Темы рефератов и докладов
Различные теоретико-познавательные доктрины (пессимистические, конструктивные, натуралистические, праксеологические и др.) Воображение и творчество. Знание как единство явных и неявных компонентов. Знание и вера. Искусственный интеллект как основа будущего развития информационной деятельности. Виртуальная реальность и ее философская интерпретация.
Основная литература Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012. Ивин А. А. Теория аргументации [Текст]: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2007. Климов А. Я. Диалектика практики и познания: Монография. - М.: Высшая школа, 1991. Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010. Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. - Фрязино: Век 2, 2004.
1. Гносеология — философская теория познания. Спор о возможностях человеческого познания в истории философии: оптимисты, скептики и агностики
Центральной проблемой гносеологии выступает решение вопросов о том, что такое познание и какова природа знания; что такое истина и ее типы; взаимоотношение между субъектом и объектом познания; анализ познавательных возможностей человека; разработка наиболее общих правил и принципов познания. Поэтому первый важный вопрос - это вопрос о самой возможности познания как достоверного отражения и проектирования действительности; о пропорции объективного и субъективного, чувственного и рационального, интуитивного и экспериментального, истины и заблуждения при получении и использовании наших знаний. Проблема состоит в том, насколько достоверны наши знания? Способны ли они передать объективную сущность вещей? Или же в действительности есть в принципе непознаваемые стороны? В состоянии ли люди разграничить истину от заблуждения по коренным вопросам науки и практики? Разные философские школы приводят различные доводы в пользу своих концепций. Гносеологический оптимизм утверждает, что человеческое познание достаточно точно отражает окружающий мир. Так, уже классик античной философии Аристотель создал целую науку — логику, которая формулирует правила и законы доказательного, последовательного мышления (сочинения, объединенные общим названием “Органон” — инструмент, способ познания). Интеллект, разум, по Аристотелю, — главные преимущества человека над животными. Гносеологический пессимизм обращает наше внимание на трудности познания, стремится обозначить его пределы. Античный скептицизм (греч. skeptikos — рассматривающий, познающий) в лице Пиррона и его последователей выражал сомнения в надежности наших органов чувств (дальтоники, больные ощущают совсем не то, что нормальные люди — где гарантия, что ощущения этих последних адекватны реальным свойствам вещей, раз, допустим, палка, опущенная в воду, кажется сломанной?) и особенно логических рассуждений (всякому суждению можно противопоставить прямо противоположное; не лучше ли в таком случае вообще воздерживаться от суждений?). Агностицизм (греч. agnostos - непознаваемый) – позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию. Иногда агностицизм понимают неверно, как позицию, отрицающую возможность познавательной деятельности вообще.Так, английский мыслитель Дэвид Юм (1711–1776) писал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов”. В классической форме агностическая установка выражена И.Кантом, утверждавшим, что мы можем познавать лишь явления (феномены) вещей, поскольку вещи даны нам в формах нашего человеческого опыта. Каковы же вещи сами по себе, о том может знать лишь Господь Бог. Избегая крайностей скептицизма и агностицизма, отметим, что представители этих доктрин предупреждают нас от наивной веры в простоту и автоматичность познания, формируют знание о собственном незнании, что есть важнейший стимул развития познавательной деятельности человека. Выводы из многовекового спора о познаваемости мира можно сделать примерно такие: · познание сущностей, законов и принципов природных и социальных процессов возможно, но постепенно и бесконечно; время от времени приходится менять сами правила познания, чтобы осмыслить новые для человечества уровни реальности; · в составе нашего знания всегда сочетаются объективные и субъективные элементы; одни невозможны без других; в одних познавательных ситуациях больше объективного, в других субъективного; · знание причудливо взаимосвязано с незнанием; последнее не только вредно, но и полезно в каких-то ситуациях; лишнее, опасное знание может быть хуже незнания в каких-то вопросах; всеведение никому не доступно и потому знание всегда дополняется и усиливается оправданной верой человека в некие ценности и идеалы, рационально полностью необосновываемые; · наконец, стоит признать, что справиться со все новыми и новыми проблемами (в том числе теми, которые порождены открытиями и достижениями познания) можно только одним путем — продолжения и усовершенствования познания, а не отказа от знания, поисков истины.
2. Субъект и объект познания, способы их формирования Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъект (лат. “subjectus” — находящийся в основе) познания представляет собой совокупность сенсорных, логических и интуитивных способностей людей. Субъект познания - тот, кто проявляет познавательную активность. Субъектом познания человек не рождается, а становится — по ходу взросления, в процессе социализации. Субъект познания включает в себя несколько уровней организации и функционирования: микро- субъект — отдельная личность как таковая; макро- субъект — контактная группа-коллектив (класс, бригада, фирма, воинская часть, лаборатория и т.п.); мега- субъект — общество в целом на данном этапе его исторического развития. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Предмет познания - это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.
3. Особенности и взаимосвязь чувственного познания и мышления В едином процессе познания выделяют два основные уровня или, точнее говоря, аспекта процесса познания — чувственный (сенсорный, визуальный) и рациональный (абстрактно-логический). Отличительные черты созерцания мира с помощью органов чувств: непосредственное отражение мира, в прямом контакте с вещами, явлениями — источниками информации о нем; осуществляемое спонтанно, преимущественно автоматически с помощью рецепторов и всей ЦНС; наглядно-образное воспроизведение действительности в виде целостных, красочных идеальных моделей, копий разных явлений в сознании людей; фиксация внешних, главным образом поверхностных признаков предметов и явлений действительности; обследование их снаружи; чувственно-конкретное отображение единичных, неповторимых, случайных черт реальности, в какой-то момент оказавшихся в поле человеческого восприятия. Базовые формы живого созерцания мира: ощущение — отражение отдельных свойств реальности при ее непосредственном контакте с органами чувств животных и человека; восприятие — синтез многих ощущений, дающий целостный образ находящегося в зоне действия рецепторов фрагмента реальности; представление — сохранённое в памяти и дополненное большей или меньшей долей фантазии восприятие. У форм чувственного отражения мира двойственная природа — объективно-субъективная. Допустим, ощущение цвета возникает при попадании световой волны вполне определенного диапазона на нормальные рецепторы глаз. Но название цвета вызывает разные эстетические оценки, споры у различных людей. Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существеннейшие признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Качественные возможности мышления: опосредованное правилами логики и ранее накопленными сведениями отражение действительности, возможное и без прямого обращения к показаниям органов чувств; обобщенное до уровня идей, принципов, универсальных понятий познание, которое выделяет что-то главное, типичное, нужное в массе изученных явлений; углубленное до уровня сущности, закономерности, устойчивой тенденции познание; абстрактно-логическое, т.е. отвлеченное от всего второстепенного, несущественного, лишнего; сознательно сосредоточенное на достижении определенной цели познания или практики.
Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие представляет собой мысль о существенных, общих и отличительных признаках того или иного предмета или целого класса предметов. Суждение - это форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, связь между предметами, а также факт их существования. Умозаключение складывается из нескольких суждений, связанных друг с другом по смыслу, благодаря чему получается вывод о необходимых из данных посылок следствиях.
Способность индивида к мышлению называется интеллектом. Интеллект демонстрирует уровень его возможности решать разного рода творческие задачи. Мышление — это интеллект в действии, сам процесс его применения. Французский психолог Альфред Бине в начале XX в. предложил измерять размер интеллекта тестами — заданиями на смекалку, сообразительность. Этот показатель называется Intelligence quotient (IQ) — коэффициент интеллекта, т.е. умственной одаренности. Интеллект включает в себя три взаимосвязанные формы – здравый смысл, рассудок и разум. Здравый смысл строит логические рассуждения и делает выводы, исходя из личного опыта человека. Он построен на принципе эффективности и выполняет защитную функцию (не трогать горячий чайник, не подходить к краю пропасти и т.п.). Рассудок оперирует понятиями в пределах сложившихся знаний и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присуща жесткая определенность, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации, схематизму. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям, в особенности при решении утилитарных задач. Разум производит знания более глубокого и обобщенного характера. Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нестандартных, творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и критически оценивать собственные решения. Отличительной особенностью разума является выход за пределы, ограниченные познавательной задачей, внеутилитарность и новизна результатов.
4. Направления познавательной деятельности
Виды познания различаются в зависимости от того, какое из главных направлений общественно-исторической практики, какую сферу культуры оно, познание обслуживает. Обыденно-практическое познание связано с лично-семейным самообслуживанием индивидов; представляет собой интеллектуальную сторону неспециализированного труда. Его познавательным инструментом служит рассудок, а результатом — здравый смысл. Профессионально-практическое познание вплетено в сложные направления человеческой деятельности (вроде предпринимательской, инженерной, педагогической, военной, врачебной, политической и т.п.); оно не может довольствоваться выводами здравого смысла, а требует гораздо более сложных — профессиональных рецептов и технологий, своеобразного практического разума для решения сравнительно масштабных и нестандартных задач практики. Художественное познание осуществляется благодаря искусству, фантазии представителей его различных жанров. Оно мыслит эстетическими образами, метафорами, воплощается в произведениях словесного, музыкального, драматического и т.п. видах искусства. Научно-теоретическое познание осуществляется с целью получения истинного знания о мире, принципах устройства и законах его развития. Оно накапливает строго зафиксированные и проверенные факты о типичных явлений природы и общества, пользуется точными понятиями и теориями. Духовно-практическое или же вненаучное познание сопровождает такие формы культуры, как мифология, религия, магия, мистика. С их помощью человеческий разум пытается объяснить непонятное, примириться с неизбежным или трагичным. Интеллектуальный опыт любого социума, тем более человечества в целом складывается благодаря всем перечисленным — стратегическим направлениям познания.
5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования Всякое мышление начинается с проблемной ситуации. Сначала проблема решается логическими средствами. Но как только выясняется, что принятие решения требует более точной, а иногда и вовсе неизвестной информации, сознание попадает в тупик. В проблемной ситуации возникает интуиция, когда человек переживает психологическую неуравновешенность, эмоциональный дискомфорт и стремится к их снятию. Возможно, что в этот момент возникшая эмоция воздействует на долговременную память и ассоциативно вызывает прошлые эмоции, а с их помощью и соответствующие чувственные и понятийные образы. Проблема интуиции была четко поставлена А. Бергсоном. Под интуицией он понимал род интеллектуальной симпатии, механизм постижения абсолютного (движения, чистой деятельности, жизненного порыва и пр.). Научный и интуитивный методы он противопоставил глобально. Наука для него есть лишь средство приспособления человека к миру на уровне явления. Сущность же наукой не познается, ибо она доступна только для интуиции. Несколько позднее понятие интуиция было дифференцировано. Это было сделано в работах П. А. Флоренского, Н. О. Лосского, С. Л. Франка и некоторых других. Н. О. Лосским было выделено три вида интуиции: чувственная, интеллектуальная и мистическая. Интеллектуальная интуиция используется преимущественно в сфере науки и паранауки, а чувственная и мистическая - в области вненаучного знания. В современной философии под интуицией (от лат. intueri — пристально глядеть, всматриваться) понимается способностьнепосредственного получения нового знания; получать истину напрямую, минуя на какое-то время логические доказательства и сенсорный опыт. В момент интуиции познание как бы перескакивает через целый ряд этапов, в обычных условиях для себя необходимых; мысль “свертывается”, уплотняется до готового вывода, окончательного решения по какой-то проблеме. Результат познания с помощью интуиции открывается досрочно. Отличия интуитивных моментов процесса познания: 1. Возникает в сложных ситуациях множественного выбора, когда либо возможно несколько способов разрешения проблемы, либо нет ни одного, а решение необходимо принять быстро. 2. Действует на основе прежнего опыта, накопленного как сознательно, так и несознательно, что создает иллюзию " внешних" причин, приводящих к результату. 3. Основываясь на опыте и предварительной работе, интуитивное озарение, инсайт, происходит внезапно, неожиданно. 4. Внелогичность его познавательной структуры, или по крайней мере, логичность не осознается. Тем не менее, Анри Пуанкаре утверждал, что нелогичные, нереальные или невоплотимые проекты просто не придут в голову исследователю, что говорит о внутреннем единстве логического строя сознания и неосознаваемого. 5. Интуитивные предвидения зависят от многих случайных и субъективных факторов, как например, гибкость ума, способность отойти от стереотипов, схем, опыт, воображение, ассоциация и т.п. Этапы интуитивного постижения истины: · предварительная профессиональная подготовка, накопленный жизненный опыт; · личные способности человека, тонкость его психического склада (более интуитивны по складу души женщины); · напряженный труд, длительные усилия, страстное увлечение человека каким-то делом; сильное и длительное напряжение ума при решении некой проблемы; · отдых от работы или выполнение второстепенных операций; · случайная подсказка (аналогия, благоприятный фон) правильного решения; · интутивное озарение (наитие) — неожиданный приход идеи, решения, выхода; · осмысление интутивного знания, его проверка обычными методами логики и наблюдения. Несмотря на всю значимость интуитивного способа поиска нужного решения, его не стоит переоценивать. М. Бунге пишет по этому поводу, что “ученые ценят интуицию, в особенности творческое воображение, ускоренное умозаключение и фронезис, но не рассчитывают на нее. Им известно, что психологическая самоочевидность не гарантирует истины, что интуиция в высшей степени индивидуальна и что она часто разыгрывает злые шутки... Интуитивность не критерий для построения и оценки научных теорий” (Бунге М. Интуиция и наука / Перевод с английского. М., 1967. С. 143).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Как взаимосвязаны чувственное познание и мышление? 2. Насколько точно можно измерить уровень интеллекта тестами? 3. Всегда ли интуиция подсказывает верное решение? 4. Дайте определения основным понятиям.
Занятие 24. ИСТИНА КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ
1. Философские уровни понимания истины. 2. Основные концепции истины в философии. 3. Аспекты истины. 4. Продукты постижения истины людьми. Основные понятия Истина, объективность истины, субъективность истины, конкретность истины, процессуальность истины, абсолютная истина, относительная истина, критерии истины, верифицируемость, фальсифицируемость, непротиворечивость, критерий независимости аксиом, семантическая полнота теории, синтаксическая полнота теории, когерентность, простота теории, красота научной теории, мнение, правда, ложь, дезинформация, заблуждение, ошибка.
Основная литература Алексеев П. В. Философия [Текст]: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. Гриненко Г. В. История философии [Текст]: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010. Губин В. Д. Философия [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2010. Кохановский В. П.Философия [Текст]: конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. - 10-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. Спиркин А. Г. Философия [Текст]: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература Гайдукова И. Б. Философия [Текст]: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Курск: ЮЗГУ, 2012. Знание и традиция в истории мировой философии [Текст]: сборник статей. - М.: РОССПЭН, 2001. Ивин А. А. Теория аргументации [Текст]: учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2007. Климов А. Я. Диалектика практики и познания: Монография. - М.: Высшая школа, 1991. Налетов И. З. Философия [Текст]: учебник. - М.: Инфра-М, 2007. Новая философская энциклопедия [Текст]: в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. - М.: Мысль, 2010. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Пер. с англ. - Киев; М.: НИКА-ЦЕНТР: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. Рузавин Г. И. Методология научного познания [Текст]: учебное пособие. - М.: Юнити, 2005. Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. - Фрязино: Век 2, 2004. Куайн У.Философия логики [Текст] / пер. В. А. Суровцева. - М.: Канон+, 2008. 1. Философские уровни понимания истины Категория истины является центральной в гносеологии. Однако само понимание истины многоуровневое, и каждый из этих уровней порождает специфику ее понимания. Онтологический уровень. Истина рассматривается здесь как свойство самого бытия и даже как подлинное бытие, противостоящее бытию иллюзорному, не подлинному. В рамках религиозно-философских построений, мир платоновских идей или Царство Божие — истинны, ибо противостоят мнимому — телесному или греховному — чувственно воспринимаемому бытию. Истина здесь сопрягается с непосредственной духовной очевидностьюи религиозным откровением. В реалистических доктринах и обыденном сознании истина сопрягается с законосообразным или идеалосообразным бытием. Когда мы говорим “настоящий ученый”, “истинный гражданин своей страны”, “типичный представитель своей профессии” и т. д., то везде подразумеваем, что нечто бытийствует в полном соответствии со своим эталоном или идеалом. Гегель бы сказал, что здесь предмет соответствует своему понятию, а потому он и истинен. Логико-семантический уровень. Это уровень, в рамках которого функционируют дедуктивные науки и где истина фиксируется терминами ”правильность”, “корректность”, “достоверность”. Под этим понимается формальная безупречность доказательства теоремы или получения какой-то логической формулы на основе исходно принятых аксиом и правил вывода. Ценностно-экзистенциальный уровень фиксируется в русском языке словами правда, праведность, правота. Под правдой в экзистенциальном аспекте понимается личностно продуманная и прочувствованная ценность, которая принимается человеком всем его существом и искренне утверждается им в жизненных поступках. Человек может при этом заблуждаться, за что он подлежит объективному моральному и социальному осуждению, но в субъективном-то плане он поступает вполне искренне и правдиво. На гносеологическом уровне категориальный смысл истины заключается в содержательной характеристике человеческих знаний, особенно философского и научного характера, которые фиксируются языковыми средствами и исследуются как языковые выражения. На этом уровне существует большое количество моделей понимания истины. 2. Основные концепции истины в философии
Современное понимание истины предполагает диалог различных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры. В истории философии сложилось несколько подходов к определению этой категории. Априористская концепция утверждает, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, которое можно раскрыть в каждом индивиде через определенную методику, как бы заставляя человека “припомнить” заложенное в его сознании изначально. Таково учение индийской веданты о потенциальном всезнании человеческого атмана, тождественного брахману; античное понимание знания как припоминания того, что некогда видела и слышала бессмертная душа; христианское учение о потенциальном богоподобии человека, декартовская доктрина врожденных идей. Конвенциональная модель истины поддерживает идею, что истина — есть всегда продукт гласного (а чаще — негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных сообществах (религиозных конфессиях, профессиональных группах и т.д.) существуют разные “правила игры”, а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и в философии. Когерентная теория истины. Существует несколько вариантов данной теории. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности. При всей частичной обоснованности такого подхода все-таки следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-то теории еще отнюдь не свидетельствует о ее истине; и, наоборот, наличие диалектических и антиномических суждений внутри теории еще не дает оснований заключать о ее ложности. Второй вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит. Прагматическая версия истиныподчеркивает субъективный момент в составе человеческого знания, т.е. степень его пригодности на практике. Суть концепции сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата (экспериментального, утилитарно-прагматического и т.д.). Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью. Однако утилитарную направленность науки не следует преувеличивать. Множество открытий совершались творцами, конечно же, не из утилитарных соображений, а из чистой любви к истине. Многие научные теории в момент их создания вовсе не имеют никакого экспериментального и технического применения. Более того, самые стратегически значимые идеи, тем более в философии, по определению бескорыстны и антиутилитарны. Экзистенциалистские концепции достаточно разнородны, но сближаются в плане ценностного истолкования истины. Во-первых, может быть выдвинут тезис, что истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост. В роли такового способно выступить и объективно ложное знание, лишь бы оно глубоко переживалось и творчески отстаивалось человеком. При таком подходе подчеркивается значение именно творческого человеческого измерения знания, претендующего на истинный статус. Во-вторых, экзистенциальный аспект истины может быть открыт в ситуациях пограничных, зачастую на грани жизни и смерти. “Свет истины” как бы вливается в “трещины” его личной судьбы, порой заставляя переосмысливать многие предрассудки и житейские стереотипы. Наконец, третий ракурс экзистенциального видения истины смыкается с онтологическим ее аспектом. Истина в ее греческом значении (aleteia), по М. Хайдеггеру, означает несокрытость бытия, т. е. некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и с нами, но которое надо просто научиться видеть и слышать. Человек техногенно-потребительского общества, ориентированный на покорение природы и удовлетворение своих безмерных телесных потребностей, отгородился от истины системой своих научных абстракций, миром технических устройств и пустых слов. Отныне «свет истины» доступен лишь поэтам, философам, святым праведникам и подвижникам, созерцающим его «нетелесными очами сердца». Здесь идет последовательное возвращение к классической концепции истины в платоническом понимании и ее отождествление с откровением как атрибутом религиозного опыта. Классическая концепция под истиной понимает соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности, достаточно полное и точное отражение некоего объекта в мышлении человека. В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. Определяя истинность как соответствие мнений, утверждений с действительностью, Аристотель считал истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений. Коротко говоря, истиной с этой точки зрения может называться объективная информация. Эта точка зрения на истину легла в основу всей европейской цивилизации, в особенности классической науки, прежде всего естествознания. Классическая концепция всегда была и до сих пор остается наиболее влиятельной не только среди философов, но и среди ученых, ибо в наибольшей степени соответствует их интуитивной вере в то, что они не творят научные гипотезы и теории по своему собственному усмотрению, а познают нечто в самом бытии, и что полученное ими знание — не фикция, а вскрывает объективные закономерности мироздания. Диалектико-материалистическая (марксистская) концепция истины, принимающая аристотелевские идеи как исходные, создана на основе понимания познания как отражения. Истина понимается здесь как знание, соответствующее действительности, причем характер и степень этого соответствия изменяются в определенных пределах, уточняются в связи с прогрессом науки и практики. Именно практика, обладающая такими чертами, как материальность (предметность), объективность, социально-историческая обусловленность, позволяет проверить идеальные знания и представления, воплотив их в материальную деятельность и объекты, подчиняющиеся объективным законам природы и общества. Изложенная марксистская концепция истины требует сегодня конструктивного переосмысления, поскольку, основываясь на идеалах и нормах классической науки XIX века, она во многом не соответствует современным научным представлениям. Прежде всего, стало очевидным, что практика в ее материально-предметной форме не является универсальным критерием истины, поскольку в такой сфере, как логико-математическое знание, а также в различных областях гуманитарного знания, где объект исследования — тексты, применяются другие способы оценки - логические, семиотические, семантические, системные или культурно-исторические. Относительность такого критерия истины проявляется в том, что практика ограничена уровнем развития производственно-технических и экспериментальных средств и не всегда возможным завершением процесса проверки. Это означает, что как критерий истины материальная практика должна быть взята в процессе движения и развития. Невозможно также принять традиционное понимание объективности истины как воспроизведения объекта таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Условием объективности истины в этой концепции является исключение субъекта, его деятельности из результатов познания, что не соответствует реальному познавательному процессу. Познание, как было показано ранее, не сводится к зеркально-отражательным процедурам получения чувственного образа как " слепка", копии вещи, а предстает сложными образами, формирующимися в системе творчески-проективной, интерпретирующей деятельности субъекта, содержащей компоненты социального и культурно-исторического опыта. Субъект " творит" истину, преобразуя объект, себя и свое знание о мире и объекте. Условием получения истины являются личное творчество, поиск, риск, разработка способов проверки, обоснования, а главное - свобода ответственно, нравственно мыслящего и действующего субъекта. Марксистская концепция истины учитывала сопоставление не знания с вещью, но упускала соответствие вещи знанию. Соответствие предмета, вещи своему понятию имеет различные смыслы. Для Платона это совпадение вещи с предшествующей идеей; в христианско-теологической интерпретации оно предстает как соответствие сотворенных вещей заранее мыслимой божественной идее; в кантовской философии оно существует как трансцендентальная идея: " предметы считаются с нашим познанием".
3. Аспекты истины Как видно из перечисленных концепций истины, она многогранна. Прежде всего, следует выделить объективный и субъективный аспекты. С этих позиций нам представляется вполне разумным определение истины как такого объективного содержания наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Подобное понимание восходит к марксисту В.И. Ленину, но оно может разделяться мыслителями и совершенно иных философских взглядов — например, интуитивистом Н.О. Лосским. По Н.О. Лосскому, истина — это имманентное обладание идеей трансцендентной предметности. В обоих определениях подчеркнуты два важных момента: во-первых, знание, претендующее на истинность, необходимо субъективно (имманентно) по форме своего существования, т. е. имеет человеческое измерение. Без живого человека говорить об истине в гносеологическом плане бессмысленно. Во-вторых, истинное знание объективно (трансцендентно) в смысле отсутствия в его содержании субъективно-психологических примесей (субъективистских домыслов или, в просторечье, отсебятины). В субъективном плане истины: — способ формулирования истины, форма ее выражения; каждый участник познания (личность, малая группа, масса людей) адаптируют информацию “под себя”, в связи со своими собственными потребностями и целями; — заблуждения, искажения, незнание, ошибки; причем заблуждение и незнание не всегда помеха на пути к истине, но и катализаторы ее выработки. Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Это требует полноты анализа, учета существенных связей и отношений объекта с окружающим миром, включение его в исторические рамки и социально-культурную практику. Истина чаще всего имеет предметные границы, выходя за которые она трансформируется в свою противоположность — заблуждение. Типичный пример заблуждений такого рода — это попытка 3. Фрейда объяснить культурные и социальные процессы на основе открытых им закономерностей бессознательной психической жизни индивида. Другой причиной заблуждений служит не экстраполяция полученных знаний на иные предметные области, а огульное отрицание существования последних, как якобы несовместимых с открытой истиной. К примеру, ученый-физик заявляет, что явлен
|