Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Подробно об этих методах см. например: Кахановский В. П, Диалекткко-материалпстический метод. Ростов-н/Д, 1992






скольку опиралась на житейский опыт. Представлена в уче-
ниях Гераклита («все течет, все изменяется»), Платона (ко-
торый понимал диалектику как искусство диалога), Зеноиа
(который пытался выразить реальные противоречия в логи-
ке понятий) и в некоторых других.

2. Немецкая идеалистическая диалектика, которая
была разработана Кантом, Фихте, Л. Шеллингом и особен-
но глубоко Гегелем.

3. Материалистическая диалектика, основы которой
были заложены классиками марксизма и которая представля-
ют собой целостную систему принципов, категорий и законов.

Диалектический метод исходит из того, что если в объ-
ективном мире происходит постоянное развитие, возникно-
вение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то по-
нятия, категории и другие формы мышления должны быть
гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противополож-
ностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реаль-
ную действительность. Поэтому важнейшим принципом ди-
алектики является историзм — рассмотрение предмета в
его развитии,
самодвижении, изменении.

Окружающий нас мир представляет собой единое целое,
определенную систему, где каждый предмет как единство
многообразного неразрывно связан с другими предметами и
все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из поло-
жения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений
вытекает один из основных принципов материалистической
диалектики — всесторонность рассмотрения. Правильное
понимание какой-либо вещи возможно лишь в том случае,
если исследована вся совокупность ее внутренних и внеш-
них сторон, связей, отношений и т. д. Чтобы действительно
познать предмет глубоко и всесторонне, надо охватить, изу-
чить все его стороны, все связи и «опосредствования» в их
системе, с вычленением главной, решающей стороны.

Кроме историзма и всесторонности, диалектический ме-
тод включает в себя и другие принципы — объективность,
конкретность, детерминизм,
«раздвоение единого» (прин-
цип противоречия)
и др. Эти принципы формулируются на
основе соответствующих законов и категорий, в своей сово-
купности отражающих единство, целостность объективного
мира в его беспрерывном развитии.

Категории диалектики — это такие понятия (формы
мышления), которые отражают наиболее общие и сущест-
венные свойства, стороны, связи и отношения реальной дей-
ствительности и познания. Философские категории — это
итог, результат исторического развития последнего на осно


ве чувственно-материальной деятельности людей, обще-
ственной практики. Основные категории диалектики: раз^
витие, противоречие, причина и следствие, необходимость и
случайность, общее и единичное, качество и количество, со-
держание и форма и др.

Связь и взаимодействие определенных философских катего-
рии выступают как законы диалектики, главным из которых
является закон единства и борьбы противоположностей,
вскрывающий самое основное в развитии — его источник, каким
является противоречие (взагйчосвязь -противоположностей).

Противоположности — это' такие стороны, моменты,
предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны;
б) взаимоисключают друг друга, причем не только в раз-
ных, но и в одном и том же отношении; в) взаимопроника-
ют и — при определенных условиях - переходят друг в дру-
га. К числу противоположных можно отнести, например,
такие явления и процессы как положительное и отрицатель-
ное, интегрирование и дифференцирование (в математике),
ассимиляция и диссимиляция (в биологии), ассоциация и
диссоциация (в химии и психологии), прогресс и регресс,
материлыюе и идеальное и т. п.

Кратко суть рассматриваемого закона может быть выра-
жена формулой: «Разделение на противоположности, их
борьба и разрешение». Тем самым развитие предстает как
процесс возникновения, роста, обострения и разрешения
многообразных противоречий, среди которых главную, оп-
ределяющую роль играют внутренние противоречия данно-
го предмета или процесса. Именно они и выступают в каче-
стве решающего источника их развития.

Закон взаимного перехода количественных и качествен-
ных изменений
вскрывает механизм развития: постепенное
накопление количественных изменений в определенный мо-
мент необходимо приводит к коренным качественным преоб-
разованиям (скачкам), к возникновению нового качества, ко-
торое в свою очереди оказывает обратное влияние на характер
и темпы количественных изменений. Таковы, например, пере-
ходы воды из одного агрегатного состояния в другое в зави-
симости от изменения температуры, давления, и др. факто-
ров, превращения одних химических элементов в другие в за-
висимости от изменения величины заряда ядра атома и т. п.

Закон отрицания отрицания выражает поступатель-
ный, циклический, преемственный характер развития и его
формулу: «спираль», а не «круг» или «прямая линия», по-
вторение на высшей стадии некоторых свойств низшей: «воз-
врат якобы к старому». При этом развитие предстает.как


процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но
повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры
циклического развития: «знаменитое «ячмеин-ое зерно»
(зерно — растение — новые зерна); тсэпс (утверждение) -
антитезис (его диалектическое отрицание, а не полное от-
брасывание) — синтез (единство тезиса и антитезиса); тео-
рия — практика — новая теория и т. п. Каждый цикл высту-
пает как виток в развитии, а спираль — как цепь циклов.
Действие данного закона обнаруживается не в каждый мо-
мент, а лишь в целостном, относительно завершенном про-
цессе развития.

Антиподом диалектики является метафизический ме-
тод.
Термин «метафизика» (буквально «то, что следует по-
сле физики») был введен в I в. до н. э. комментатором Ари-
стотеля А. Родосским. Систематизируя произведения вели-
кого древнегреческого мыслителя, он расположил «после
физики» те из них, в которых шла речь об общих вопросах
бытия и познания, о «первой философии» (о сущности,
причинах и т. д.) в отличие от «второй философии» — ча-
стно-научного знания.

В современном обществознашш понятие «метафизика»
имеет три основных значения:

1. Философия как наука о всеобщем, исходным прооб-
разом которой и было учение Аристотеля о «первых родах
сущего». В этом значении, например, употреблял понятие
«метафизика» крупный немецкий философ XX века М.
Хайдеггер, который рассматривал ее как «род познания,
имеющий предметом сущее в целом». Ее основные катего-
рии — это предельные понятия, «охватывающие» одно-
временно и объект и субъект познания.

2) Особая философская паука — онтология, учение о
бытии как таковом,
независимо от его частных видов и в
отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом
значении данное понятие употреблялось как в прошлом
(Декарт,.Лейбниц, Спиноза и д-р.)·, так и в настоящем —
особенно в современной западной философии.

3) Философский способ, познания (мышления) и дейст-
вия,
противостоящий диалектическому методу как своему ан-
типоду. Именно об этом аспекте понятия «метафизика» (как
антндиалектнка) ниже будет идти речь. Самая характерная,
существенная черта метафизики - односторонность, абсолю-
тизация одной (безразлично какой именно) стороны живого
процесса познания, или шире — того или иного элемента цело-
го, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика (как н диалектика) никогда не была чем-то

4Эа'


раз навсегда данным, она изменялась, выступала в различ-
ных исторических формах, среди которых можно выделить
две основных:

1. «Старая» метафизика была характерна для филосо-
фии и пауки в XVII — XIX вв. (метафизический материа-
лизм, натурфилософия, философия истории и т. д). Специ-
фика этой формы метафизики - отрицание всеобщей свя-
зи и развития, отсутствие целостного системного взгляда на
мир, - мышление по принципу «плн-плп», убеждение в
окончательной завершенности всех мировых связей.

«Ста]»» — метафизический способ мышления имел объек-
тивную основу своего появления — необходимость объяснения
частностей, отдельных элементов (сторон) целого, для чего
эти стороны должны быть «вырваны» (мысленно, конечно)
на целого и рассмотрены в изоляции от других сторон, вне
связи с ними и вне развития. Данный способ правомерен и
необходим в житейских делах, на уровне здравого смысла и
рассудка - везде, где не требуется брать предмет в развитии и
во всех его связях и отношениях. Поэтому «великое истори-
ческое оправдание» данной формы метафизики было обуслов-
лено необходимостью исследования предметов и их неизмен-
ности, устойчивости с тем, чтобы затем перейти (а не «застре-
вать» на этом моменте) к систематическому познанию
происходящих с ними изменений, к анализу их как целост-
ных развивающихся систем, к выявлению источников и меха-
низмов их развития. Укрепление на рубеже XIX — XX вв
«под напором фактов» идеи развития и ее широкое распрост-
ранение, происходившее в острой борьбе со «старой» метафи-
зикой, привело к двум важным результатам: появилась новая,
важная форма диалектического мышления — материалистиче-
ская диалектика; на «обломках» показавшей свою полную не-
состоятельность перед лицом строго научных фактов старой
метафизики, возникла новая метафизика, ставшая господству-
ющей в XX в.

2. Новая метафизика в отличие от старой не отвергает
ни всеобщую связь явлений, ни их развитие, — это было бы
абсурдно в эпоху громадных достижений науки н обще-
ственной практики, особенность антпдиалектикп в новой
ферме — сосредоточение се усилий па поисках различных
вариантов истолкования, интерпретации развития.

Последнее здесь может пониматься следующим образом:
а) как простой, всеобщий. и вечный реет, увеличение, или
наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е.
как только количественные изменения; б) как только каче-
ственные изменения, цепь сплошных скачков («катастро-


фнзм> >); в) как повторение, монотонный процесс, имеющий
строго линейную направленность ('«развитие по прямой ли-
нии»); г) как вечное движение по кругу, без возникновения
нового (концепции «круговорота»); д) как Движение, из ко-
торого при этом изымается его сущность — противоречие;
е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к вы-
сшему, от простого к сложному. Возможны и другие — в
том числе и смешанные — интерпретации развития, связи и
взаимодействия.

Виды метафизики могут быть выделены по различным
основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиа-
лектическим может быть как метод познания, так и способ
практической деятельности — бюрократизм, консерватизм,
волюнтаризм и т. п. — любые односторонние действия.

Метафизический способ познания включает в себя це-
лый ряд своих разновидностей, которые возникают в ре-
зультате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов
и т. п. познавательного процесса. Ранее были уже названы
некоторые.из этих разновидностей — идеализм, сенсуализм,
рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм н др.

К ним следует добавить софистику и эклектику, кото-
рые зародились еще в древней Греции и использовались для
«обоснования» истинных рассуждений, бывших на самом
деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм
«рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты
не терял рога: значит у тебя рога».

Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее
«коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектиче-
ского способа мышления. Они и сегодня широко использу-
ются для «доказательства» неверных выводов и «обоснова-
ния» неправедных дел — особенно в сфере политики.

Сущность софистики и эклектики заключается в том, что
изменчивость, гибкость понятий они применяют не объек-
тивно (т. е. не как адекватное отражение -развивающейся
действительности); а произвольно^ чисто субъективистски.
Их главная цель — искажение истины (как правило, созна-
тельное, преднамеренное), извращенное представление дей-
ствительности, стремление выдать ложь за истину. Это до-
стигается с помощью системы специфических приемов и
уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов
формальной и диалектической логики.

Основное различие софистики и эклектики — при всем
их сходстве — состоит в том, что характерными приемами
последней являются субъективистское выхватывание лишь
отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов


и т. nj и их произвольное механическое соединение чисто
внешним образом. Результатом этой процедуры является аг-
регат, хаотическое множество, а не целостная, развивающа-
яся система в единстве всех своих сторон и связей.

Софистика и эклектика хотя и признают гибкость, дна-
лектичность понятий (что, является, несомненно; дх важ-
ным рациональным моментом), но вследствие своего произ-
вола и субъективизма не доходит до реальной диалектики
объективной действительности.

Говоря о методологической роли философии (независи-
мо от ее формы) в научном познании, следует указать на
две краГшне модели, которые сложились в решении этого
очень сложного вопроса.

Во-первых, умозрительно-философский подход (натур-
философия, философия истории и т. п.), суть которого -
прямое выведение исходных положений научных теорий не-
посредственно из философских принципов, помимо анализа
специльного — фактического и концептуального — материа-
ла данной науки. Такой подход был характерен для концеп-
ций Шеллинга и Гегеля.

Во-вторых; позитивизм, согласно которому «наука сама
себе философия». Роль философии в частно-научном по-
знании либо абсолютизируется (в первой модели), либо
принижается или даже вовсе отвергается. И хотя в обоих
случаях были достигнуты определенные позитивные ре-
зультаты, однако указанная проблема не была решена.

История познания в самой философии показывает, что
ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты
выражается в следующих основных моментах:

1. Философия влияет на научное дознание так или иначе
на всех его стадиях, но в наивысшей мере — при построении
теорий, особенно фундаментальных. Это наиболее активно
происходит в период «крутой ломки» понятий и принципов
в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние
может быть как позитивным, так и негативным — в зависи-
мости от того, какой философией — «хорошей» или «пло-
хой» — руководствуется ученый. «Дурная философия, - го-
ворил В. Гейзенберг, —исподволь губит хорошую физику».

2. Существенное влияние на развитие научного познания
философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей
функцией: в ее недрах вырабатываются идеи, научная зна-
чимость которых подтверждается через большой период
времени (например, идеи атомизма античности). Кроме
того, принципы философии при переходе от умозрения к
теоретическому исследованию выполняют селективную


функцию. Из множества умозрительных конструкций уче-
ный выбирает те, которые согласуются с его собственными
философскими представлениями.

3. Воздействие философских принципов на процесс на-
учного исследования всегда осуществляется не прямо и не-
посредственно, а сложным опосредованным путем — через
методы, формы и концепции' других методологических
уровней. Причем реализация философских принципов в на-
учном познании означает вместе с тем их переосмысление,
углубление, совершествоваиие и развитие.

4. Философские методы не всегда дают о себе знать в
процессе исследования в явном виде, они могут учиты-
ваться и применяться либо стихийно, либо сознательно.
Но в любой науке есть элементы всеобщего значения
(например, законы, категории, понятия, причины и т.
д.), которые и делают всякую науку прикладной логи-
кой, пронизанной философским компонентом.

5. Принципы философии реально функционируют в науке
в виде всеобщих регулятивов, универсальней: норм, образую-
щих в своей совокупности методологическую программу само-
го верх-Hero уровня". Данная программа не должна быть жест-
кой схемой, шаблоном, стереотипом, по которому «кроят и
перекраивают факты», а лишь очень гибким и динамичным
общим руководством для исследования.

6. Философия разрабатывает определенные универсаль-
ные модели реальности, сквозь призму которых ученый
смотрит на предмет исследования, выбирает всеобщие по-
знавательные средства — категории, принципы, понятия
и т. п., определенные мировоззренческие и ценностные ус-
тановки, смысложизненные ориентиры (особенно в гумани-
тарных науках), вооружается знанием общих закономерно-
стей самого познавательного процесса и т. п.

7. ФНлософско-мётодологНческие принципы выполняют
функцию вспомогательного, производного от практики,
критерия истины, о чем уже шла речь.

II. Общенаучные подходы и методы исследования, полу-
чившие широкое развитие и применение в науке XX в. Они
выступают в качестве своеобразной промежуточной методоло-
гии между философией и фундаментальными теоретико-мето-
дологическими положениями специальных наук. К общенауч-
ным чаще всего относятся такие понятия, как информация,
модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент,
оптимальность и т. д.

Характерными чертами общенаучных понятий являются,
во-первых, сплавлешюсть в их содержании отдельных


свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философ-
ских категорий; во-вторых, возможность (в отличие от по-
следних) формализации, уточнения средствами математиче-
ской теории. Если философские категории воплощают в
себе предельно возможную степень- общности - конкретно-
всеобщее, т. е. закон, то для общенаучных понятий присуще

•большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и по-
зволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.
На основе общенаучных понятий и концепций формули-
руются соответствующие методы и принципы познания, ко-
торые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие
философской методологии со специально-научным знанием
и его методами. К числу общенаучных принципов и подхо-
дов относятся системный и структурно-функциональный,
кибернетический, вероятностный, моделирование, форма-
лизация и др. Важная роль названных подходов состоит в
том, что в силу своего промежуточного характера они опос-
редствуют взаимопереход философского и частпонаучкого
знания (и соответствующих методов).

III. Частнопаучные методы, т. е. совокупность спосо-
бов, принципов познания, исследовательских приемов и
процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, со-
ответствующей данной основной форме движения материи.
Это методы механики, физики, химии, биологии и гумани-
тарных (социальных) наук.

IV. Дисциплинарные методы, т. е. системы приемов,
применяемых в той или иной дисциплине, входящей в ка-
кую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.
Каждая фундаментальная наука представляет собой комп-
лекс дисциплин, которые имеют свой специфический пред-
мет и свои своеобразные методы исследования.

V. Методы междисциплинарного· исследования как со-
вокупность ряда синтетических, интегративных способов

•(возникших как результат сочетания элементов различных
уровней методологии), нацеленных главным образом на
стыки научных дисциплин.

Таким образом, в научном познании функционирует
сложная, динамичная, целостная, субординированная сис-
тема многообразных методов разных уровней, сфер деист-·
вий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с
учетом конкретных условий.

Рассмотрим кратко некоторые методы, приемы и средст-
ва научного исследования, применяемые на разных его эта-
пах и уровнях. Что касается самого верного - философского
уровня, то здесь следует подчеркнуть важную роль метода


восхождения от абстрактного к конкретном! /. Он пред-
ставляет собой способ теоретического исследования и изло-
жения, состоящий в движении научной мысли от исходной
абстракции («начало») — одностороннее, неполное знание -
через последовательные этапы углубления и расширения
познания к результату — целостному, мысленно-конкретно-
му воспроизведению в теории исследуемого предмета. В ка-
честве своей предпосылки и необходимого момента данный
метод включает в себя восхождение от чувственно-конкрет-
ного к абстрактному, к выделению в мышлении отдельных
сторон предмета и их закреплению в соответствующих абс-
трактных определениях. Указанное движение познания не
есть какая-то формальная процедура и не его «шествие
внутри себя», ά диалектически противоречивое движение,
отражающее противоречивое развитие самого предмета.

Большое значение для эффективного развертывания про-
цесса научного познания имеет последовательная реализация
в этом процессе таких философских принципов, как объектив-
ность, «добросовестность в искании истины» (В. Соловьев),
всесторонность, конкретность, историзм, развитие полярных
определений, детерминизм и ряда других.

Научными методами эмпирического исследования явля-
ются наблюдение —
целенаправленное вопрнятие явлений
действительности (связанное с их описанием и измерени-
ем), сравнение и эксперимент, где происходит активное
вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных методов теоретического исследования
чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и
гипотетико-дедуктивный методы..)·

1. Формализация — отображение содержательного зна-
ния в знаковом формализме (формализованном языке). По-
следний создается для точного выражения мыслей с целью
исключения возможности для неоднозначного понимания.
При формализации рассуждения об объектах переносятся в
плоскость оперирования со знаками (формулами). Отноше-
ния знаков заменяют собой высказывания о свойствах и от-
ношениях предметов. Формализация играет существенную
роль в уточнении научных понятий. Она может проводить-
ся с разной степенью полноты, но, как показал Гедель, в
теории всегда останется неформалнзуемый остаток, т. е. ни
одна теория не может быть полностью формализована.
Формальный метод — даже при последовательном его
проведении — не охватывает всех проблем логики научно-
го познания (па что уповали логические позитивисты).

2. Аксиоматический метод — способ построения науч-


ной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые
исходые положения — аксиомы (постулаты), из которых
все остальные утверждения этой теории выводятся из них
чисто логическим путем, посредством доказательства. Для
вывода теорем из аксиом' (и вообще одних формул из дру-
гих) формулируются специальные правила вывода.

3. Гипотетико-дедуктивный метод — способ теоретиче-
ского.исследования, сущность которого заключается в со-
здании системы дедуктивно связанных между собой гипо-
тез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об
эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на вы-
ведении (дедукции) заключений из гипотез и других посы-
лок, истинностное значение которых неизвестно. А это зна-
чит, что заключение, полученное на основе данного метода,
неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер.
Обычно пшотетико-дедуктивнын метод связан с системой
гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпи-
рическому базису. Данный метод ориентирован на описание
прежде всего формальной структуры «готового знания» и
его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разно-
видностью пшотетико-дедуктивного метода является метод
математической гипотезы..

В научном исследовании широко используются так на-
зываемые общелогические методы ti приемы исследования.
Среди них можно выделить следующие:

1. Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на
составные части, и синтез — их объединение в единое целое.

2. Абстрагирование — процесс отвлечения от ряда
свойств и отношений изучаемого явления с одновременным
выделением интересующих исследователя свойств.

3. Идеализация — мыслительная процедура, связанная с
образованием абстрактных (идеализированных) объектов,
принципиально не осуществимых в действительности («точ-
ка», «Идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.).
Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма слож-
ное и очень опосредованное выражение реальных процес-
сов. Они представляют собой некоторые предельные случаи
последних, служат средством их анализа и построения тео-
ретических представлений о них. Идеализация тесно связа-
на с абстрагированием и мысленным экспериментом.

4. Индукция — движение мысли от единичного (опыта,
фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция
- восхождение процесса познания от общего к единичному.

5. Аналогия (сожтветствиё, сходство) — установление сход-
ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между


нетождественными объектами. На основании выявленного
сходства делается соответствующий вывод — умозаключение
по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками
а, в, с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следователь-'
но, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым
аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

6. Моделирование — метод исследования определенных
объектов путем воспроизведения их характеристик на дру-
гом объекте — модели, которая представляет собой аналог
того или иного фрагмента действительности (вещного или
мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и
объектом, интересующим исследователя, должно существо-
вать известное прдобие (сходство) — в физических характе-
ристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирова-
ния весьма разнообразны. Например, предметное (физиче-
ское) и знаковое. Важной формой последнего является
математическое (компьютерное) моделирование.

7. Системный подход — совокупность общенаучных ме-
тодологических принципов (требований), в основе которых
лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих тре-
бований относятся: 1) выявление зависимости каждого эле-
мента от его места и функций в системе с учетом того, что
свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено
как особенностями ее отдельных элементов, так и свойства-
ми ее структуры; 3) исследование механизма взаимодейст-
вия системы и среды; 4) изучение характера иерархично-
сти, присущего данной системе; 5) обеспечение всесторон-
него многоаспектного описания системы; 6)рассмотрение
системы как динамичной, развивающейся целостности.

Методология научного познания, как и сама наука, — яв-
ление конкретно-историческое. Что касается современного,
постиеклассического этапа развития науки, здесь можно за-
фиксировать следующие основные методологические нова-
ции
.

1. Изменение характера объекта исследования (им все
чаще становится саморазвивающиеся открытые сложные
«человекоразмерные системы») и усиление роли междис-
циплинарных, комплексных программ в их изучении. В
этой связи трансформируется идеал ценностно-нейтрально-
го исследования. Объективно истинное описание и объясне-
ние применительно к человекоразмерным объектам не толь-
ко допускают, но и предполагают включение аксиологиче-
ских факторов в состав объясняющих положений.

2. Укрепление «парадигмы целостности», т. е. осоз'на-


пне необходимости глобального всестороннего взгляда на
мир. Отсюда — сближение естественных и социальных наук
(и обмен их методов), восточного'и западного мышления,
рациональных и иррациональных, научных и вненаучных
подходов, когнитивных и ценностных параметров знания,
тесная связь объяснения и понимания и т. п. Все более ха-
рактерным явлением в современной науке становится мето-
дологический плюрализм.

3. Широкое внедрение во все частные науки и научные
дисциплины идей и методов синергетики -теории самоор-
ганизации, ориентированной на поиск законов эволюции от-
крытых неравновесных систем любой природы — природ-
ных, социальных, когнитивных. Важное философско-мето-
дологическое и мировоззренческое значение имеют
ключевые идеи синергетики о том, что: 1) сложноорганизо-
ванпым системам нельзя навязывать пути их развития; 2)
для них, как правило, существуют несколько альтернатив-
ных путей развития, а значит возможность выбора наиболее
оптимальных из них; 3) хаос может выступать в качестве
созидающего начала, конструктивного механизма эволю-
ции; 4) в особых состояниях неустойчивой социальной сре-
ды действия каждого отдельного человека могут влиять на
макросоциальные процессы; 5) зная тенденции самооргани-
зации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции,
ускорить ее; 6) будущее состояние системы как бы органи-
зует, формирует, изменяет наличное ее состояние и др.

4. Выдвижение на передовые позиции таких понятий,
как неопределенность (вид взаимодействий, лишенный ко-
нечной устойчивой формы), схоластичность, вероятность,
порядок и хаос, нелинейность, бифуркация, флуктация, ин-
формация, странные аттракторы, диссипативные структуры
и ряд других, — выражающих характеристики нашего нерав-
новесного, нестабильного мира в целом и каждой из его
сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в со-
временной науке категории случайности, возможности,
развития и противоречия, причинности.

5. Внедрение времени во все научные дисциплины, все
более широкое распространение идеи развития — «историза-
ция», «диалектизация» науки. Наиболее яркий пример это-
го — стремление Нобелевского лауреата И. Пригожина по-
средством времени «соединить бытие и становление», с
«единых позиций историзма и самоорганизации материи»
охватить как единое целое макро-и микромиры. Реальная
диалектика бытия в се всеобщих характеристиках требует
для своего адекватного выражения соответствующего фпло-


софского метода — диалектического, роль и значение кото-
рого в современной науке возрастает.

Настоятельную потребность в фундаментальных «диалек-
тизированных понятиях» для современной науки, важную
роль в ней процессов «диалектнзации» и «диалектических
обобщений» подчеркивал Г. Башляр и некоторые другие вы-
дающиеся философы и ученые XX в. К. Поппер, говоря о
пользе диалектической точки зрения, предупреждал, что не
следует «приписывать ей лишних достоинств», превращать
диалектический метод, — «всего лишь один из возможных спо-
собов мышления, иногда вполне пригодный» — в произволь-
ную догматическую умозрительную схему.

Поэтому всегда следует иметь в виду, что диалектиче-
ский метод имеет свои границы и сферу действия, за преде-
лами которых без него вполне можно обойтись. Он вовсе не
претендует на то, чтобы все объяснить, дать единственно
верные ответы на любые вопросы. Однако в рамках своей
компетенции, особенно при анализе развивающихся целост-
ных систем, диалектический метод может работать эффек-
тивно. Важно применять его умело, с учетом конкретных
условий, в единстве с многими другими способами и при-
емами научного познания.

6. Соединение объективного мира и мира человека, разру-
шение жесткой дихотомии естественных и социальных наук,
сближение и взаимодействие их методов, все более растущее
значение «антропного принципа», устанавливающего связь
между Вселенной и эволюцией жизни и человека на Земле.

Данный принцип требует рассматривать Вселенную как
сложную самоорганизующуюся систему, важнейшим эле-
ментом которой является человек. Тем самым антропный
принцип устанавливает связь человека как наблюдателя с
физическими параметрами в различных ее формообразова-
ниях и на разных уровнях, формируя взгляды на Вселен-
ную как человеко-размерный объект. Данный принцип вы-
ражает все более углубляющееся включение в науку (в том
числе и в естествознание) человеческой деятельности и пре-
одоление разрыва между объектом и субъектом сближение
мира человека и мира природы: Объект и субъект познания
уже не выступает внеположеиными друг другу, а предстают
лишь относительно автономными компонентами особой це-
лостной, исторически развивающейся системы.

7. Усиливающая математизация научных теорий и уве-
личивающийся уровень их абстрактности и сложности, воз-
растание роли количественных формально-абстрактных ме-
тодов познания. Этот процесс тесно переплетается с возра-


станием роли философских методов, без которых сегодня
не может обойтись ни одна паука.

8. Приобретение все большего значения «понимающих
методик» (аппарата герменевтики), «личностных методов»
(например, биографического), ценностного и информацион-
ного подходов, метода социально-гуманитарных экспертиз,
ролевых и имитационных игр, «вчувствования» (эмпатии),
ориентации на смыслы в их индивидуализированной фор-
ме, количественных и статистически-вероятных приемов и
средств познания и др.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 649. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия