Студопедия — Знание и вера
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Знание и вера






Проблема взаимоотношений знания и веры имеет дав-
нюю истории. Она активно обсуждалась в средневековой
схоластической философии. Так, уже Тертуллнан открыто


выступал против разума, пропозглашая парадоксальный те-
зис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный
утверждал, что задача богословия — познать в свете разума
то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийскпн заме-
нил изречение Тертуллнана своей компромиссной форму-
лой: «Верю и понимаю». Фома Лквииский говорил о гармо-
нии между верой и знанием при приоритете веры.

Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание— сила», указывал,
что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не
в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Уже
в начале XX в. католическая церковь выдвигала положение
о том, что вера не должна быть слепым движением души и
что не может быть никакого действительного расхождения
веры и разума, так как. все знания произошли от Бога. На-
пример, папа Пий XII неоднократно выступал с заявления-
ми о том, что «церковь — друг науки», отмечая, однако, что
церкви приходится вмешиваться в науку, чтобы предосте-
речь ее от ошибок против веры.

Философия экзистенциализма пыталась на место тради-
ционной догматической веры поставить «наукообразную
веру», в которой знание подкрепляло бы религию. Так, К. Яс-
перс обосновывает особую «философскую веру», совмещаю-
щую веру в пауку с верой в Бога.

Проблема соединения веры и. знания, богословия и науки
занимает важное место в одном из влиятельных направлений
современной философии — неотомизме, представители которо-
го стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Ос-
новная задача философии усматривается в рациональном рас-
крытии и оправдании истин теологии. При этом она должна
ориентироваться на собственные критерии рациональности и
направляться в конечном счете «светом веры».

Целостность человеческого знания предстает в гносеоло-
гии неотомизма как обладающая иерархическим строением
и отнюдь не противоречащая откровению веры.

Так, Ж. Марнтен, доказывая необходимость гармонии
разума и веры, считал плодотворным главенство теологии и
метафизики, над конкретными областями теоретического
разума, ратовал за возрождение религиозно ориентирован-
ной философии природы.

Французский ученый, философ и теолог Тейяр де III ар-
ден пытался создать «научную феноменологию», которая
синтезировала бы данные науки и религиозного опыта для
раскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей к
появлению человека. Этот процесс подчинен, по Тейяру,
своему регулятору и своей конечной цели —«точке Омега»,


воплощением которой является Христос. Идею единения
науки и мистики он считал панацеей от всех бед современ-
ного человечества. Важнейшее условие реализации этой
идеи — технический прогресс и развитие экономики. Но ре-
шающую роль, по мнению Тейяра, должен сыграть духов-
ный фактор — ясная и сознательная вера в наивысшую цен-
ность эволюции.

Оригинальные идеи о соотношении знания (истины) и
веры высказывал Б. Рассел. Он понимал веру как совокуп-
ность связанных между собой состояний организма, полно-
стью или частично имеющих отношение к чему-то внешне-
му. Среди различных видов веры Рассел выделял воспоми-
нание, ожидание, веру перефлекторпую и проистекающую
из сознательного вывода и др. Истина же есть свойство
веры и, как производное свойство предложений, выражаю-
щих веру. Всякая вера, по мнению Рассела, «имеет изобра-
зительную природу», соединенную с чувством одобрения
или неодобрения. В случае одобрения она «истинна», если
есть факт, имеющий с изображением, в которое верят, такое
же сходство, какое имеет прототип с образом. В случае не-
одобрения она «истинна», если такого факта нет. Вера, не
являющаяся истинной, называется ложной.

Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием)
занимал большое место в русской религиозной философии,
одно из важнейших понятий которой —«цельное знание».
Идеал цельного познания как органического всеобъемлю-
щего всеединства привлек многих русских мыслителей, на-
чиная с Хомякова и Соловьева. Они считали, что целыия
истина раскрывается только цельному человеку. Только со-
брав в единое целое все свои духовные силы — чувственный
опыт, рациональное мышление, эстетический и нравствен-
ный опыт, а также, что очень важно, религиозное созерца-
ние, — человек начинает понимать истинное бытие мира и
постигает сверхрациональные истины о Боге.

Русские философы исходили из того, что вера - важней-
ший феномен внутреннего, духовного мира человека, непос-
редственное принятие сознанием смысложизненных положе-
пй как высших истин, норм и ценностей. Она основывается
па авторитете, па внутреннем чувстве (интуиции), на уваже-
нии к чужому опыту и традиции. Вера в объективное значе-
ние абсолютных ценностей есть религия (С. Л. Франк). Но и
в атеистическом гуманистическом сознании вера как убежден-
ность в справедливости, правоте целей и реальности их дости-
жения является необходимым условием и могучим стимулом
творчества, прогресса. Такая сера (в отличие от слепой веры,


или фанатизма) не только не противостоит и не противоречит
разуму, но и открывает простор для активной деятельности
сознания.

Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители
понимали последнее как целостное всеединство, которое обра-
зуется как синтез эмпирического познания (опытные науки),
отвлеченного мышления (философия) и веры (теологии).
Оно не может носить только теоретически!! характер, а долж-
но отвечать всем потребностям духа, удовлетворять высшим
стремлениям человека в воле, разуме и чувстве.

Характеризуя общие признаки цельного знания, В. Со-
ловьев считал, что оно есть знание, имеющее предметом ис-
тинно-сущее в его объективном определении, целью — виут-
ренее соединение человека с истинно-сущим, материалом —
данные человеческого опыта во всех его видах (а не только
в виде научного опыта), основной формой своей имеющее
умственное созерцание (интуицию)', связанную в систему
посредством логического мышления и, наконец, деятельным
источником (производящей причиной) —действие высших
идеальных существ на человеческий дух.

Развивая идею о всестороннем синтезе теологии, фило-
софии и науки, В. Соловьев обращает внимание на то, что
этот «великий синтез» не есть чья-то субъективная личная
потребность, а имеет определенные объективные основания.
Они обусловлены, по его мнению, как недостаточностью эм-
пирической науки и бесплодностью чисто отвлеченной фи-
лософии, так и невозможностью возврата к теологической
системе в ее прежней исключительности. Необходимость
данного синтеза диктует сам реальный жизненный процесс,
осмысленный человеческим разумом.

И. А. Ильин подчеркивал, что знание и вера совсем не
исключают друг друга. С одной стороны, потому, что поло-
жительная наука, если она стоит на высоте, не преувеличи-
вает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем не
пытается судить о предметах веры (к примеру - «Бог есть»
пли наоборот, «Бога нет»). Ее граница — чувственный
опыт, ее метод — объяснить все явления естественными за-
конами и стараться доказать каждое свое суждение. Она,
согласно И. А. Ильину, держится за этот опыт и за этот
метод, отнюдь не утверждая, что они всеобъемлющи и неис-
черпывающи, и отнюдь не отрицая того, что можно достиг-
нуть истины в другой области при помощи другого опыта и
другого метода.

С иной стороны, как отмечает русский мыслитель, настоя-
щая вера вырастает именно из этого другого опыта и идет

4Ь4


своим особым путем (методом), отнюдь не вторгаясь в науч-
ную область, не вытесняя и не заменяя ее. Тот, кто полагает,
что вера есть нечто произвольное, несерьезное и безответст-
венное и что веровать можно только без всяких оснований в
недостоверное и выдуманное, — тот, убежден И. А. Ильин, же-
стоко ошибается.

Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н. Л. Бер-
дяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из
них не может заменить или уничтожить другую. Философ ут-
верждает беспредельность знания и веры, полное отсутствие
их взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, есть
проникновение в реальную действительность, но частичную,
ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она,
по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о
вере, откровении, идее и т. п.

Отличая веру, на которой покоится знание, от религиоз-
ной веры, Бердяев указывает, что знание предполагает веру
(в обоих аспектах), оказывается формой веры. «В глубине»
знание и вера одно: знание есть вера, вера есть знание — и
то и другое образуют единство, но все же эти два феномена
различаются.

Поскольку, по Бердяеву, полнота «живого опыта» дана
лишь в мистическом восприятии, то без «религиозного, пи-
тания», без непосредственной интуиции философия чахнет
и превращается в паразита. Она должна питаться и опытом
научным и опытом мистическим. Более того, он считает, что
и наука и философия должны подчиниться «свету религи-
озной веры» не для упразднения своих истин, а для про-
светления этих истин в полноте знания и жизни.

Усиление роли религии в современном обществе активи-
зировало внимание исследователей к вопросу о соотноше-
нии науки и религии, знания и веры.
Последняя имеет два
значения: уверенность' (доверие, убежденность) — то, что
еще не проверено, не доказано в данный момент, и религи-
озная вера. Контраверза знания и религиозной веры может
вылиться в одну из трех основных позиций: абсолютизация
знания и полная элиминация веры; пгаертрофированне по-
следней в ущерб знанию; попытка совмещения обоих полю-
сов, — в особенности, современная философия религии.

Ее представители стремятся дать философский анализ ре-
лигиозных верований, обосновать их эпистемологический ста-
тус, определить условия их рациональности и истинности,
эксплицировать смысл религиозного языка, охарактеризовать
природу и функции религиозного (особенно мистического)
опыта, установить возможные «модели веры» и т. д.

• 455


U размышлениях философов разных направлении и уче-
ных конца XX в. можно встретить рассуждения о том, что
научной мысли нужна вера, как правой руке левая, и неу-
мение работать обеими не следует считать особым преиму-
ществом. Обосновывается это тем, что в научном и в рели-
гиозном познании задействованы в принципе разные струк-
туры человеческого существа. В науке человек действует
как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность —
псе это «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-
духовной жизни, напротив, «ум —это только рабочая сила
у сердца».

В современной, постнекласспческой науке все чаще-вы-
сказываются идеи о необходимости учета многообразного
духовного опыта человечества — в том числе и религиозно-
го. Предпринимаются попытки со стороны некоторых зару-
бежных н отечественных ученых широкого целостного ми-
ровоззренческого осмысления действительности, связав
«строгие науки» (математику, теоретическую физику и др.)
с философией, психологией, релипюведением и мистикой.

Так, в психологии сформировалась и развивается так на-
зываемая «трансперсопальпая психология», поставившая
своей основной целью освоение духовного опыта прошлого.
Речь идет об обращении к измененным состояниям созна-
ния, обретающим статус трансличного существования. При
этом обращается внимание на многообразные методы меди-
тации (в западных и восточных вариантах), проявляется
интерес к гностицизму (одному из древних философско-ре-
лигиозных течений) и суфизму (мистическому течению в
исламе) с его стремлением к интуитивному познания, «оза-
рениям», экстазу и т. п.

В последние годы, особенно в связи с кризисными явле-
ниями мировой цивилизации конца XX в., растет интерес к
эзотеризму как одному из вненаучных способов духовного
освоения мира. Для него характерны закрытость своего со-
держания от «непосвященных», способность приобщения
своих сторонников к трансцендентным тайнам мироздания,
сложная символизация и ритуализация своего функциони-
рования в обществе. К эзотерическим учениям обычно отно-
сят гностицизм, теософию, антропософию, магию, алхи-
мию, астрологию.

Эзотернзм может представать либо как самостоятельное
формообразование, либо как элемент других форм освоения
действительности (религиозной, художественной и др.— и
даже научной), с которыми эзотеризм постоянно взаимодей-
ствует. Заполняя определенный зазор (нишу, лакуну) меж-

45b


ду наукой и релнгозным познанием, эзотеризм предлагав!
свое специфическое решение проблем, не требуя при этом
ни рациональных доказательств, ни ссылок па священное
писание, ни обращения к откровению, а лишь призывая
внимать к «голосу тайны».

Думается, не лишены основания утверждения, что если
постоянно указывать на опасности и беды, которые несут
оккультизм, астрология и т. п., то от этого ничего не выиг-
рают ни паука, ни культура, ни общество в целом. Нужно
стремиться к диалогу между всеми формами культуры, все-
ми способами освоения человеком мира, изучая особенности
и возможности каждого из них. Афоризм Фейерабенда
«Все дозволено» очень точно выражает это стремление.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 716. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия