О необходимости реформы в армии
Приводимая здесь записка (хатт-и хумайюн) султана Селима III относится примерно к 1796 г. В ней ярко проявляются характерные для Селима нерешительность и колебания при проведении реформ, проистекавшие как от слабости социальной опоры сторонников реформ, так и от безволия и трусости самого султана. Мой везир, я твердо знаю, что наши войска не смогут противостоять обученному войску. Уже тридцать лет доказывается это, и никто не понял. Я прилагал много усилий к тому, чтобы подготовить обученные войска в Левенд-чифт-лике4 и других местах. Но меня никто не поддержал. Иначе к сегодняшнему дню было бы уже некоторое количество таких войск. Но от разных наставлений проку нет. Чем больше соберется необученных солдат, тем выгоднее это для неприятеля и тем пагубнее для нас. Я владею оружием наших предков значительно лучше многих других. Умею пользоваться и луком, и стрелой, и ружьем, и саблей. Но я отлично знаю, что это оружие не сдержит войск, действующих по новой тактике. Это и составляет предмет моих забот и стараний. Но кому это нужно объяснять? И кто знает, когда это поймут? Enver zlya Karal, Sultan Selim III hatt-i humayunlari. Nizam-1 cedit (1789—1807), Гюльханейский хатт-и-шериф (3/XI 1839 г.) Приводимый ниже декрет, изданный от имени турецкого султана Абдул-Меджида (1839—1861 гг.) положил начало танзимату—периоду умеренно буржуазных реформ в Османской империи (1839—! 870 гг.). ...В последние полтораста лет ряд происшествий и разные причины привели к тому, что священные законы и проистекающие из них правила перестали применяться по-прежнему, сила же и внутреннее благосостояние превратились в слабость и скудость: действительно, каждое государство, перестающее соблюдать законы, теряет всякую прочность....Географическое же положение оттоманских областей, плодородие почвы, способность и здравый смысл жителей убеждают, что поприложении действительных мер результат, коего мы с помощью божьей надеемся достигнуть, получится в течении нескольких лет. Таким образом... мы благорассудили посредством новых установлений доставить областям, составляющим Оттоманскую империю, выгоды хорошего управления. Установления эти должны особенно касаться трех сторон: I) обеспечения подданным нашим полной безопасности относительно их жизни, чести и имущества; 2) правильности в определении и взимании податей; 3) равно правильности набора в военную службу и ее продолжительности... Что касается до правильного и постоянного распределения податей, то весьма важно привести в порядок эту часть, ибо государство, для защиты своей территории принужденное делать различные издержки, может получать суммы на содержание войска и для других нужд лишь посредством сборов со своих подданных. Однако существует еще пагубный обычай, могущий повести к злополучному исходу: это система откупа, известная под названием ильтизам. При этой системе гражданское и финансовое управление известной местности отдается на произвол одного человека, т. е. иногда попадает в железные руки самых жестоких и алчных страстей, ибо неблагонамеренный откупщик заботится лишь о собственных выгодах. Поэтому необходимо, чтобы на будущее время каждый оттоманский гражданин был обложен пошлиной в известном размере, сообразно его достоянию и имуществу, и чтобы сверх этого ничего от него не требовалось. Также необходимо особыми законами установить и определить расходы на наши сухопутные и морские силы....Защита государства — дело важное, и поставка солдат для этого лежит на обязанности всех жителей, однако необходимо утвердить законом долю, приходящуюся с каждой местности, смотря по требованию обстоятельств, и уменьшить на 4 или 5 лет время военной службы. Одним словом, без различных узаконений, необходимость которых была сейчас доказана, в империи не будет ни силы, ни богатства, ни счастья, ни спокойствия; она должна ожидать их лишь при осуществлении этих новых законов. Вот почему каждый подсудимый будет судиться открыто по нашему божественному закону после производства следствия и изысканий, и до произнесения правильного приговора никому не дозволится тайно или явно губить другого посредством яда или каким-либо иным способом. Никому не дозволится наносить оскорбления чести кого бы то ни было... Эти императорские льготы распространяются на всех моих подданных без различия вероисповедания или секты... Так как настоящие установления имеют целью привести в цветущее состояние религию, правительство, народ и государство, то мы обязуемся ничего противного сему не совершать. Всякий из улемов и сановников империи или иное лицо за нарушение этих установлений понесет наказание соответственно его доказанной виновности, невзирая ни на чин, ни на звание, ни на значение его. Для чего будет составлен устав о наказаниях... Всякий же противодействующий настоящим установлениям да будет проклят свыше и навсегда лишен возможного счастья! «Современное состояние Отоманской империи». Сост. А. Убичияи и П. де-Куртейль. пер. и изд. О. И. Бакст. СПб., 1877, стр. 206-207. Хатт-и-хумаюн от 18/02 1856 г. Рескрипт турецкого султана Абдул-Меджида о новых реформах положил начало второму периоду танзимата (1856—1870 гг.). Счастье всех подданных, которых провидение вверило моей державе, было всегда самым дорогим моим желанием; с момента моего вступления на престол я не переставал направлять все свои усилия к этой цели. ...Эти неустанные старания принесли уже обильные плоды. С каждым днем счастье моих подданных и богатство моих государств видимо умножаются. Полагая ныне возобновить и еще более расширить новые установления, введенные с целью достижения порядка, согласного с достоинством империи и положением, которое она занимает среди цивилизованных народов, и имея в виду, что верностью и похвальными усилиями всех моих подданных, а равно доброжелательным и дружеским содействием великих держав, моих благородных союзников, права нашей империи получили ныне извне освещение, которое Должно быть для нее началом новой эры, я желаю увеличить ее благосостояние и внутреннее благоденствие, достигнуть счастья моих подданных, которые в моих глазах все равны, все одинаково мне дороги и связаны между собою сердечными отношениями и патриотизмом, и упрочить средства к ежедневному возрастанию процветания своей империи. Поэтому я решил и повелеваю исполнить следующие меры: I. Обещания, данные нами в хатт-и-хумаюне Гюльханейском и законами танзимата всем подданным империи, без различия классов и вероисповеданий, в ограждение их личности и имущества и охранения их чести, ныне подтверждаются и упрочиваются; и будут приняты действительные меры к тому, чтобы они возымели полную и совершенную силу. II. Все привилегии и льготы духовные, дарованные издревле моими предками и в последующие времена всем общинам христианским и других немусульманских исповеданий, учрежденным в империи под моим верховным покровительством, будут подтверждены и поддержаны. Всякая христианская или другая немусульманская община будет приглашена в определенный срок при посредстве комиссии, избранной из ее среды, приступить с моего одобрения и под наблюдением Высокой Порты к пересмотру своих льгот и привилегий и по их обсуждений представить Высокой Порте проект реформ, требуемых успехами просвещения и времени. Власть, дарованная патриархам и епископам христианских исповеданий султаном Мохаммедом (Мехмедом) II и его преемниками, будет согласована с новым положением, которое мои великодушные и благосклонные намерения обеспечивают этим общинам. IV. Духовные повинности какого бы вида и существа они ни были, будут уничтожены и заменены определением доходов патриарших и глав общин и назначением содержания и жалованья, справедливо соразмеренных с важностью, чином и достоинством различных членов духовенства. Имущество, движимое и недвижимое, духовенства не подвергается никаким посягательствам; но светское управление христианских и других немусульманских общин будет поставлено под наблюдение собраний, избранных в среде самих общин из членов духовных и светских. IX. Так как назначение и выбор чиновников и прочих должностных лиц империи зависят непосредственно от нашей высочайшей воли, то мы постановляем, что все подданные нашей империи без различия национальностей будут допускаться к публичным должностям... XI. Все дела коммерческие, исправительные и уголовные между мусульманами и христианами и вообще немусульманами... будут подлежать рассмотрению смешанных судов. XII. Заседания судов будут открытые... XIII. Судебные процессы по делам гражданским будут проводиться публично, по законам и уставам, перед смешанными советами... XIV. Законы уголовные, исправительные и коммерческие, равно как и правила судопроизводства, будут в самом скором времени пополнены и кодифицированы. XVI. Организация полиции в столице, в областных городах и деревнях подвергнется пересмотру, чтобы дать всем мирным подданным империи самое полное обеспечение их личности и имущества. XVIII... Законы, регулирующие продажу, покупку и распоряжения недвижимой собственностью, — общие для всех подданных... под условием подчинения законам и распоряжениям полиции... XIX, Все подданные моей империи подлежат [обложению] налогом на одинаковых основаниях, без различия классов и религий. XXIII. Законы против подкупов, продажности и лихоимства будут неослабно применяться ко всем подданным империи, к какому бы они ни принадлежали классу и каких бы ни были Должностей... XXIV. Будут приняты меры к устройству банков и других подобных учреждений для преобразования монетной и финансовой систем, а равно для создания фондов, предназначаемых для развития источников материального богатства империи. Также будут приняты меры к устройству дорог и каналов... Все, что вредит торговле и земледелию, будет уничтожено... «Современное состояние Отоманской империи». Сост. А. Убичини и П. де-Куртейль. пер. и изд. О. И. Бакст. СПб., 1877. стр. 207-213.
|