Простые (внутренние и внешние) противоречия
Идея деления противоречий на внутренние и внешние впервые возникла, по-видимому, в марксистской философии. У Гегеля были лишь отдельные намеки на эту идею. Следует, однако, признать, что и в марксистской философии она не получила достаточного развития, носила скорее формальный характер. Ведь главное в идее то, что различные противоречия ответственны за разные процессы — внешние противоречия вызывают процессы изменения, преобразования, возникновения и уничтожения, а внутренние противоречия обусловливают процессы, направленные на сохранение целостности объектов. По Гегелю же и по мнению многих философов-марксистов противоречия — причина изменения, возникновения и уничтожения, но никак не источник сохранения целостных объектов.
СХОДСТВО-
ТОЖДЕСТВО ВЗАИМООПО- ПРОТИВОПО- ( взаимопереход СРЕДСТВОВАНИЕ ЛОЖНОСТЬ противоположностей ) ( необратимый переход одной противоположности -РАЗЛИЧИЕ в другую)
(ПРОСТОЕ) ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
{антагонистиче- ское противоречие}
(ПРОСТОЕ) СЛОЖНОЕ (ПРОСТОЕ) ВНУТРЕННЕЕ ОРГАНИЧЕСКОЕ В Н Е Ш Н Е Е ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ {единство} — {борьба}
{гармоническое противоречие} (внутреннее [внешнее взаимодействие) взаимодействие] (c в я з ь) [столкновение] (промежуточ- Ное Взаимодей- Ствие)
Рис. 15. Диаграмма (структурная схема) категории «ПРОТИВОРЕЧИЕ»
Различие реальных процессов и состояний определяется различием противоречий, порождающих или поддерживающих эти процессы и состояния. Те противоречия, которые обусловливают целостность, устойчивость, сохранение материальных объектов, естественно называть внутренними, а те противоречия, которые, обусловливая столкновение, внешнее взаимодействие материальных объектов, вызывают их изменение, естественно называть внешними.
|