Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Занятие 5. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ






1.Становление средневековой философии.

2. Гностицизм.

3. Патристика. Августин Блаженный.

4. Основные идеи византийской средневековой философии.

5. Философские идеи развитого средневековья. Номинализм и реализм.

6. Арабская средневековая философия.

7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики.

8. Пьер Абеляр.

 

Основные понятия

Эпикуреизм, стоицизм, ге­донистический принцип, гностицизм, эон, плерома, апокриф, патристика, теодицея, эманация, меон, исихазм, теоцентризм, схоластика, спор об универсалиях, реали­сты, номиналисты, онто­логическое доказательство бытия Бога, «бритва Оккама», принцип двух истин, томизм, принцип гармонии веры и разума, апостериорные доказательства.

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Аврелий А. Лабиринты души [Текст] . - Симферополь : Реноме, 1998.

Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск : ЮЗГУ, 2012.

История западно-европейской философии: от античности до 18 века [Текст] : учебно-метод. пособие по дисциплине "Философия "для студ. техн. специальностей / сост. С. Б. Бондаренко. - Курск : КурскГТУ, 2002.

Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс [Текст] : учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2005.

Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.

 

1. Становление средневековой философии

Формирование философии средневековья происходило на фоне кризиса и распада Римской империи и становления феодализма.

В первые столетия нашей эры империя, разместившаяся на огромных пространствах Европы, Азии и Африки, пришла в упа­док вследствие внутренних противоречий: между развитостью экономических связей и низкой производительностью рабского труда; между метрополией и провинциями; между республикан­ской формой и монархической сутью политических институтов; наконец, между политической и экономической общностью и ду­ховной разобщенностью державы. Эти противоречия приводили к росту социальной и межэтнической напряженности, к распростра­нению политической апатии и эгоизма среди римских граждан. Во времена, когда наличествует отчуждение граждан от мировоззрен­ческих и политических основ общества, в философии нарастают этические искания.

Жители Римской империи эпохи упадка искали ответ на вопрос "как жить?" в эпикуреизме и стоицизме. Эпикурейцы проповедовали ге­донистический принцип наслаждения как высшего блага, причем путь к его достижению усматривали в уклонении от опасной, тре­вожной и суетной публичной жизни. Стоики учили с достоинством претерпевать жизненные невзгоды, считали нравственно допусти­мым самоубийство как разрешение противоречия между законом добродетели и невозможностью осуществить его в действительно­сти. В целом оба учения ориентированы на приспособление к ре­альности, но не на изменение ее.

Варвары, которые постоянно атаковали границы империи, не были в состоянии вследствие своей культурной отсталости предло­жить конструктивный выход. Они могли либо разрушить, либо в лучшем случае унаследовать ценности римской цивилизации.

Мировая империя нуждалась в мировой религии. Таковая поя­вилась на ближневосточной окраине империи в лице христианства. Именно ему предстояло стать духовным связующим началом сперва римского мира, а затем и всей средневековой Европы.

 

2. Гностицизм

Самым значительным среди религиозно-философских учений, распространившихся в первые века новой эры на востоке Римской империи, был гностицизм (от греч. «gnosis» - «знание»). Гностики считали, что в основе мироздания лежат два начала – высочайший Дух и Материя. Первое представляет собой средоточие света, разума и добра и является источником духовных частиц – эонов, которые, отделяясь от Высочайшего Духа, образуют особую сферу – плерому. Материя же выступает как неорганизованное начало и образует хаос.

Видимый мир, учили гностики, возник случайно, когда один из эонов, оторвавшись от плеромы, соприкоснулся с хаосом и одушевил Материю. Таким образом, он стал Демиургом (т.е. Творцом) видимого мира.

Люди, по их мнению, состоят из тела, души и духа. Последний из трех элементов – частица Божества, заключенная в темницу Материи. Мир наполнен непрерывной борьбой. Дух, плененный Материей, жаждет вырваться и вознестись в плерому, но сам этого сделать не может. Чтобы спасти его, высочайший Дух послал в мир своего Верховного эона, чтобы тот передал людям гносис, т.е. знание об их духовном происхождении и способе освобождения от оков Материи. Лишь тот, кто получит истинное знание, обретет спасение и воссоединится с плеромой.

Во II столетии появились многочисленные сочинения гностиков, в которых настойчиво подчеркивалось, что Христос доставил людям спасение не своей крестной жертвой, а проповедью спасительного знания. При этом говорилось в них, он проповедовал двоякое учение: одно открыто изложил для всех, другое – истинное и тайное – поведал лишь избранным. Первое содержится в известных всей Церкви книгах Священного Писания. Второе хранят апокрифические (от греч. «apokryphos» - «сокровенный», «тайный») Евангелия, деяния и апокалипсисы, доступные только посвященным. Гностики уверяли, что больше всего тайн спаситель открыл своему любимому ученику Иоанну и Марии Магдалине, и потому связывали с их именами происхождение большинства своих сочинений.

Позднее Церковь отвергла большинство из этих текстов, однако некоторые все же стали частью христианского Священного Предания. Христианская иконография немало почерпнула из апокрифов. В памятниках, созданных в традициях иудаизма, совершенно отсутствовали словесные портреты, тогда как чувственный Греко-римский мир требовал зримой и конкретной образности. Вот каким, например, предстает апостол Павел в апокрифических Деяниях Павла и Феклы: «И увидел он Павла шествующего, мужа низкорослого, лысого, с нога­ми кривыми, с осанкою достойною, с бровями сросшимися, с носом немного выступающим, полного ми­лости».

3. Патристика. Августин Блаженный

После столетий гонений, казней и прочих репрессий, которым подвергались христиане, в начале IV в. при императоре Константине I Великом состоялся исторический союз имперской власти и новой религии. Как следствие этого, возникла потреб­ность философско-богословского союза, т. Е. синтеза достижений античной философии (при должной селекции и адаптации) и дог­матов христианской веры. Осуществление такого синтеза состави­ло одну из задач патристики (от лат. «pater» - «отец»). Этим терми­ном обозначают совокупность теологических и философских воз­зрений так называемых «отцов церкви». Число их различно в раз­ных христианских конфессиях. Однако подавляющее большинство христианских церквей причисляет к ним Афанасия Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Главная заслуга этих богословов — внесение ясности в вопрос о соотно­шении понятий «сущность» и «ипостась» применительно к лицам Святой Троицы. Термином «сущность» обозначили единое Божество, проявляю­тся в трех лицах Троицы, а термину «ипостась» присвоили те личные уличительные свойства, которые дают им самостоятельное бытие. Сущность Божества принадлежит в равной степени всем трем лицам Троицы, а выражается только в одном Отце. Этой сущностью в равной мере обладает каждая ипостась. В то же время каждой ипостаси присущи некоторые особые свойства. Так, для Отца нерожденность, для Сына — рождениe от Отца, для Духа — исхождение от Отца через Сына. Поскольку Божественная сущность у всех трех ипостасей едина, следовательно, они еди­носущны.

В латинской патристике наиболее известен Святой (Блаженный) Августин Аврелий (354-430), епи­скоп г. Гипнона, Северная Африка. Взгляды Августина вызревали в борьбе с идейными противника­ми и отличались полемическими крайностями, зачастую в ущерб ло­гической связности. Его богословские и философские положения за­частую не согласуются между собою. В полемике с манихейством, религиозным учением о вечной борьбе сил света и тьмы, Августин разработал строго монистическую философско-теологическую док­трину. Бог сотворил мир из ничего. Только Бог обладает подлинным бытием, все остальное существует постольку, поскольку это дозволя­ется божественной волей.

Оригинально учение Августина о времени. Бог пребывает в вечности, удел же тварного мира – находиться в потоке времени. Августин акцентирует духовный аспект времени. Для отдельного человека связь прошлого, настоящего и будущего выступает как единство в душе его памяти, созерцания и упования. В космическом масштабе связь времен чудесно и таинственно зало­жена в божественных планах относительно мировых судеб.

Поскольку мир создан по образу и подобию божественного ра­зума, поскольку он отражает истинное бытие, то этот мир по необ­ходимости добр и прекрасен. Откуда же происходит мировое зло? Проблему теодицеи (т.е. оправдания Бога за земное зло) Августин решает в том смысле, что зла по сути не существует. Имеет место неполное добро, дефицит блага в тварном мире. Даже ад не лишен блага.

Мир представляет собой лестницу созданий, расположенных божественным разумом и волей в гармоническом порядке. Каждый предмет имеет целесообразное место в общем плане мироздания. Во главе тварей здешнего мира стоят разумные существа, чье прибли­226жение или удаление от Бога зависит от их свободной воли. Рацио­нальные способы познания божественных истин принципиально ограничены, магистральный путь к их постижению пролегает через веру в откровение, религиозное озарение.

Показательна идейная борьба Августина против пелагианства. Ирландский богослов Пелагий учил, что главным фактором спасения души человека является свободный почин его воли. Ав­густин, осуждая пелагианство, отказался от им же утверждаемой свободы воли. В спасении или погибели душ имеет место предо­пределение. Бог – грозный и беспощадный судия, чей приговор обжалованию не подлежит – еще до сотворения мира предназна­чил одних к спасению, других к погибели. Это учение в ближай­шей исторической перспективе оказалось невостребованным, по­скольку объективно препятствовало претензиям церкви на руково­дство делом душевного спасения паствы.

Когда в 410 г. Рим был разграблен готами, язычники припи­сали эту катастрофу забвению древних богов. Контраргументом против языческого реваншизма явился труд Августина «О граде Божием». В нем изложены важнейшие положения об организации средневекового общественно-политического устройства. Имеются два града – земной и небесный, оба созданы любовью, первый – к себе, второй – к Богу. Первыми гражданами их были грешник Каин и праведник Авель. По мысли Августина, общественно-политическую жизнь следует строить на основе духовного объе­динения верующих. И если Рим пал, то это означает поражение земного, но не небесного града. Христианская церковь призвана организовать жителей небесного града, попечительствовать над воссозданием и функционированием светской власти (града зем­ного). Идея приоритета церковной власти над государственной, высказанная Августином, легла в основу средневековых полити­ческих учений.

Основные принципы религиозной этики Августина:

- Бог – источник и критерий нравственности, которая противоположна земной чувственности;

- вся полнота добра воплощена в Боге, источник зла – первородный грех, «каинова печать» на роде человеческом; интерпретация зла как отрицания добра, отступления от божественных предписаний;

- активность личности, выражающаяся в ее свободной воле, со времени грехопадения имеет исключительно отрицательный смысл, влечет ее к греху, поэтому истинный христианин истребляет в себе «греховное своеволие», он – раб божий, ничтожный червь, прах перед всемогущим;

- христианские добродетели – последовательное отрицание языческих добродетелей («переряженных пороков»). Это – пассивность индивида вместо активности, смирение вместо мужества, вера во всемогущество бога вместо мудрости, нерассуждающая любовь к Богу вместо справедливости и надежда на небесное спасение.

В своем учении о граде Божием Августин оказался пророком. После гибели Западной Римской империи и утраты вследствие этого христианской религией прежней политической базы воссоз­дание общественно-политической целостности Запада осуществлялось на основе римско-католической церкви. В духовной жизни это обернулось воинствующей догматизацией. Однако параллель­но с западным существовали миры – византийский и арабский, целостность которых имела и иные (политические и этнические) основания. Вследствие этого идейный прессинг со стороны церкви или мечети не был таким мощным, как на Западе, поэтому антич­ные и восточные мотивы органично вплетались в ткань философ­ствования.

 

4. Основные идеи византийской средневековой философии

На византийскую философию оказали влияние идеи античного рационализма, неоплатонизма и восточного мистицизма.

Неоплатонические мотивы присущи философии Дионисия Ареопагита (псевдоним неизвестного автора V-VI вв.). Дионисий ут­верждал неизреченность и непознаваемость Бога, его истечение в мир в виде световых эманаций, организацию небесного воинства, церкви и вселенной в иерархическом порядке убывания светоносности, которая угасает во мраке «меона» (небытия). Поскольку слово, разум не в силах выразить божественную сущность, утверждаются экстатические, мистические пути слияния с Богом.

Рацио­налистические идеи присущи Михаилу Пселлу (1018—1090-е гг.). Михаил стремился к созданию синтеза античных и христианских воззрений. Помимо «высшей философии» (теологии), постигаемой откровением, он признавал значение и «низшей», т.е. знания, дос­тигаемого логическими доводами. В духе Платона, промежуточное место он отводил математике, «науке о бестелесном». Пселл подвергал рационалистической критике представления о чудесах.

Напротив, мистициз­мом проникнуто учение византийского исихазма (от греч. «hesychia» - внутренняя тишина, покой, отрешенность), представителем которого был Григорий Палама (1296-1359). В исихазме уделяется основное внимание духовному миру человека, практическим приемам его со­вершенствования в направлении достижения непосредственного контакта с божественной реальностью. Григорий утверждал, что аскет-исихаст в экстатическом состоянии воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога (Фаворский свет). Выступая против рационалистической теологии, Григорий резко противопос­тавил божественное и мирское. Мир сотворен из «энергий», исхо­дящих от Бога, но противоположных Его сущности, как все позна­ваемое противоположно непознаваемому. Путь к Богу лежит через безмолвие («исихия»), которое есть «оставление ума и мира, забве­ние низших, тайное ведение высших».

Византийская философия оказала большое влияние на запад­ную (в особенности в эпоху Возрождения), а также на русскую философскую мысль.

 

5.Философские идеи развитого средневековья.

Номинализм и реализм

Связующим началом западноевропейского средневекового об­щества являлись церковные иерархические структуры. В миро­воззрении всецело господствовал теоцентризм, где мир представ­лялся в виде колоссальной вертикально организованной иерархи­ческой системы, на вершине которой (на престоле мира) пребыва­ет Бог. В теоцентрическом мировоззрении значимость вещей и событий не ограничивается их непосредственной функцией и внешней формой. В обычных предметах надлежит искать скры­тые высшие смыслы. При этом пространственно-временная ра­зобщенность не существенна. На средневековых иконах органично изображались персонажи и события, разнесенные в пространстве и времени, например, евангелист Лука, рисующий с натуры ма­донну с младенцем.

Важнейшей общественно значимой фигурой был богослов. Именно в его распоряжении находились основные коды для расшифровки значимости тех или иных при­родных или социальных явлений. В средние века Библия – книга исключительно для богословского пользования. Очевидна необхо­димость в особой системе подготовки квалифицированных богословских кадров. В этой системе предоставлено законное место и философии, она становится схоластикой (т. е. «школьной») и служанкой богословия. Апелляция к цитатам из Священного писа­ния, из сочинений отцов церкви и канонизированных авторитетов были основными способами обоснования истинности. Особое значе­ние придавалось логичности рассуждения и вывода. Именно в об­ласти логики философы той эпохи оставили наиболее существен­ные достижения, сохраняющие свое значение и поныне.

Проблемы взаимоотношений мира и Бога, единичного и общего, знания и веры широко дискутировались в философской среде. Одной из важнейших тем философии средних веков является многовековой спор об универсалиях (т.е. общих понятиях). Средневековые реали­сты настаивали на объективно-реальном существовании универса­лий, номиналисты же ставили их в зависимость от познания единич­ных вещей, называли их именами (по лат. Nomen – имя) для обозна­чения общих свойств каких-либо классов единичных предметов.

Реалистическую позицию отстаивал один из отцов схоластики Ансельм Кентерберийский (1033-1109). В понимании мира он придерживался взглядов, близких Платону: понятия обладают ре­альностью. Истина содержится не только в интеллекте, она облада­ет самостоятельным существованием. Универсалии связаны с еди­ничными вещами, но существуют независимо от них. По убежде­нию Ансельма, мышление должно быть подчинено вере. «Верую, чтобы уразуметь» – таков его девиз.

Ансельм известен своими доказательствами бытия Бога, ко­торые в его собственном представлении имели характер не столько аргументации, сколько иллюстрации. Наиболее известно его онто­логическое доказательство. Определив понятие Бога как «то, больше чего не мыслимо», Ансельм утверждал, что поскольку суждение «Бог существует только как понятие в интеллекте» противоречит исходному определению, то Бог по необходимости обладает реаль­ным существованием. Этой аргументации предстояла долгая жизнь. Не имевшая серьезного значения в средние века, она обрела тако­вое уже в Новое время.

Представителями номинализма были англичане Роджер Бэкон (1214—1292) и Уильям Оккам (1290-1350). Бэкон считал универ­салии не самостоятельными, но существующими только в единич­ном, которое объективно, независимо от общего и мыслящего нача­ла. Во времена, когда в методологии господствовали ссылка на ав­торитет и дедуктивный вывод, Бэкон, напротив, предлагал исхо­дить из непосредственного опыта. Он был убежден в том, что опыт необходим для познания не только чувственных, естественных, но и сверхчувственных, сверхъестественных предметов. Истину о Боге возможно приобрести при посредстве не разума, но опыта, который бывает двух видов – внешний и внутренний. Внутренний опыт име­ет интуитивный, мистический характер, он предполагает божест­венное озарение. Бэкон сам активно занимался экспериментирова­нием, предугадал ряд позднейших технических изобретений (теле­скопа, самодвижущейся повозки, летательных аппаратов, пороха и т. п.). Роджер Бэкон опередил свое время, вследствие чего был на подозре­нии у церковного начальства, подвергался репрессиям. Вместе с тем следует отметить двойственность его идей, что проявилось в учении о двух родах опыта. Такие дуалистические мотивы еще бо­лее ощутимы у Оккама.

Судьба Оккама оказалась втянута в водоворот не только идейных, но и политических коллизий эпохи. Вынужденный бе­жать от преследований, он поступил на службу к боровшемуся с папой королю Людвигу Баварскому. Оккам резко критиковал ин­ститут папства, считал его временным учреждением. Универса­лии, согласно Оккаму, являются лишь знаками реальных единич­ных вещей. Единичное является единственным объектом науки. Универсалии используются как логические подручные средства в познании вещей.

Утверждения, не основанные на знании вещей, являются со­мнительными. Так, Оккам высказывает не согласующуюся с ав­торитетом Аристотеля идею о материальной однородности под­лунного и надлунного миров на том основании, что нет нужды делать лишние допущения. Он сформулировал знаменитый прин­цип простоты научного описания, получивший название «бритвы Оккама»: «Не следует умножать сущности сверх необходимости». Это методологический принцип, согласно которому из науки должны быть устранены все не самоочевидные и не проверяемые опытом допущения. Оккам был убежден в том, что философия и теология должны быть автономными, должен соблюдаться принцип двух истин. Его девиз в отличие от ансельмовского выражался словами: «Верую и разумею».

Дуалистические взгляды, альтернативные господствующим в средневековой схоластике идеям, были не только гносеологически­ми (двойственность истины), но и онтологическими. Эти последние проникали в Европу из мусульманского мира, где получил распро­странение арабский перипатетизм.

6. Арабская средневековая философия

Учение аристотелевской (перипатетической) школы получило ши­рокое распространение на арабском Востоке, причем здесь оно самым тесным образом было связано с конкретными науками – медициной, астрономией, математикой и его в меньшей степени стремились при­способить к букве Корана, чем на Западе – к Библии. Иранский мыс­литель Ибн-Сина (Авиценна; 980-1037) оставил около четырехсот сочинений на арабском и около двадцати на персидском языке по всем известным тогда разделам научного и философского знания. Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» состоит из четырех разде­лов, посвященных вопросам логики, физики, математики (включая музыку и астрономию) и метафизики. Авиценна развивал идеи аристотелизма, хотя сам Аристотель вряд ли признал бы в нем своего верного ученика. Он учил, что мир не сотворен во вре­мени, он представляет собой вневременную эманацию (истечение) Бо­га, «первой причины». Из Бога проистекают в иерархическом порядке умы, души и тела небесных сфер согласно аристотелевской космологи­ческой картине. Один Бог обладает абсолютным существованием, все остальное существует лишь в потенции, актуализация которой всецело зависит от Бога. Однако истекший от бога мир обладает относительной автономией и, будучи ограниченным в пространстве и времени, суще­ствует по законам самодвижения.

Гораздо более радикальным аристотелизмом отличались воз­зрения Ибн-Рушда (Аверроэса; 1126-1198). Его основные труды представляют собой ком­ментарии к произведениям Аристотеля. Аверроэс утверждал веч­ность мира и несотворенность первоматерии. Бог, «совечный ми­ру», только актуализирует потенциальные формы, заложенные в материи. В его трудах обосновывается необходимость разделения теологии и философии, утверждается упоминаемый выше прин­цип двух истин.

Дуалистические идеи арабского Востока проникали в Европу; так сложилось целое направление, получившее название латинского аверроизма, представителем которого был Сигер Брабантский (1235-1282). Взгляды его были осуждены церковью дважды (в 1270 и 1277 гг.). Анафеме были преданы тезисы, в принципе впол­не совместимые с радикальным аристотелизмом: о совечности мира Богу, о несуществовании первого человека, о смертности человече­ской души, о невозможности божественного предвидения единичных событий. Сам Сигер был предан суду инквизиции и был убит, как считается, по указанию церковных властей.

 

 

7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики

Своеобразным завершением философского развития в сред­ние века явилась томистская доктрина, т. е. система взглядов Фомы Аквинского (Томаса Аквината; 1225-1274). Благодаря сво­ему умению при рассмотрении любого вопроса опереться на здра­вый смысл, отыскать результирующее, гармоническое решение Аквинат, как никто другой, заслужил прозвание «Аристотеля в тонзуре» (т. е. с выбритой по монашескому чину макушкой). В его основных трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычни­ков» основы христианского вероучения отработаны в духе ари­стотелевской культуры здравого смысла. Один из его жизнен­ных девизов гласил: внимай не тому, кто говорит, но тому, что говорится. Что же касается теории, то здесь его претензии на аристотелевское наследство не столь бесспорны. Фома адапти­ровал идеи Аристотеля для нужд теоцентризма. Абсолютным бытием обладает только Бог, «чистая актуальность». Все еди­ничное является сотворенным, имеет характер случайный и обу­словленный. Материя – «чистая потенциальность», «слабейший вид бытия», характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне.

Поскольку Бог есть бытие, которое имеет раз и навсегда установленный порядок и иерархию, то нравственная жизнь человека, согласно мыслителю, заключается в следовании этому порядку как в личной, так и в социальной жизни. Т.о., философ оправдывает и закрепляет сословно-корпоративную мораль феодализма.

Каждый человек должен занимать то положение в обществе, которое ему предопределено Богом и его наместниками на земле: католической церковью и светской властью. Человек испытывает и переживает высшее блаженство только при виде божественной сущности. Но «видеть Бога таким, каков он есть» дано только тем, кто выполняет все предписания религиозной морали и указания церкви.

В споре об универсалиях Фома Аквинский стоял на умеренно-реалис­тических позициях. Универсалии существуют до вещей как про­образы сущего; в вещах как образы, получившие воплощения; наконец, после вещей как результат абстракции. В томизме сформулирован принцип гармонии веры и разума. Аквинат был убежден в том, что с помощью разума можно подняться до ис­тин откровения. Отвергнув онтологическое доказательство бы­тия Бога Ансельма Кентерберийского, Фома разработал и усо­вершенствовал систему апостериорных (т. е. исходящих из опыта) доказательств. Всего доказательств пять. От данных в непосредственном опыте движения, причин­ной цепи, степеней совершенства и, наконец, природной целесо­образности Фома умозаключает о первом двигателе, первой причине, самодовлеющей необходимости и источнике целесооб­разности – т. е. о Боге.

В отличие от августиновского учения о предопределении Фо­ма отстаивал принцип свободы воли. Избегая крайностей учения Августина о государстве как следствии Каинова преступления, он утверждал в аристотелевском духе, что государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе. Задача государя – вести граждан к добродетельной жизни, но к небесному блаженству их ведет церковь. Власть светская должна склониться перед властью духовной. Фома Аквинский был посмертно канонизирован и даже объявлен пятым учителем церкви.

Пьер Абелярвыдвинул требование разумного толкования религиозных догматов. Он подчеркивал, что средством отыскания истины является сомнение: разум имеет право отклонять все ошибочное в произведениях церковных авторитетов и лишь в случае неразрешимых противоречий избирать те доводы авторитета, которые сочтет более убедительными. В сочинении «Познай самого себя, или Этика» Абеляр, в противоположность Августину, доказывает, что человек по свободной воле может не только грешить, но и быть добродетельным. Совесть – естественный закон, присущий всем людям и выступающий критерием нравственности: поступок по совести не является греховным. С необычной страстью Абеляр отстаивает ценность человеческой личности, ее право на самостоятельность и счастье, осуждает бесчеловечность ортодоксальных богословов, которая основывается на невежестве и нетерпимости. Его учение было осуждено Суассонским (1121) и Санским (1140) соборами и папой Иннокентием II прежде всего за антиавторитарные тенденции: именно в этом пункте воззрения Абеляра особенно близко соприкасались с народными ересями. Но такие идеи были не только протестом против абсолютизации божественной санкции в морали, но и своеобразным предвосхищением последующих судеб этической рефлексии на новом этапе истории.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Какими предстают мир и человек в учении гностиков?

2. Кто впервые высказывает идею о превосходстве церковной власти над государственной?

3. В чем заключалась идейная борьба пелагианства и учения Августина Аврелия? Какое из учений оказалось в итоге более востребованным?

4. Какое название получил методологический принцип, согласно которому из науки должны быть устранены все не самоочевидные и не проверяемые опытом допущения?

5. Расскажите об арабской средневековой философии.

6. Кем было создано учение, в основе которого лежит принцип гармонии веры и разума? Расскажите об этом человеке и его доктрине.

7. Кто из ученых Средневековья отстаивает ценность человеческой личности?

Занятие 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII ВВ.)

 

1. Основные идеи философии Возрождения.

2. Предпосылки философии Нового времени.

3. Философия Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода.

4. Рационалистическая концепция Р. Декарта.

5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма.

6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции.

 

Основные понятия

Реформация, Возрождение, Ренессанс, ге­лиоцентрическая система, имморализм, гуманизм, утопизм, диалектика, пантеизм, антропоцентризм, метафоричность, механицизм, «мыслящий тростник», гносеоцентрическая субстанция, модус, эмпиризм, рационализм, индукция, «идол», методическое сомнение, атрибут, психофизический параллелизм, дедукция, сенсуализм, врожден­ные идеи, монада.

 

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Всемирная история [Текст] : в 24 т. Т. 10 : Возpождение и pефоpмация Евpопы. - Минск : Литература, 1996.

Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск : ЮЗГУ, 2012.

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения : Учебник для студ. вуз. / Под ред. Л. М. Брагиной. - М. : Высшая школа, 1999.

Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.

Фишер К. История Новой философии. Декарт. Его жизнь. Сочинения и учение. - СПб. : Мифрил, 1994.

1. Основные идеи философии Возрождения

XV-XVI вв. знаменовались серьезными подвижками в эконо­мической, социальной и политической областях жизни Европы. Развитие экономических связей способствовало консолидации цен­трализованных государств, где значимость церковной присяги вас­сала сеньору обретала чисто ритуальный смысл. Влияние церкви падает, как и статус отношений государя и папы. Новые экономи­ческие и геополитические обстоятельства требовали значительной социальной мобильности, массовых перемещений в социальном и географическом пространствах. Это приводило к дезинтеграции социальных структур средневековья, основанных на принципе же­сткой привязки индивида к сословию и корпорации (каждый обя­зан служить Богу на предназначенном ему от рождения месте).

В мировоззренческом отношении имел место разлад реальности и ее образа. В самом слове "мировоззрение" заложено некое равно­весие "мира" и "воззрения" и если второе не соответствует перво­му, то налицо мировоззренческий кризис. В юридический процесс проника­ет обычай действовать по правилу "закон - что дышло". Так, в знаменитой инквизиторской книге "Молот ведьм" содержится "модернизированная" интерпретация суда божьего: "Ведьмы с помощью бесов могут быть защищены от ранений при испытании раскаленным железом... Поэтому-то ведь­мы, меньше чем кто-либо другой, могут считаться очищенными, если вынесут испытание раскаленным железом. Более того! Тот факт, что обвиняемые требуют подобного испытания, дает право подозревать их в том, что они - ведьмы".

Поиск выхода из мировоззренческого кризиса осуществлялся по двум направлениям: в теологии Реформации (кальвинизм, люте­ранство и др.) и в духовной культуре Возрождения.

Идеология Реформации своеобразно синтезировала практику первоначального христианства, августиновское учение о предопре­делении и дуалистические мотивы схоластики. Связующим звеном двух миров является человек, именно ему надлежит своим трудом "обожить" проклятую землю, осуществить божественные планы относительно нее. Трудиться сле­дует не ради собственного спасения (вследствие предопределения это бессмысленно), но если земные дела идут успешно, то это счи­тается свидетельством благоволения со стороны Бога, который не станет помогать тому, кто не предназначен к спасению. С тех вре­мен осталось присловие: "Протестанты славно вкушают, католики мирно почивают". Действительно, католики могут пребывать в ду­шевном спокойствии, поскольку уверены, что своевременные рели­гиозные действия (исповедь, причащение, покупка индульгенции и т. п.) обеспечат спасение. Напротив, протестанты всего этого лише­ны, но они компенсируют душевный дискомфорт методическим трудом, приносящим моральное и материальное вознаграждение. Немецкий социолог Макс Вебер считал протестантскую трудовую этику духовным основанием капитализма.

Духовная жизнь Возрождения носит очевидный антидогматиче­ский, творческий характер. В искусстве, науке, морали формули­руются новые принципы и каноны. Человек как будто заново от­крывает для себя мир: взамен бледных письмен, повествующих о подлинной, божественной реальности, он вдруг узрел красоту, ве­личие и благость мира сего. Удар по догматической религиозной картине мира нанесла ге­лиоцентрическая система Николая Коперника (1473-1543). Аристотелевско-птолемеевский геоцентризм, подкрепленный авторите­том церкви, перестал быть абсолютным. Естествознание заявило о претензиях на познавательную независимость от церковных и древ­них авторитетов.

Схожая картина проявляется и в гуманитарном знании. Новый образ общества и места человека в нем содержится в произведениях Никколо Макиавелли (1469—1527), Эразма Рот­тердамского (1469-1536), Томаса Мора (1478-1535) и других мыслителей. Макиавелли обосновывал имморализм государствен­ной власти. По его мнению, дозволены все средства для достиже­ния политических целей, и государь может не считаться с нормами морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Идеи гуманизма раскрывал Эразм Роттер­дамский, отстаивая свободу и ясность духа, миролюбие, воздер­жанность, образованность, простоту, здравый смысл и обличая фанатизм, невежество, насилие, лицемерие, нарочитый схоластический интеллектуализм. Томас Мор был родоначальником утопизма. Вы­двигая альтернативу тогдашним английским реалиям, когда вслед­ствие экономической конъюнктуры и роста цены на шерсть крестьяне были согнаны с земель и мирно пасущиеся овцы вместе с травой "пожирали людей", Мор нарисовал картины жизни вымышленного острова Утопия. Здесь на базе общественной собственности достиг­нуты высокая организация производства, целесообразное управле­ние, справедливое распределение богатства.

Теоретическими отличиями философии эпохи Возрождения бы­ли диалектика, пантеизм и антропоцентризм. Пантеизм – философская традиция, прямо не отрицающая существования Бога, но отождествляющая его с природой. Антропоцентризм – мировоззренческая позиция, утверждающая человека важнейшим средоточием и целью бытия мира.

В формах выраже­ния философских идей превалировала образная метафоричность как своеобразная реакция на столетия господства схоластического логицизма. Наиболее яркими представителями возрожденческой философской мысли были Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно (1543-1600) и Якоб Бёме (1575-1624).

Николай Кузанский был иерархом католической церкви, кар­диналом, но его воззрения выходят за рамки средневекового теоцентризма. В своем учении об "ученом незнании" он продолжает традиции апофатической, т. е. отрицательной теологии Дионисия Ареопагита. С мерками обыденного, ограниченного знания невоз­можно постичь мир абсолютных, божественных предметов. Здесь может помочь ученое незнание. Обыденный разум подчинен зако­ну непротиворечивости, но ученое незнание, контрастно отрицая обыденную ограниченность, свидетельствует нам, что в бесконеч­ности противоположности сливаются. Диалектические рассужде­ния Кузанца оборачиваются пантеистическими выводами. Если Бог - абсолютный максимум (как утверждал еще Ансельм), а аб­солютный максимум совпадает в бесконечности со своей противо­положностью - абсолютным минимумом, то, следовательно, Бог присутствует в каждой мельчайшей частице мира, он разлит в мировом пространстве. Николай подчеркивал автономность чело­веческого бытия. Человек - микрокосм, он представляет собой целостность, а не часть целого. В своих космологических пред­ставлениях Кузанец утверждал бесконечность мира, отсутствие единого центра (центр везде и нигде). Такие его воззрения подго­тавливали преодоление аристотелевско-птолемеевского геоцен­тризма.

Горячо поддержал и проработал в мировоззренческом плане коперниканскую систему Джордано Бруно, трагически погибший на костре, но не отрекшийся от своих взглядов. Он утверждал, развивая идеи Кузанца, что Солнце - относительный центр, что существуют бесчисленные солнца и бесчисленные земли. Небес­ные тела "движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их внутренняя душа". Целью философии Бруно считал не постижение потустороннего, надприродного Бога, но познание самое природы, которая выступает как "Бог в вещах". Эта фор­мула стала классическим выражением пантеизма эпохи Возрож­дения.

Возрожденческие идеи в протестантской среде развивал не­мецкий сапожник Якоб Бёме, чем навлек на себя преследования со стороны ортодоксального лютеранства. Его труды содержат переложения библейской мифологии, полны поэтических образов. Бог и природа - одно и то же: "на что ни взглянешь - везде Бог". Первоначально Бог был ничто, "бездной" (Ungrund), через "саморазделение" Бога возникает "слово жизни", "основа" (Grund). Чувственный мир представляет собой истекшее слово. Через диа­лектическое "саморазделение" Бог переходит в мир и в этом мире правят противоположные начала. "Вне двух начал, которые по­стоянно между собой борются, все предметы были бы ничем, ос­тановились бы, перестали бы двигаться". Антропоцентрические мотивы ощутимы в учении Бёме о человеке, который представлен как "подобие божества", единство телесного и божественного. Ут­верждая свободу воли как выражение собственной божественно­сти человека, Бёме выступил против августиновско-лютеровской традиции.

В XVII столетии вследствие великого научного взлета в евро­пейской культуре сложилась совершенно новая духовная ситуация, решительным образом изменившая проблематику и стиль философ­ствования. Однако предпосылки такого взлета вызревали ранее, в рассмотренные нами времена. О влиянии идей Возрождения и ре­формации на становление науки Нового времени, об обретении фи­лософией новых форм и социального статуса пойдет речь в сле­дующей главе.

 

2. Предпосылки философии Нового времени

Семнадцатое столетие знаменует собой колоссальный миро­воззренческий переворот. После тысячелетия владычества в ду­ховной культуре веры и столетий - чувственного эстетического образа утверждается авторитет познающего разума.

Возникновение науки Нового времени, науки экспериментальной и математизированной, имело солидные социально-культурные предпосылки.

Социально-практическая предпосылка выступала как потребность в научном (главным образом физическом) знании особого рода. Такая потребность стимулировала исследование проблем про­стых механизмов, свободного падения и траектории брошенного тела, гидро- и аэростатики, атмосферного давления, движения тел в сопротивляющейся среде, небесной механики. Знание такого рода было необходимо для развития горнорудной промышленности и строительства, артиллерийских расчетов, для сооружения каналов и шлюзов, судостроения, для мореплавания и ориентирования су­дов и т. п.

Гносеологическая предпосылка предполагает наличие позитив­ного познавательного и методологического опыта предшествующих поколений исследователей. В содержании этого опыта можно выде­лить евклидову геометрию, арабскую алгебру и тригонометрию, логические исследования европейского средневековья, наработки экспериментального познания (Р. Бэкон, Л. да Винчи и др.).

В содержание мировоззренческой предпосылки входит оформ­ление такого представления о мире, которое обеспечило бы долж­ную селекцию и распространение познавательных способов освоения действительности. Экс­перимент, например, как активная, деятельная познавательная процедура, может получить мировоззренческое одобрение в том случае, если мир, который познается человеком, берется в качестве материала, поля приложения деятельности людей.

Однако, то обстоятельство, что из всех отраслей естествознания механи­ка получила ранее других систематическую разработку и широкое практическое применение, обусловило господство механицизма - понимания природы как механическо­го устройства, мира как машины (machina mundi). Для механициз­ма характерно игнорирование специфики сложного по отношению к простому, сведение сложного к простым элементам, целого - к сумме частей. Возрождается демокритовский образ мира как со­стоящего из вечных и неделимых атомов, перемещающихся по не­изменным траекториям в пустом пространстве.

Механистические взгляды проникают и в обществоведение. В этом отношении пока­зательно произведение английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) "Левиафан". Библейский образ морского дракона привлечен для выражения сущности государства как колоссального обществен­ного механизма, призванного обеспечить интересы и права граждан. В своем "естественном состоянии", по Гоббсу, человеческие индивиды автономны и самодостаточны, подобно атомам (латинское "индивид" тождественно греческому "атом"), они находятся в состоянии перманентной и самоизнуряю­щей "войны всех против всех". Подобно тому, как человек в своей практике, перекомбинируя атомы, создает нужный ему предмет, люди-атомы вступают в договорные отношения между собой, деле­гируя часть своих прав государственным органам, и создают искус­ственное тело Левиафана.

Следует отметить, что стартовая позиция развития научного знания в XVII в. была компромиссной по отношению к религии. Ученые стремились по возможности разграничить познавательные полномочия - свои и теологии (опыт такого размежевания содер­жался уже в средневековой схоластике). Очевидно, что теологиче­ские особенности протестантизма с его явным разграничением зем­ного и божественного миров в большей степени соответствовали такому мировоззренческому запросу. Не случайно многие из уче­ных того времени были одновременно и деятелями Реформации. В частности, великий естествоиспытатель Исаак Ньютон (1643-1727), трудами которого были заложены основания механической картины мира и который считал "желательным вывести из начал механики и остальные явления природы", являлся также и бого­словом, всерьез занимался толкованием пророчеств из библейских книг Даниила и Апокалипсиса.

Еще более трагической двойствен­ностью отличалась деятельность Блеза Паскаля (1623-1662). Место Паскаля в истории философии определяется тем, что он, пройдя через опыт механического естест­вознания, с предельной остротой поставил вопрос о границах науч­ности, о демаркации научного знания и веры. "Реальность такова, что основы веры запредельны для природы и разума. Ум человече­ский слишком слаб, чтобы достичь своими силами вершин, на ко­торые возносит сила всемогущая и сверхъестественная". Паскаль подчеркивал трагизм и хрупкость человека и одновременно его ве­личие и достоинство, состоящие в его способности мыслить. Чело­век слаб, как тростник, но это — "мыслящий тростник", который в мысли может объять вселенную.

Отвечая на запросы культуры, в которой все отчетливее про­слеживаются приоритеты разума, познания, философия становится гносеоцентрической. Она мыслит себя во главе величественного похода за знанием, причем это последнее утратило античную бес­корыстность и призвано служить практическим потребностям чело­века. После едва ли не тысячелетнего пребывания в роли "служанки" и нескольких столетий в качестве "лица свободной профессии" (в эпоху Возрождения познавательный и социальный статус филосо­фии был довольно неопределенным) философия становится "царицей", наукой наук. Соотношение предметов философии и частных наук понималось как отношение субстанции (т. е. фунда­ментальной первоосновы) и модусов (т. е. отдельных проявлений субстанции). Постигая умозрительным путем субстанциальную природу, философия одновременно берет на себя функции методо­логического руководства научным познанием, теоретического объ­яснения и систематизации его результатов.

 

3. Философия Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода

 

Математизация и экспериментальный характер естествознания Нового времени обусловили две разновидности гносеоцентрической философии. В зависимости от выбора методологических приорите­тов сформировались эмпиризм и рационализм Нового времени. Первый отстаивал опытные, экспериментальные пути достижения всеобщего и необходимого знания, второй эти пути усматривал в логическом дискурсе (рассуждении). Родоначальниками этих на­правлений считаются англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и француз Рене Декарт (1596-1650). Последователей Декарта принято называть "картезианцами" (Картезий - латинизированный вариант фамилии Декарта).

Бэкон поставил цель найти путь к глубокому познанию приро­ды, овладению ее стихийными силами. Резко выступив против схо­ластической философии, Бэкон отстаивал природоведческие, прак­тические познавательные приоритеты. Необходимо отсеивать, про­верять истины, выводить их из кропотливого наблюдения за при­родой и практикой человека. Юрист по образованию, видимо, не понаслышке знакомый с пыточной практикой своего времени Бэкон призывал к применению ее в познавательных актах. Только та природа откроет свои тайны, которую "мучит и терзает" естество­испытатель. Бэкон настойчиво проводит идею экспериментального насилия, испытания природы.

Лучший метод познания по Бэкону - индукция, т. е. восхож­дение от единичных фактов к обширным познавательным обобще­ниям. Изучая отдельные предметы и явления, сравнивая их друг с другом, анализируя их различные стороны, ученый получает мате­риал для широких обобщений и выводов.

Препятствия, которые стоят на пути истинного познания при­роды, Бэкон аллегорически именовал идолами (призраками), оса­ждающими людские умы. Идолы рода коренятся в природе челове­ка, которая отлична от природы вещей, но человек склонен их смешивать, вследствие чего мир представляется ему в искаженном антропоморфном виде. Идолы пещеры суть субъективные пристрастия отдельного человека, препятствующие объективному познанию. Идолы рынка проникают в сознание человека из социального окружения, из навязываемого этим последним ходячего словоупотребления. Таким образом, Бэ­кон выдвигает нормативное требование терминологической строго­сти и соответствия понятий реальности. Наконец, под идолами те­атра Бэкон понимает вымышленные миры ложных и устаревших философских систем, которые завлекают человека, подобно пыш­ным театральным действам.

Философия Бэкона имеет явные дуалистические черты. Он признавал материальную субстанцию, состоящую из атомов. Вместе с тем Бэкон считал реальными божественные предметы. Он предостерегал против вмешательст­ва науки в дела веры, придерживаясь, таким образом, принципа двойственной истины.

 

4. Рационалистическая концепция Р. Декарта

Дуалистические идеи в рационалистическом варианте разраба­тывал Рене Декарт, который был не только выдающимся философом, но и крупнейшим ученым. Исходным пунктом философии Декар­та является методическое сомнение. Если в поисках достоверно­сти "вынести за скобки" все более или менее сомнительное в на­ших знаниях, то что же останется? Декарт дает ответ: абсолютно достоверным будет сам акт сомнения, мышления. Достоверность мыслящего "я" выражается знаменитым декартовским тезисом "cogito ergo sum" ("мыслю, следовательно, существую"). Для обо­снования перехода от реальности мыслящего "я" к реальности мыслимого мира Декарт прибегает к ансельмовскому онтологиче­скому доказательству. Бог существует в силу собственного поня­тия. Предикат существования неотделим от Бога подобно тому, как гора - логически и физически - неотделима от долины. Бог не может обманываться и обманывать. Бог - абсолютный созда­тель, он является гарантом реальности сотворенного им мира и тех идей, которые были заложены в план творения. Для Декарта Бог — источник гносеологического оптимизма; рациональное по­знание, обладающее божественной гарантией, имеет самые благо­приятные перспективы.

Бог бесконечен и свободен, но мир, им созданный, конечен и лишен свободы воли. В таком мире обретают предельную силу истины математики, физики и философии. Роль Бога сводится к сотворению материи и приданию ей первого толчка. Все дальней­шее происходит по своим законам. Материя является субстанцией всех вещей, основной ее атрибут (неотъемлемое свойство) - протяженность. Материя заполняет собой все пространство, без пустот. Механическое движение передается от тела к телу, не уничтожаясь. Декарт создал умозрительную гипотезу о развитии мира из движущегося первоначального хаоса частиц материи. По­мимо материальной субстанции, Декарт постулирует и бытие ду­ховной субстанции с основным атрибутом в виде мышления. Обе субстанции сосуществуют, не будучи связанными друг с другом. Такое учение получило название психофизического параллелизма. Соответствие двух изолированных субстанций установлено Богом, что и позволяет мышлению постигать явления материального ми­ра. Узловыми точками мыслящей субстанции являются врожден­ные идеи, отличительными чертами которых являются самооче­видные ясность и отчетливость. Из несомненных посылок мож­но и должно, используя правильный метод, вывести все необхо­димые истинные следствия. Таким методом Декарт считает дедукцию.

В «Рассуждении о методе» Декарт предлагает следующие правила познания: 1) допускать в качестве истинных только такие утверждения, которые ясно и отчетливо представлены уму и не могут вызывать никаких сомнений; 2) расчленять сложные задачи на части, более простые и доступные для решения; 3) последовательно переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать пропуска звеньев в цепи логических рассуждений. Применение этих правил обеспечит истинные знания.

Нетрудно заметить, что все рассуждения Декарта касаются в первую очередь деятельности разума. И такого рода система получила название рационализма (от латинского «racio» — «разум»).

 

5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма

Философские инициативы Бэкона и Декарта имели своих продолжателей. В эмпирическом варианте таковыми были Джон Локк (1632-1704), Джорж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм (1711-1776).

Учение о чувственной природе познания (сенсуализм) раз­рабатывал Локк. Чувственный опыт — основа всякого знания, никаких врожденных идей в душе нет. Последняя может быть уподоблена чистой доске (tabula rasa), письмена на которой ос­тавляет только опыт. Проблема объективности знания решается Локком в его концепции первичных и вторичных качеств. Пер­вичные (присущие самим вещам) качества - это математические и пространственно-временные характеристики фигуры, массы, дви­жения и т. п., а вторичные (не свойственные вещам) - это субъ­ективные ощущения цвета, вкуса, запаха и т. п. Таким образом, Локк не признавал объективных свойств предметов, не сводимых к механическим.

Теоретически разрушить представление о материальной суб­станции стремился епископ Беркли. Он отрицал локковское разде­ление первичных и вторичных качеств на том основании, что и фи­гура, и вкус в равной степени суть ощущения. Вещи - это комби­нации ощущений, а вовсе не проявления материальной субстанции, которая, по Беркли, есть измышление и фикция.

Скептическую позицию в философии занимал Давид Юм. По его мнению, вопрос о бытии материальной или духовной субстанций принципиально лежит за пределами чувственного опыта и по­этому неразрешим. Единственная данность - некий поток "впечат­лений", причины которых непостижимы. Задача философии - ис­следовать яркие и устойчивые моменты в потоке сознания и соста­вить соответствующие практические руководства.

 

6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции

Картезианские идеи в монистическом ключе развивал Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), нидерландский мыслитель, принад­лежавший к иудейской религиозной общине, но порвавший с ней под влиянием идей пантеизма и рационализма.

Спиноза исходил из единого начала, коим является Бог. Для до­казательства необходимого существования Бога (или субстанции) Спиноза использовал усовершенствованный онтологический аргумент Ансельма-Декарта. Однако Бог Спинозы пантеистически отождест­вляется с природой. Субстанция, объединяющая Бога и природу, является причиной самой себя и обладает атрибутами мышления и протяжения. Помимо атрибутов имеются модусы — конкретные мыс­ли и вещи. Порядок и связь мыслей тождественны порядку и связи вещей. Познание должно осуществляться математическими методами, чему сам Спиноза подает пример, излагая свой главный труд "Этика" геометрическим способом.

Спинозу интересует прежде всего проблема человеческой сво­боды. Человек согласно его воззрениям является модусом особого рода. Для него характерны как телесная протяженность, так и мышление. Поведение человека находится под влиянием аффектов (страстей) - радости, печали, влечения и т. п. Покуда человек им подчиняется, он несвободен. Свобода согласно Спинозе есть по­знанная необходимость. Рациональное постижение единой беско­нечной субстанции, а также необходимой связи с ней человека как модуса дарует мыслителю свободу и блаженство. Это состояние мудреца, обретшего безмятежность и овладевшего своими страстя­ми. В политическом отношении Спиноза усматривал главную цель государственного устройства в гарантировании свободы, чтобы в обществе разумные существа не превращались в автоматы, а сво­бодно пользовались своим разумом.

Своеобразное преломление рационалистические идеи получили у великого немецкого философа и ученого Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716). В отличие от спинозовского субстанциаль­ного монизма Лейбниц разрабатывал плюралистические идеи (от лат. «pluralis» - «множественный»). Согласно его воззрениям все сущее состоит из неисчислимого множества бытийных элементов - монад, своеобразных одушевленных атомов. Каждая монада есть самодов­леющее бытие, она вечна, непроизводна и развивается исключительно из внутренних побуждений. Каждая монада содержит в себе полноту бытия, но эта полнота проявляется с различной степени ясности и отчетливости. Все монады, несмотря на их самостоятель­ное развитие, представляют собой гармоничное целое. Эта гармо­ния предустановлена Богом - единой первичной монадой.

Каждая культура также представляет собой монаду и должна рас­крывать свое внутреннее духовное содержание в общем плане ми­ровой гармонии.

Ко второй половине XVIII в. философия созрела для того, чтобы единолично принять к рассмотрению любой вопрос - о бы­тии, познании, человеке и обществе. Философия становится эн­циклопедической.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Какие изменения происходят в Европе в эпоху Возрождения?

2. Какие новые направления в философии появляются в эпоху Возрождения? Расскажите о них.

3. Дайте определение пантеизму и антропоцентризму.

4. Что такое механицизм? Какую роль он играет в Новое время?

5. Расскажите о философских убеждениях Ф.Бэкона.

6. Какие идеи развивает Р.Декарт?

7. Каких взглядов придерживались Д.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм?

8. Как понимает свободу Б.Спиноза?

 

 

Занятие 7. ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА

XVIII – XIX ВВ.

 

1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки.

2. Теория познания (гносеология) и методология.

3. Учение о человеке и обществе.

 

Основные понятия

Диалектика, монады, диалектический мате­риализм, феномен, ноумен, "вещь в себе", агностицизм, антиномии, диалектический метод, иррационализм, "категорический императив", сверхчеловек.

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. - М. : Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. - М. : Канон-пресс. Кучково поле, 1998.

Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск : ЮЗГУ, 2012.

Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше / Пер. с фр. - Новосибирск : Наука, 1992.

Кант : pro et contra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции [Текст] : антология. - СПб. : Русская Христианская гуманитарная академия, 2005.

Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. - М. : Инфра-М, 2007.

Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. - М. : Юристъ. 1998.

Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М. : Мысль, 2010.

Рудаков С. И. История марксистской философии Х1Х в. : Пособие для студентов и аспирантов. - Воронеж : ВГУ, 2003.

 

 

Интересующий нас период характеризуется событиями, кото­рые предопределили цивилизационный прорыв в социально-экономической, политической и культурной областях европейских стран. Интенсивное развитие естественных наук и техники, а также машинного производства, Французская буржуазная революция 1789-1793 гг., наполеоновские войны, революционные преобразо­вания в европейских странах в 1848 г., Парижская коммуна 1871 г. (72-дневная власть пролетариата) - эти и другие события оказали сильнейшее влияние прежде всего на направленность и темпы об­щественного развития во всех странах. В то же время они привели к обострению социальных противоречий и усилению влияния в ду­ховной жизни людей тех мыслителей, которые, используя идейно-нравственное брожение народов, неустанно проповедовали именно духовные ценности: свободу, справедливость, истину, добро, красо­ту. Особенно ярко это проявилось в философии Германии, которая благодаря работам ее выдающихся представителей стала занимать ведущее место во всей мировой культуре.

Немецкая философия XVIII-XIX вв. на первый взгляд не яв­ляется однородной, так как она состоит из различных течений: объ­ективного идеализма (Лейбниц, Вольф, Гегель), субъективного идеализма (Фихте), реализма (Шеллинг, Кант), антропологизма (Фейербах), материализма (Маркс, Энгельс), иррационализма (Шопенгауэр), философии жизни (Ницше). Однако более внима­тельное ознакомление с ними раскрывает принципиальную общ­ность их основной проблематики, образуя некую единую философ­скую преемственность. Это прежде всего относится к диалектике - философскому учению о всеобщих связях и взаимодействии, о про­тиворечиях и формах их возникновения и разрешения, о развитии. Именно диалектические идеи легли в основу их онтологических, гносеологических и методологических исследований, а также пони­мания ими человека, общества, государства, различных форм об­щественного сознания (политики, права, морали, религии, филосо­фии и науки).

1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки

В начале XVIII в. механистическая картина мира перестала соответствовать новому этапу развития естествознания, требовав­шего рассматривать природу не в ее статическом состоянии, а в динамике. В Германии первым мыслителем, усмотревшим эту проблему, был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). В сво­ем основном философском произведении "Монадология" (1714) он выдвигает и по-своему обосновывает ряд основополагающих диалектических идей-принципов. Так, он считает, что, кроме Бога как изначальной деятельной причины всего существующего, име­ется бесконечное количество "отдельных деятелей" - монад. Mонады - это "истинные атомы" вещей, неделимые субстанции, сущ­ности (принцип элементаризма); они не материальные (как у Де­мокрита), а идеальные начала (принцип одухотворенности всего существующего); они не похожи друг на друга и в то же время едины в своей духовной основе, взаимодействуя друг с другом (принципы индивидуализации, всеобщей связи и взаимодействия, единства противоположностей, противоречивости); каждая монада отражает в себе весь мир (принципы отражения и единства ко­нечного и бесконечного); они обладают внутренней активностью (силой) и действием (принцип внутреннего динамизма, самодви­жения); они постепенно, без скачков, изменяются не только коли­чественно, но и качественно, реализуя при этом свои бесконечные возможности, достигая максимальных результатов с минимальной затратой средств — от смутных неосознаваемых восприятий, кото­рыми они обладают, до осознаваемых "цельных" представлений и идей (принцип непрерывного развития).

Все эти принципы образова







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2167. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.042 сек.) русская версия | украинская версия