Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики, средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм? 2. Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой философии? • 3. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков? 4. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии? 5. В чем проявился гуманизм философии Возрождения? 6 Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно. 7. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени? 8. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени? 9. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта? 10. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма? 11. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения? 12. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора? 13. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество». 14. Какие произведения великих художников Ренессанса вам наиболее близки? За что вы их цените? 15. Прокомментируйте их и соотнесите с современным пониманием гуманизма две наиболее известные на Западе интерпретации термина гуманизм, относящегося к XVI в. ♦ Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скорее культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист – это литератор. ♦ Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования – несистематических, открытых, проблематичных и прагматических умонастроений. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными. 16. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса: ♦ практический и теоретический индивидуализм; ♦ движение цивилизации против дикости (средневековья); ♦ время безбожия и язычества; ♦ культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью; ♦ светский дух религии с тенденцией к язычеству; ♦ движение культуры против бескультурья и варварства; ♦ освобождение от власти авторитетов; ♦ особенное внимание к истории; ♦ чрезвычайный вкус к искусствам; ♦ обновление духовной жизни. 17. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона: «Vivere est cogitare» («Жить, значит мыслить») и Р. Декарта «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»).
|