Марксизм
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) в начале 1840-х гг. примыкали к левому, радикальному крылу младогегельянцев. К середине 1840-х гг. они перешли на материалистические позиции. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, переосмыслили идеалистическую диалектику и антропологический материализм, результатом чего явилось создание принципиально нового философского направления – диалектического материализма. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвященная развитию общества (социальная философия), получила название исторического материализма. В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помощью органов чувств, которые дают ему точные копии реальности в образах. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет, поскольку он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалек-тико-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства. Материалистическое понимание истории стало философским новаторством Маркса и Энгельса. Исторический материализм – это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю. Суть своих воззрений Маркс изложил в предисловии к книге «К критике политической экономии» (1859). На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в не зависящие от их воли производственные отношения. Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, базис для институтов государства и общества, общественных отношений. Государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по отношению к экономическому базису. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга. В зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феодализм и т. д.). Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и к смене общественно-экономической формации и общественно-политического строя. Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней или общественно-экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства, т. е. уровнем развития производительных сил, объективно складывающихся на их основе отношений (прежде всего отношений собственности), а также юридической и политической надстройкой и духовной культурой. Эффективность труда, его производительность, определяет преимущество одной формации по отношению к другой. Переход от формации к формации является переходом от внутрикачественных (количественных) изменений к качественным, т. е. означает революцию, скачок в развитии общества. Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и ход истории. Человеческая история – естественноисторический процесс; ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока не исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной революции. На основе материалистического понимания истории марксизмом была разработана научная теория коммунизма, первой стадией развития которого в XX в. стал рассматриваться социализм. Марксистская философия рассматривала общество, основанное на принципах коллективного труда, т. е. социализм как общество, в котором науке, когда она превращается в непосредственную производительную силу, отводится важная роль одного из движителей общественного прогресса. К. Маркс и Ф. Энгельс блестяще применяли диалектико-материа-листическую методологию при исследовании конкретных явлений эпохи, в которой они жили, таких как революция и гражданская война во Франции 1848–1851 гг., Парижская коммуна и т. д. Философская основа марксизма содержится в совместных работах Маркса и Энгельса «Святое семейство», «Немецкая идеология», трудах Энгельса «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др. Основным произведением Маркса и марксизма вообще является трехтомный труд «Капитал». Характерные черты марксизма: ♦ диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом; ♦ исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс; ♦ объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования переносятся на область материально-практической деятельности человека; ♦ диалектико-материалистические взгляды связываются с интересами пролетариата, совпадающими с потребностями общественного развития. Сам Маркс говорил, что марксизму принадлежат два общественно-научных открытия: материалистическое понимание истории и теория прибавочной стоимости. В 1848 г. Маркс и Энгельс написали программный документ коммунистического движения «Манифест коммунистической партии». Философию Маркс и Энгельс рассматривали как «руководство к действию», имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксизм стал не только философским течением, но и идеологией, он носит ярко выраженный классовый характер. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма. На протяжении нескольких десятилетий в Европе марксизм служил угнетенным классам (рабочим и крестьянам) программой их революционных движений. Философия марксизма на всем историческом отрезке существования СССР провозглашалась идеологией государства, рассматриваясь в качестве инструмента построения социализма, способного в будущем трансформироваться в коммунистическое общество. Философские, экономические, политические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 г. в Великобритании был проведен массовый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Эйнштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.
|