Студопедия — Изображение не описывает объект, а показывает его
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изображение не описывает объект, а показывает его






________________________________________________________________________________

 

«П.П. Пазолини в теоретической статье о поэтике в середине 1960-х годов заметил, что любая знаковая система собрана в особый словарь. Функция личностей, созидающих знаки, сводится исключительно к тому, чтобы выбрать из словаря адекватные своим идеям и конкретной социокультурной ситуации знаковые единицы. Ученый обозначил важную проблему изобразительного знака: перед нами индивидуальный авторский знак, и в то же время – это средство коммуникации, имеющее свою постоянную форму [Пазолини 1984, с. 45-52 ].

____________________________________________________________________

Изобразительный знак: в одной стороны, индивидуальный авторский знак, передающий образную информацию; в то же время – это средство коммуникации, используемое для передачи любой информации необразного типа.

____________________________________________________________________

< …..> В конечном счете, речь идет о разработке теории т.н. креолизованных (смешанных) текстов (см. далее – соответствующий раздел).

* * Параграфемика

Для будущего специалиста важно освоить построение письменного сообщения. При создании текста любого содержания важно, кроме передачи информационно-выразительной стороны, уметь построить и невербальную «оболочку» вербального информационного канала. Изучением роли таких внетекстовых (дотекстовых, околотекстовых) элементов письменного речевого произведения занимается особая отрасль науки (ее можно назвать лингво-семиотикой). Речь идет о п араграфемике, к которой сейчас наблюдается особый интерес в связи с развитием визуальной культуры в социуме, на фоне новых технологий и с широким распространением текстов разного семиотического свойства.

Параграфемика – это особый пограничный раздел лингвистики, изучающий невербальные, или параграфемные, средства. Этот раздел лингво-семиотики анализирует текстовые категории применительно к семиотически осложненным текстам, созданным с использованием средств разных семиотических систем – вербальные, аудиовизуальные.

________________________________________________________________________________

Параграфемика – пара (греч.) - около + графо (греч.) – пишу.

________________________________________________________________________________

Параграфемика как наука включает в себя вопросы оформления печатного текста (этимология термина: «около графического, написанного текста» и вопросы графической стилистики.

____________________________________________________________________

 

Параграфемика изучает многообразные невербальные способы оформления текста, «помогающие» словам передать смысл.

____________________________________________________________________

 

Для современного оформления текстового пространства характерна «многослойность передачи информации как основа воздействия на письме (форма листа, шрифт, расположение текста на странице, фактура бумаги – плотность, цвет. Многоканальность является средством преодоления линейности («вялого восприятия»).

 

Происхождение термина.

Параграфемика – термин греческого происхождения. Он включает в себя два корня. Пара (греч.) – около, над. Графо (греч.) – пишу. Эта научная дисциплина изучает все, находящееся вне, над текстом, имеющее отношение к нему, стоящее вне канвы произведения, но относящееся к нему или как способ оформления, как композиционный ресурс, или как всякий другой околотекстовый факт. Парный термин – паралингвистика.

Состав средств параграфемики.

Параграфемные средства – это средства, «существующие около графемной системы языка и нарушающие “прозрачность” субстанции языкового выражения [ Клюканов 1983, с. 5]. Сочетание (комбинирование) на одной плоскости (в одном плоскостном модуле) знаков различной семиотической природы, различной конфигурации – типичная характеристика параграфемных объектов.

В параграфемику включены, например, следующие кодовые (семиотические) единицы: цифры, шрифты, графики, символы, схемы, бумага определенных свойств, форма листа, фактура бумаги – плотность, цвет, композиционно-пространственные части текста (предтекстовые части произведения: заголовки разных типов, подзаголовки, рубрики, водки и т.д.), фотографии, рисунки, таблицы, пунктуационные знаки в узком понимании и т.д. Признаки этих кодов важны для передачи смыслов текста. Приведем пример. Для раскрытия истории развития города Екатеринбурга полезно представить таблицу, оформить ее тексты соответствующими шрифтами, ограничить линейками, снабдить заголовком, поместить в колонки фотографии архитектурных объектов, эти и другие параграфемные средства помогают оптимизировать передаваемое содержание, улучшить его запоминание.

________________________________________________________________________________

Кодовые единицы параграфемики: цифры, шрифты, графики, символы, схемы, бумага определенных свойств, фактура бумаги – плотность, цвет, композиционно-пространственные части текста (предтекстовые части произведения: заголовки разных типов, подзаголовки, рубрики, водки и т.д.), фотографии, рисунки, таблицы, пунктуационные знаки в узком понимании и т.д.

________________________________________________________________________________

В письменных произведениях используются супраграфемные элементы (возможности шрифтового выделения), все ресурсы текстовых композиционных средств: возможности пространственно-плоскостного варьирования - т. е. элементы параграфемики. Также в письменных текстах используются элементы синграфемики (выразительные возможности знаков препинания и пунктуационных комплексов). С одной стороны, это может быть постановка так называемых семантизированных (вопросительного и - особенно - восклицательного) знаков препинания, с другой стороны - употребление " самодостаточных" знаков препинания, которые не зависят от их вербального окружения. В этих случаях знаки выступают, как правило, в роли аналогов слов, словосочетаний или понятий.

В сочетании с шрифтовым варьированием используются возможности топографемики (пространственно-плоскостного варьирования) то есть деление текста на части, внутренние и внешние заголовки, подзаголовки, рамки, фоновые выделения.

 

Особенности параграфемного модульного плоскостного канала.

1. Письменный текст под влиянием устного становится единицей нелинейного восприятия и понимания (Шубина). При использовании комбинации различных кодов, для передачи содержательной информации особая роль остается за вербальным, словесным каналом. Именно он передает смысловую константу, содержательный стержень произведения.

2. Параграфемный модуль использует дополнительные семиотические коды, участвующие в решении авторских коммуникативно-познавательных задач и задач «налаживания связей» с адресатом сообщения.

3. Семиотические параграфемные средства (коды) имеют прозрачный характер, поскольку они находятся «над» текстом, вне его структуры, «рядом» с семантической, придавая ей законченный смысловой вид и сопровождая основной смысл.

4. Реципиент при восприятии произведения должен «вычитывать» дополнительную информацию, содержащуюся в параграфемном канале. Использование параграфемного канала включает параметры читабельности произведения.

5. Параграфемные – это приемы, воспроизведение которых в речи невозможно или ненужно. Эти приемы представляют собой сознательное нарушение нормы текста, они разрушают прозрачность произведения для читателя (зрителя, реципиента) и, с другой стороны, создают новую норму подачи информации.

6. По мнению И.Э. Клюканова, основной признак параграфемного элемента – его комплиментарный характер. Сопровождая графическое сообщение, эти средства участвуют в передаче коннотативной, дополнительной, информации.

____________________________________________________________________

Параграфемный плоскостной модуль:







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 770. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия