Древняя Русь в IX-XI веках
Влияние геополитических, географических, природно-климатических факторов на формирование Древнерусского государства. Исторические судьбы народов и государств формировались и формируются под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов, которые определяют специфику и особый тип их цивилизационного, общественного и государственного развития. На формирование и развитие Древнерусского государства, будущего российского общества, особое влияние оказали объективные обстоятельства, среди которых особо можно выделить геополитические, географические, природно-климатические и иные факторы. Рассмотрим их влияние, и, прежде всего геополитических факторов, на процесс образования Древнерусского государства, менталитет, хозяйственную и иную деятельность народов, населявших его территорию. Понятие геополитики. Первым, сформулировавшим и употребившим понятие «геополитика» был швед Рудольф Челлен (1864-1922 гг.), давший следующее определение геополитики: «Это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в Пространстве». Согласно еще одной дефиниции, геополитика изучает отношения между пространством (во всех смыслах этого слова) и политикой: какое влияние оказывает пространственный фактор на политику и поведение политических деятелей, как используется пространственный фактор страны государственными деятелями. История российского государства во многом развивалась под влиянием его геополитического положения. Большая часть населения Древней Руси проживала на территории Восточно-Европейской равнины. Эта огромная территория простиралась от Балтийского моря до Уральских гор, от берегов Северного Ледовитого океана до берегов Черного, Азовского и Каспийского морей. Эта территория не прерывалась горными хребтами, которые могли бы стать естественной защитой границы. Равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных границ не позволяли народам, населявших ее, быть защищенными от нашествий, набегов, вторжений, войн. Отсутствие естественных природных рубежей, геополитическая открытость границ древнерусского государства, делали ее территорию местом постоянных миграций народов Европы и Азии. Азиатские кочевники через огромные ворота между южными отрогами Уральского хребта и берегом Каспийского моря в течение многих веков прорывались на Восточно-Европейскую равнину и на долгий срок занимали эту территорию. Почти непрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых народов: гунны в IV-V вв., которых сменили авары. С конца VII в. по южнорусским степям стала распространяться новая азиатская орда – хазары, с Х в. – печенеги, половцы и, наконец с ХIII в. – монголо-татары. На протяжении многих веков «Азия не перестает высылать хищные орды, которые хотят жить за счет оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнего одним из главных явлений будет постоянная борьба со степными варварами», – писал С.М. Соловьев. Все эти азиатские орды подвергали русские земли опустошительным нашествиям и вынуждали русский народ истощать свои силы в тяжелой непрерывной борьбе. «Эта борьба со степным кочевником, – отмечал В.О. Ключевский, – самое тяжелое историческое воспоминание русского народа…это такое обстоятельство, которое может покрыть не один европейский недочет в русской исторической жизни». Геополитическое положение страны обуславливало постоянную опасность русским границам и с востока и с запада, приводило к тому, что общество становилось традиционно милитаризованным, т.е. проникнутым военными настроениями. Постоянная угроза вторжений и открытость пограничных рубежей требовали от населяющих Восточно-Европейскую равнину народов колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности, огромных материальных затрат и мобилизации малочисленных людских ресурсов. Это, в свою очередь, обусловило особую роль государства как организующего начала, необходимость сильной централизованной власти, формирование традиций защиты Отечества, повлияло и на особенности системы управления огромными, мало связанными друг с другом территориями, населенными разными народами. Особенностью геополитического и географического положения Древнерусского государства являлась и ее оторванность от морей. Такое положение ставило его в невыгодное положение по сравнению со странами Западной Европы – Францией, Италией, Германией, Англией, Испанией, Голландией и даже Скандинавскими странами. Эта отдаленность русских земель от выгодных морских путей объясняет во многом замедленность развития русских земель по сравнению с передовыми странами Европы. Она стала причиной традиционно слабой их связи с историческими центрами мировой цивилизации. С другой стороны такая отдаленность дает ключ к пониманию того факта, почему наша страна постоянно стремилась выйти из этого закрытого состояния, пробиться к мировым центрам цивилизации, овладеть выгодными торговыми путями. Среди особенностей географического положения будущего Древнерусского государства следует выделить сосредоточенность на его территории равнин, мощных лесных массивов, полноводных рек с многочисленными притоками. Как справедливо заметил историк С. Пушкарев: «Три основные стихии русской природы – лес, река и степь – играли важную роль в жизни народа и оказывали разностороннее влияние на ход русской жизни». На исторической судьбе державы благотворно сказалась, прежде всего, такая особенность ее географии, как наличие развитой речной системы. Реки являлись важнейшими путями сообщения, сближавшими и соединявшими между собой различные регионы. Великий водный путь из «варяг в греки» стал одним из существенных факторов формирования государственности. Леса, реки, степи во многом определяли хозяйственный уклад жизни, занятия и быт людей. На формирование древнерусской цивилизации огромное влияние оказали и природно-климатические условия. Остроумно подмечено, что «среди причин, мешающих счастью и процветанию России, – татаро-монгольское иго, казнокрадство, мировой заговор, отсутствие хороших дорог – климату всегда отводилось далеко не последнее место». (Климат – враг и друг // «Аргументы и факты», 1999, № 48.) Своеобразие природно-климатических условий породили специфику сельскохозяйственного производства. Континентальный климат средних областей страны характеризовался жарким, но сравнительно коротким летом, холодной и суровой зимой. Суровый континентальный климат чрезмерно сокращал период сельскохозяйственных работ. Он занимал всего 125-130 рабочих дней (примерно с апреля по сентябрь). Такие тяжелые климатические условия предопределили специфический уклад жизни российского земледельца. Для того чтобы получить, урожай, крестьянин должен был работать буквально без сна и отдыха. При этом использовались все резервы семьи, даже дети и старики. Женщины полностью были заняты на всех мужских работах. Жители страны издавна, в силу климатических особенностей их мест проживания, были вынуждены интенсивно напрягать силы в недолгий период между севом и жатвой, а в остальное время года их трудовой ритм замедлялся. На эту тесную связь между природно-климатическими условиями и традициями быта и труда одним из первых обратил внимание В.О. Ключевский. «В одном уверен великоросс – что надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем, – писал известный историк. – Это заставляет русского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». Считается также, что суровый климат консервировал и замедлял развитие общественных отношений в России, обрекал на неудачу все евро-ориентированные реформы. Российская география не благоприятствовала и единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом, Это сохраняло архаичные традиции общинной организации деревенской жизни. Крестьянская община, как форма организации совместной хозяйственной жизни и решения отдельных социальных проблем, оказалась настолько живуча, что она не была основательно разрушена даже в годы столыпинской аграрной реформы. Важную роль в формировании политических традиций в нашем Отечестве сыграла поликонфессиональность и полиэтничность народов, населявших бескрайние просторы страны. Это, в свою очередь, определило особенности социально-политической организации общества, а также оказало влияние на формирование национального характера русских людей, их менталитет, что в конечном итоге обусловило уникальную самобытность и синтетичность многонациональной российской культуры. Таким образом, геополитические, географические природно-климатические и иные факторы повлияли на тип хозяйствования, на менталитет и быт народов страны, на ее политическое и социальное устройство, культурное развитие, на темпы протекания важнейших общественных процессов, в целом на процесс образования Древнерусского государства. Предпосылки образования восточнославянской государственности и его особенности. Возникновение государства является закономерным этапом развития человеческого общества. Это не единичный акт мгновенного перемещения общества в иное состояние, а длительный, иногда растягивающийся на десятилетия и даже на целые века процесс. У разных народов он шел разными путями. Формирование государства у славян шло двумя основными путями: 1) В Великой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии – через подчинение одному племенному союзу других союзов; 2) в Сербии, Хорватии, Словении – в пределах одного союза племенных княжеств. Особым путем формировалось Болгарское государство. Здесь произошло объединение славянского союза племенных княжеств с иноэтнической общностью – протобалгарами. Славянские государства, в т.ч. Древняя Русь, возникли в областях, не входивших в зону античной цивилизации (за исключением территории к югу от Дуная, отнятых славянами у Византийской империи). Поэтому феодальные отношения у них в отличие от Западной Европы складывались замедленным путем. Вопрос о происхождении государства у восточных славян является дискуссионным. Высказываются разные точки зрения о причинах его происхождения. Не вступая в дискуссию по данному вопросу, отметим, что образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом разложения родоплеменных отношений и зарождения новых феодальных отношений. Государство возникло из естественного стремления общества к самоорганизации, к упорядочению усложняющихся отношений между людьми. Основными внутренними предпосылками этого процесса явились: 1) распад родовой общины; 2) повсеместное распространение территориальной общины; 3) наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда; 4) выделение из общины имущественной верхушки; 5) концентрация всей полноты власти в руках военно-феодальной знати; 6) необходимость суда и войск. К внешнеполитическим причинам образования государства следует отнести в первую очередь необходимость защиты древнерусских земель от воинственных соседей, обезопасить торговые пути, а также стремление к взаимодействию с другими развитыми цивилизациями. Центрами формирующейся восточнославянской государственности стали два города – Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен – южную и северную. В первую из них вошли поляне, северяне, вятичи, во вторую – ильменские словене, кривичи и ряд неславянских племен. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп в единое Древнерусское государство. Образование Древнерусского государства летописец связывал с деятельностью варяжских князей. Согласно «Повести временных лет» в 862 г. варяжский князь Рюрик (862-879 гг.) и его два брата Синеус и Трувор были призваны на Русь новгородцами, положив начало новой княжеской династии – династии Рюриковичей. Вот как об этом рассказывается в летописи: «В год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведами, а иные норманы и англы – вот так и эти прозывались. Сказали русь, чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске». А вот что о призвании варягов рассказывал А. Толстой в «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева»: «И стали все под стягом, И молвят: «Как нам быть? Давай пошлем к варягам: Пускай придут княжить». И вот пришли три брата, Варяги средних лет, Глядят – земля богата, Порядка ж вовсе нет». Рассказ летописца о начале Руси В.О. Ключевский назвал «схематической притчей о происхождении русского государства, приспособленной к пониманию детей младшего возраста». Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманской теории. Ее создателями считаются немецкие историки З. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, работавшие в середине и во второй половине XVIII в. в Петербургской Академии наук. На основе приведенного выше летописного рассказа немецкие историки пришли к выводу о том, что славяне были диким, необразованным народом, неспособным создать свою государственность. «Русское государство создали норманы, путем завоевания ими славян», – утверждали немецкие историки. В годы бироновщины (30-е гг. XVIII в.) 3. Байером и позднее Г. Миллером была выдвинута гипотеза, что под варягами следует разуметь скандинавов, а под варягами-русью – шведов. Так родилась «норманская теория», имеющая многих приверженцев и в современной литературе – исторической, лингвистической, археологической. Норманнская теория получила широкое распространение при преемниках Петра I, когда приглашение иностранцев на службу стало не исключением, а правилом. Позже норманская теория также не вызывала особых возражений. Без особых возражений концепцию о варягах, как создателях русского государства, принимал Н.М. Карамзин. Не вызывала возражений норманская версия и у крупнейших российских историков – С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.Н. Погодина. Не волновала эта проблема и советских историков вплоть до 30-х гг. ХХ в. Однако после прихода к власти нацистов в Германии, в обстановке нараставшей военной угрозы, генеральной линией советских историков на долгие годы стал воинствующий антинорманизм. Сегодня есть основания говорить, что этот период остался в прошлом. Откровенная тенденциозность создателей норманской теории 3. Байера, Г. Миллера и А. Шлецера вызвала резкую отповедь М.В. Ломоносова, доказывавшего, что варяги-русь – выходцы с южного и восточного берегов Балтики, принадлежавшие к славянскому языку. Современные исследователи убеждены, что нельзя преувеличивать роль варяжского элемента в создании Древнерусского государства, точно также как и нельзя недооценивать эту роль. Появление варяжских дружин, очевидно, ускорило процесс образования Древнерусского государства. Они явились необходимым консолидирующим элементом и на первом этапе составляли опору военной власти великого князя. Норманны добивались прочного подчинения славянских земель, там, где им удавалось привлечь на свою сторону местную знать. Но их насилия наталкивались на жесткое сопротивление. Но главные причины создания Древнерусского государства коренятся в длительной эволюции восточнославянских и других племен, постепенном совершенствовании их хозяйственных и социальных структур. Историк А.Н. Насонов справедливо отмечал: «Территория Древнерусского государства складывается в результате внутреннего процесса (с развитием нового способа производства и с распадом родоплеменных связей) на развалинах родоплеменных объединений». Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь» или «Русская земля». Откуда же возникло это название? Происхождение названия «Русь» является одним из дискуссионных вопросов в исторической науке. Существует несколько гипотез происхождения слова «Русь». Автором первой гипотезы являлся Нестор. Летописец жил в Киеве, отождествлял себя с потомками издавна проживавшего здесь племени полян, которых и считал собственно «русью». Он пересказал предания о том, как теснимые волохами славяне, и в их числе поляне-русь, покинули Норик – римскую провинцию, расположенную между верховьями Дравы и Дунаем по соседству с Паннонией (нынешняя Западная Венгрия). Славяне разошлись по разным землям и обосновались на новых местах. Поляне-русь при этом заняли лесостепную область в Среднем Поднепровье. Когда это было, летописец не знал. Вторая версия родилась в Новгороде. Новгородский летописец настаивал на том, что русь Древнерусского государства – это варяги и сами новгородцы происходят «от рода варяжска». Приходят варяги-русь с Варяжского (Балтийского) моря сначала в северо-западные земли и лишь потом спускаются к Среднему Поднепровью. И первым князем «русским» был вовсе не Кий, как уверял киевский летописец, а Рюрик, которому определены и годы правления: 862-879. Словом, «русью» назывались пришедшие к славянам варяги. Постепенно слово «Русь» вытеснило все местные племенные названия. С обоснованием варяжских князей и их дружины в Киеве название «Русь» было распространено на подвластную им территорию. Интересно замечание, сделанное историком-эмигрантом Н.И. Ульяновым: «Подобно варяжской проблеме, вопрос о значении и происхождении слова «Русь» принадлежит к числу неразрешимых при существующем состоянии источников и существующих методах исследования. Одно ясно, оно не может быть связано с так называемым призванием князей. Оно встречается задолго до 862 года». Согласно еще одной гипотезе (так называемая «южная гипотеза») слово «Русь» связывается с сарматами-роксоланами или рекой Рось на юге. Однако лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» от «Роси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Встречается и такой подход в объяснении происхождения слова «Русь»: В летописные времена Русью называлось не племя, а государственная верхушка – князья, княжи мужи, дружинники. Все это были выходцы из различных семейств, родов, племен и народов, порвавшие с первобытным укладом, с местной ограниченностью, положившие начало новым формам жизни и культуры. На всей территории расселения восточных славян «Русь» стало означать государственность и культуру. В русской средневековой традиции тоже была версия, что название «Русь» связано с цветом «русый». Традицию эту обычно всерьез не принимают. Тем не менее у нее весьма глубокие истоки. Так, в некоторых ранних славянских памятниках зафиксировано обозначение месяца сентября как руен, или рюен. Значение этого название месяца то же, что и прилагательного «русый»: именно коричнево-желтый, багряный (уже позднее слово «русый» станет обозначать несколько иной оттенок). По существу, все формы обозначения Руси в западноевропейских источниках объясняются из каких-то языков и диалектов как «красный», «рыжий». При этом необязательно речь должна идти о внешнем виде, хотя и внешний вид в глазах соседей мог этому соответствовать. Первые русские (киевские) князья. Рюрик умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря. Всю власть в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика – Олег. В 882 г. он предпринял поход на Киев, где в это время княжили варяги Аскольд и Дир – варяги, освободившие полян от дани хазарам и княживших в этом городе. Представившись купцами, воины Олега обманом убили киевских князей и захватили город, куда был перенесен центр объединенного государства. По традиции 882 г. считается началом российской государственности, истории Древнерусского государства. Согласно летописи первым делом Олега стало расширение территории государства, объединение восточного славянства под своей властью. В 883 г. им были покорены древляне, в 884 г. – северяне, в 885 г. – радимичи. Кроме того, он вел войну с уличами и тиверцами, стремясь присоединить их к Киеву. В начале Х в. в состав сформировавшегося Древнерусского государства входили ильменские словене, кривичи, поляне, вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы и угро-финские племена мери и чуди. В начале Х в. определились и внешнеполитические интересы молодого восточнославянского государства. Русь стремилась, во-первых, объединить все восточнославянские племена; во-вторых, обеспечить для русского купечества безопасность торговых путей на Восток и на Балканский полуостров; в-третьих, овладеть важными военно-стратегическими территориями – устьями Днепра, Дуная, Керченским проливом. Особо место в реализации этих задач заняла война с Византией, вспыхнувшая в 907 г. После успешного похода Олега на Византию в 907 г. члены русского посольства дипломатическими средствами содействовали успешному завершению военной кампании и включили в текст мирного договора положение о статусе русских посольских и торговых миссий и освобождения русского купечества от пошлин. Договор был скреплен византийским императором клятвами и крестным целованием, а киевским князем по русским традициям – оружием. Предание гласит, что Олег возвратился в Киев с золотом, дорогими тканями, овощами, винами и «всяким узорчьем», народ удивился такому успеху и прозвал князя «вещим». Дело Олега продолжил князь Игорь (912-945 гг.), вступивший на престол в зрелом возрасте. После смерти Олега в 912 г. созданное им государство стало распадаться: восстали древляне, к границам Руси подошли печенеги. Но Игорю удалось предотвратить распад. Древляне были завоеваны и обложены тяжелой данью. С печенегами Игорь заключил мир. Одновременно русские поселенцы начали продвижение к устью Днепра, появились на Таманском полуострове, вплотную подошли к византийским колониям в Крыму и в Причерноморье. Это вызвало негодование Византии. Обострение отношений между двумя странами привело к новой русско-византийской войне 941-944 гг. При Игоре произошло первое народное выступление, описанное в летописи – восстание древлян в 945 г. Летопись рассказывает, что сбор дани в землях древлян осуществлял варяжский князь Свенельд со своими дружинниками. Нуждаясь в средствах на содержание дружины, Свенельд стал домогаться раздела киевской дани. Игорь принужден был уступить ему дань с богатой древлянской земли, расположенной поблизости от Киева: «Вдает же дань Деревъскую Свенельду и имаше по чърне куне от дыма». Однажды он собрал большую дань, что вызвало ропот в дружине Игоря. «Князь, – говорили дружинники Игоря, – воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы». Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, желая иметь больше. Узнав об этом, древляне собрались на вече, которое решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а самого князя жестоко казнили. Это было первое народное восстание, известное в истории Древнерусского государства. Ольга (около 890-969 гг.), жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и сожгла их главный город Искоростень и казнила два посольства, прибывших к ней с предложением, выйти замуж за древлянского князя Мала. Чтобы предотвратить в будущем народные восстания Ольга установила систему сбора дани. Это, по-существу, означало введение государственной системы сбора налогов. Она установила «погосты» – места сбора дани, и «уроки» – четко фиксированные размеры дани. С.М. Соловьев считал, что следы ее хозяйственной деятельности были видны во всех тогдашних русских землях, а не только в древлянских, новгородских, как гласила летопись. Одной из первой на Руси Ольга приняла христианство, получив при крещении православное имя Елены. Обряд крещения она прошла в Византии, в Константинополе, где она побывала в 955 г. или 957 г. во главе пышного посольства. Княгиня Ольга умерла в 969 г. в глубокой старости. Церковь нарекла Ольгу Святой и причислила ее к лику святых, назвав равноапостольной, т.е. равной апстолам, спутникам Иисуса Христа. Сын Ольги и Игоря – князь Святослав (964-972 гг.) прославился своими военными походами. Святослав закалил себя в походах и войнах и отличался суровым характером, честностью и прямотой. Он шел на врагов с предупреждением: «Иду на вы». Святослав присоединил вятичей, разбил хазар, захватил Тмутаракань и, несмотря на малочисленную дружину, успешно воевал на Дунае с болгарами. В город Переяславец он мечтал перенести столицу Древнерусского государства. Для византийцев он стал неудобным соседом, так как подходил к их границам. Подстрекаемые византийцами левобережные печенеги напали на Киев. Поэтому Святославу пришлось оставить Болгарию и возвратиться на Русь, чтобы защитить собственную столицу. Но когда он подоспел к Киеву, война уже завершилась, не начавшись. Пришедшие с севера войска воеводы Претича остановили печенегов. Их хан обменялся с Претичем оружием и, заключив мир, ушел в приднепровские степи. Святослав поспешил вернуться в Болгарию, где ситуация изменилась не в его пользу. Византийцы вышли на равнину Северной Болгарии и захватили город Преславу (Преслав). Болгары быстро перешли на сторону греков. Святослав с небольшой дружиной противостоял теперь и византийским войскам, и восставшей Болгарии. Летописи сообщают, что весной 972 г. русы с Березани двинулись к Киеву. В короткой битве у днепровских порогов дружина Святослава была полностью истреблена, а печенежский хан Куря обзавелся чашей, сделанной из черепа князя. После гибели Святослава в государстве возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших сына Олег и Ярополк погибли. Победителем стал младший сын Святослава – Владимир, сын наложницы Святослава – ключницы Малуши. Принятие христианства. Владимир правил с 980 г. по 1050 г. Именно в этот период завершилось формирование древнерусской государственности. Событием, фактически ставшем переломным в истории Древней Руси, явилась христианизация Древнерусского государства. Ответ на вопрос: почему князь Владимир выбрал именно христианство в качестве государственной религии, следует искать как в личности киевского князя Владимира, так и в анализе тех социально-экономических и социальных процессов, которые проходили в то время на Руси. Принятие христианства было, прежде всего, обусловлено потребностями зарождавшегося Древнерусского государства. Во-первых, христианство делало Русь равноправной с другими государствами, в которых уже господствовала новая религиозная идеология. Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом в большей степени соответствовала сущности нового государства во главе с монархом. В-третьих, христианство вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к человеку, женщине, детям. В-четвертых, приобщение к христианству должно было помочь в развитии культуры, духовной жизни страны. Христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую литературу. В-пятых, происходившее социальное расслоение требовало появления новой идеологии, которая смогла бы объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства. Известно, что переход к новой вере был осуществлен Владимиром после его попытки реформировать язычество. В 980 г. Владимир преобразовал пестрый пантеон многочисленных славянских богов так, чтобы создать строгую иерархическую систему во главе с княжеским богом Перуном. На холмах в Киеве были установлены языческие идолы Перун с серебряной головой и золотыми усами, а также Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь. Перун был воздвигнут и в Новгороде. Языческий культ сопровождался жертвоприношениями, часто человеческими. Однако реформа не оправдала возложенных на нее надежд. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена на Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и древнерусских земель. И после этого встал вопрос об основной вере. По словам летописца Нестора, князь избрал православие, познакомившись, прежде всего с мусульманством, католицизмом и иудаизмом. Под 988 г. в летописи помещено сообщение о том, что Владимир созвал бояр и городских старейшин Киева и объявил им о приходе к нему проповедников религии от разных народов: магометанской от волжских булгар, иудейской от хазар, католической от немцев, православной от византийцев. Каждый из проповедников хвалил свою веру и порочил остальные, пытался со своих позиций объяснить происхождение мира, природу сущего, то, что будет после смерти. В данном случае выбор религии был связан с выбором политической ориентации. Факт прихода религиозных послов запечатлел реальную ситуацию, связанную с выбором цивилизационной альтернативы, стоявшей перед русским государством. Владимир отклонил магометанство, поскольку обрезание князь считал ненавистным обрядом, а отказ от свинины и вина – безрассудным. Были отосланы также католические послы, представлявшие верования, отвергнутые еще русскими предками. Отказал Владимир и послам иудеев, напомнив, что Бог покарал их, рассеяв по всему миру. Для более глубокого ознакомления и выбора новой религии, приемлемой и удобной для государственной власти и привлекательной для народа, великий князь в разные страны послал десять благоразумных людей. Вернувшись, русские посланцы поведали о скудных магометанских храмах, унылых молениях и печальных верующих; об отсутствии величия и красоты в католических обрядах. Однако служба в константинопольском христианском храме поразила своей величественностью и торжественностью, красотою икон и богатством одежд духовенства, благоуханием фимиама и сладостным пением клироса. Им казалось, что «сам Всевышний обитает в сим храме и непосредственно с людьми соединяется». К тому же, напоминали они, мудрейшая из всех людей княгиня Ольга в свое время приняла христианство. Предание рассказывает, что Владимир для определения наилучшей веры направил своих послов во все регионы. Выполнив задание князя, послы вернулись, и после их рассказа предпочтение было отдано православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который ощутили посланцы. Вот как об этом рассказывается в русской летописи: «… избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, к немцам и к грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними. – И обратился к послам: – Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали на небе мы или на земле». Исследователи совершенно справедливо отмечают, что конечно не это обстоятельство сыграло решающую роль в выборе религии. Таких факторов было несколько. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. Не последнюю роль играли и династические соображения. И еще один фактор сыграл важную роль при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке. На этом же языке печатались тексты Библии и других богослужебных книг. Православие не связывало себя языковыми канонами. Кроме того, принятие католицизма было чревато усилением зависимости Руси от высших иерархов, что не входило в интересы Владимира. В 988 г. произошло массовое крещение киевлян, а затем христианство распространилось по всей стране. Сам Владимир был крещен в Корсуне по византийскому образцу. В Киеве он «повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь с горы… И, притащив, кинули его в Днепр». Между тем Владимир принял решение и крестился в 988 г. в греческом городе Херсоне (Корсунь), который покорил после долгой осады. Став христианином, он обвенчался с сестрой греческих императоров Анной, расторгнув тем самым не освященные церковью предшествующие браки. Летописи сообщают, что во время крещения Владимир излечился от болезни глаз, и зрение вернулось к нему. Возвратившись в Киев, он крестил своих сыновей и народ. В 988-989 гг. христианство было провозглашено государственной религией. Люди крестились и под страхом власти и под давлением авторитета Великого князя. Крещение приняли славянская, кривеческая, весь, белозерская, муромская, вятическая и многие другие земли, т.е. большая часть Древней Руси. Однако не всегда обращение в новую веру проходило мирно. В Новгороде, например, дядя Владимира Добрыня крестил языческое население силой, преодолевая вооруженное сопротивление. С таким же трудом вводилось христианство и в Ростове. Длительное время существовали две религии – язычество и христианство. Произошло своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных празднеств родной старины с элементами христианского мировосприятия. По всей Руси на местах бывших языческих идолов возводились христианские храмы. В Киеве были построены церковь Св. Василия и церковь Богородицы, так называемая «Десятинная», так как князь на ее содержание назначил десятую часть своих доходов. Из Византии были приглашены священники, привезены иконы, церковная утварь. В начале XI в. только в Киеве насчитывалось уже около 800 церквей с иконами, богослужебными книгами, церковной утварью. Князь, стремясь реализовать христианский идеал, поначалу отказался от применения смертельной казни, прощал разбойников, заменял уголовные наказания штрафом. Заботился о бедных и больных, для них по городу развозили еду, мед и квас, а на княжеском дворе кормили и поили всех пришедших. В благодарность народ прозвал князя Красное Солнышко. Христианство утвердилось на Руси, в основном, за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Швеции понадобилось 250 лет для принятия христианства, Норвегии – 150 лет. Принятие христианства имело огромное историческое значение. Благодаря принятию христианства Древнерусское государство было включено в европейский христианский мир, стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Христианство создало широкую основу для объединения всех народов древнерусского общества. Всех их теперь объединяла общая религия. Тесный союз государственной и церковной власти длительное время служил на Руси укреплению единства ее земель, способствовал ликв
|