Философские воззрения. В фокусе внимания буддизма находится человек
В фокусе внимания буддизма находится человек. А центральной проблемой философии буддизма является радикальное решение жизненно важной, практической задачи — освобождения от страдания, что возможно только при уходе из обычной жизни (сансары) в нирвану. Поэтому традиционные философские вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), сознательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир (сансара), это как раз то, из чего необходимо вырваться. В ортодоксальной индийской философии считалось, что человек — это единство вечной души и сменяемого тела2. Будда с этим не согласен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов — дхарм, которые и образуют все явления телесного и психического. Это дхармы, порождающие: 1) телесные формы; 2) ощущения; 3) понятия, распознавания; 4) кармические отпечатки; 5) сознание3. Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные «духовные атомы», они не имеют никакого значения по отдельности, они значимы только «в потоке», в сочетании с другими. Так, сейчас вы читаете эту 1 На палийском языке, на котором сохранился самый древний вариант этой книги, она называется «Типитаки». 2 Тело — это как бы костюм, который актер одевает во время спектакля, и для каждой новой роли одевается новый костюм. А роль, которую играет актер, это и есть жизнь в очередном перерождении. 3 Позднее возникли другие классификации дхарм. книгу и пытаетесь понять ее. Это значит, что в данный момент в вас «действуют» или «проявляются» дхармы телесных форм (книга), дхармы ощущений (видение текста), дхармы сознания (понимание текста) и т.д. В следующее мгновение вы выглянули в окно: значит, теперь «действует» другой набор дхарм и т.д. Сама наша нынешняя жизнь — это и есть «поток дхарм» 1. Но таким же потоком являются и все остальные наши жизни (прошлые и будущие) — при всех перерождениях. А точнее, все наши жизни есть проявления единого потока дхарм. Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности. Двенадцать звеньев цепи страдания (колесо причинности, порождаемое кармой) 1. Страдания жизни (обусловлены рождением). 2. Рождение (обусловлено стремлением к жизни). 3. Стремление к жизни (обусловлено привязанностью к объектам). 4. Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей). 5. Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом)). 6. Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с объектами). 7. Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами познания). 8. Шесть органов познания (обусловлены эмбриональным периодом развития организма (состоящего из тела и разума)). 9. Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием). 10. Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прошлой жизни). 11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены неведением истины). 12. Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения. 1 Как соотносятся эти испытываемые человеком впечатления с внешним миром и существует ли последний вообще, стало предметом рассмотрения в более поздних школах буддийской философии — см. с. 157—160. «Колесо причинности» заставляет нас постоянно рождаться в мире страданий. Если мы хотим вырваться из него, первое, что необходимо сделать — познакомиться с четырьмя благородными истинами, постигнутыми Буддой в момент его просветления (табл. 14). Таблица 14. Четыре благородные истины
Таблица 15. Восьмеричный путь спасения Будды
|