Культура. Развитие культуры в период “застоя” было наполнено противоречиями, связанными с партийным вмешательством в работу деятелей культуры
Развитие культуры в период “застоя” было наполнено противоречиями, связанными с партийным вмешательством в работу деятелей культуры, науки и образования. С одной стороны, государственное финансирование позволило развивать материальную базу, с другой – происходила регламентация, а часто навязывание вкуса руководства, идеологических штампов. Особенно ярко эти тенденции проявились в развитии науки. В сфере фундаментальных и теоретических исследований СССР не уступал Западу, достигнув значительных успехов. В производстве внедрение достижений научно-технического процесса не стимулировалось. У предприятий не было сил для этого. Фонды самофинансирования предприятий не могли быть эффективно использованы по причине слабой координации между научными изысканиями и промышленностью (от разработки до выпуска первого образца, а тем более, освоение серийного производства проходило шесть-восемь лет). Процессы урбанизации нашли отражение в социальной структуре и показателях образования граждан. До конца 50-х гг. подавляющее большинство городского населения (около 70%) было занято в промышленности, строительстве и на транспорте. Доля высококвалифицированного труда при том очень невелика. В 1956 г. 69% директоров заводов и 33% главных инженеров имело основное начальное или неполное среднее образование. К нач. 70-х гг. произошли изменения в образовательном и профессиональном уровне рабочего класса и крестьянства. Достаточно много высококвалифицированных специалистов сосредотачивается сфере производства. Появляются отрасли, рожденные научно-технической революцией: освоение космоса, развитие химии, автоматизация производства. Но масштабам массового производства научно-технический прогресс действовал вяло. Ручным трудом к началу 70-х гг. было занято около 50 млн. человек. В то же время средний уровень образования рабочих к началу 80-х гг. достиг 9 лет обучения. Лозунг “органически соединить достижения НТР с преимуществами социализма” (XXIV съезд КПСС, 1971 г.) претворить в жизнь не удалось. К 80-м гг. структура социальная и профессиональная стали более сложными и дифференцированными в профессиональном отношении. В начале 80-х гг. специалисты, получившие высшее или среднее образование, составляли уже 40% городского населения. К сер. 80-х гг. более 5 млн. студентов обучались в высших учебных заведениях. Переход значительной части населения из разряда сельских жителей в городские (к 1980 г. – 163 млн.) существенно сказался на развитии общества в эти годы. Культурный мир новых горожан резко изменился за счет доступа к новым видам и формам труда, к более урбанизированным отношениям, сами города приобрели новые черты. По данным ЮНЕСКО, в 1960 г. СССР делил 2-3 место в мире по интеллектуальному потенциалу страны. В 1964 г. было принято решение о возвращении школы к 10—летнему сроку обучения. В 1966 г. была поставлена задача постепенного вода обязательного среднего образования для всех детей школьного возраста. В 1977 г. Совет Министров СССР принял постановление, в котором были намечены меры по улучшению подготовки учащихся к труду, к обоснованному выбору профессии. В школах время на трудовое обучение было увеличено до 4 часов в неделю. Была расширена сеть ПТУ, где готовились кадры рабочих по 1300 специальностям. В 1985 г. в СССР было около 900 вузов, 4300 техникумов, широкая сеть ПТУ, 140 тысяч общеобразовательных школ. В 1984 г. вводилось обучение с шестилетнего возраста, стали преподаваться новые предметы, факультативные курсы. Началось внедрение компьютерной техники. Но материальная база была недостаточна, не хватало реформе решительности и масштабности. С конца 1960-х гг. стали подвергаться гонением ученые и научные направления, видевшие средства разрешения экономических проблем в переходе к рыночным отношениям. В различные годы гонениям подверглись историки (так называемое “новое направление” – М.Гефтер, Л.Волобуев, К.Тарновский и др.), представители других гуманитарных наук, расходившееся в своих концепциях с идеологическими установками партийного руководства. В 1960-е гг. происходит ужесточение цензуры. Многие талантливые писатели были лишены возможностей публиковать свои произведения, кинофильмы оставались на полках. Наряду с “официальным” творчеством в эти годы продолжали появляться произведения литературы, музыкального искусства, живописи, скульптуры, и т. д., ставшие достойным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Среди писателей этого периода можно отметить творчество А.Солженицына, В.Аксенова, А.Битова, поэтов – И.Бродского, А.Галича, В.Высоцкого, художников – О.Целкова, М.Шемякина, скульпторов – В.Сидура, Э.Неизвестного, композиторов – Г.Свиридова, А.Шнитке, Э.Артемьева, кинорежиссеров – А.Тарковского, А.Германа, К.Муратовой, Т.Абуладзе и мн. др. Фактическая культура и искусство существовали как бы на двух уровнях - официальном, признанном руководством страны, и неофициальном.
|