Студопедия — Преемственность как фактор развития
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Преемственность как фактор развития






 

Путь, пройденный человечеством от каменного топора до современного компьютера, от наскальных рисунков до всемирно известных шедевров изобразительного искусства, от примитивного человеческого стада до правового государства, был бы невозможным без существования такого неотъемлемого свойства культуры, как преемственность. В самом общем смысле преемственность — это способность культуры передаваться во времени, приобретая новые качества. При этом имеется в виду не механическое использование духовных и материальных ценностей прошлого, а диалектический процесс, когда они трансформируются грядущими поколениями, переосмысливаются ими и превращаются в нечто новое, обогащенное предшествующим опытом. Преемственность обязательно предполагает критический анализ и творческое преобразование ценностей, унаследованных от наших предков. Вспомним, например, эволюцию основных научных теорий и доктрин от античности до наших дней. Так, вся западная юриспруденция основывается на римском праве; астрономия — на открытии Н. Коперником гелиоцентрической системы мира; у истоков современной биологии лежит дарвинизм XIX в. Весьма наглядны также и постепенные видоизменения различных инструментов и объектов материальной культуры: внешнего вида и технических схем автомобиля или самолета — от сравнительно медленно передвигавшихся угловатых конструкций до новейших обтекаемых моделей с высочайшими скоростями, или развитие форм одежды, предметов быта, жилища и т. п., образующих во времени бесконечные семиотические ряды.

Преемственность в духовной сфере обеспечивается, прежде всего, языком и другими знаковыми системами, в том числе и богатейшей иконографией (рисунки, картины, схемы и т. п.), зародившейся на самых ранних этапах существования человечества. В материальной культуре преемственность осуществляется через отдельные образцы изделий и механизмов, совершенствуемых многими поколениями. В течение тысячелетий сложились и многочисленные социальные институты, обеспечивающие процесс преемственности. В наши дни — это все так называемые учреждения культуры: школы, колледжи, университеты, научно-исследовательские центры, библиотеки, музеи и т. п.

В прямой связи с преемственностью находится и такое понятие, как культурное наследие. Это — сохраняющаяся во времени совокупность общественных отношений, материальных и духовных ценностей прошлых эпох, подлежащих критическому осмыслению, совершенствованию и использованию путем преемственности в интересах поступательного развития человечества. Для культурного наследия и преемственности, как взаимосвязанных категорий, характерны некоторые общие моменты:

 


1. На самых ранних этапах развития культуры — ее синкретизм, т. е. нерасчлененность, неразвитое состояние, когда, например, музыка, танец и поэзия не отделены друг от друга; когда не существуют отдельные науки, а лишь в зародышевом состоянии — «наука наук» — философия, развившаяся из функции первобытных колдунов, шаманов, знахарей, жрецов и т. п. и нашедшая своих служителей в античных ученых без конкретной научной специализации, таких, например, как Аристотель, а в более позднее время — Леонардо да Винчи и М. В. Ломоносов.

2. Наличие в культурном наследии всех времен и народов, во всех формах общественного сознания неких «сквозных» и «вечных» тем и проблем, передающихся в ходе преемственности из поколения в поколение. Это, например, основной вопрос философии об отношении сознания к бытию, духовного и материального вообще, находящий выражение в извечном споре материализма и идеализма; в политике — это ее главная «пружина» — идея социальной справедливости, определяющая ход истории; в искусстве — это его «вечные» общечеловеческие темы: любви, смерти, семьи, общественного долга, веры, безверия и т. п.

3. Постепенное накопление культурного наследия и его интернационализация. Они проявляются в том, что каждое поколение добавляет что-то новое и ценное в общую сокровищницу человеческой культуры, а сама она благодаря развитию письменности, книгопечатания, прессы, радио и телевидения, средств транспорта преодолевает свою временную и локальную изолированность и все больше становится единой во времени и пространстве. Так, например, из культур отдельных народов и стран сложилась европейская цивилизация, а сама она, со временем преодолев Атлантический океан на каравеллах Колумба и сплавившись с древними американскими культурами, стала основой «западной» культуры, ныне активно взаимодействующей с «восточной».

4. Резкое увеличение за последнее столетие коммуникационных возможностей человечества обусловило невиданное ранее накопление культурных ценностей, ускорение процесса преемственности и его облегчение. Например, благодаря фотографии, кино, аудио- и видеозаписи, современный человек имеет гораздо более богатое и полное представление о культуре предшествующей эпохи (а следовательно, и лучше усваивает ее), чем предыдущие поколения имели понятие о жизни своих отцов и дедов. Глядя на кинохронику, слушая граммофонные пластинки прошлого века, разглядывая старые фотографии, мы имеем гораздо больше возможностей «прочувствовать» культуру наших предков и понять их, чем, скажем, современник А. Пушкина русскую культуру XVIII в.


5. Говоря о преемственности, необходимо отметить, что в таких сферах культуры, как искусство и наука, она осуществляется по-разному. В искусстве каждый автор является индивидуальным создателем и обладателем своего произведения и придает ему законченную форму. Это может быть картина, книга, поэма, песня и т. п. Здесь преемственность можно представить как пунктирную линию, где каждое звено представляет собой отдельное произведение искусства. По-другому обстоит дело с преемственностью в науке и технике. Например, первоначально высказанные американским ученым Норбертом Винером (1894 — 1964) идеи по вычислительной технике со временем превратились в новую науку — кибернетику. Или другой пример: изобретатель первого парового автомобиля француз Жорж Кюньо (1725 — 1804) не мог подозревать, что усилиями многих его последователей — конструкторов и автомобилестроителей — созданное им детище превратится сегодня в современную гоночную машину, развивающую скорость свыше 1 000 км/ч. В науке и технике преемственность, будучи более «коллективной», может быть представлена графически как сплошная линия.

6. Существуют еще два момента, отличающие преемственность в науке и искусстве: в науке каждое эпохальное открытие производит полный переворот в господствовавших ранее представлениях; произведения же искусства живут вечно: созданные в одни исторические эпохи, они имеют способность органически «вписываться» в новую действительность, обнаруживая при этом какие-то ранее неизвестные грани, приобретая новое звучание. Например, и в наше время прекрасно «звучат» картины голландского живописца Рембрандта (1606 — 1669), хотя совсем не «звучит» паровой автомобиль Ж. Кюньо, жившего на 100 лет позднее знаменитого художника.

Будучи основным фактором, обеспечивающим поступательное движение культуры, преемственность может существовать в двух формах — позитивной и негативной. Суть позитивной формы — в сохранении ранее созданных духовных ценностей, например, теоремы Пифагора, созданной 2 500 лет назад, картин и скульптур Микеланджело или творчества А. Пушкина. Но прогресс состоит не только в приумножении достигнутого и опоре на него, но и в отвержении изжившего себя, в учете отрицательного опыта. Огромное значение для науки в свое время имел отказ от гелиоцентрической системы Птолемея, так же как и в наши дни для судеб человечества весьма важен отрицательный опыт построения казарменного социализма в СССР. Совершенно очевидно, что прогресс культуры невозможен как без использования всего положительного, созданного прошлыми поколениями, так и без разумного, ненасильственного освобождения от всего устаревшего, коль скоро оно действительно устарело.


Извечной проблемой культуры, связанной с преемственностью, является вопрос о соотношении в этом процессе традиции и новаторства. Если рассматривать преемственность как диалектическое взаимодействие двух ее ипостасей — сохранения ранее достигнутого и его творческое обновление, — то одна из этих сторон прогресса выступает как традиция, а другая — как новаторство. Между традицией и новаторством должно всегда сохраняться определенное равновесие, ибо преобладание первой ведет К консерватизму, увлечение вторым — к опасному, разрушительному нигилизму. В этом смысле нигилизм тургеневского героя Базарова имеет прямое отношение к новаторским эксцессам русского большевизма.

Особенно остро вопрос о традиции и новаторстве стоит в искусстве с его многообразными видами и задачами. Стержнем, на котором держится равновесие между традицией и новаторством, например, в музыке является способность выполнять необходимую для нее коммуникативную функцию; в живописи, прежде всего, визуально-эстетическую; в архитектуре — функциональную; в танце — эмоциональную и т. п. Если то или иное произведение перестает отвечать своему основному назначению, например, роман, который невозможно понять; картина, в которой отсутствует гармония линий и красок; дом, где невозможно жить; музыка, не вызывающая никаких чувств и т. п., то люди просто не воспринимают его как художественное. При этом, естественно, должна быть сделана поправка на субъективность восприятия, ибо вкусы и требования людей различны. Тем не менее у любого новаторства есть естественная граница. При ее переходе произведение искусства теряет смысл, прекращается всякое движение вперед. Самыми устойчивыми в искусстве традициями, о которые разбиваются волны любого новаторства, до сих пор остаются две: реалистическая, знаменующая связь с самой действительностью; и национальная, отражающая связь с собственным народом. Резкое нарушение традиций, далеко не всегда плодотворное, происходит в периоды так называемого «революционного обновления искусства», после которого оно, с потерями и приобретениями, вновь возвращается в реалистическую и национальную «колею», создавая художественную классику.

Существует известное выражение о том, что культура «передается из поколения в поколение». В этой формуле заключен большой научный смысл. Действительно, переход культуры из одного состояния в другое происходит не вдруг, как, скажем, замена монархии на республику. Культурные изменения осуществляются гораздо медленнее, исподволь, по мере того как сменится не одно, а несколько поколений. Именно этим объясняется не только сохранение, но и бурное возрождение русской и других национальных культур нашей страны после многих десятилетий их подавления и насильственного обезличивания. Хотя понятие «поколение» само по себе достаточно расплывчато, в культурологическом отношении оно может быть определено как совокупность сверстников, объединенных общим мироощущением, общими идеалами и общими целями и внесших заметный вклад в историю своего народа. Такими поколениями в нашей истории были, например: поколение, участвовавшее в Великой Отечественной войне или «шестидесятники» в СССР. Классовые, сословные, профессиональные и иные различия между людьми отходят при этом на второй план, и определяющим становится духовное единство данной возрастной группы, которая, как правило, складывается в молодом возрасте.


Если признать, что у большинства людей дети появляются между 20-ю и 30-ю годами, а наиболее плодотворный творческий период длится до 60 лет, то выходит, что примерно через каждые 30 лет в качестве «хозяев жизни», творцов культуры выдвигается новое поколение, которое, в соответствии с извечным конфликтом «отцов» и «детей», далеко не во всем разделяет идеи, взгляды и вкусы своих родителей. Дети всегда хотят чего-то нового, более совершенного, чем смогли им оставить предки. Реализуя свои способности в постоянном споре с «отцами», именно «дети» в конечном счете двигают вперед культуру и историю. Если разрыв между идеалами «отцов» и «детей» слишком велик и непримирим, возникает реальная опасность революции. На этом полубиологическом, полусоциальном законе основана, в частности, известная теория Л.Троцкого, согласно которой главной движущей силой всякой революции является молодежь. Эти же взгляды разделяются и некоторыми современными социологами фрейдистского и левацкого толка. Однако так происходит далеко не всегда и не везде. Чем выше уровень культуры того или иного народа, чем гармоничнее отношения между его поколениями, — а в наиболее цивилизованных странах это так и есть, — тем вероятнее эволюционный, а не революционный путь развития. Примерами могут служить «консервативные» англичане, шведы, другие скандинавские народы. В связи с тем, что всякая революция наносит наибольший ущерб именно культуре, одной из ее важнейших задач становится не противопоставление поколений, а создание нормальных условий для творческого сотрудничества людей всех возрастов, всех социальных слоев и всех рас и народов.

Таким образом, были и все еще сохраняются культуры, где каждое изменение протекает настолько медленно, что деды, держащие в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого будущего, отличного от их прошлого; есть культуры, и сейчас таких большинство, в которых преобладающей моделью поведения людей, принадлежащих к данному обществу, оказывается поведение их современников, и, наконец, начинают возникать и проявляют себя в сильнейших молодежных движениях культуры, целиком ориентированные на менталитет молодого поколения.

 








Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 955. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия