Студопедия — Структура и состав современного культурологического знания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структура и состав современного культурологического знания






 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебное пособие

Под редакцией В.М. Доброштана

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

 

Санкт-Петербург

 

УДК 008(075.8)

ББК 71.

К 90

Рецензенты:

Доктор философских наук,

Профессор кафедры гуманитарных и

Социальных дисциплин

Военно-морского инженерного института

В.Д. Карандашов;

Кандидат исторических наук,

Доцент кафедры истории

Санкт-Петербургского государственного

Торгово-экономического института,

В.А. Толмачёв

 

К 90 Культурология: учебное пособие / В.М. Доброштан, А.Н. Кислицына, О.И. Красько, В.Б. Тихонова, С.Г. Шкуропат; под ред. Проф. В.М. Доброштана. – СПб.: СПбГУТД, 2005. – 153 с.

 

ISBN 5-7937-0157-5

 

 

Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта 2000 г. Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Культурология», а также для всех, кто интересуется проблемами культуры в современном общественном развитии. Пособие включает главы по проблемам истории и теории культуры.

 

 

УДК 008(075.8)

ББК 71.0

 

СПБГУТД

Доброштан В.М., 2005

Кислицына А.Н., 2005

Красько О.И., 2005

Тихонова В.Б., 2005

Шкуропат С.Г., 2005

 

 

ISBN 5-7937-0157-5

 

Глава 1. Предмет и методы культурологии

Структура и состав современного культурологического знания

Слово «культура» знакомо каждому, но мало кто возьмется объяснять, что такое «культура» с теоретической и научной точки зрения. Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре дистанция огромного размера. У большинства людей «культура» ассоциируется с «воспитанностью», «образованностью», «интеллигентностью». В популярной литературе можно встретить выражения «культура чувств», «культура речи», «культура поведения» и т. п. Мы с легкостью рассуждаем о культурной политике разных государств, подразумевая их заботу о музеях, театрах, библиотеках системе образования. Мы употребляем это слово на каждом шагу. И тем не менее, смысл слова «культура» в обычном языке размыт, и большинство полагается в этом вопросе на интуицию. Другое дело — наука, которая должна пользоваться не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. А теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которая породила данное явление. Из этого следует, что в понятии «культура» должен содержаться ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом, и это касается как человечества в целом, так и отдельного индивида, т. е. каждого из нас.

Культурология — это новая область знания, которая до сих пор находится в стадии становления. Подобно многим другим наукам, культурология развивается в пограничной области, когда в ее развитие привносят свой вклад не только философы и историки, этнографы и лингвисты, но также представители кибернетики, семиотики и других современных наук.

Во многом это зависит от предмета исследований, т. е. от того, какого типа культуру исследуют в данном случае. Например, в исследовании первобытных культур по традиции лидируют этнографы, которых в XX в. принят) называть этнологами или культурными антропологами. Изучением европейской культуры от античности до XX в., по преимуществу, занимаются философы, историки, филологи. А на исследовании, например, современной массовой культуры и молодежной субкультуры сосредоточены усилия социологов.

Как мы видим, в роли культурологов выступают представители разных наук. И эта широта предметного поля культурологии превращает ее в комплекс наук, изучающих образ жизни людей в различных регионах и на разных этапах исторического существования.

Но сложность состоит в том, что представители разных наук не только снабжают культурологию богатым фактологическим материалом. Вместе с


добытыми фактами они привносят в культурологию различные способы их осмысления. А в результате культурология оказывается соединением разных типов знаний, различающихся не только по предметным срезам, но и по методологическим установкам в изучении культуры.

Следует напомнить, что в эпоху Просвещения понятие «культура» было связано с определенным культурно-историческим идеалом, а потому в нем совпадали знание и оценка. Но в XX в. две стороны классического просветительского понятия культуры как бы разошлись по разным полюсам, когда ученые стали интересоваться только объективным устройством культуры, а многие философы, в пику им, — неповторимыми субъективными ценностями разных культур.

Иначе говоря, к началу XX в. философия и наука в некотором смысле оказываются антиподами в исследовании культуры. Научный взгляд на культуру — это взгляд стороннего наблюдателя, для которого культура является одним из множества изучаемых объектов. Подобно другим сложным объектам, она должна быть рассмотрена в качестве системы необходимых связей и отношений. Противоположный взгляд на культуру, близкий к неклассической традиции, был взглядом на нее как бы изнутри. Здесь исследователю предлагалось «вжиться» в каждую культуру как в свою собственную. Таким образом, исследователь оказывался не столько изучающим некоторые культурные особенности, сколько усваивающим неповторимые ценности данной культуры. Естественно, что в таком случае разговор о том, какая из культур лучше, истинней или прогрессивней, становился практически невозможным. Таким образом, и наука, и неклассическая философия XX в., с одной стороны, далеко ушли от классической просветительской модели культуры, а с другой стороны — довольно быстро обозначили однозначность и односторонность своих трактовок культуры.

В настоящее время назрела необходимость уточнить характеристику методологического многообразия в современной культурологии. Дело в том, что указанное многообразие до определенного времени было скрыто от отечественной науки в силу известных идеологических причин. Не будет преувеличением сказать, что в 70-е гг. XX в. в советской науке наступил культурологический бум, связанный с освоением новейших западных разработок в этой области. Второй культурологический бум в нашей стране наступил в начале 90-х гг. и определялся уже не научными, а политическими причинами. Ведь с падением советской власти утратила былой авторитет и ее идеологическая основа — марксистское обществоведение. Вместо истории КПСС, марксистско-ленинской философии и научного коммунизма у нас появились культурология, политология, социология и другие новые науки, которые давно преподавались в западных учебных заведениях.


Однако превращение культурологии в обязательную учебную дисциплину сделало достоянием общественности проблемы и споры, которые до того времени велись только на академическом уровне. Тем самым не только ученый, но и преподаватель, и даже студент оказались перед выбором: к какой трактовке культурологии присоединить свой голос. Ведь можно идти по пути отстраненного описания культур разных времен и народов, как это делают, к примеру, в этнологии, а можно рассмотреть версии, предложенные в «философии культуры» неклассической ориентации.

Для авторов данного пособия важно другое. Речь идет о стремлении современного человека понять свою роль в культуре, а также осознать место отечественной культуры в мировом развитии.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия