Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 1. Зрительная коммуникация





Зрительная коммуникация.

 

 

План лекции.

- Каковы свойства профессиональной коммуникации архитектора?

- Об особенностях зрительной коммуникации.

- Типы иконических знаков.

- О соотношении визуального кода с кодами другой знаковой природы.

- Параграфемика.

 

* * Каковы свойства профессиональной коммуникации архитектора?

 

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понять, как складывается коммуникативного облик современного зодчего, рассмотреть его риторические свойства. Мы полагаем, что в процессе освоения профессии будущему специалисту необходимо не только обращаться к основным дисциплинам вузовского и магистерского цикла, но и стараться акцентировать внимание на той коммуникативно-речевой составляющей, без которой невозможно создать современное произведение научной и практической направленности. Мы попробуем определить ту семиотическую составляющую, которая обычно используется при деятельности архитектора по созданию разных произведений (в обобщенном смысле). Вначале остановимся на том, какие это произведения (тексты). Канал визуальной коммуникации в профессиональном поле архитектора широк и представлен множеством разнообразных произведений. Назовем некоторые из них: таблицы, схемы, чертежи, графики, макеты, фотографии, рисунки, клаузуры, печатные материалы (статьи, отчеты, диссертации).

Так, современный читатель привык к новой усложненной верстке, активному использованию многочисленных иконических знаков – фотографии, картинки, игры шрифтов, намеренное совмещение частей текстов. Следует учесть, что современное общество стало носителем нового типа культуры – визуальной, когда в передаче информации гораздо активнее, чем раньше, участвуют визуальные средства. Кроме того, следует учесть общее положение о том, что современное общество в целом стало носителем нового типа культуры – визуальной, когда в передаче информации гораздо активнее, чем раньше, участвуют визуальные, зрительно воспринимаемые средства передачи информации, авторской концепции. Реципиент, пользователь таких дискурсов, вырабатывает привычку к восприятию этих произведений, не к линейному, а «лоскутному» чтению.

Важность визуальных коммуникаций современной жизни общества отмечают многие, известно понятие «визуальная культура», «клиповая культура», широко используемые для характеристики сегодняшнего общества. Нам представляется нужным рассмотреть и характер различных дискурсов в плане той роли, которую играет в них вербальная составляющая.

При анализе таких произведений нельзя не учитывать смысловую нагрузку их невербальных частей. Нам представляется нужным рассмотреть и характер различных дискурсов в плане той роли, которую играет в них вербальная составляющая.

Профессиональное общение архитектора представлено всеми известными видами кодов. В деятельности архитектора широко используется весь спектр коммуникативных средств, коды разных типов, но определяющую роль в нем играет оппозиция «речевое-неречевое» общение.

Данные профессиональные коммуникативно-речевые ситуации архитектурной деятельности (в широком смысле) характеризуются как семиотически усложненные с точки зрения тех кодов, которые использует профессионал (вербальный – невербальный канал). Большую роль в профессиональной деятельности зодчего играет как уже сказано, зрительная коммуникация. Визуальные сигналы важны и для передачи значений архитектурных объектов, и в случае построения различных текстов.

Напомним о ситуациях специальной сферы, где действуют разные коммуниканты.

Профессионал-архитектор профессионал-архитектор (внутрикорпоративное взаимодействие разных уровней – равноправные партнеры, вертикальные коммуникации – начальник – подчиненный, специалист – клиент, имеющие разную специализацию и различные по отношению к предмету общения). Используются различные коды (вербальный или невербальный иконические, зрительные коммуникации, артефакты), такжемогут применяться только одинаковые коды, например, только вербальные или только невербальные – картинки, фотографии, чертежи, графики, схемы и другие параграфемные ресурсы, могут применяться сложные сочетания кодов (вербально-невербальные, например, рисунок с подписью, схема с речевыми комментариями и др.).

Профессионал-архитектор – непрофессионал. Примеры коммуникации такого типа – архитектор – заказчик, архитектор – подрядчик, архитектор – продавец материалов и устройств и др. Эти коммуникации могут иметь характер межличностных и групповых, то есть в отношениях архитектора с заказчиком используются ресурсы межличностной коммуникации, например, разговоры профессиональные перемежаются с рассказами «про жизнь» или это может быть групповое общение объединения заказчиков и группы специалистов. Коды, используемые при этих коммуникациях, различны: вербальный, невербальный и вербально-невербальный. Функциональные свойства специальной области деятельности определяют и когнитивные особенности личности профессионала-архитектора.

Архитектор в процессе своей деятельности приобретает определенные качества личности и свойства восприятия действительности. Такое профессиональное свойство человека, как было сказано, названо «стилевой креолизацией» - см. [Волчкова, Лазарева, 2008].

____________________________________________________________________

Стилевая креолизация – коммуникативное профессиональное свойство зодчего

____________________________________________________________________

 

Так же, через визуальные образы, и происходит профессиональная деятельность архитектора.

____________________________________________________________________







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 787. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия