В последние десятилетня началась кардинальная рево-
люция, принципиально изменяющая отношение мира чело-
века и мира природы. Она еще не получила общепринятого
названия. Это н попятно —она еще-более в истоках, чем в
развороте. Ее расцвет еще впереди.
В разных теоретических системах она именуется неодина-
ково. В марксистской терминологии это «научно-техническая
революция», по цивилизационной типологии О. Тоффлера —
«социо-техническая революция». Чаще всего ее называют ин-
формационно-компьютерной или информационно-экологиче-
ской. Ее собственным внутренним стержнем выступает созда-
ние и развертывание электронно-комьютерной и биотехноло-
гической технологии. Ее результатом в самом широком
смысле может стать новая цивилизация, условно говоря «по-
стиндустриальная», «информационная», «информационно-
экологическая».
Общество, контуры которого только-только проявляют-
ся, будет характеризоваться тем новым и совершенно осо-
бым местом, которое будут занимать в нем информация и
знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные
области промышленного и сельскохозяйственного производ-
ства, связьи коммуникации, быт и развлечения, образова-
ние и духовная жизнь прочно опираются на достижения
фундаментальных наук, становясь все более н более науко-
емкими. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысло-
вая трансформация, тиражирование и распространение зна-
ний занимает все большее место в деятельности людей. Ин-
формация становится ценным продуктом и основным
товаром.
Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальнее
вглядеться в само понятие " информация". Еще недавно,
так сказать, в докибернетическую пору информация пони-
малась попросту как передача сообщения, В последние де-
сятилетия на волне кибернетического бума это понятие пе-
реосмысливалось и углублялось. Сегодня оно трактуется как
некоторая субстанция, которая питает как исследователей,
вчитывающихся в непознанное, так тех, кто стоит у руля про-
цессов управления производством и социальной жизни.
Возникли философские концепции, в которых информа-
ция ставилась в один ряд с протяженностью и движением.
Информационность трактуется в них как свойство всего
Универсума и каждой его составляющей. Во многих случа-
ях у разных авторов информация понимается как отражен-
ное разнообразие, устранение неопределенности, отрицание
энтропии, передача многообразия, мера сложности струк-
тур, вероятность выбора и т. д. При всем этом логически
строгого общепринятого определения информации пока нет.
И на бытовом уровне уже ходят присказки типа «инфор-
мация — мать эрудиции». Понимание того, что информация
есть некоторый содержательный сгусток любого знания, его
внутренняя доминанта, глубинный стержень становится ши-
роко распространенным. Полагая возможность развития об-
щества как «информационного», мы тем самым утвеждаем, что
центр тяжести в «техносфере» и вообще во всей искусственной
среде человеческого бытия перемещается с «энергетических» и
«вещественных» моментов на «информационные».
Как мы уже говорили, одной из базовых составляющих
культуры является техника. В пашей печати (В. В. Нали-
мов) отмечалось, что па Земле нет кроме человека ни одно-
го существа, которое нуждалось бы в энергии, не могущей
быть освоенной натурально, физиологически. Недаром воз-
ник миф о Прометее, похитившем огонь у богов. От первого
костра кроманьонцев до современных гидростанций и атом-
ных реакторов — таков путь расширения энергетической ос-
новы технического прогресса. Последовательно сменяют
друг друга как основы технических конструкций: дерево,
медь, бронза, железо, стачь, сплавы, композиты разных мо-
дификаций. И их роль не исчезла.
Однако главным и основным стало сейчас решение про-
блемы: как именно соединить энергию и материал, сконцен-
трировать, отстроить, собрать много в единое. А для этого и
надо опираться на информацию, прежде всего сущностную,
т. е. научную.
Техника и технология наших дней весьма наукоемки.
Высокие технологии конца века (электроника, информа-
тика, космическое производство, биотехнологии и т. п.) вы-
водят производство на новый уровень, принципиально от-
личный от предшествующей истории. В их лице мир взгля-
дывается в свое обозримое будущее. Действительно,
создание этих технологий вполне можно охарактеризовать
как революцию, т. е. радикальное качественное преобразо-
вание в основах производительной деятельности, в отноше-
нии Человечества и Природы.
Весь мир производства там, где он вступил в фазу рево-
люционных изменений, разительно меняет свой облик. Ме-
няется соотношение производства благ и сферы услуг в
пользу последней. Снижается весомость тяжелой промыш-
ленности, идет ее разукрупнение, диверсификация (умно-
жение многообразия). Жесткие вертикальные монострукту-
ры заменяются территориально рассеянными производст-
венными сетями. Интеллектуальная деятельность подверга-
ется всесторонней «технологизации». Компьютерная техно-
логия расширяет возможности мыслительных актов,
разоружает память, создает предпосылки для творческих
взлетов.
В этой ситуации резко возрастает необходимость созда-
ния «республики ученых», т. е. того сообщества, которое
занималось бы беспрерывной атакой неизведанного, умно-
жала бы «умственную силу» рода людей. Высоко значимым
становится массовое образование, построенное на основе
фундаментальных свершений науки. Страна, где пренебре-
гают сферой образования и поворачиваются спиной к науке,
обречена на гниение. Дальновидные экономисты давно
осознали значимость «человеческого капитала». А это зна-
чит, что наиболее впечатляющий результат, высочайшую
эффективность дают «вложения» в человека. Будущее эко-
номики, экологии вообще человеческой жизни зависит
прежде всего от того, каков интеллектуальный багаж людей
и каков нх духовный, нравственный облик.
Информационно-компьютерная революция подготавли-
вает базу для глубоких социальных изменений. Они охва-
тят все этажи общественной целостности — социальное уст-
ройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и
образования. Традиционные представления о социальных
структурах, характерные для XIX в. или первой половины
XX в., по всей вероятности, уйдут в прошлое. Уже проис-
ходят процессы, ведущие к тому, что в промышленном про-
изводстве остается все меньше «синих воротничков» (рабо-
чих). Зато все больше становится «белых воротничков»
(специалистов) и «стальных воротничков» (роботов). Воз-
никает новый слой работников с высокой интеллектуальной
квалификацией. А, Тоффлер называет его «когнетариат».
Информационная технология стремительно развивается.
Так, в 1971 г. первый в мире микропроцессор («Кремниевый
чип») содержал 2300 транзисторов и позволял выполнять
60 тысяч операций в секунду. В 1993 г. компьютер пятого
поколения содержал уже 3 миллиона 300 тысяч транзисто-
ров и выполнял 166 миллионов команд в секунду. Знатоки
и эксперты полагают, что к концу столетия появятся компь-
ютеры шестого и седьмого поколения, которые будут содер-
жать в каждом процессоре 80—100 миллионов транзисторов
и выполнять до 2 миллиардов команд в секунду.
Существенно изменится и духовно-культурная сфера об-
щества. Информационная технология станет мощным гене-
ратором и резким усилителем культурных сдвигов и инно-
ваций. Она вызовет противоречие и неоднозначные процес-
сы. Электронные средства индивидуального пользования
позволят любому человеку получать необходимую инфор-
мацию. И это изменит характер массовой культуры, систе-
мы образования, расширит кругозор каждого отдельного че-
ловека. Два противоположных процесса в культуре: масси-
фикация и демассификация, взаимопереплетаясь, вызовут
немало не предсказуемых коллизий н неожиданных воз-
можностей. В целом они выведут культуру на иной качест-
венный уровень.
Информационная революция не может не затронуть сфе-
ру политических отношении. С одной стороны, последствия
ее отрадны: расширение возможностей непосредственного
участия каждого в принятии демократических решений, - уп-
рочение демократической индивидуальной свободы. Но
вместе с тем возникает опасность всеохватывающего контро-
ля правящих структур над людьми, вплоть до манипулиро-
вании ими. Преодоление этого противоречия возможно
лишь на путях недопущения любых форм тоталитаризма н
защиты достоинства и свободы каждого человека.
И, наконец, информационная революция окажет серьез-
ное воздействие на самого человека, его образ жизни, род
занятий, самочувствии.. Разумеется, многое зависит от того,
в каком социальном контексте будет протекать информати-
зация человеческой жизни, как она будет связана с демок-
ратизацией социальности, гуманизацией духовной атмосфе-
ры. Тем не менее можно предположить, что формирование
банков знаний, доступных для всех, становление информа-
ционной зпистемологии окажут воздействие на характер ин-
теллектуальной деятельности..
В мир вместе с компьютеризацией входит новый вид ре-
альности — " виртуальная реальностью", искусственная
псевдосреда, с которой можно.общаться как с подлинной.
Эта новая технологическая среда окажет мощное (и пока
что совершенно непредсказуемое) воздействие на человече-
скую психику. Сегодня эта перспектива обнаруживается в
частности в феномене маньяков компьютерных игр и экста-
тической погружённости в «виртуальную реальность».
Диалог микропроцессорной системы и человека, превра-
тившись в постоянный и необходимый момент жизненного
пути, во многом существенно преобразует процесс обуче-
ния, профессиональный труд, досуг, лечение. Высокий уро-
вень информированности, попросту не сравнимый с совре-
ценным, пробуждение творческого потенциала, невиданные
способы общения людей — все это породит иной тип челове-
ческой личности.
Характеризуя грядущее общество как информационное,
возникающее на основе компьютерной технологии, видимо,
следует сделать одно важное дополнение. Как отмечалось
отечественными исследователями (например А. Д. Урсул),
это общество должно быть не только информационным, но
н экологическим. Выдвижение в постиндустриальном обще-
стве па первый план информационных проблем еще не ре-
шает всех коллизий в отношении «общество — природа».
Назревающий глобальный экокризис (о нем подробнее бу-
дет рассказано в следующей главе) повелительно требует
поворота общества в сторону коэволюционных задач, т. е.
достижения оптимальных отношений человечества и его
природно-экологичсской среды. Производство не может не
стать экологизированным. Иначе мы захлебнемся в его от-
бросах, погубим естественные условия нашего обитания.
Как это ни печально, но вещесвенные и энергетические
ресурсы иссякают. Уже есть обоснованные расчеты, на
сколько сможет хватить в обозримом будущем невозобнов-
ляемых ресурсов (уголь, нефть, газ и т. д.). Но есть один
ресурс, который стремительно возрастает - интеллектуаль-
ный, информационный и прежде всего ресурс научно-тех-
нического знания, образованности, информированности лю-
дей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и
духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии
преодолеть назревающую глобальную нестабильность и
выйти к новым горизонтам истории.
Завершая главу о развитии науки и техники, поставим
вопросы: есть ли будущее у научно-технического прогрес-
са? во всех ли отношениях его можно рассматривать как
прогресс?
Дело в том, что, создавая «техносферу», человечество
теснит природу, антропогенное воздействие на биосферу
Земли становится губительным, прерываются естественные
циклы возобновления природных ресурсов. Плата за удоб-
ства, комфорт, высокие урожаи н дома с горячим водоснаб-
жением оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем
параметрам и не во всех отношениях научно-технический
прогресс есть благо. Многое в нем пугающе быстро обора-
чивается злом. Перед человечеством возникли глобальные
проблемы, выросли проблемы выживания рода людей. Но
об этом пойдет разговор в следующей главе.
539'
Рекомендуемая литература
Дбдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
Введение π философию. В 2 т. М., 1989. Т. 2 гл. 13, 15.
Бебер Μ, Избранные произведения. М., 1990. Ч. 3. Разд. «Наука как
призвание и профессия».
Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.
Князев В. II. Человек π технология. Киев, 1990.
Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Г. 2. Разд. 7, § 2.
Ракитов А, II. Философия компьютерной революции. М., 1993.
Стенин D. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Тавризян Г. М. Техника, Культура, Человек. М., 1988.
Фейерабснд Л. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Разд. 2, 4.
Контрольные вопросы
1. Что такое техника?
2. Каковы основные этапы развития техники?
3. В чем заключается сущность тсхнофобни и технократизма?
4. Что такое рациональность? Назовите ее черты.
5. Что такое наука? В чем специфика научного познания?
6. Каковы главные этапы истории науки?
7. В чем состоят особенности современной науки?
8. В чем специфика научно-технологической революции наших дней?