Студопедия — Наука и общество
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наука и общество






Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание -сила» се-
годня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом
будущем человечество будет жить в условиях так называе-
мого информационного общества, где главным фактором
общественного развития станет производство и использова-
ние знания, научно-технической н другой информации.
Возрастание роли знания (а в еще большей мере - методов
его получения) в жизни общества неизбежно должно сопро-


наждаться усилением знагаш наук, специально анализирую-
щих знание, познание и методы исследования. Такими нау-
ками и являются теория познания'(гносеология, эпистемо-
логия), методология, социология науки, психология науч-
ного творчества и др. При анализе науки следует избегать
таких крайностей, как узкий когнитивизл и социологизм.
Характеристики научного знания и познания не могут быть
почерпнуты только из естественнонаучной их модели, что
присуще физикализму и натурализму.

Будучи детерминирована в конечном счете общественной
практикой π ее потребностями, наука вместе с тем разви-
вается по своим собственным закономерностям.
Среди
них — преемственность (сохранение положительного содер-
жания старых знаний и новых), чередование относительно
спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки»
фундаментальных законов и принципов (научные револю-
ции), сложное сочетание процессов· дифференциации (вы-
деление всех новых научных дисциплин) и интеграции
(синтез знания, объединение «усилий» ряда наук и их ме-
тодов), углубление и расширение процессов математизации
и компьютеризации, теоретизащш и диалектизации совре-
менной науки, усиление ее роли во всех сферах жизнедея-
тельности людей н социального значения и т. д.

Бурное развитие науки в XX в., укрепление ее взаимо-
связей с техникой, со всеми другими сферами общественной
жизни и т. п. породили различные, порой полярные, оцен-
ки самой науки и ее возможностей со стороны философов,
социологов, ученых специалистов. Так, например, М. Вебер
считал, что позитивный вклад науки в практическую и лич-
ную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает, во-
первых «технику овладения жизнью» —как внешними ве-
щами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышле-
ния, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки
обращения с ними. Но, согласно Берберу, науку не следует
рассматривать как путь к счастью, а тем более —путь к
Богу, потому что она не дает ответа на вопросы: что нам
делать?, как нам жить?, есть ли в этом мире смысл и есть
ли смысл существовать в этом мире? и т. п.

Г. Башляр был убежден в том, что возлагать на науку
ответственность за жестокость современного человека — зна-
чит переносить тяжесть преступления с убийцы на орудие
преступления. Все это не имеет отношения к пауке. Мы
только уйдем в сторону от существа проблемы, если будем
перекладывать на науку ответственность за извращение.че-
ловеческих ценностей.


Разделяя всецело позиции рационализма и научности,
К. Попиер считал очень опасным для человеческой цивили-
зации «восстание против разума» со стороны «иррациона-
листнческих оракулов». Причины столь модного и в паши
дни «интеллектуального расстройства» он усматривал г, ир-
рационализме и мистицизме и отмечал, что если эту «интел-
лектуальную болезнь» не лечить, она может представить не-
которую опасность своим воздействием на сферу социаль-
ной жизни. Кроме того, что по словам Поппера,
интеллектуал, на вкус которого «рационализм чересчур ба-
налеи» u который расточает восторги перед мистицизмом, —
не выполняет своего морального долга по отношению к сво-
им близким. Это и есть следствие «романтической враждеб-
ности» к науке. Между тем современная наука, по Попперу,
усиливает наш интеллект, подчиняя его дисциплине практиче-
ского контроля. Научные теории контролируются практиче-
скими выводами из них, в противоположность безответствен-
ности мистицизма, который избегает практики, заменяя ее со-
зданием мифов, а науку считает чем-то вроде преступления.

К. Поппер разделяет идею о том, что наука — не только
(и не столько) «собрание фактов», а «одно из наиболее
важных духовных движений» наших дней. Поэтому тот,
кто не пытается понять такое движение, выталкивает себя
из зтого наиболее замечательного явления цивилизации.

Широкий диапазон оценок возможностей науки и ее со-
циальной роли был характерен для представителей русской
религиозной философии. Ее основоположник В. Соловьев
отмечал, что самостоятельная наука, снабженная сложными
орудиями наблюдения и обогащенная громадным эмпириче-
ским и историческим материалом, имеет великое значение.
Наука, по его мнению, есть важнейший элемент цельного
знания, где она составляет органический синтез с теологией
и философией и только такой синтез может заключать в
себе «цельную.истину, знания». В. Соловьев резко критику-
ет позитивизм, в.частности, за то, что он приписывает иск-
лючительное значение положительной науке, которая «изъ-
являет притязание па безусловное господство в области зна-
ния» и хочет быть всем.

Н. А. Бердяев, считая, что у В. Соловьева «отрыжка
гегельянства и склонность к гностическому рационализму»,
оценивал науку (и рационализм вообще) иначе, чем его
предшественник. В частности, он полагал, что, хотя, конеч-
но, «силы и значения рационализма отрицать нельзя», но не-
допустимо это значение абсолютизировать. Невозможно от-
вергать роль дискурсивного мышления, но не оно является


основой знания, а интуиция, которая «упирается в веру».

По Бердяеву, научность не есть ни единственный, ни по-
следний критерий истины, хотя никто не сомневается в цен-
ности науки. Наука —лишь один из питающих источников
философии, но от последней нельзя требовать научности.
Философия и не должна быть «приживалкой» у науки, ее
«служанкой». Бердяев отмечал, что недопустимо методы
математики и естествознания механически переносить в со-
циальные науки, в другие области духовной жизни, чуждые
науке, также как нельзя навязывать научность другим отно-
шениям человека к миру. Считая, что кроме рационального,
научного познания есть н другие «безмерные и безгранич-
ные области познания», и что «рациональное не покрывает
иррациональное», он призывал к осовобождению филосо-
фии от всяких связей с наукой.

Л. Шестов исходил из того, что опыт гораздо шире, чем
научный опыт; и что наряду с научными всегда существова-
ли и ненаучные способы отыскагаш истины, которые не сле-
дует «опорочивать современными, методологиями». Все
суждения, по мнению русского философа, имеют право на
существование, а поэтому следует положить конец «дикому
обычаю пролагать посредством доказательства путь к исти-
не». Но как же тогда быть, тем более, если вы «сохранили
живые глаза н чуткий слух?» А вот как: «Бросьте инстру-
менты и приборы, забудьте методологию и научное донки-
хотство и попытайтесь довериться себе».

Идеи Бердяева и Шестова о роли науки в обществе в
определенной мере развил современный американский фи-
лософ и методолог П. Фейерабенд (хотя он и не упоминает
имен русских мыслителей). Фейерабенд считал, что значе-
ние и роль разума (рациональности) не следует слишком
преувеличивать. Более того, науку (как главного носителя
разума) необходимо лишить центрального места в обществе
и уравнять ее с религией, мифом, магией и другими духов-
ными формообразованиями.

Вот наиболее характерные тезисы Фейерабенда по
данному вопросу: «если наука существует, разум не мо-
жет быть универсальным и неразумность исключить не-
возможно; «наука не священна», «господство науки —уг-
роза демократии»; «невозможно обосновать превосходст-
во науки ссылками на ее результаты»; «наука всегда
обогащалась эа счет вненаучных методов н результатов»;
«наука есть одна из форм идеологии и она должна быть
отделена от государства».

Указывая на слабость законов разума, Фейерабенд счи-


тал, что наука является более расплывчатой π иррациональ-
ной, чем ее методологические изображения. А это значит, что
попытка сделать науку более рациональной и более точной,
уничтожает ее. Вот почему даже в науке разум не может и не
должен быть всевластным и должен подчас оттесняться или
устраняться в пользу других соображений. Тем самым необ-
ходим плодотворный обмен между наукой и иными ненауч-
ными мировоззрениями в интересах всей культуры в целом.

Свой вклад в критику разума внесло такое современное
общественно-философское течение, как постмодернизм.
Его представители ставят под сомнение науку в ее двойной
функции: и как особого «привилегированного» способа по-
знания, и как ядра всей культуры. Выступая против господ-
ства «самодовлеющего разума», они обвиняют науку в та-
ких грехах, как объективизм, редукционизм, отрыв субъек-
та познания от объекта, упрощенное представление о
последнем, логоцентризм (что ведет к игнорированию таких
средств познания как воображение и интуиция) и др. Перс-
пектива научного знания видится постмодернистам в широ-
ком диапазоне: от перехода к новой парадигме, к новым
видам научного знания (соединяющим современную науку с
ее постмодернисткими альтернативами) до исторического
исчерпания (смерти) науки.

Обобщая очерченные выше позиции по отношению к на-
уке, ее месту и роли в общественной жизни, резюмируем
следующее.

Возрастание роли науки и научного познания в современ-
ном мире, сложности и противоречия этого процесса породи-
ли две противоположные позиции в его оценке — сциентизм и
антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в. Сторон-
ники сциентизма (от латинского scientia — наука) утвержда-
ют, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять
в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все
формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя на-
уку с естественно-математическим и техническим знанием,
сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой на*
уки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы.
При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные на-
уки как якобы не имеющие познавательного значения и от-
вергается гуманистическая сущность науки как таковой.

В пику сциентизму возник антисциентизм — фило-
софско-мировоззренческая позиция, сторонники которой
подвергают резкой критике науку и технику, которые,
по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный
прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действи-


телыю имеющих место негативных последствий НТР, ан-
тисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает
науку и технику, считая их силами враждебными и чуж-
дыми подлинной сущности человека, разрушающими
культуру. Методологическая.основа антнсциентистскпх
воззрений — абсолютизация отрицательных результатов
развития науки и техники (обострение экологической си-
туации, военная опасность и др.).'

Несомненно, что обе позиции в отношении к науке со-
держат ряд рациональных моментов, синтез которых позво-
лит более точно определить ее место и роль и в современном
мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсо-
лютизировать науку, так и недооценивать, а тем более пол-
ностью отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне
относиться к науке, к научному познанию, видеть их остро
противоречивый процесс развития.

Характерная черта современного общественного раз-
вития '— все более крепнущая связь и взаимодействие
науки, техники и производства,
все более глубокое Пре-
вращение науки в непосредственную производительную
силу общества. При этом, во-первых, в наши дни наука
не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее,
становится ведущей силой прогресса материального про-
изводства; во-вторых, если прежде наука развивалась
как изолированный социальный институт, то сегодня она
пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаи-
модействует с ними; в-третьих, наука все в большей сте-
пени ориентируется не только на технику, но прежде
всего на самого человека, на безграничное развитие его
интеллекта, его творческих, способностей, культуры
мышления, на создание материальных и духовных пред-
посылок для его всестороннего, целостного развития.

В настоящее время наблюдается Неуклонный рост интереса
к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам нау-
ки, складывается особая дисциплина — этика науки, укреп-
ляются представления о необходимости соответствия научных
концепции красоте и гармонии и т. п. Особенно важны нрав-
ственные оценки в условиях научно-технического прогрееса,
позволяющего заглядывать и вмешиваться в генное строение
человека (генная инженерия), совершенствовать биотехноло-
гию и даже конструировать новые формы жизни. Иначе гово-
ря, не только могущего способствовать совершенствованию
человека, но и таящего в себе потенциальную угрозу для су-
ществования человечества.

Сегодня все более широко в научный оборот внедря-


 

 

 


ется понятие <? этос пауки»·, обозначающее совокупность
моральных императивов, норм, принятых в данном науч-
ном сообществе и определяющих поведение ученого.
Так, современный английский социолог науки Р. Мертон
считает, что' научные нормы строятся вокруг четырех ос-
новопологающих ценностей: универсализма, всеобщно-
сти, бескорыстности (незаинтересованности) и организо-
ванного скептицизма.

Чрезвычайно актуальными и активно обсуждаемыми
вопросами в настоящее время становятся такие вопросы,
как соотношения науки и рациональности, истины и добра,
истины и красоты, свободы научного поиска и социальной
ответственности ученого, науки и власти, возможности и
границы регулирования науки, характер последствий (осо-
бенно негативных), противоречивого и далеко не однознач-
ного развития науки, ее гуманистическая сущность и т. д.
(О некоторых из этих вопросов" более подробно речь будет
идти в гл. XIII).

Рекомендуемая литература

ч.

Заблуждающийся разум? Многообразие «ненаучного знания. М., 1990.
Ильин В. В. Теория познания. Эппстемология. М., 1994.
Кохановский В. П. Диалектнко-материалистический метод. Ростов л/Д,

1992.

Кравец А. С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993.
Наука в зеркале философии XX в. М., 1992.

Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.
Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.
Самоорганизация и паука: Опыт философского осмысления. М., 1994.
Степан В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре тех-

ногепной цивилизации. М., 1994.
Элистемологкя" и постйекласейческая наука. М., 1992.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные аспекты понятия «наука»?

2. По каким основаниям может быть произведена классификация наук?

3. В чем состоят основные закономерности развития науки?

4. В чем выражается специфика познания социальных явлений?

5. Что представляют из себя структура н уровни научного познания?
*>. Какие существуют формы организации научного знания?
7. В чем заключается взаимодействие научной теории и практики?
·-?. 'ί ϊ ο представляют собой зкстгриадистские и ннтерналистскис концсп-
>»и генезиса науки?








Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 674. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия