Чтоб вечно жили дивные печали
Ты превращен в моё воспоминанье.
2.Фонетическая транскрипция:
[как б’элыj кам’ьн’ в глуб’ин’э калоцъ л’и жыт ва мн’э адно въспъм’инан’jь jа н’и магу и н’ь хачу бароцъ ано в’и с’эл’jь и ано страдан’jь
мн’э кажъцъ што тот кто бл’искъ взгл’ан’ьт в маи глаза jи во ув’ид’ит сразу п’и чал’н’ ьj и задумчив’ьjь стан’ьт вн’имаjуш’ьвъ скорбнъму расказу jа в’эдаjу што бог’и пр’ьвраш’ал’и л’уд’эj ф пр’и дм’эты н’ь уб’иф сазнан’jь штоп в’эчнъ жыл’и д’ивныjь п’и чал’и ты пр’ьвраш’он в маjо въспъм’инан’jь ]
3. Составление звуковой партитуры текста.
Для составления партитуры необходимо посчитать количество гласных, сонорных и звонких согласных в строке. Составить сумму этих звуков и противопоставить её количеству глухих согласных этой строки. Например, звуковая партирута первой строфы стихотворения: Гласных сонорных звонких глухих пропорция
1 строка 11 7 4 5 22: 5
2 строка 11 8 4 3 23: 3
3 строка 11 5 2 3 18: 3
4 строка 11 7 2 3 20: 3
12строка 11 9 3 5 23: 5
4. Анализ соотношения звука и смысла в стихотворении (на примере первой строфы).
В результате составления звуковой партитуты мы получаем картину самой звучной строки каждой строфы и самой “тихой”. В первой строфе наиболее “громкой” является вторая строка: ”ЛЕЖИТ ВО МНЕ ОДНО ВОСПОМИНАНЬЕ”. Самая “тихая” – третья строка: “Я НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ БОРОТЬСЯ”. Первую строку составляет сравнительный оборот, после которого следует пауза и повышение тона. Логическое ударение падает на слово КОЛОДЦА. Мелодика первой строки, интонационно поднимаясь вверх, звучит как неразрешенная музыкальная фраза. Разрешение наступает во второй строке. Но пауза-раздумье не приводит к резкому понижению мелодики. Здесь логическое ударение падает на главное по смыслу слово стихитворения –“ ВОСПОМИНАНЬЕ”. Звучность двух строк идет по возрастающей: увеличилось количество сонорных, резко уменьшилось количество глухих согласных. Возможно, что повышение звучности как раз связано с ключевым словом –“ ВОСПОМИНАНЬЕ”. Третья строка значительно отличается по громкости от двух предыдущих, что возможно объяснить семантикой слов, её составляющих: “НЕ МОГУ И НЕ ХОЧУ БОРОТЬСЯ”. Строфа заканчивается логическим выводом из всего сказанного ранее: “ОНО – ВЕСЕЛЬЕ И ОНО – СТРАДАНЬЕ”. Звучность в этой строке хотя и возрастает, но незначительно. Смысловая поддержка составлена здесь контекстуальными антонимами: ВЕСЕЛЬЕ – СТРАДАНЬЕ. Вся первая строфа очень музыкальна, напевна благодаря фонетическим и лексическим средствам. Она читается несколько замедленно и распевно. Народно-поэтический образ тяжелого камня, символа безответной любви, претерпевает у Ахматовой значительное смысловое изменение. В народной поэзии образ горькой, неразделенной любви обычно ассоциируется с тяжелым серым могильным камнем.. Грокая ирония, например, звучит в частушке:
|