Занятие 20. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ
1. Аксиология – философская наука о ценностях. Основные положения аксиологии. 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей. 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла.
Основные понятия Аксиология, ценности, антиценности, идеал, оценивание, добро, зло. Основная литература Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012. Гусейнов А. А. Этика [Текст]: учебник. - М.: Гардарики, 2006. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст]: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Форум: Инфра-М, 2009. Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010.
1.Аксиология – философская наука о ценностях Основные положения аксиологии Аксиология (греч. аxia - ценность и logos – учение, слово) – теория ценностей; философское учение о ценностях, раскрывающее природу людей, выявляющее основные ценности, их роль, пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему миру. Аксиология как учение возникает во второй половине XIX века. Однако стремление теоретически осмыслить жизнеутверждающие ценности возникли много тысяч лет назад в первейших мифологических, религиозных и философских построениях. Уже античные философы видели, что человек не только познает мир, но и оценивает составляющие его предметы, выражает свое отношение к познаваемому. Основные познавательные задачи аксиологии: - установление роли, значения, статуса предмета или явления; - привлечение внимания других людей к данному явлению и умножение таким образом числа сторонников данной оценки. Итак, в процессе познания решается не только гносеологический вопрос - о том, что представляет собой тот или иной предмет, но и аксиологический вопрос - о том, как следует относиться к этому предмету. Центральные проблемы аксиологии. 1. Диалектика природно-телесных и духовных ценностей и антиценностей. Г.Гегель разделяет ценностина утилитарные (жилище, питание, предметы быта и т.п.) и духовные. В.Миронов считает, что по содержанию ценности делятся на экономические, политические, социальные, политические и духовные. Достойно внимания мнение И.Нарского: материальные блага являются не самоцелью, а средством движения к подлинным ценностям – счастью человека, свободе, добру, справедливости. В современной философской, медицинской и другой литературе все чаще стало уделяться внимание одной центральной идее диалектики души и тела — их гармоническому взаимоотношению. Оригинально решает эту проблему профессор В. Л. Обухов, который считает, что такая гармония может устанавливаться только с учетом существования духа, души и достижения человеком состояния духовности. Из приведенных примеров видно, что диалектический подход в рассмотрении роли тела и души в жизни человека наиболее предпочтителен. Он дает возможность, во-первых, избежать односторонности и абсолютизации при определении сущностных сил человека; во-вторых, видеть эти силы в их крайней противоречивости, то есть в единстве и разности природно-телесной, телесно духовной и духовной их организации и развитии, в-третьих, определить круг основных как ценностей, так и антиценностей. 2. Вопрос о соотношении объективного и субъективного в категории ценности. В основе ценности лежат не субъективные оценки, а объективная значимость предмета.Однако при этом объективная ценность и субъективная ценность могут соответствовать, а могут резко расходиться друг с другом. Оценки одного и того же явления у разных индивидов (социальных групп, наций и т.д.) часто бывают различными. Следует помнить, что истина объективна, а ценности носят субъективный характер. Принимая во внимание разнородность познавательного и ценностного способов освоения мира, необходимо привести их в согласие, уравновесить. Это – сложная духовно-практическая работа, обеспечивающая целостность человеческого опыта, всей системы ориентации человека в окружающем мире.
2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей Аксиология ставит перед собой задачу выявить основные ценности и антиценности, раскрыть их природу, показать их роль в жизни людей, определить пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему их миру. Термином " ценность" в аксиологии определяются как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека, например, общественные идеалы, научное знание, искусства, способы поведения и т. п. В человеческой истории уже с древности на первый план выдвигались три типа ценностей: Добро, Красота и Истина. Уже в древности они представляли в умах теоретиков идеальную, цельную триаду, определяя таким образом сферу моральных ценностей (Добро), эстетических (Красота) и познавательных (Истина). А к примеру, главными ценностями современной американской культуры являются: 1. Личный успех. 2. Активность и упорный труд. 3. Эффективность и полезность. 4. Прогресс. 5. Вещи как признак благополучия. 6. Уважение к науке. Согласно Смелзеру, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Ценности составляют основу нравственных принципов, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Ценности – такие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного человека, либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное (отрицательное) значение для человека и общества. Ценности обосновывают моральные принципы, принципы – правила (нормы), правила – представления. Например, справедливость – это ценность, она воплощается в принципе справедливости, из принципа вытекает правило (норма), требующая равного воздаяния (поощрения или наказания) за одни и те же поступки, совершённые разными людьми, или другая норма, требующая справедливой оплаты труда, и уже исходя из нормы мы формируем свои конкретные представления о том, что справедливо, а что нет (например, мы можем считать несправедливо низкой оплату труда учителей и врачей и несправедливо высокой зарплату директоров банков). Все явления с толчки зрения их ценности могут быть классифицированы на: 1) нейтральные, к которым человек относится равнодушно (многие явления микромира и мегамира); 2) положительные ценности (предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека); 3) антиценности (ценности, имеющие негативное значение с точки зрения жизни и благополучия человека). К примеру, пары «ценности – антиценности» образуют такие понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы. Ценности зарождались и определялись в силу потребности индивида в осмыслении общества и самого себя. Человеческая жизнедеятельность изменяется со временем. Далеко не сразу пришло осознание самоценности человеческой жизни. В процессе жизнедеятельности у людей формируются мировоззренческие идеалы. Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Через соотнесение с идеалами, нормами осуществляется оценивание – определение ценности, одобрение или осуждение происходящего, требование осуществления или устранения чего-либо, т.е. оценивание является нормативным по своему характеру. Благодаря ценностям формируются разного уровня (высшие и низшие) потребности и интересы, мотивы и цели людей, определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступков, служат критериями оценки поступков других. И, наконец, без учета их роли нельзя познать сущность человека, уяснить себе подлинный смысл его жизни. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в какой-либо деятельности, обозначений различных практических отношений к окружающим человека предметам и явлениям. Человеку необходимо иметь определенные ценностные установки. Причиной крайней противоречивости и неустойчивости ценностных ориентаций является: · с одной стороны, неистребимое стремление человеческого духа к достижению идеалов, окончательных истин, то есть высших духовных ценностей, · с другой - известная ограниченность наших познавательных возможностей, средств, · а также известный консерватизм наших чувств, рассудка и разума, неизбежно ведущих к отчуждению человека от природно-телесных, телесно-духовных и духовных ценностей, то есть от своей сущности и уводящих людей в сторону от определения истинных, а не иллюзорных или утопических путей становления этой сущности. Наличие определенных ценностей в жизни людей предоставляет конкретному индивиду свободу выбора жизненных целей. Человеческая жизнь немыслима без постановки цели. Целеполагание – родовой признак, свойственный только человеку. Значение ценностей: - формирование интересов, мотивов и целей; - регуляторы и критерии оценки поступков людей; - служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни. 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла Любая ценность (или антиценность), если ее доводят до крайности, может превратиться в свою противоположность: свобода - в анархию, истина - в разрушительную силу, добро - в зло, любовь - в ненависть и т. п. В свою очередь, такие антиценности, как разрушительные страсти: зависть, тщеславие, честолюбие, ревность нередко стимулируют волю и активность в достижении цели, способствуют развитию таланта, творчеству. И, наконец, усложняет эту противоречивую ситуацию и то обстоятельство, что в реальной жизни все ценности и антиценности как бы взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Рассмотрим это диалектическое переплетение на примере основополагающих нравственных ценностей: добре и зле. Добро — это ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к стандарту или сам этот стандарт; это все то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества, человечества в целом. Как и любая нравственная категория, добро социально и культурно детерминировано, т. е. зависит от господствующих в данную эпоху мировоззрения, классовых интересов, сложившихся традиций, стремлений и потребностей разных социально-профессиональных или поло-возрастных групп, существующих типов личности. История изобилует примерами, когда преступники одной эпохи становились героями других эпох. Приговоренный к смерти за аморализм, Сократ уже более двух тысячелетий считается образцом моральности. Сожженный за опасный для общественных нравов еретизм Дж. Бруно стал символом человеческой самоотверженности. Еще больше можно привести свидетельств того, как с течением времени герои превращались в злодеев (идеологи инквизиции, Наполеон Бонапарт). Понятие зла незамедлительно является нам вслед за добром. Зло – ценностное представление, противоположное добру (благу); это все, что безнравственно, заслуживает осуждения, противоречит интересам и жизненным потребностям человека и человечества. Зло охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность). Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить. Религиозно-философское учение манихеев (III-XI вв.) последовательно утверждало равноправие двух начал мироздания: света и тьмы, добра и зла. В мире и в людях они смешиваются в разных пропорциях, а потому беспрерывно борются между собой, но к финальной победе предопределено добро. В древнекитайской классической " Книге перемен" мир также объясняется через диалектику двух начал: ян (светлого, доброго, творческого) и инь (темного, злого, пассивного). Как их ни расценивай, одно из них не сильнее другого. Оба полюса имеют смысл относительно друг друга. Зло - не нечто ужасное, а лишь оборотная сторона добра, и наоборот. " Свет - левая рука тьмы, тьма - правая рука света". Эта идея проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений: - Добро и зло познаются в единстве, одно через другое. В одной китайской притче рассказывается о юноше, мечтавшем узнать, что такое истина, добро. Мудрец предлагает ему прежде познать, что есть зло, чтобы было с чем сравнить. Одного понимания зла недостаточно. Само по себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в Рай. - Добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены: добро можно понять только как активное сопротивление злу. Действительное добро – это деяние добра, добродетель.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Дайте определение аксиологии. 2. Назовите центральные проблемы аксиологии. 3. Дайте определение ценности. Приведите свои примеры пар «ценность-антиценность». 4. Какую роль играют ценности и антиценности в жизни человека?
|