Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Научное знание, его специфика и строение





Понятие пауки. Как своеобразная форма познания — спе-
цифический тип духовного производства и социальный инсти-
тут — даука, как уже выше сказано, возникла в Новое время,
в XVI—XVII вв., в эпоху становления капиталистического
способа производства. С зтого времени наука начинает разви-
ваться относительно самостоятельно.' Однако она постоянно
связана с практикой, получает от нее импульсы для своего
развития и в свою очередь — воздействует на ход практиче-
ской деятельности, опредмечивается, материализуется в пей.

Наука — это форма духовной деятельности людей, на-
правленная на производство знаний о природе, обществе и
о самом познании, имеющая непосредственной целью пости-
жение истины и открытие объективных законов на основе
обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука — это н творческая деятельность по получению
нового знания и результат такой деятельности: совокуп-
ность знании, приведенных в целостную систему на основе
определенных принципов и процесс их производства. Со-
брание, сумма разрозненных, хаотических сведений не есть
научное знание. Как и другие формы познания наука - со-
циально-историческая деятельность, а не только «чистое
знание». Особенностями научной деятельности (выступаю-
щей в двух своих аспектах — когнитивном и социологиче-
ском) являются универсальность, уникальность, персони-
фицнрованность, дисциплинированность, демократизм,
коммуникабельность (В.· В. Ильин).

Отражая мир в его материальности и развитии, паука
образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систе-


му знании о его законах. Вместе с тем она разделяется па
множество отраслей знания (частных паук), которые разли-
чаются между собой тем, какую сторону действительности,
форму движения материи они изучают. По предмету и ме-
тоду познания можно выделить науки о природе — естество-
знании, и обществе — обществознание (гуманитарные, соци-
альные пауки), о познании, мышлении (логика, гносеоло-
гия π др.). Отдельную группу составляют технические
науки. Очень своеобразной наукой является современная
математика. В свою очередь каждая группа наук может
быть подвергнута более подробному членению. Так, в со-
став естественных наук входят механика, физика, химия,
биология и др., каждая из которых подразделяется на ряд
научных дисциплин — физическая химия, биофизика и т, п.
Наукой о наиболее общих законах действительности явля-
ется философия, которую нельзя, однако, полностью отно-
сить только к науке (см. главу 1).

Могут быть н другие критерии для классификации паук.
Так, по своей удаленности от практики науки можно разде-
лить па два крупных типа: фундаментальные, где нет пря-
мой ориентации на практику и прикладные — непосредст-
венное применение результатов научного познания для ре-
шения производственных и социально-практических
проблем. Вместе с тем границы между отдельными науками
н научными дисциплинами условны и подвижны.

Наука как форма познания и социальный институт сама
себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят
история и логика науки, психология научного творчества,
социология знания и науки, науковедение и др. В настоя-
щее время бурно развивается философия науки, исследую-
щая общие характеристики научно-познавательной деятель-
ности, структуру и динамику знания, его социокультурпую
детерминацию, логико-методологические аспекты и т. п.

Основные особенности научного познания. 1. Основная
задача научного знания — обнаружение объективных зако-
нов действительности — природных, социальных (обще-
ственных), законов самого познания, мышления и др. От-
сюда ориентация исследования главным образом н^ общие,
существенные свойства'предмета, его необходимые характе-
ристики и их выражение в системе абстракций. Если этого
нет, то пет и науки, ибо само понятие научности предпола-
гает открытие законов, углубление в сущность изучаемых
явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного
познания — объективная истина, постигаемая прснмущест-


вешю рациональными средствами н методами, по, разумеет-
ся, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная
черта научного познания — объективность, устранение по
возможности субъективистских моментов во многих случа-
ях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предме-
та. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъек-
та — важнейшее условие и предпосылка научного познания.
Последнее неосуществимо без конструктивно-критического
отношения к действительности, исключающего косность,
догматизм, апологетику.

3. Наука n большей мере, чем другие формы познания
ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике,
быть «руководством к действию» по изменению окружаю-
щей действительности и управлению реальными процесса-
ми. Жизненный смысл научного изыскания может быть вы-
ражен ({юрмулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть,
чтобы практически действовать»-не только в настоящем,
но и в будущем.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть
сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний,
образующих целостную развивающуюся систему понятий,
теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреп-
ленных в языке — естественном или — что более характер-
но — искусственном (математическая символика, химиче-
ские формулы и т. п.). Научное знание не просто фиксиру-
ет свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей
собственной основе, формирует их в-соответствии со своими
нормами и принципами. Процесс непрерывного самообнов-
ления наукой своего концептуального арсенала — важный
показатель научности.

5. В процессе научного познания применяются такие
специфические материальные средства как приборы, инст-
рументы, другое так называемое «научное оборудование»,
зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотро-
ны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.).
Кроме того, для науки в большей мере, чем для других
форм познания характерно использование для исследова-
ния своих объектов и самой себя таких идеальных (духов-
ных) средств и методов, как современная логика, математи-
ческие методы, диалектика, системный, кибернетический и
другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).

6.. Научному познанию присущи строгая доказатель-
ность, обоснованность полученных результатов, достовер-
ность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок,
предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот поче-


му тут важнейшее значение имеет логико-методологическая
подготовка исследователей, их философская культура, по-
стоянное совершенствование своего мышления, умение пра-
вильно применять его законы и принципы.

В современной методологии выделяют различные уров-
ни критериев научности, относя к ним, кроме названных,
такие как внутренняя системность знания, его формальная
непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизво-
димость, открытость для критики, свобода от предвзятости,
строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные
критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не
являются определяющими.

Специфика познания социальных явлений. Долгое время
анализ науки н научного познания проводился по модели ес-
тественно-математического знания. Характеристики последне-
го считались свойственными науке в целом как таковой, что
особенно наглядно выражено в позитивизме. В последние
годы резко возрос интерес к социальному (гуманитарному)
познанию, которое рассматривается как один из своеобразных
видов научного познания. Когда о нем идет речь, то следует
иметь в виду два его аспекта: любое познание в каждой из
своих форм всегда социально, поскольку есть общественный
продукт и детерминировано культурно-историческими причи-
нами; один из видов научного познания, который имеет своим
предметом социальные (общественные) явления и процессы —
общество в целом или его отдельные стороны — экономику,
политику, духовную сферу и т. п.

При исследовании социальных явлений недопустимо как
сведение к природному — в частности, попытки объяснить
общественные процессы только законами естествознания,
так и противопоставление природного и социального,
вплоть до их полного разрыва. В одном случае происходит
отождествление социально — гуманитарного знания с ес-
тественнонаучным н механическое, некритическое сведение
(редукция) первого ко второму. Это натурализм, выступаю-
щий в формах механицизма, физикализма, биологизма и
др. В другом случае налицо противопоставление естество-
знания· и паук смсультуре ι ί, как следствие, абсолютизация
специфики последних и их методов, сопровождаемое неред-
ко дискредитацией «точных» наук («гуманитаристика»).

Оба типа наук — ветви науки как целого, характеризую-
щиеся единством и различием, каждая из этих ветвей хотя
и тесно связана с другой, но имеет свои особенности. Спе-
цифика социального (гуманитарного) познания проявляет-
ся в следующих основных моментах:

' 475


1. Его предмет —«мир человека», а не просто пещь как
таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъектив-
ное измерение, d пего включен человек как «автор и испол-
нитель своей собственной драмы», которую он же и позна-
ет. Гуманитарное познание имеет дело не с реальными веща-
ми и их свойствами, а с отношениями людей, где тесно
переплетаются материальное и идеальное, объективное и
субъективное, сознательное и стихийное π τ. п,, где сталки-
ваются интересы и страсти, ставятся и реалг-зукг^я опреде-
ленные цели π т. д. Поскольку общество — деятельность лю-
дей, то социальное познание и есть исследование последней
(а ие природы) в многообразных ее формах — и прежде всего
чувственно-предметной деятельности (практики). Обнару-
жение ее законов есть вместе с.тем открытие законов обще-
ства и — на этой основе — законов и принципов самого по-
знания, мышления.

2. Социальное познание неразрывно и постоянно связа-
но с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и
зла, справедливого и несправедливого и т. п.) и «субъек-
тивными» (установки, взгляды, нормы, цели и т. п.) ценно-
стями. Они указывают на человечески значимое и культур-
ное значение определенных явлений действительности. Та-
ковы, в частности, политические, мировоззренческие,
нравственные убеждения человека, его привязанности,
принципы и мотивы поведения и т. д. Все указанные и им
подобные моменты входят в процесс социального исследо-
вания н неизбежно сказываются на содержании получаемых
в этом процессе знаний.

3. Характерной чертой социального познания является
его преимущественная ориентация на «качественную окра-
ску событий». Здесь явления исследуются главным образом
со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный
вес количественных методов здесь намного меньше, чем в
науках естественно-математического цикла, хотя их приме-
нение становится вес более широким. При этом главное вни-
мание уделяется анализу единичного, индивидуального, но
на основе общего, закономерного.

4. В социальном познании нельзя пользоваться ни микро-
скопом, ни химическими реактивами, пи тем более сложней-
шим техническим оборудованием — все это должна заменить
сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика роль
мышления, его форм, принципов и 'методов. Если в естество-
знании формой постижения объекта является монолог (ибо
«природа молчит»), то в гуманитарном познании — это диалог
(личностей, текстов, культур π т. п.). Диалогическая природа

' 473


социального познания наиболее полно выражается в процеду-
рах понимания. Оно как раз и является погружением в «мир
смыслов» другого человека, постижением и истолкованием
(интерпретацией) его чувств, мыслей н стремлений. Понима-
ние как приобщение к смыслам человеческой деятельности и
как смыслообразование тесно связано с самопониманием и
происходит «" условиях общения людей.

5. В силу указанных выше обстоятельств в социальном
познании исключительно важную роль играет «хорошая»
философия π верный метод. Их глубокое знание и умелое
применение позволяют адекватно постигнуть сложный, про-
тиворечивый, сугубо диалектический характер социальных
явлений и процессов, природу мышления, его форм и прин-
ципов, их проиизашгость ценностно-мировоззренческими
компонентами и их влияние на результаты познания, смыс-
ло-жпзпснные ориентации людей, особенности диалога (не-
мыслимого без постановки и разрешения противоречий —
проблем) и т. д. Это тем более важно еще н потому, что для
социального познания характерны отсутствие общепризнан-
ных парадигм (ведущее зачастую к. «теоретическому анар-
хизму»), подвижность и расплывчатость его эмпирического
базиса, сложная природа теоретических обобщений (связан-
ная прежде всего с включенностью в них ценностных ком-
понентов и «личных модальностей»).

Исторический характер паука и научного познания. На-
ука — явление конкретное — историческое, проходящее в сво-
ем развитии ряд качественно-своеобразных этапов. Вопрос о
периодизации истории науки и ее критериях по сей день яв-
ляется дискуссионным и активно обсуждается в отечественной
и зарубежной литературе. Один из подходов, который пол-
учает у нас все большее признание, - разработан па материале
истории естествознания (В. С. Степии, В. В. Ильин и др.) и
состоит в следующем.

Науке как -таковой предшествует преднаука (докласси-
ческнй этап), где зарождаются элементы (предпосылки) на-
уки. Здесь имеются в виду зачатки знаний па Древнем Вос-
токе, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до
Нового времени. Именно этот период чаще всего считают
началом, исходным пунктом естествознания как системати-
ческого исследования природы.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время
вследствие отпочкования от философии и проходит в своем
разлитии три основных этапа: классический, неклассиче-
ский, постнекласснческий (современный). На каждом из
этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы,


нормы ι ί методы научного исследования, формируется опре-
деленный стиль мышления, своеобразный понятийный ап-
парат ц т. п.

Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объ-
екты, стремилась при их описании и теоретическом объясне-
нии элиминировать все, что относится к субъекту, средствам,
приемам и операциям его деятельности. Здесь господствует
объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам
по себе безотносительно к условиям его изучения.

Неклассическая паука (первая половина XX в.), исход-
ный пункт которой связан с разработкой релятивистской и
квантовой теории, отвергает объектаиизм классической нау-
ки, отбрасывает представление реальности как чего-то не
зависящего от средств ее познаний, субъективного фактора.
Она осмысливает связи между знаниями объекта и характе-
ром средств и операций деятельности. Экспликация этих
связен рассматривается в качестве условий объективно-нс-
ганного описания и объяснения' мира.

Существенный признак постнеклассической науки
(вторая половина XX в,) —
включенность субъективной де-
ятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность
характера получаемых знаний об объекте не только с осо-
бенностью средств и операций деятельности субъекта, но и
с ее ценностно-целевыми структурами.

Не останавливаясь подробно на характеристике каждого
из названных этапов*, отметим следующее. Характерной чер-
той постнеклассической стадии развития науки является уни-
версальный (глобальный) эволюционизм,
соединяющий идеи
эволюции с идеями системного подхода и распространяющий
развитие на все ссреры бытия, устанавливая универсальную
связь между неживой, живой и социальной материи.

Определяющее значении в утверждении принципа универ-
сального эволюционизма сыграли три важнейших концепту-
альных направления в науке XX в.:, теория нестационарной
Вселенной, синергетика, теория биологической эволюции и
развитая па ее основе концепция биосс}х: ры и ноосферы.

Структура и уровни научного познания. Научное по-
знание есть целостная развивающаяся система, имеющая до-
вольно сложную структуру. Последняя выражает собой
единство устойчивых взаимосвязей между элементами дан-

* См. об этом: Проблемы методологии постнеклассипеской науки. М.,
1992; Степни В. С., Кузнецова Л. Ф. Нпучцая картина мира в культуре
техногецпой цивилизации. М., 1994; Ильин В. В. Теория познания.
Эпистемология. М., 1994.


поп системы. Структура научного познания может быть
представлена в различных ее срезах и соответственно — в
совокупности специфических своих элементов. В качестве
таковых могут выступать: объект (предмет познания); субъ-
ект познания; средства, методы познания - его орудия (ма-
териальные и духовные).

В структуре всякого научного знания существуют эле-
менты, не укладывающиеся в традиционное понятие науч-
ности: философские, религиозные, магические представле-
ния; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающи-
еся вербализации и рефлексии; социально-психологические
стереотипы, интересы и потребности; определенные конвен-
ции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных
пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т. д.

По одному из основании деления в составе науки разли-
чают: науку переднего края, которая наряду с истинным
включает неистинные, но полученные научными средствами
результаты; 2) твердое ядро науки —достоверный, истин-
ный пласт знания, кристаллизируемый по ходу развития
знания; 3) историю науки.

При ином «срезе» научного познания в нем следует раз-
личать такие элементы.его структуры: 1) фактический
материал, почерпнутый из эмпирического опыта; 2) ре-
зультаты первоначального концептуального его общения в
понятиях и других абстракциях; 3) основанные на фактах
проблемы и научные предположения (гипотезы); 4) «выра-
стающие» из них законы, принципы и теории (альтернатив-
ные в том числе); 5) философские установки; 6) социо-
культурные основания; 7) методы, идеалы и нормы научно-
го познания, его эталоны, регулятивы и императивы; 8)
стиль мышления и некоторые другие элементы.

Идеалы и нормы научного познания — совокупность оп-
ределенных концептуальных, ценностных, методологиче-
ских и иных установок, свойственных науке на каждом кон-
кретно-историческом этапе ее развития. Их основная функ-
ция — организация и регуляция процесса научного
исследования, ориентация на более эффективные пути, спо-
собы и формы достижения истинных результатов. При пе-
реходе на новый этап научного исследования (например от
классической к некласснч'еской науке) кардинально меня-
ются его идеалы и нормы. Их характер определяется в пер-
вую очередь предметом познания, спецификой изучаемых
объектов, а их содержание всегда формируется в конкрет-
ном социокулътурном контексте.

Целостное единство норм и идеалов научного познания,


господствующих на определенном этапе развития науки,
выражает понятие «стиль мышления». Он выполняет в на-
учном познании регулятивную функцию, носит многослой-
ный, вариативпый л ценностный характер. Выражая обще-
принятые стереотипы интеллектуальной деятельности, при-
сущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается
в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего
различают классический, неклассический и постиекласспчс-
скнп (современный) стили научного мышления.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся си-
стема знания, которая включает в себя два основных уров-
ня — эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны,
но отличаются друг от друга, каждый нз них имеет свою
специфику. В ^ем она заключается? '

На змии/)/.песком уровне преобладает живое созерцание
(чувственнее" познание), рациональный момент и его формы
(сужде: 1пя, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют
подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отра-
жается преимущественно со стороны своих внешних связей
и проявлений, доступных живому созерцанию и выражаю-
щих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное
обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных
данных, их систематизация, классификация и иная факто-
фиксирующая деятельность - характерные признаки эмпи-
рического познания.

Эмпирическое, опытное исследование направлено непо-
средственно (без промежуточных звеньев) на свой объект.
Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств как
сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ,
индукция (об этих приемах будет рассказано ниже). Одна-
ко опыт, никогда — тем более в современной науке — не бы-
вает слепым: он планируется, конструируется теорией, а
факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэ-
тому исходный пункт, начало науки - это, Строго говоря, не
сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокуп-
ности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы
действительности». Они состоят из абстрактных объектов
(«идеальных конструктов») разного рода —постулаты,
принципы, определения, концептуальные модели и т. п.

Как в этой связи отмечал А. Уайтхед, научное познание
представляет собой соединение двух слоев. Один слой скла-
дывается из непосредственных данных, полученных конк-
ретными наблюдениями. Другой представлен нашим общим
способом постижения мира. Их можно, считает Уайтхед,
назвать Слоем Наблюдения и Концептуальным Слоем, при-


чем первый из mix всегда интерпретирован с помощью по
нятий, доставляемых концептуальным слоем.

Согласно К. Попперу, является абсурдной вера в.то, что
мы можем начать научное исследование с «чистых наблюде-
ний», не имея «чего-то похожего на теорию». Поэтому, не-
которая концептуальная точка зрения совершенно необхо-
дима. Наивные же попытки обойтись без нее могут, по его
мнению, только привести к самообману и к некритическому
использованию какой-то неосознанной точки зрения. Даже
тщательная проверка на них идей опытом сама в свою оче-
редь, считает Поппер, вдохновляется идеями: эксперимент
представляет собой планируемое действие, каждый шаг ко-
торого направляется теорией.

Таким образом, мы «делаем» наш опыт. Именно теоре-
тик указывает путь экспериментатору, причем теория гос-
подствует над экспериментальной работой от ее первона-
чального плана и до ее последних штрихов в лаборатории.
Соответственно, не может быть и «чистого языка наблюде-
ний», так как все языки «пронизаны теориями», а голые
факты, взятые вне и помимо концептуальных очков, не яв-
ляются основой теории.

Теоретический уровень научного познания характеризу-
ется преобладанием рационального момента — понятий,
теорий, законов и других форм и «мыслительных опера-
ций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится
подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного
процесса. Теоретическое познание отражает явления и про-
цессы со стороны их универсальных внутренних связей и
закономерностей, постигаемых с помощью рацион-альной
обработки данных эмпирического знания. Эта обработка
осуществляется с помощью систем абстракций «высшего по-
рядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, ка-
тегории, принципы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит мыс-
ленное объединение исследуемых объектов, постижение их
сущности, «внутреннего движения», законов их существо-
вания, составляющих основное содержание теорий —
«квинтэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая за-
дача теоретического знания — достижение объективной
истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При
этом особенно широко используются такие познавательные
приемы и средства как абстрагирование — отвлечение от
ряда свойств и отношений предметов, идеализация — про-
цесс создания чисто мысленных предметов («точка», «иде-
альный газ» и т. п.), синтез - объединение полученных в

481·


рез5льтате анализа элементов в систему, дедукция —
движение познания от общего к частному, восхождение от
абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании
идеализации служит показателем развитости теоретическо-
го знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его
направленность на себя, внутрипаучная рефлексия, т. е. ис-
следование самого процесса познания, его форм, приемов, ме-
тодов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического
объяснения и познанных законов осуществляется предсказа-
ние, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаи-
мосвязаны,
граница между ними условна и подвижна. Эм-
пирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений
и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое
познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед
ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоре-
тическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпи-
рии новое собственное содержание, открывает новые, более
широкие горизонты для эмпирического познания, ориенти-
рует и направляет его в поисках новых фактов, способству-
ет совершенствованию его методов и средств и т. п.

Наука как целостная динамическая система знания не
может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпири-
ческими данными, не обобщая их в системе теоретических
средств, форм и методов познания. В определенных точках
развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и
наоботот. Однако недопустимо абсолютизировать один из
этих уровней в ущерб другому.

Эмпиризм сводит научное знание как целое к эмпириче-
скому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретиче-
ское знание. «Схоластическое теоретизирование» игнори-
рует значение эмпирических данных, отвергает необходи-
мость всестороннего анализа фактов как источника и
основы теоретических построений, отрывается от реальной
жизни. Его продуктом является иллюзорно-утопические,
догматические построения, — такие, например, как концеп-
ция о «введении коммунизма в 1980 г> или «теория» раз-
витого социализма.

Проблема - гипотеза - теория. Рассматривая теорети-
ческое познание как высшую и наиболее развитую его форму,
следует прежде всего определить его структурные компоненты.
К числу основных из них относятся проблема, гипотеза и тео-
рия, выступающие вместе с тем как «узловые моменты» постро-
ения Ή развития знания на теоретическом его уровне.


Проблема — форма знания, содержанием которой яв-
ляется то, что еще не познано человеком, но что нужно по-
знать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возник-
ший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть
застывшая форма знания, а процесс, включающий два ос-
новных момента (этапа движения познания) — ее поста-
новку и решение. Правильное выведение проблемного зна-
ния из предшествующих фактов и обобщений, умение верно
поставить проблему — необходимая предпосылка ее успеш-
ного решения.

Как считает К. Поппер, наука начинается не с наблюде-
нии, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от од-
них проблем к другим — от менее глубоких к более глу-
боким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как след-
ствие противоречия в отдельной теории, либо при
столкновении двух различных теорий, либо в результате
столкновения теории с наблюдениями.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных
(псевдопроблем), например, проблема создания вечного
двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть
существенный момент развития знания, в ходе которого
возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или
иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду
с теоретическими существуют и практические проблемы.

Гипотеза — форма знания, содержащая предположе-
ние, сформулированное на основе ряда фактов, истинное
значение которого неопределенно и нуждается в доказатель-
стве. Гипотетическое знание носит, вероятный, а не досто-
верный характер и требует проверки, обоснования. В ходе
доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся
истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются н
конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в
. заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.
Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на ре-
зультаты проверки старой, даже в том случае, если эти ре-
зультаты были отрицательными.

Так, например, выдвинутая Планком квантовая гипотеза
после проверки стала научной теорией, а гипотезы о сущест-
вовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя
подтверждения, были опровергнуты, перешли в заблуждения.
Стадию гипотезы прошли н открытый Д. И. Менделеевым
периодический закон, и теория Дарвина и др. Велика роль
гипотез в современной астрофизике, геологии и других нау-
ках, которые окружены· «лесом гипотез».

Решающей проверкой истинности гипотезы является прак-


тика во всех своих формах, но определенную (вспомогатель-
ную) ртль в доказательстве или опровержении гипотетическо-
го знания играет и логический (теоретический) критерий ис-
тины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в раз-
ряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, да-
ющая целостное 'отображение закономерных и существен-
ных связен определённой области действительности. При-
мерами этой формы знания являются классическая механи-
ка Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория
относительности А. Эйнштейна, теория самооргаинзующих-
ся целостных систем (синергетика) и др.

Любая теоретическая система, как показал К. Поппер,
должна удовлетворять двум основным требованиям: непро-
тиворечивости (т. е. не нарушать соответствующий закон
формальной логики) и фальсифгщируемости — опровер-
жимости, опытной экспериментальной проверяемости. Поп-
пер сравнивал теорию с сетями, предназначенными улавли-
вать то, что мы называем реальным миром для осознания,
объяснения и овладения им. Во-первых, истинная теория
должна соответствовать всем (а не некоторым) реальным
фактам, во-вторых, следствия теории должны удовлетво-
рять требованиям практики. Теория, по Попперу, есть инс-
трумент; проверка.которого осуществляется в ходе его при-
менения и о пригодности которого судят по результатам та-
ких применений.

Любая теория — это целостная развивающаяся система
истинного знания (включающая и элементы заблуждения),
которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функ-
ций. В современной методологии науки выделяют следую-
щие основные элементы теории: 1) исходные основания —
фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения,
аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная
модель существенных свойств и связей изучаемых предме-
тов (например, «абсолютно черное тело», «идельньш газ» и
т. п.); 3) логика теории, нацеленная на прояснение структу-
ре! и изменения знания; 4) совокупность законов и утверж-
дений, выведенных из основоположений данной теории в
соответствии с определенными принципами. Ключевой эле-
мент теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как
систему законов, выражающих сущность изучаемого объек-
та во всей его целостности и конкретности.

Закон — связь (отношение) между явлениями, процесса-
ми, которая является: объективной, существенной, конкрет-
но-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся,


устойчивой. Стабильность, инвариантность законов всегда
соотносится с конкретными условиями их действия, измене-
ние которых снимает данную инвариантность и порождает
новую, что и означает изменение законов, их углубление,
расширение или суждение сферы их действия, их модифи-
кации и т. п. Тем самым любой закон есть конкретно-исто-
рический феномен. С изменением соответствующих усло-
вий, с развитием практики и познания одни законы сходят
со сцены, другие появляются, меняются формы действия за
конов, способы из использования и т. д. Многообразие ви-
дов реальных взаимосвязей служит объективной основой
существования многих форм (видов) законов, которые
классифицируются по тому или иному основанию: физиче-
ские, фиологические, законы мышления, общие, частные и
т. д. Открытие законов, подчеркиваем еще раз, главная за-
дача научного познания.

Один из важных внутренних источников развития теории
— противоречие между ее формальным и содержательным ас-
пектами. Через последний в теорию входят определенные фи-
лософские установки исследователя, его методологические
принципы и мировоззренческие, «смысложизненные» ориенти-
ры. Эти факторы, как и социально-исторические, политиче-
ские обстоятельства сильно влияют (позитивно или негатив-
но) на процесс формирования теоретического знания (особен-
но гуманитарного) и на развитее науки в целом.

К числу основных функций теории можно отнести следу-
ющие.

1. Синтетическая функция — объединение отдельных
достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция — выявление причинных
и иных зависимостей, многообразия связей данного явле-
ния, существенных характеристик его происхождения и
развития и т. п.

3. Методологическая функция — на базе теории фор-
мулируются многообразные методы, способы и приемы ис-
следовательской деятельности:

4. Предсказателъпая функция — предвидение. На осно-
вании теоретических представлений о «наличном» состоя-
нии известных явлений делаются выводы о существовании
неизвестных ранее фактов, объектов пли их свойств, связей
между явлениями и т. д. Предсказание о будущем состоя-
нии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но
пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. ^Практическая функция. Конечное предназначение
любой теории - быть воплощенной в практику, быть «руко-


водством к действию» по изменению реальной действитель-
ности. Поэтому вполне справедливо утверждение, что нет
ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множе-
ства конкурирующих теорий выбрать хорошую?

Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий
играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше
шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называ-
емый «критерий относительной приемлемости», согласно
Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: 1) сооб-
щает наибольшее количество информации, т. е. имеет более
глубокое содержание; 2) является логически более строгой;
3) обладает большей объяснительной и предсказателыюй
силой; 4) может быть более строго проверена посредством
сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту тео-
рию, которая наилучшим образом выдерживает конкурен-
цию с другими теориями и в ходе естественного отбора ока-
зывается наиболее пригодной к выживанию.

Взаимодействие научной теории и практики. Теория
должна не просто отражать объективную реальность так,
как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, глав-
ные направления ее развития от прошлого к настоящему, а
затем и будущему. Поэтому теория не может быть чем-то
неизменным, раз навсегда данным, а должна постоянно раз-
виваться, углубляться, совершенствоваться и т. п., выра-
жать в своем содержании развитие действительности.

Только наиб







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1235. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия