ВВЕДЕНИЕ. Основы проектирования зданий
Основы проектирования зданий Учебное пособие
Редактор Л.А. Кокшарова Технический редактор Л.П. Коровкина
План 200__ г., позиция ___. Подписано в печать _________200__ г. Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman. Формат 60× 84 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл.печ л. ________. Уч.-изд. л._____. Тираж 120 экз. заказ № ____.
Ухтинский государственный технический университет. 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13. Отдел оперативной полиграфии УГТУ. 169300, Республика Коми г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.
Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
Кафедра философии и социологии
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Под редакцией д.ф.н. И.А. Асеевой
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
Курск - 2012 УДК 101. 1 (075) ББК 87 я 73 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: Введение в философию. История философии. Онтология. Антропология. Гносеология / Под редакцией д.ф.н. И.А. Асеевой
Учебное пособие для вузов. Курск, 2012.
Рецензенты: докт. филос. н., проф. Мороз В.В. докт. филос. н., доц. Гребенщикова Е.Г.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов. Оно вобрало в себя опыт многих научных и учебных изданий, вышедших в последние годы. Пособие содержит вопросы семинарских занятий, перечень основных понятий каждой темы, предложено несколько докладов и рефератов, список необходимой и дополнительной литературы для подготовки и краткий конспект соответствующей лекции. Для самопроверки студент может обратиться к вопросам в конце каждого занятия. По окончании очередного раздела представлены тесты, аналогичные экзаменационным. Пособие построено в соответствии с логикой лекционных курсов, преподаваемых в Юго-Западном государственном университете для студентов гуманитарных специальностей.
ISBN © И.А.Асеева (текст); © ЮЗГУ (оригинал-макет, оформление) СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Пособие, которое вы держите в руках, является результатом работы коллектива авторов, посвятивших много лет преподаванию философии в вузе. Оно вобрало в себя опыт научных и учебных изданий, вышедших в последние годы, и удачно адаптировано для студентов и преподавателей. Цель учебного пособия – отразить основные проблемы философии, идеи, точки зрения и концепции. Проблемы философии, не получившие на сегодняшний день однозначного решения, представлены авторами в дискуссионной форме, с указанием различных подходов. На наш взгляд, такая методика позволяет студентам занять более активную позицию в обсуждении актуальных вопросов современной философии. Пособие содержит вопросы семинарских занятий, перечень основных понятий каждой темы, предложено несколько докладов и рефератов для углубленного изучения материала, список необходимой и дополнительной литературы для подготовки. Каждому пункту плана соответствует краткий конспект, содержащий необходимую информацию для каркаса ответа. Все термины и ведущие определения выделены курсивом, что позволяет читателю легко ориентироваться в тексте. Для самопроверки студент может обратиться к вопросам в конце каждого занятия. По окончании очередного раздела представлены тесты, аналогичные экзаменационным. Пособие построено в соответствии с логикой лекционных курсов, преподаваемых в высших учебных заведениях. Работа авторского коллектива распределялась таким образом: В.Е. Никитин подготовил введение, заключение, раздел IV занятие 14, п. 3; И.А. Асеева – раздел I, II, III, IV занятия 14-17, 19-20, раздел V занятия 23, 24, 27; Л.М. Величко – раздел V занятия 25-26; А.И. Алексеенко – раздел IV занятие 18; Т.Н. Каменева – раздел IV занятие 21; С.Н. Алехина – раздел IV занятие 22.
ВВЕДЕНИЕ По многочисленным и откровенным признаниям студентов всех факультетов, практически каждый из них, увидев в расписании новый предмет «философия», задавал один и тот же вопрос: «А зачем философия инженеру (химику, биотехнологу, экономисту)?» И если на первых занятиях ответ не приходил, изучение философии превращалось в нудное и тоскливое отсиживание времени. Учитывая эти реалии жизни, авторы учебного пособия сочли необходимым дать хотя бы краткий, но простой и понятный ответ на этот молчаливый вопрос, подняв его на более высокий уровень: «Зачем философия человеку?» Впрочем, вначале можно ответить на более практичный вопрос: «А без философии можно обойтись?» А без мобильных телефонов, машин, фабрик, заводов обойтись можно? Можно, оказывается! Только человек перейдет в первобытное состояние, но останется человеком до тех пор, пока у него сохранится хоть какая-то философия, то есть, мировоззрение, - способность понимать себя, свое сообщество, природу, способность накапливать знания и критически мыслить. Но если вдруг человек утратит философию, он превратиться в один из обычных видов млекопитающих, потеряв право на гордую приставку – человек разумный. Сделаем вывод: без философии обойтись нельзя по той простой причине, что она уже есть у каждого нормального, думающего человека. А вот без ее изучения – можно! (Только не в университете, она обязательна в учебной программе). Но тогда придется довольствоваться собственной маленькой кустарной философией, хаотичной, с ошибками и заблуждениями, вырабатывая ее десятилетиями. Вопрос формулируется так. Быть человеку всю жизнь в мировоззрении, стиле мышления кустарем-одиночкой или же воспользоваться редкой возможностью приобщиться к концентрату духовной культуры человечества, носителем которой три тысячи лет является философия? Думая над тем, как объяснить значение философии, мы пришли к выводу, что лучше всего это сделают те, кто на века остался в памяти людей как философ. Совокупность их мыслей и мнений о предмете, даст разностороннее понимание того, что такое философия и зачем она человеку. Вот, что говорит философ Платон (V век до н.э.), как бы обращаясь к начинающему: «Человека, не сроднившегося с философией, ни хорошие способности, ни память с ней сроднить не смогут, ибо в чуждых для себя душах она не пускает корней». А вот мнение Антисфена (V век до н.э.): «Философия дала мне умение беседовать с самим собой», и как бы продолжает эту мысль Аристипп (V век до н.э.): «Философия приносит ту пользу, что дает способность говорить с кем угодно». Диогена Синопского спросили: «Когда мир благоденствует?» Он ответил: «Когда его цари философствуют, а философы царствуют». А на вопрос, что дала ему философия, ответил: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы». Прекрасно понимал значение философии для человека Эпикур, еще в IV веке до новой эры. Его мудрые советы звучат так: «Пусть никто не откладывает философию в юности и пусть никто не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души». Мысли Цицерона (I век до н.э.) четко определяют два важных аспекта философии. Он говорит: «Наука об исцелении души есть философия». И еще также кратко и точно: «Культура ума есть философия». Сенека (I век н.э.) выделяет еще одну характерную черту: «Философия учит делать, а не говорить. Она требует от каждого жить по ее законам, чтобы жизнь не расходилась со словами…» И в заключение, несколько мыслей классиков немецкой философии. Кант (XVIII век) полагал, что именно из философии «можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком» и предложил определение еще одного важного аспекта своей науки: «Философия – критическая совесть эпохи». Последователь Канта, Гегель, человек, энциклопедически образованный, сказал: «Я знаю много прекрасных наук, но науки прекраснее философии не знаю». И далее: «Философия есть мышление о мышлении и высший способ постижения духом своей сущности». Мы полагаем, что это краткое знакомство с мнениями о философии великих мыслителей при внимательном прочтении и размышлении поможет найти ответ на вопрос, зачем философия человеку, станет основой осмысленного отношения к этому предмету, а, возможно, и началом любви к мудрости.
|