Студопедия — Тема 2. Становление философских представлений о здоровье и их развитие в истории философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 2. Становление философских представлений о здоровье и их развитие в истории философии






«Здоровый дух в здоровом теле» - афоризм, известный в античной философии и культуре. В скульптурах, литературе, философии зафиксированы представления о гармонии тела и духа. Сила, гибкость, красота тела наполняют дух мужеством, гибкостью ума, мудростью. А здоровый дух укрепляет тело, помогает человеку совершенствоваться телесно и духовно – в воинском деле, искусстве, спортивных состязаниях, в повседневной жизни. Гармония тела и духа ассоциировалась со здоровьем, счастьем. Не случайно один из выдающихся умов, философ Фалес отвечал на вопрос: «Кто счастлив»? – так: «Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан».

В античной культуре происходит становление реалистических представлений о здоровье. Здоровье как гармония тела и духа достигается заботой человека о себе самом – обязательно единение с природой, физические упражнения, мера в питании, развитие духовной культуры упражнениями ума, образование, общение с искусством, философские размышления. Причины заболеваний искали в природных стихиях, в природных же силах находили средства исцеления. Спортивные состязания на свежем воздухе, первые театры строились на открытом воздухе, на горных склонах высекались из камня сиденья для зрителей («амфитеатр»), интеллектуальные занятия нередко проходили на берегу моря среди изящных арок и колонн, увитых виноградом, в мерном движении по кромке берега учителя, беседующего с учениками.

Складываются первые онтологические представления и догадки о неких внешних, материальных, живых существах, которые внедряются в человеческих организм и вызывают болезни. Спустя многие века были обнаружены вирусы и бактерии, возбудители заболеваний, и эти открытия стали началом развития бактериологии, вирусологии. Древнегреческие мудрецы догадывались и о духовных причинах болезней, критически осмысливая мифы и магические практики врачевания (изгнания из организма «злых духов»).

Хотя философия и отделилась от мифологии и все больше опиралась на науку и рациональную практику, но даже в век НТР и доступности науки, разнообразии полезной рациональной информации современный человек прибегает к иррациональным способам и попыткам оздоровления. Ремифилогизация, активное воспроизводство мифов, магии, оккультизма характерно для современного периода социального кризиса, что нередко наносит большой вред здоровью человека.

В культуре древней Индии большое значение придавалось образу жизни в оздоровлении человека. Философы, врачеватели исходили из представлений о трёх главных силах в человеке – воздушной, слизи и желчи. Здоровье зависит от гармонии этих трёх начал. Достигнуть этой гармонии можно разными духовными и телесными практиками. Исторически сложились и не утратили в наши дни своей значимости система йоги, религиозные ритуалы общения с природными стихиями.

В философии Китая в представлениях о здоровье большое значение придавалось знаниям о единстве противоположных начал в мире и человеке – инь (женская) и ян (мужское), разрабатывались физиотерапевтические системы воздействия на эти начала с целью оздоровления организма - иглорефлексотерапия, массаж, диеты, гимнастики, приёмы «восточных единоборств».

В древнем Египте заботились о продлении молодости, о сохранении тела после смерти (бальзамирование, мумифицирование) об обустройстве умерших в потустороннем мире (гробницы, усыпальницы, оснащённые земными средствами поддержания тела и духа, которым придавался сакральный смысл.

От древних мудрецов пришёл к нам афоризм: «Я ем для того, чтобы жить, а другие живут для того, чтобы есть». Очень многие современники не осознали пророческий смысл этого афоризма. Недомыслие и недооценка меры в питании обернулась бедой – ожирением, диабетом, в целом потерей здоровья до 30% населения ряда цивилизованных стран XX-XXI веков.

Однако в современном обществе «в беге от инфарктов и инсультов» реставрируется древнее знание о здоровье, растёт интерес к оздоровительным системам Востока, оттесненным на периферию бурным развитием медицины. Популярен сегодня эффективный в своё время опыт врачевания известного врача и философа Авиценны. Его медицинская энциклопедия «Канон врачебной науки» пользуется успехом, начиная с 12 века и до наших дней. Многие века в христианской религии, антропологии обсуждалась проблема тела и духа, телесности, духовности, души человека. Возвышались дух и душа, а тело считалось греховным, нуждающимся в постоянном контроле и усмирении. Представления о мощи и силе духа распространялись и в светской философии Нового времени. Так, дух, по мысли Р. Декарта, является единственной, устойчивой основой бытия человека. Codito ergo sum (пока мыслю – я существую). Человек – существо рациональное. Душа – особая, неделимая субстанция. Духовная субстанция не основана на опыте. Духовный мир человека есть нечто врождённое. Высшей духовной субстанцией является Бог.

Однако исследуя природу души, Декарт обращается к проблеме телесности, сложности функционирования мозга, его нейрофизиологических механизмов. Он подошёл к исследованию истоков рефлекторной природы психики, что имело огромное значение для дальнейшего исследования сложности природы человеческого организма, взаимосвязей психики и мозга, проблемы здоровья.

Знаменитый французский физик, философ, математик Блез Паскаль, изучая сложную природу человека, подчеркивал, что она не во всём доступна

человеческому разуму, науке. Человек имеет иррациональное начало, которое выражается в страхе, тревожности, непостоянстве, тоске, беспокойстве. Человек - трагичное и хрупкое существо, но он обладает высокими достоинствами, главное из которых – мысль, мышление, способное объять космос. В своём труде «Мысли» он утверждает идею человека как существа духовного.

Знаменитые французские материалисты 18 века хотя и говорили о связи человека и природы, но всё же предпочтение отдавали рациональности, разумности человека. С их точки зрения – здоровье – это прежде всего гармония духовной, разумной жизни. На представления о здоровье эпохи модерна оказало влияние механистическое мировоззрение: здоровье и человеческая природа определялись как бесперебойно действующая машина, в которой согласованно функционируют все органы тела. Французский врач и философ Ж.О. Ламетри назвал свою книгу «Человек – машина», в которой он описывает механическую, жёсткую зависимость душевного состояния людей от их телесного состояния. Засорение органов человеческого тела ведёт к расстройству душевного и духовного здоровья. «… воображение засоряется вместе с нашими внутренними органами, отчего и происходят все эти своеобразные явления истерических и ипохондрических заболеваний»*.

Если это функционирование нарушалось, как описывает Ж.О. Ламетри, то в медицине сложилась традиция возвращения здоровья с помощью лекарств. Этой традиции и нынче следует современная европейская и отечественная медицина. Распространившийся в Европе и в целом мире благодаря успехам химии, биологии способ «таблеточного» лечения, подавлял естественную способность человека и природы к исцелению, возвращению здоровья. В настоящее время в связи с нарастанием кризиса здоровья и в ряде случаев неэффективного «химического лечения» медицина как наука стала внимательнее относиться к опыту народного целительства, накопленного веками.

Исцеление в народной традиции – это способ возвращения здоровья путём обращения человека к собственным силам, к резервам своего организма. Понятно, чтобы активизировать собственные силы, человек должен хорошо знать свой организм, в течение всей жизни сохраняя здоровье, энергию, познавая самого себя каждодневно и неустанно.

Внимательно изучая свой организм, можно понять, или хотя бы ощутить, в чём он нуждается, чем его можно подкрепить и оздоровить. В народном и научном опыте таковых способов множество. Важно выбрать индивидуально необходимые. И здесь, в правильном выборе может помочь опытный специалист. Однако при этом не следует забывать мудрые слова знаменитого врача Гиппократа: «Лечебные средства только тогда становятся необходимы, когда недостаточно естественных сил организма»**. В своём опыте Гиппократ использовал широко природные силы для врачевания человеческого организма, подчеркивая, что природные силы лечат организм в целом – и тело, и душу. Философские воззрения на здоровье как индивидуальную и социальную ценность развивает Т. Мор, ему вторит

_______

*Цит. по: Спиркин А.Г. Философия. С. 140

** Цит. по: Энциклопедия массажа. М. Изд-во АСТ-ЛТД. 1997. С. 7

Монтень. Здоровье как индивидуальная ценность заметна в творчестве

Д. Бэкона. Он подчеркивает значимость метода самонаблюдения для поддержания здоровья.

По Канту, гармония тела и духа может быть достигнута в размеренном, организованном образе жизни, подчиненном руководству сильного духа. Дух – это сила, придающая смысл жизни, управляющая здоровьем с учётом индивидуальности человека. И этот принцип приоритета духа, разума над слабым телом, которое дух может исправить, Кант продемонстрировал собственной жизнью. Биографы Канта отмечают его самодисциплину, строгий распорядок дня, чередующийся отдых и напряжённый интеллектуальный труд, диета, пешие прогулки в любую погоду, общение с остроумными друзьями, единственная любовь и страсть – философия…

Будучи в детстве слабым и болезненным, Кант сумел прожить долгую жизнь, полную творческого труда, высокого жизненного смысла и мудрости.

Здоровье, образ жизни, самосовершенствование, следование нравственному закону – неразделимые понятия, охватывающие жизнь человека и его существо, по Канту.

«Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими" *.

Современным представлениям о нравственном здоровье человека созвучны идеи Канта о нравственности, нравственном законе, следуя которому человек должен видеть в другом человеке цель, а не средство и действовать всегда сообразно этой максиме.

Этот принцип Канта самосовершенствовании, гармонизации отношений тела и духа актуален сегодня, когда человечество переживает нравственный кризис, утрату духовности.

Об опасности духовного распада человека предупреждал П. Флоренский, который считал падение духовности проявлением роковой греховности человека. Многие трагические ситуации, в которых оказалось человечество в начале XXI века, вопиют об утрате духовности. Падение ценности жизни - это и есть «момент распада и развала духовной жизни», о которых писал П. Флоренский в книге «Столп и утверждение истины».

Современная отечественная философия опирается на естественно-научные знания и здоровье – биологию, медицину, экологию и др., исходя из понимания естественной природы человека. Поэтому при изучении проблемы здоровья философия здоровья ориентируется на знание его природных основ – механических, физических, химических, биологических и др. В этом направлении на первом плане – знание законов природы и следование им человека, поддержание гомеостаза человеческого организма, учёт данных естествознания об адаптационных возможностях человека, о его биологических, психических ритмах, способностей саморегуляции, гармонии внешней и внутренней среды жизнедеятельности человека.

________

* Кант И. Собрание сочинений. М., 1964. Т. 6. С. 434

В рамках философии здоровья нарабатывается опыт синтеза естественнонаучных социальных и гуманитарных знаний о здоровье. Согласно научной традиции в понятие здоровья включаются телесное здоровье (физические здоровье как синоним телесного здоровья, хотя это понятие более узкое, чем телесное), духовное (психическое) здоровье, социальное здоровье. Большой интерес для современной философии здоровья представляет гуманистическая социология XX в.

В трудах Э. Дюркгейма*разрабатывается идея социального здоровья, которое включает, по мнению учёного, индивидуальное, коллективное и общественное здоровье, основанные на способности человека или группы и адаптации к условиям среды. Умение использовать адаптационные силы – непременное условие долголетия. Здоровье он рассматривает как важнейший фактор развития личности, в возрастном, социальном плане, во взаимодействии с природой. Большое значение в формировании здоровых индивидов и поколений он придавал воспитанию. Конкретно-социологический подход к феномену здоровья человека осуществляет М. Вебер в рамках своей более широкой концепции социального действия, в контексте которой выделяются основные, на его взгляд, здоровье сберегающие действия – чёткая постановка цели (целенаправленность), осознанные ориентации на духовные ценности (смысл жизни), организация здорового образа жизни.

Идея Вебера о взаимосвязи здоровья и социального статуса личности весьма продуктивна в современных гендерных исследованиях. Могут стать основой серьёзных социологических и социально-психологических исследований идеи Парсонса о социализации личности в рамках молодёжных субкультур, существенно влияющих на отношение молодых к здоровью, особенно «закрытых» субкультур, игнорирующих здоровье человека.

Особо актуальны эти идеи применительно к исследованию молодёжных субкультур в современной России, светских и религиозных, нередко тоталитарных, построенных на стратегиях нивелирования личности, ограничении индивидуальных духовных и физических потребностей человека, с использованием социально неприемлемых методов «обработки» сознания человека.

Как видим, традиционные области науки сфокусированы на изучении отдельных компонентов сложной системы – человек, здоровье человека. Для интеграции знаний о человеке более эффективен системный подход, который постепенно, поэтапно реализуется в современных науках о человеке, междисциплинарных исследованиях и др.); в системных исследованиях разветвленных областей наук (системная биология), сосредоточенных на интеграции знаний о функциях и динамике системы в целом.

__________

* См. Западноевропейская социология XX – начала XXI века (Ред.В.И. Добреньков. М., 1996. С. 491

В системных исследованиях человеческого организма, его здоровья широкое распространение получает компьютерное моделирование, которое строит модели пока отдельных подсистем, чтоб позднее стало возможным создание целостной модели, например, генома человека (расшифрован геном человека в 2001 году). Изучение геномов вирусов человека открыло путь для создания противовирусных препаратов, что в свою очередь способствует решению проблемы социального здоровья – инфекционной безопасности населения.

О конечной цели системных исследований в области системной биологии точный ответ ведущего специалиста звучит так: «Я хочу сделать так, чтобы все люди были здоровыми, поняв, почему они больны»*.

Давно замечено, что гармонию тела и духа разрушают стрессовые ситуации. Здоровью людей в первом десятилетии XXI века угрожало множество стрессов, связанных с обилием катастроф, военных конфликтов, террористических актов, которые заставляют работать медицину, здравоохранение, МЧС в режиме повышенной сложности. Учёные определяют стресс как общую (и тела, и духа), неспецифическую реакцию человеческого организма. Г. Селье установил, что определённый уровень стресса полезен для организма (эутостресс), но уровень стрессового воздействия, превышающий оптимальный, приводит к расстройствам (дистресс). Часто это дисбаланс внутренней среды организма, психические расстройства, заболевания внутренних органов и т.п.

Значительную роль в разрушении гармонии духа и тела в постиндустриальном обществе имеет воздействие информации на человека. Например, специфически препарированная информация становится инструментом манипуляции массовым сознанием из корыстных побуждений заказчиков СМИ. Это и сенсорная информация, воспринимаемая органами чувств, которая может чрезмерно возбуждать или угнетать психику (музыка, вид кровавых зрелищ, картинки бандитских разборок, убийства, насилие и др.), это вербальная информация, обрабатываемая логически, это структурная информация, поступающая с пищей, напитками, вдыхаемым воздухом. В медицину введён концепт «информационный стресс, информационный невроз». Лечением информационных неврозов занимается психотерапевтическая психология**.

Из сказанного следует вывод о необходимости усилия государственного и общественного контроля за СМИ, учреждениями досуга, развлечений, с целью соблюдения подконтрольными общественности учреждениями правил и норм безопасности, охраны здоровья человека.

Кроме катастрофических обстоятельств потерь жизни и здоровья в последнее десятилетие разрушается здоровье людей из-за неблагоприятного воздействия агрессивной среды (загрязнения воды, воздуха, повышенная

радиация, вредные продукты питания), что снижает качество жизни и здоровье настоящих и будущих поколений людей.

__________

*Наука и культура. Избранные лекции. М. 2009. С. 21

** См. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. – М. 2003. С.98.

Автоматизация производства снижает долю физического труда, увеличивает число стрессовых ситуаций, влекущих к затяжному психическому напряжению работников. Усиливают стресс страх безработицы, нехватка средств существования, сокращение возможностей качественного отдыха для значительного числа трудящихся нашей страны.

Для сохранения гармонии тела и духа, которое повседневно можно испытывать как ощущение здоровья, т.е. хорошего самочувствия, удовлетворенности жизнью, собственным здоровьем, необходимо осознавать, контролировать и корректировать адаптационные силы человека (адаптацию к внешней среде, обществу и т.д.).

В обыденной жизни процесс приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды можно контролировать с помощью самонаблюдения, внимания к состоянию собственного здоровья, заботой о нём. Медицина пользуется профессиональными методами исследования адаптации человека к новым условиям и отслеживания гомеостаза – способности к постоянству внутренней среды организма и его адекватного поведения.

Поэтому, не случаен естественнонаучный подход к определению здоровья как к непрерывному процессу адаптации к социальной и внешней среде*. Дополнением к этому определению является понимание здоровья как способности поддерживать гомеостаз организма**. Как показывает анализ, этот подход является фундаментальной теоретической основой валеологии, которая использует методики поддержания здоровья, наработанные в медицине, физиологии, системной биологии, технике лечебной физкультуры.

Данный подход необходим, но недостаточен, т.к. человек и его здоровье более сложная система, открыто взаимодействующая и с природными, и с социальными факторами внешней среды.

Поэтому в достижении гармонии духа тела важно исследование социальных параметров здоровья, зависимых от уровня и качества жизни, образования, культуры, медицинского обслуживания, экологических условий, морально – психологического состояния общества и ближайшего окружения. В сегодняшнем кризисном состоянии общества трудно сохранить гармонию, устойчивость, равновесие в конфликтной среде обитания, угрожающей здоровью везде – дома, на работе, в метро… Государство, общество заботится о здоровье по разному в меру его сознательного отношения к человеку – главному богатству общества. Государство управляет здоровьем посредством финансирования оздоровительных программ, конкретными мероприятиями по оздоровлению населения (диспансеризация, медицинское обследование за государственный счёт, дома отдыха, санаторное лечение, туризм, программы развития физкультуры и спорта, медицинское страхование, социальная защита и др.). Реализация этих

___________

* См. Наука и культура. Избр. лекции. 2009

** Брехман. Валеология – наука о здоровье. М., 1996

 

возможностей в оптимальном варианте затруднена, как известно, препонами

бюрократии и коррупции, отсутствием необходимых средств. В целях сбережения здоровья граждан государство предпринимает меры противодействия факторам, снижающим здоровье людей. Признавая значительную роль государства и общества в сохранении здоровья граждан, следует подчеркнуть, что сам человек ответственен за своё здоровье и является его субъектом. Приведенные здесь примеры из истории философии и огромное число примеров из истории общества и современности убеждают в том, что человек может творить своё здоровье сам, осуществляя повседневную заботу о нём, считая здоровье важнейшей составляющей своего жизненного пути и предназначения. Каждый человек имеет индивидуальный подход к сбережению, укреплению собственного здоровья, если он подходит к самоосуществлению в жизни сознательно. Но множество фактов говорит об обратном – о недопустимом, бездумном разрушении человеком здоровья алкоголем, перееданием, наркотиками и другими вредными привычками. Философия здоровья акцентирует внимание на идее гармонии тела и духа, опираясь на историко-философский и научный опыт, подчеркивая главное на сегодняшний день – индивидуальный опыт человека в сбережении собственного здоровья, на необходимость для каждого человека осваивать накопленный научный, житейский философский опыт здоровья и здорового образа жизни. Только сам человек в условиях своего бытия может примерить на себя познанный опыт и выбрать из него самое полезное для собственного здоровья – построить здоровый образ жизни, включить в него индивидуальную программу саморазвития, здоровья, обеспечивающего творчески полноценную и долгую жизнь.

Сегодня здоровье – самая приоритетная индивидуальная, социальная ценность, неотъемлемая составляющая системы национальных ценностей. Поэтому здоровье сегодня - действенная часть культуры, эффективность которой зависит от осознания ценности здоровья, практического поведения человека в рамках здорового образа жизни. Здоровье – наиважнейшая сущностная сила человека.

Выходя из социального кризиса, уместно возродить идеи русских философов, педагогов, психологов, учёных-естествоиспытателей о здоровье, гармонии духа и тела необходимой для развития человека и общества. (Л.С. Выготского, П.В. Лесгафта, И.П. Павлова, В.И. Вернадского, Н.А. Амосова и др.), применение их идей в практике оздоровления россиян в индивидуальном и социальном порядке. Игнорирование здоровья как фундаментальной ценности социально опасно для настоящего и будущего общества.

Таким образом, современная концепция здоровья имеет прочный фундамент историко-философского, естественно-научного, гуманитарного, практического подходов в их единстве для своего дальнейшего теоретического развития и практического воплощения.

В современной философии здоровья чрезвычайно актуализировалась проблема духовного здоровья (психического, нравственного, психологического).

Духовное здоровье – термин используется философией для обозначения психической адекватности человека, осознающего нормы и правила социальной жизни, умеющего приобщиться к ценностям культуры, ощущающего свою укорененность в общественном и природном мире, обладающим чувством долга и ответственности перед отечеством, семьёй, самим собой, стремящегося к личным достижениям и личной свободе.

Это представление вырабатывалось на основе психолого-философского подхода, который исходил из антропологического принципа исследования внутреннего мира человека. В рамках этого подхода можно выделить социоцентрическую ориентацию (человек – существо социальное. (К.Маркс, Э. Фромм, В. Франкл) и персоналистскую, персоноцентрическую (Н. Бердяев, А. Маслоу и др.).

Согласно первой позиции – человек становится таковым через труд, обретение сознания, социализацию путем длительной эволюции. Психологическое здоровье во многом зависит от социальных факторов. Вторая позиция акцентирует внимание на внутренних силах человека, его потребностях в позитивной самоактуализации – доброте, солидарности, направляющих его к духовному росту, здоровью. Психическое здоровье является результатом обретения самого себя. Однако обе позиции не противоречат друг другу и в совокупности представляют образ духовно здорового человека, способного жить в обществе, раскрывать свою человеческую сущность*.

Непреходящее значение в обеспечении психологического здоровья имеет психологическая грамотность родителей, в воспитательной практике которых должны реализовываться установки на гармоническое физическое и духовное развитие детей, на формирование установки на базовые ценности, на развитие индивидуальных способностей и потребностей. Ещё более значима в этом плане система образования, которая должна вносить модель психологического здоровья развивающейся личности и поэтапно её реализовывать, опираясь на источниковые базы педагогики, психологии, философии. В литературе соотнесены описательные модели психологического здоровья и целей образования**. Имеющиеся наработки необходимо скорректировать с учётом сложной современной социально-психологической ситуации в стране (в мире). В современной системе высшего образования какие характеристики личности мы должны зафиксировать в модели психического здоровья в образе целостной личности будущего специалиста? В известных источниках выделена жизнеспособность. Кто способен жить? – Кто любит и ценит жизнь, кто

_________

* Никифоров Г. Психология здоровья. Спб. 2002

Васильева О.С., Филатов В.Р. Психологя здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия. 2001

**Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья. //Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 31-32.

 

умеет адаптироваться к новым условиям, выдержать трудности, заботиться о своём здоровье. Кто может воспитать, обучить жизнестойкости?

Квалифицированный специалист, подготовленный психологически, педагогически и с соответствующей профилю вуза профессиональной компетенцией.

Какие способности личности надо развивать применительно к динамическому современному социуму? – самостоятельность, креативность, инициативность, реалистичность мышления, творческое воображение, умение выделить главное в жизни, в профессиональной деятельности, установку на созидание.

Какие духовные качества способствуют успешной социализации и самореализации личности? – самокритичность, самоидентичность, уверенность в себе, самопознание, самосовершенствование, ориентация на базовые ценности, интуиция, умение слушать и изучать свой организм.

Кто может практически ответить на этот вопрос в педагогическом процессе? Педагог философствующий, педагогически, социологически, психологически ориентированный на развитие личности путём синтеза современных методов образования и воспитания. Цель образования – формирование целостной личности. В процессе обучения продвигается личность к своей укорененности в бытии, к со – бытийности, к уважению жизни, к своему единению с миром, с людьми, с природой, к радости бытия, проявляющейся в уважении к людям, к профессии, к семье, семейным ценностям, в чувстве долга и ответственности, нравственной крепости, в активном неприятии негативных сторон бытия, к устойчивости к чуждым и вредным для здоровья влияниям, в освоении возможности проектирования будущего, самопроектирования своего жизненного мира. Такова по нашему мнению, в самом общем виде антропоцентрическая, философская позиция духовного здоровья, которая может развиваться, дополняться, конкретизироваться различными гуманитарными подходами.

Главное в духовном (психологическом) здоровье – достижение нормальной, адекватной субъективной реальности, прежде всего, индивидуального сознания конкретного человека в соответствующем возрасте, социальном и профессиональном статусе, полнота духовной жизни, гармония человека с миром и самим собой.

Необходимо знать, что угрожает психологическому здоровью и уметь нейтрализовать или убрать, преодолеть факторы нездоровья – благоустроить внешние условия, избегать стрессов, конфликтов, а если они произошли – грамотно из них выходить; не допускать гипертрофированной зависимости от других людей, но и не преувеличивать свою обособленность. Первое ограничивает свободу личности, второе – обрекает на одиночество. Жизненный опыт и здравый смысл ориентируют на соблюдение меры взаимоотношений с людьми. Учиться всю жизнь, ибо образование открывает знания оптимального духовного здоровья.

Не бояться обращений к профессиональным психологам, неврологам, психотерапевтам в случае затруднений психологического характера, убрать из личного обихода этот отрицательный стереотип обыденного сознания россиян, который «застрял» в российском менталитете в силу неразвитости психологической культуры общества и репрессивного наследия тоталитарной политической системы по отношению к человеку, в частности, гуманитарным наукам и личностным проблемам бытия.

 

Основные категории

Здоровье, гармония, человек, организм, медицина, народная медицина, образ жизни, здоровый образ жизни, диета, самосовершенствование, система, системные исследования, адаптация, гомеостаз.

 

Вопросы для повторения

1. Дайте характеристику основных этапов эволюции представлений о здоровье человека в истории философской мысли.

2. В чем заключается практическое значение системных исследований науки в XXI веке в решении проблемы укрепления здоровья человека?

3. Что нового внесла наука XXI века в философский образ гармоничного человека (гармонии тела и духа)?

4. Каково содержание принципа гармонии духа и тела и его естественно – научных аналогов – адаптации, гомеостаза?

5. Раскройте смысл тезисов: «Человек – субъект здоровья»; «Здоровье – стратегическая задача жизни каждого человека».

6. Приведите примеры биографий философов – долгожителей, которые знали, как сохранить здоровье и умели это делать последовательно, практически всю жизнь.

7. Что бы вы взяли в свой личный опыт укрепления здоровья своего и своих близких?

Литература

1. Брехман И. Валеология. М., 1996.

2. Кукьян В.Н., Резник О.А. Философия здоровья. Пермь. 2005.

3. Наука и культура. Избранные лекции. М., 2009.

4. Никифоров Т. Психология здоровья. СПб. 2002.

5. Энциклопедия массажа. М., изд-во АСТ-ЛТД, 1997.

6. Серова И.А. Философия здоровья. Пермь, 2004.; Вкус меры. Очерки философии здоровья. М., 2007.

 

 

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2771. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия