Студопедия — Природа и сущность человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Природа и сущность человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность






На все унижения и вульгаризации, которые испытывала в ХХ веке философия под агрессивным давлением политики и идеологии тоталитарных режимов, а также возгордившейся своими великими достижениями науки, самой здоровой реакцией был ее возврат к коренным философским проблемам – бытия, истины и человека. Современное истолкование бытия и истины мы представляем, теперь очередь самой заветной для философии – проблемы человека. Знаменательно, радостно и оптимистично воспринимается то обстоятельство, что на все преступления и злодеяния против человека и человечности философия отвечала мощным всплеском творческой активности в защиту человека, и самым значительным результатом его было появление целого направления – философской антропологии. У философской антропологии есть три разновидности: биологическая (М. Шелер, А. Гелен и другие), культурологическая (Э. Ротхакер, М. Ландлян и другие) и религиозная (Э.Тейяр де Шарден, Штерн и другие). Сами названия разновидностей говорят нам о своеобразии подхода к человеку каждой из них. И вне всякого сомнения, каждый подход к исследованию человека правомерен, имеет объективные основания в самом человеке. Внимая призыву Фалеса «познай самого себя», современная философия, религия, наука и культурология раскрывают чрезвычайную сложность и многогранность проблемы человека. Для нашего курса необходимым и достаточным будет посмотреть, как выглядят основные грани проблемы человека в начале XXI века.

Сначала надо выяснить, что разумеется под «природой» и «сущностью» человека. В советские времена различие между природой человека и сущностью человека объясняется просто: природа человека – это природное (телесное, физиологическое) в человеке, а сущность человека социальна, доказал Маркс. В 90-х годах ХХ века многие, даже апологеты марксизма-ленинизма (эти в первую очередь), «прозрели» и Маркс был уличен в вульгарном социологизме. Наступила пора плюрализма, который при низкой философской культуре усугубил сумятицу в умах. Чтобы представить современное состояние проблемы, возьмем концепцию человека, разрабатываемую на философском факультете МГУ, - снова обратимся к знакомому нам словарю, где читаем: «Понятие «природа человека» выражает ту ситуацию, в которой находится изначально каждый человек; это его «стартовые условия», противоречивое единство материального и духовного, природного и социального… оно характеризует человека с точки зрения «сущего». Сущность человека – это результат свободного выбора из двух возможностей, предоставленных индивиду его собственным существованием, его «природой»… Сущность человека – это путь творчества, самопожертвования, свободы. Сущность человека никогда не совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Сущность человека – это понятие из мира должного» (Краткий философский словарь». Изд. 2-е. М.2004. с.442). Концепция производит противоречивое впечатление: интересна мысль о природе человека как единстве природного и социального, но сущность человека трактуется то как результат «свободного выбора» (непонятно только: выбрал, скажем, духовную сторону своей природы, а куда девать материальную, телесную), то трактуется как нечто парящее над индивидуальным существованием, и выходит, что на земле еще ни одного человека, по существу, не было. Конечно в представлениях о сущности человека момент должного всегда присутствует, но по основному своему смыслу сущность есть характеристика действительного, что в свое время доказал еще Аристотель, споря Платоном.

Одно ясно – много неясного, и в подобных случаях по традиции русской философской культуры надо посмотреть, что подсказывает наш великий язык. Природа человека[2] – это то, что прирожденно человеку природой и обществом; это отпущенный человеку запас жизненных сил, естество каждого человека, которое сохраняется в человеке и дает о себе знать даже при самой высокой культуре, оно всегда чувствуется и избирательно ценится нами в других людях и в нас самих. Одним из важнейших свидетельств природы человека является индивидуальная половая любовь с ее тайнами и причудами.

Через всю природу человек связан со всеобщей природой, космосом, и подробности таких связей начинают все больше при открываться людям, правда, пока больше негативным образом из-за экологических проблем. Через свою природу человек связан также с историей рода человеческого, титанической работой естественного и социального отбора, в результате которой сформировалась особая телесная организация и закрепленные в ней способности и задатки, свойственные только человеку. Природа каждого человека индивидуальна и вместе с тем несет в себе родовые черты человека.

Очевидная особенность природы человека – ее изменчивость, пластичность, что приносит людям яркие радости и большие печали. Другая особенность, не менее очевидная, - это конечность индивидуальной, а теперь, возможно, и родовой человеческой природы. Человеческий организм биологически рассчитан на 150 лет жизни, но даже в самых благополучных странах средняя продолжительность человеческой жизни немного превышает лишь половину этого срока, и нет более убедительной оценки современно цивилизации с точки зрения человеческой природы.

Обратимся теперь к сущности человека. В отличие от природы человека его сущность характеризует устойчивость человеческого в человеке – это то, что при всех изменениях его природы позволяет ему оставаться человеком. Вместе с тем сущность человека задает меру изменений его природы в рамках человечности (известно, что у Гегеля категории «сущность» и «мера» соседствуют). Какова содержательная характеристика сущности человека? – Романтический взгляд на нее нынешнего поколения философов МГУ не убеждает. Разве негативные проявления человека к его сущности отношения не имеют? Тогда откуда они, от лукавого? Нельзя забывать гениальный гегелевский завет: сущность всегда противоречива! Но что она такое для человека?

После анализа понятия общества, надеюсь, никого из читателей не удивит мое намерение показать, что в содержательной характеристике сущности человека достойное место должна занять идея К. Маркса, высказанная им в знаменитом 6-ом тезисе о Фейербахе: «… Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Итак, мы утверждаем, что мысль Маркса о сущности человека не получила до сих пор адекватной интерпретации в марксистской литературе, и намерены восполнить этот существенный и досадный пробел. Внимание читателей должно стать особенно пристальным и придирчивым, чтобы каждый шаг моих рассуждений проверялся самым тщательным образом.

Сначала Маркс говорит о том, чем сущность человека не является. «Абстракт, присущий отдельному человеку» - это любой внешний признак, который мы выделяем в отдельном человеке. Таким образом мы можем выяснить, чем данный человек отличается от всех других людей, т.е. его особенности, но не его сущность. Даже когда мы сталкиваемся с внешними признаками, которые есть у всех людей и только у людей, - и это еще не сущность. Так, только у людей есть мягкая мочка уха, но смешно через этот признак определять человека. Получится, как когда-то у Платона: «человек – это животное на двух ногах и без перьев»…

Сущность непосредственно чувствами не фиксируется, ибо она есть нечто общее, присущее всем состояниям данного предмета и всем предметам данного рода, - и такое общее может быть открыто только мышлением, только в мысли быть выраженным как смысл всего человеческого. Понятно, что сущность человека должна быть неизбежно противоречивой, ибо она присуща всему роду человеческому, есть нечто общее, роднящее всех людей, и вместе с тем она индивидуальна, у каждого человека она своя. Как же это возможно? – Маркс отвечает: сущность человека существует в своей действительности, т.е. не в воображении человека, а в реальной деятельности, взаимодействии людей, где человек должен проявить свою человеческую сущность, значит найти общий язык, подобное у себя и других людей возможность сотрудничества с ними, но при этом сохранить свою индивидуальность. Мы вспоминаем: смысл (то, что приходит с мыслью), необходимость взаимного уподобления и сотрудничества – все это признаки отношений! Конечно же, человеческая сущность может проявлять себя, реализоваться адекватно только в отношениях с другими людьми и ко всему существующему (в том числе и к явлениям природы и «братьям нашим меньшим»).

И, наконец, самое главное: только человек может относиться ко всему и вступать в отношения с другими людьми, потому что сам он в своей сущности есть совокупность всех общественных отношений. Какие общественные отношения нам уже известны? Нам известны общественные отношения, которые вместе с общественными связями образуют общество. Воздействуют ли эти отношения на процесс формирования человека? Конечно, еще со времен эпохи Просвещения известно, что человек формируется под воздействием общественной среды и воспитания. Мы можем теперь конкретизировать понятие общественной среды: общественные отношения имеют внешнюю и внутреннюю стороны. С внешней стороны это отношения между людьми по поводу условий и результатов человеческой деятельности (орудий и средств производства, природных ресурсов, материальных и духовных ценностей). Здесь основополагающим принципом является собственность, в зависимости от которой складывалась социально-классовая структура общества, от положения в которой очень многое зависит в жизни людей.

С внутренней стороны общественные отношения представляют собой условия и формы индивидуальной жизнедеятельности людей, т.е. с этой стороны общественные отношения наполняются человеческим содержанием. Здесь есть ряд условий: 1) общечеловеческий как условия совместной жизни и деятельности людей, гарантии жизни и позитивной деятельности каждого индивида – то, что издавна называлось элементарными правилами и задачами человеческого общежития; 2) этно – национальный уровень; 3) уровень малых групп (семья, возрастные, профессиональные и другие группы); 4) уровень межличностных отношений, круг общения индивида. Веривший в поступательный ход истории Маркс утверждал, что общественная история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, и смысла истории в том, чтобы общество стало человечным, а человек, наконец, - общественным существом. Сталинская концепция общественных отношений была обречена на провал, так как она игнорировала специфику общественных отношений, их отличие от общественных связях и человеческое наполнение их. Не для людей строилось «новое общество», а для счастья будущих поколений, и стоило Н.С. Хрущеву обещать, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме как тем самым был подписан смертный приговор всей ленинско-сталинской идеологии.

А теперь, когда мы учли внешнюю и внутреннюю стороны общественных отношений, все ли отношения известны нам, чтобы раскрыть сущность человека? Обычно на этом ставят точку и рассматривают как под воздействием среды и воспитании формируется человек. Процесс этот принято называть социализацией, только по новейшим представлениям она двойственна, ибо создает предпосылки для включения лица в круг межсубъективных отношений и одновременно для выключения себя из этого круга. В первом случае имеет место аккультурация, а во втором – индивидуация (собственная стратегия участия, вменяемость, неподопечность). И все это в рамках социализации. Хорошо, согласимся (хотя социологизация личности человека, пусть не вульгарная, но все же здесь есть). Но откуда берется индивидуация? – ясного ответа нет.

Но Маркс и не ставил точку на общественных отношениях, из которых вместе с общественными связями строится общество. Ведь общество и человек – «две большие разницы». Да, человек – общественное по своей природе существо, в нем многогранно запечатлевается общество, но кроме этого есть в нем еще и природное, индивидуальное. А что это такое? Откуда оно?

Оказывается, мы пока выделили еще не все отношения, необходимо свойственные человеку. Ведь отношения, о которых до сих пор шла у нас речь, являются внешними к человеку: они существуют и закрепляются в предметном мире культуры, в обычаях, традициях, правилах, юридических нормах и законах. Конечно же, социализация, приобщение к социальному опыту и ценностям культуры абсолютно необходима. Но нормальный, живой, интересный человек, а не ходячая схема социальных добродетелей, возникает и развивается в каждом из нас, когда умная и гуманная социализация дополняется процессом индивидуализации человека, в котором в полный голос заявляет о себе сам человек, порой вопреки всем обстоятельствам и воспитательным воздействиям. Вспомните наш разговор о процессе формирования человеческого сознания у ребенка – разговор, на который нас вдохновил Корней Иванович Чуковский. Вот когда начинается индивидуализация человека – с самого начала! И надо признать за норму, если наряду с социализацией у человека идет всю жизнь процесс индивидуализации, вплоть до глубокой старости. В этом противоречивом процессе – жизнь человеческой души. А односторонняя социализация без индивидуализации – испытанный и верный путь к гербарию человеческих душ.

Человек – самое широкое, объемное понятие, отличающее нас от всех живых существ. Иван Тимофеевич Фролов, лидер разработки человеческой проблематики в нашей стране, дал такое определение: «Человек – субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием». (И.Т. Фролов. Перспективы человека. М. 1983. с.32). Полезно знать его, ибо в нем собраны основные выводы научного исследования проблемы человека.

Индивид (так Цицерон перевел греческое слово «атом» на латинский язык) – отдельный представитель рода человеческого, каждый человек как нечто неповторимое. Мы рождаемся индивидами и становимся индивидуальностями в той мере, в какой осознаем свои задатки, способности, таланты и реализуем их в своей жизни и деятельности. При яркой одаренности и благоприятных условиях это может происходить в раннем возрасте, но может и позднее, в зрелом и даже преклонном возрасте, поэтому от поисков своей индивидуальности никогда не следует отказываться.

Когда же индивидуальные, социально-значимые качества человека не только осознаются, но и утверждаются им в общественной жизни, и человек становится субъектом, активным деятелем в своей личной и общественной жизни, он становится личностью. Основные личностные качества: 1) что и как человек умеет делать (человек как субъект деятельности); 2) гражданские качества человека (человек как субъект общественных отношений); 3) нравственные качества человека (человек как субъект общения); 4) интеллектуальные качества человека (человек как субъект познания); 5) способность создавать новое (творческие качества человека). Очень важно понимать, что личность – не обязательно положительная характеристика человека, ведь личностные качества могут быть представлены в разной степени и с разным знаком. В зависимости от того, какое личностное качество доминирует в человеке, различают типы личностей: деловая, гражданственная (общественно-политически активная) высоко нравственная (одухотворенная) личность, интеллектуал, яркая творческая личность. Выдающиеся личности (как положительно социальные, так и асоциальные) отличаются: 1) яркой одаренностью, талантом; 2) одержимостью, беспредельной преданностью делу и 3) харизматичностью (харизма с греч. – божий дар) - способностью влиять на людей, увлекать и вдохновлять их, внушать им устремления, надежду и веру. Встреча и общение с такой личностью – ярчайшее впечатление, незабываемое, оно может быть и потрясающе радостным и ужасным.

Человек, индивид, индивидуальность и личность это последовательные ступени индивидуализации, процесса совершенно естественного и необходимого для живой человеческой души. Индивидуализацию можно определить как деятельную реализацию индивидуальных задатков, способностей и талантов человека. Многие задатки и способности имеют определенную телесную, физиологическую основу (физическая сила, выносливость, цветовое зрение, музыкальный слух, красивый голос т.п.) Вот оно природное в человеке, которое не сводится к общественно заданному, но дополняет его и обогащает жизнь человека и общества. Но это не все и не самое главное. Маркс особо выделял три специфические способности человека, которые связаны с его телесной организацией – способности к труду, общению и мышлению. Здесь не физиология, а именно телесная организация человека, у каждого индивидуальная, несет в себе бесконечно разнообразные варианты этих способностей. Наличие таких способностей к труду, общению и мышлению, связанных с телесной организацией человека – очевидный факт, но достаточно полного и убедительного объяснения этот факта пока нет. Думается, можно в порядке гипотезы предположить, что этот факт (связь между телесной организацией и важнейшими специфическими способностями человека) объясняется фундаментальным единством природного и социального, которое появляется как необходимое и решающее условие происхождения человека. Тело человека становится носителем, выразителем специфических отношений человека к миру и к другим людям – труда, мышление и общения, т.е. фундаментальных основ человеческого бытия.

Мы приходим к выводу, для которого Маркс дает все основания, что кроме внешних человеку общественных отношений, общих для людей определенного общества определенной исторической эпохи, есть еще закодированные в телесной организации каждого человека специфические общественные отношения, реализация которых делает человека индивидуальностью. Сущность каждого человека есть совокупность общих для всех людей внешний и специфичных для каждого человека внутренних общественных отношений, т.е. действительно, всех общественных отношений.

Жизнь человека по существу своему есть соединение его деятельностью всех этих отношений, внешних человеку и присущих ему внутренне. Другими словами, это противоречивый процесс реализации общественной природы человека и его индивидуальности, социализации и индивидуализации. От того, как осознается в смысложизненных целях и разрешается это противоречие в индивидуальной деятельной судьбе человека зависит, умирает ли человек в индивиде еще при его жизни или все более утверждается и остается жить после смерти. Быть собой и оставаться человеком при любах обстоятельства, находить пути человеческого единения с другими людьми и вместе с ними изменять обстоятельства, если они мешают человеческому единству и благополучию – таков высший, объективно заданный смысл человеческой жизни. И если при всех исторических, национальных и социально-классовых обстоятельствах он так или иначе сохраняется и осуществляется, то в этом и состоит залог бессмертия общества и человека.

 







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 800. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия