прошлом, но не воспринимаемого в. данный момент. Сюда
относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), обра-
зы воображения (русалка, кентавр) и др. По сравнению с
восприятием в представлении отсутствует непосредственная
связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, ус-
редненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совер-
шается элементарное обобщение с выделением некоторых
общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Для живого созерцания в целом характерно отражение
внешнего мира в наглядной форме, наличие непосредственной
(без промежуточных звеньев) связи человека с реальной дей-
ствительностью, отражение преимущественно внешних сторон
и связей, начало постижения внутренних зависимостей на ос-
нове первоначального обобщения чувственных данных. Еще
раз повторим, что нет «чистой» чувственности, свободной от
влияния мышления. Значение чувственного отражения в раз-
витии познания исключительно велико, даже если учитывать
тенденцию значительного возрастания роли мышления, абст-
рактно-идеализированных объектов в современной науке.

Рациональное познание наиболее полно и адекватно вы-
ражено в мышлении. Мышление —осуществляющийся ь
ходе практики активный процесс обобщенного и опосредо-
ванного отражения действительности, обеспечивающий рас-
крытие на основе чувственных данных ее закономерных
связей и их выражение в системе абстракции (понятий, ка-
тегорий и др.). Человеческое мышление осуществляется ь
теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в
языке как определенной знаковой системе, которая может
быть естественной или искусственной (язык математики,
формальной логики, химические формулы ц Т- п_).

Мышление человека — не чисто природное его свойство, и
выработанная в ходе истории функция социального субъекта,
общества в процессе предметной деятельности и общения,
идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, прин-


ципы, категории, законы и их последовательность внутренне
связаны с историей социальной жизни, обусловлены развити-
ем труда, практики. Именно уровень и структура последней
обусловливают в конечном итоге способ мышления той пли
иной эпохи, своеобразие логических «фигур» и связей па каж-
дом из ее этапов. Вместе с развитием практики, ее усложнением
и внутренней дифференциацией изменяется и мышление, про-
ходя определенные уровни (этапы, состояния и т. п.).

Исходя из древней философской традиции, восходящей к
античности, следует выделить два основных уровня мышле-
ния — рассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мыш-
ления, на котором оперирование абстракциями происходит в
пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого
стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуж-
дать, правильно строить своп мысли, четко классифициро-
вать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно от-
влекаются от развития, взнмосвязп вещей и выражающих их
понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное.
Главная функция рассудка — расчленение и исчисление.
Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим
всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике.
Рассудок - это обыденное повседневное житейское мышление
или то, · что часто называют здравым смыслом. Логика рассуд-
ка — формальная лотка, которая изучает структуру высказы-
ваний и доказательств, обращая основное внимание на форму
«готового» знания, а не на его содержание.

Разум (диалектическое мышление — высший уровень ра-
ционального познания, для которого прежде всего харак-
терны творческое оперирование абстракциями и сознатель-
ное исследование их собственной природы (саморефлек-
сия). Только на этом своем уровне мышление может
постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия,
адекватно выразить логику вещей в лотке понятии. По-
следние как и сами вещи берутся в их взаимосвязи, разви-
тии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума - объ-
единение многообразного вплоть до синтеза противополож-
ностей и выявления коренных причин и движущих сил
изучаемых явлений. Логика разума — диалектика, представ-
ленная как учение о формировании и развитии знаний в
единстве их содержания и формы.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь
и взаимопереход рассудка и разума. Наиболее характерной
формой перехода первого во второй является выход за пре-
делы сложившейся готовой системы знания, на основе выдви-
жения новых — диалектических по своей сути — фундамен-


тальных идей. Переход разума в рассудок связан прежде все
го с процедурой формализации и перевода в относительно ус-
тойчивое состояние тех систем знания, которые были получе-
ны па основе разума (диалектического мышления).

Формы мышления (логические формы) — способы отраже-
ния действительности посредством взаимосвязанных абстрак-
ций, среди которых исходными являются понятия, суждения
и умозаключения. На их основе строятся более сложные фор-
мы рационального'познания, такие, как гипотеза, теория и
др., которые будут рассмотрены ниже.

Понятие — форма мышления, отражающая общие зако-
номерные связи, существенные стороны, признаки явлений,
которые закрепляются к их определениях (дефинициях).
Например, в определении «человек есть животное, делаю-
щее орудия труда» выражен такой 'существенный признак
человека, который отличает его от всех других представите-
лей животного мира, выступает фундаментальным законом
существования, и развития человека как родового существа.
Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны,
едины в противоположностях, чтобы верно отразить реаль-
ную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее
общие понятия — это философские категории (качество, ко-
личество, материя, противоречие и др.). Понятия выража-
ются в языковой форме — в виде отдельных слов («атом»,
«водород», и др.) или в виде словосочетаний, обозначаю-
щих классы объектов — («экономические отношения», «эле-
ментарные частицы» и др.)

Суждение — форма мышления, отражающая вещи, явле-
ния, процессы действительности, их свойства, связи и отно-
шения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое по-
вествовательным предложением, может быть либо истин-
ным («Париж стоит па Сене»), либо ложным («Ростов —
столица России»).

В форме суждения отражаются любые свойства и призна-
ки предмета, а не только существенные и общие (как в поня-
тии). Например, в суждении «золото имеет желтый цвет»' от-
ражается не существенный, а второстепенный признак золота.

Понятие и суждение являются «кирпичиками» для по-
строения умозаключений, которые представляют собой мо-
менты движения от одних понятий к другим, выражают
процесс получения новых результатов в познании. Умозак-
лючение —
форма мышления, посредством которой из ранее
установленного знания (обычно из одного или нескольких
суждений) выводится новое знание (также обычно в виде
суждения). Классический пример умозаключения:


1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ — человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание,
называемое заключением или следствием).

Важными условиями достижения истинного выводного
знания являются не только истинность посылок (аргументов,
основании), но и соблюдение правил вывода, недопущение
нарушения законов и принципов логшси - не только формальной, но и
диалектической. Наиболее общим делением умозаключений
является их деление на два взаимосвязанных вида: индуктив-
ное движение от мысли единичного, частного к общему от ме-
нее общего к более общему, и дедуктивные, где имеет место
обратный процесс (как в приведенном примере).

Следует иметь в виду, что рациональное (мышление)
взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими -
операциональными — формами познания. Большое значение
в процессе познания имеют такие факторы, как воображе-
ние, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную
роль играет интуиция (внезапное озарение) — способность
прямого, непосредственного постижения истины без предва-
рительных логических рассуждений и без доказательств.

В истории философии на важную роль интуиции (хотя и
по-разному понимаемой) в процессе познания указывали мно-
гие мыслители. Так, Декарт считал, что для реализации пра-
вил его рационалистического метода необходима интуиция, с
помощью которой усматриваются первые начала (принципы),
и дедукция, позволяющая получить следствие из этих начал.

Единственно достоверным средством познания считали ин-
туицию строшшки такого философского течения XX в., как
интуитивизм. А. Бергсон, противопоставляя интеллекту инту-
ицию, называл последнюю подлинным философским мето-
дом, в процессе применения которого происходит непосредст-
венное слияние объекта с субъектом. Связывая интуицию с ин-
стинктом, он отмечал, что.она характерна для художественной
модели познания, тогда как в науке господствует интеллект,
логика, анализ. Если в феноменологии Гуссерля интуиция
есть прежде всего «сущностное видение», «пдеацня», непос-
редственное созерцание 'общего, то у Фрейда — это скрытый,
бессознательный первопршщпп творчества.

Своеобразно толковали соотношение рациональной и ир-
рациональной, интуитивной и дискурсивной (логической, по-
нятийной) сторон познания русские философы — интуитиви-
сты. Так, С. Л. Франк, указывая па неразрывную связь ра-
ционального (как отражения «светлого», «зримого» начала


бытия) с противоположным ему моментом —иррациональным,
«верховенство подлинного знания» отдает последнему. Он-то
и есть тот углубленный взор, который проникает в трансраци-
ональность, т. с. непостижимость или необъяснимость бытия.
Согласно Ы. О. Лосскому, интуитивизм, утверждая, что зна-
ние есть не копня, не символ и не явление действительности в
познающем субъекте, а сама действительность, сама жизнь,
подвергнутая лишь дифференциации путем сравнения, устра-
няет противоположность между знанием и бытием, нисколько
не нарушая прав бытия.

Познание как единство чувственного и рационального
тесно связано с пониманием, которое является основным по-
нятием герменевтики — одного из наиболее влиятельных на-
правлений современной философии. Ее «фундаментальная
истина», «душа», по Гадамеру, такова: истину не может по-
знавать и сообщать кто-то один. Необходимо всемерно под-
держивать диалог, давать сказать свое слово и инакомысля-
щему. Λ это значит, что без понимания и взаимопонимания
здесь не обойтись.

Проблема понимания и ее соотношение с познанием об-
суждается давно и сегодня является актуальной и во многом
дискуссионной. Так, если у Дильтея понимание представле-
но как проникновение в духовный мир автора текста, нераз-
рывно связанное с реконструкцией культурного контекста
его создания, то у Хайдеггера — это специфически человече-
ское отношение к действительности, способ бытия человека
в мире. Согласно Гадамеру, понимание прошлой культуры
неотделимо от самопонимания интерпретатора. Поэтому
предметом понимания является не смысл, вложенный авто-
ром в текст, а то предметное содержание (суть дела), с ос -
мыслением которого связан данный текст — в том числе та-
кой своеобразный как история. При этом, по мнению Гада-
мера, всякое понимание есть проблема языковая: оно
достигается (или не достигается) в «медиуме языковости» и
в доказательствах не нуждается.

Тем самым понятие «смысл» является ключевым в реше-
нии проблемы понимания, которое и есть «реальное движение
в смыслах». Это «движение» может выступать в двух ракур-
сах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и
как смыслообразовапие. Оно связано с погружением в «мир
смыслов», есть поиск последних. Понять можно только то,
что имеет смысл. Понимание — это всегда диалог личностей,
текстов, культур и т. п. Оно тесно связано с объяснением -
подведением изучаемого явления под закон и причинность.

Важнейшей характеристикой знания является его динами


κ α, τ. е. его рост, изменение, развитие и т. п. Эта идея была
высказана уже d античной философии, а Гегель сцюрмулиро-
вал ее в положении о том, что «истина есть процесс», а не
«готовый результат». Развитие знания — сложный диалекти-
ческий процесс, имеющий определенные качественно различ-
ные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как дви-
жение от мифа к логосу, от логоса к «преднаукс», от «пред-
науки > > к пауке, от классической науки к некласснческой н
далее к постпекласспческой и т. п., от незнания к знанию, от
неглубокого неполного к более глубокому и совершенному
знанию н т. д.

В современной философии проблема роста, развития
знания является центральной в постпозптнвистской филосо-
фии науки, о чем уже упоминалось ранее. Так, К. Поппер в
своей концепции роста знания исходил из того, что послед-
нее есть развивающаяся целостность. Рост знания, по его
мнению, это не кумулятивный (накопительный) процесс и
не простое коллекционирование наблюдений. Это ниспро-
вержение теорий, их замена лучшими, процесс устранения
ошибок. Это дарвиновский отбор как частный случай обще-
мировых эволюционных процессов. Т. Куп стремился выя-
вить общий механизм развития науки как целостного един-
ства «нормальной науки» и «некумулятивных скачков» (на-
учных революций).

Ст. Тулмип в своей эволюционной эпистемолопш рас-
сматривал соде ржание-теорий как своеобразную «популя-
цию понятий», а общий механизм их развития представил
как взаимодействие впутринаучных и внеиаучпых (социаль-
ных) факторов, подчеркивая, однако, решающее значение
рациональных компонентов. Согласно И. Лакатосу, рост,
развитие науки есть смена ряда непрерывно связанных на-
учно-исследовательских программ.


Контрольные вопросы

1. Что такое знание и познание?

2. Каковы основные этапы разработки проблем познания π истории фи-
лософии?

3. Каковы предмет и метод гносеологии?

4. Как соотносятся познание и практика?

5. Что такое истина, в чем заключаются ее свойства и критерии?

G. В чем состоит сущность заблуждения π каковы его основные формы?

7. Что представляет из себя структура знания и его диалектика?

8. Каким может быть соотношение знания и веры?







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 673. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия