Обобщение по пятому модулю
Вы ознакомились с основами философского понимания мира, такими разделами философии, как онтология и гносеология. Философские представления о бытии были представлены в онтологии, проблемам познания посвящена такая часть философии, как гносеология. Вам были представлены основные понятия, такие как материя и сознание, диалектика и метафизика. Мы уяснили смысл проблем, занимавших мыслителей на протяжении всей истории философии. Теперь Вы имеете представление о сложности процесса познания мира и его противоречиях. Вы научились различать типы философских позиций в понимании мира. Стали понимать причины изменений представлений о мироустройстве. Вы знаете о том, что мифология и религия, философия и наука предлагают разные картины мира, и понимаете различия между ними.
Основные понятия и термины Атрибут (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Вещество – вид материи, который в отличие от физического поля обладает массой покоя. Вещь в себе – в философии И. Канта сущность предмета, которая не может быть познана. Закон – характеристика необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей между явлениями. Закон выражает связь между предметами, между составляющими сущность предмета элементами, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования и законы развития. Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом. Качество – существенная определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря качеству объект мыслится как нечто отграниченное от других объектов и одновременно характеризует весь класс однородных объектов. Количество – общее в вещах, которое безразлично к конкретному содержанию и качественной определенности объекта. Космос – в философии древних греков видимая или умопостигаемая нами часть Вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию. Мера – философская категория, выражающая диалектическое единство количественных и качественных характеристик объекта, граница, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений. Метафизика – ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей. Парадигма – модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Практика – сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества. Прогресс – направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и возникновение новых противоречий. Психика (от греч. psyche – душа) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержанием регресса являются процессы деградации, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжившим себя формам и структурам. Софистика – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, представление лжи вместо истины. Софистика абсолютизирует относительность человеческого познания. Хаос – в мировоззрении древних греков неорганизованное состояние Вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являющееся причиной уничтожения его организованных частей.
|