Студопедия — Методология научного познания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методология научного познания






Метод (греческое metodos) в самом широком смысле сло-
ва — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в
любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие «ме-
тодология» имеет два основных значения: 1) система опреде-
ленных способов, приемов и операций, применяемых в той
или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и
т. п,); 2) учение об этой системе, теория метода. Так, методо-
логия пауки исследует структуру и развитие научного зна-
ния, средства и методы научного исследования, способы обос-
нования его результатов, -механизмы и формы реализации
знания в практике. Однако неверно сводить полностью мето-
дологическое к рациональному. «Все сущее не делится на ра-
зум без остатка», так как существуют и внерациональные
средства π приемы познания.

Проблема метода всегда была в центре философской и на-
учпой мысли, особенно начиная с Нового времени, и обсуж-
далась в рамках многообразных, в том числе полярных под-
ходов. В настоящее время методологические вопросы широко
ставятся и решаются в русле таких направлений и течений


мысли, как философия пауки, диалектический материализм,
феноменология, структурализм и постструктурализм, 'постно-
зптивизм и др. Специфика социальной методологии обстоя-
тельно исследуется в современной · герменевтике — теории
интерпретации текстов и своеобразной философской концеп-
ции (Г. Гэдамер, П. Рикер и др.). Так, Гадамер подчеркивает
важность методологического самосознания гуманитарных
наук, обращает внимание на их особую логику, несводимую к
«логическому самосознанию» естествознания как якобы един-
ственному образцу научного метода.

Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сво-
дится к совокупности определенных правил, приемов, спосо-
бов, норм познания и действия.
Он есть система предписа-
ний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта
в решении конкретной задачи, достижении определенного ре-
зультата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует
поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы
и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная фун-
кция метода - регулирование познавательной и иных форм
деятельности.

Однако недопустимо впадать в крайности: 1) недооцени-
вать или отвергать роль метода и методологических про-
блем («методологический негативизм»); 2) преувеличи-
вать, абсолютизировать значение метода, превращать его в
чекую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой
и доступный инструмент научного открытия («методологи-
ческая эйфория»·)
.

В современных методологических концепциях обычно
стараются избегать указанных крайностей, хотя они и
встречаются. В них указывается на недопустимость профа-
нирования роли методологии или абсолютизации каких-
либо методов -как «единственно верных», подчеркивается
необходимость освоения многообразных методологических
подходов (методологический плюрализм).

Любой метод разрабатывается на основе определенной
теории, которая тем самым выступает его необходимой
предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обус-
ловлена содержательностью, глубиной, фундаментально-
стью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь,
метод расширяется в систему, т. е. используется для даль-
нейшего углубления и развертывания знания, его материа-
лизации в практике.

Теория, отражая действительность, преобразуется, транс-
формируется в метод посредством разработки, формулирова-
ния вытекающих из нес' принципов, правил, приемов и т. п.,


которые возваращаются в теорию (а через нее - в практи-
ку), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов
в ходе.познания и изменения окружающего мира по его соб-
ственным законам.

В научном познании истинным должен быть не только
его конечный результат (совокупность знаний), но н веду-
щий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживаю-
щий специфику именно данного предмета. Поэтому нельзя
«разводить» предмет и метод, видеть в последнем только
внешнее, независимое средство по отношению к предмету и
лишь «налагаемое» на него число внешним образом. Любой
метод так или иначе возникает из реального жизненного
процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан
весь, целиком до начала всякого исследования, но в значи-
тельной мере должен формироваться каждый раз заново в
соответствии с качественным своеобразием предмета.

Метод не навязывается предмету познания или дейст-
вия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное
исследование предполагает тщательное знание фактов и
других данных, относящихся к его предмету. Оно осущест-
вляется как движение в определённом материале, изучение
его особенностей, форм развития, связей, отношений и т. п.
Итак, истинность метода всегда обусловлена прежде всего
содержанием предмета (объекта) исследования.

Рассматривая соотношения понятий «метод», «пред-
мет», «теория», «субъект-метод», необходимо обратить
внимание на два обстоятельства. Во-первых, метод не есть
нечто бессубъектное, существующее отдельно от субъекта.
Последний всегда включен в метод, неотрывен от него. Ина-
че говоря, «человек — центр всей методологии» (Фейер-
бах). Во-вторых, любой метод есть так или иначе органон,
т. е. носит орудийный, инструментальный характер, есть
система регулятивов.

Метод существует, развивается только в сложной диа-
лектике субъективного и объективного при определяющей
роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего
объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одно-
временно субъективен, но не как совокупность умозритель-
ных, число произвольных приемов, правил, и процедур, а
как продолжение и завершение объективности, из которой
он вырастает.

Многообразие видов человеческой деятельности обус-
ловливает многобрачный спектр методов, которые могут
быть классифицированы по самым различным основани-
ям (критериям). Прежде всего следует выделить методы


духовной, идеальной (в том числе научной) и методы
практической, материальной деятельности.
Во втором
случае большой интерес представляет программа праксе-
ологии как общей методологии рациональной деятельно-
сти Т. Котарбиньского. В настоящее время стало очевид-
ным, что методология не может быть ограничена лишь
сферой научного познания, она должна выходить за ее
пределы и непременно включать в сбою орбиту и сферу
практики. При этом необходимо иметь в виду тесное вза-
имодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления
на группы может быть несколько. Так, в зависимости от
роли и места в процессе научного познания можно выделить
методы формальные и содержательные, эмпирические и те-
оретические, методы исследования и изложения и т. п. Вы-
деляют также качественные и количественные методы, ме-
тоды непосредственного и опосредованного познания, ори-
гинальные и производные и т. д.

В современной науке достаточно успешно работает мно-
гоуровневая концепция методологического знания.
В этом
плане все методы научного познания по степени общности
и сфере действия могут быть разделены на пять основных
групп:

1. Философские методы, среди которых наиболее древ-
ними являются диалектический и метафизический. Но фи-
лософские методы не исчерпываются двумя названными, К
их числу также относятся аналитический (характерный для
современной аналитической философии), интуитивный, фе-
номенологический, герменевтический (понимание) и др.
Предпринимаются попытки соединить разные методы (на-
пример, Гадамер пытается совместить герменевтику с раци-
оналистической диалектикой).

Рассмотрим кратко характерные особенности диалектики и
метафизики*, ибо эти философские методы достаточно широ-
ко представлены в истории философии и науки, включая их
современный этап, т. е. вплоть до конца XX столетия.

Диалектика (греч. dialektike — веду беседу, спор) —
учение о наиболее общих законах развития природы, обще-
ства и познания и основанный на этом учении универсаль-
ный метод мышления и действия. В истории философии ос-
ложились три основые формы диалектики: 1. Античная
диалектика,
которая была «наивной π стихийной»,.по-







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 1122. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия