Роль личности дирижёра в управлении хоровым коллективом
О.Полякова
Что такое профессия дирижёра? Какими качествами должен обладать руководитель хорового коллектива? Эти непростые вопросы ставит уже не одно поколение исследователей музыкального, в частности хорового, исполнительства. Определение роли и значимости дирижёра не дают покоя многим критикам. Одни нивелируют значение личности и самого наличия дирижёра перед коллективом, считают, что его роль незначительна и не важна, что он мешает постижению и наслаждению музыкой. Другие, наоборот преувеличивают роль дирижёра, не ставя в заслугу роль коллектива. Все эти важные вопросы достаточно много освещались в трудах не только критиков, но, главным образом, самих дирижёров, хотя вопрос так и остаётся открытым до сих пор. Дирижирование – один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства. На разных языках перевод слова «дирижировать» имеет приблизительно одно значение – управлять, руководить; лат.: dirigere – направлять; итал.: dirigere – вести, руководить, управлять; франц.: diriger – направлять, управлять; исп.: dirigir – управлять, руководить; англ.: dirigent – направляющий, управляющий; нем.: dirigieren – руководить. На первый план ставится роль руководителя, что означает, прежде всего, быть во главе чего-то, управлять, направлять чью-то деятельность. Нет в музыкальном искусстве профессии, кажущейся более простою, чем дирижирование. Внешняя эффектность работы дирижёра, производящая на первый взгляд впечатление доступности и лёгкости, на практике оказывается обманчивым, это одна из самых психологически, физически и эмоционально трудоёмких, ответственных и в какой-то мере необъяснимых профессий. Сложность заключается в большом охвате задач, стоящих перед хормейстером. «Дирижёр оказывается руководителем всей коммуникативной цепи, связующей произведение и слушателя...Сложность дирижёрской профессии обуславливается полифункциональностью роли дирижёра, который является мыслителем, создающим интерпретацию сочинения, «инженером», планирующим конкретное звуковое воплощение этой интерпретации, своеобразным «диспетчером», точно распределяющим время и качество звучания, «контролёром» качественной стороны исполнения. Дирижёр совмещает в себе функции актёра и режиссёра, задумывая и ставя «музыкальный спектакль» и одновременно играя в нём главную роль. Но к тому же дирижёр ещё и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необходимые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Список этих «внутридирижёрских профессий» можно было бы продолжить, но уже из названного следует, что дирижирование требует особой одарённости»[1]. К качествам такого порядка относится умение быть общепризнанным лидером для большого коллектива, организатором и «контролёром» всей его деятельности. Особенно это сложно, когда речь идёт о музыкальном творчестве, где необходимо управлять вокально-хоровым коллективом и где роль руководителя имеет решающее значение. «Каждая деятельность требует целого комплекса способностей. Дирижирование предполагает такую множественность, поскольку здесь музыкальная деятельность подразумевает общение с коллективом»[2]. В связи с этим возникают проблемы специфических способностей, которыми должен обладать человек с ярко выраженной индивидуальностью, стоящий во главе хора. «В самом термине chef d orchestrе есть оттенок приказа; но не так важно передать его словом, как суметь его выразить - жестом, позой, подлинной телепатией, лучеиспусканием, мягким и неотразимым. В это мгновенье вся мудрость музыкальной науки, которую вы можете аккумулировать, не представляет ни малейшего интереса; от вас требуют только жизни, биения вашего сердца, вибрации вашей души, мелодии вашего чувства»[3]. Прежде всего, в дирижёре-хормейстере на первый план выходит личность, то есть набор индивидуальных личностных качеств, необходимых для этой профессии, как внешних, так и внутренних. «Каким бы ни был побудительный мотив стремления встать лицом к лицу с оркестром, дерзающему вступить на сию стезю предстоит предъявить широкий набор самых разнообразных личных качеств и умений. Нужные личные качества можно развивать, умения приобретать, но это вовсе ещё не гарантирует успеха. Так же как никакое удостоверение, никакое высшее и прочие специальные образования не могут определять статус дирижёра. Они могут быть лишь правом на пробу. Дирижёр же должен состояться. И это не только вопрос возраста, знаний и опыта. В первую очередь – вопрос личности»[4]. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Она, в первую очередь, связана с социальной сущностью человека. Понятие личности как совокупности выработанных привычек и предпочтений, психического настроя и тонуса, социокультурного опыта и приобретённых знаний, набора психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой, даёт нам общую характеристику. Большое значение в определении личности играет темперамент – «характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой» [5]. Активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. И. П. Павлов, в своём учении о типах нервной системы доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Весь этот набор качеств составляющих личность человека очень важен в дирижёрской профессии. Профессия включает в себя профессионального музыканта-исполнителя и руководителя, обладающего незаурядными качествами, способного ладить с людьми, подчинять, увлекать, убеждать, заставлять, воодушевлять каждого певца и весь коллектив. Как музыкант он должен обладать острым музыкальным слухом, чувством звукового баланса, мануальной техникой, быть интересным исполнителем, музыкально и вокально образованным педагогом. Работать с человеческим голосом непросто, поскольку это капризный, хрупкий инструмент, реагирующий как на внешние (плохая погода, атмосферное давление, влажность, сухость воздуха, время суток, усталость, нервозность, раздражение), так и внутренние (плохая постановка голоса, не владение вокально-хоровой техникой, нездоровье голосового аппарата и т.д.) условия. Необходимо, чтобы дирижёр сам в совершенстве владел своим голосом, искусством выразительного пения, мог показать, как выполняется тот или иной певческий приём. У хормейстеров хорошо владеющих своим голосом, хор поёт заметно лучше, во многих ситуациях репетиционной работы лучше один раз показать технологию преодоления каких-либо певческих трудностей, чем долго объяснять словами. Руководитель должен бережно относиться к голосам поющих, охранять и беречь их, соблюдать режим работы, тесситурные условия. К другой части профессии дирижера нужно отнести качества руководителя, организатора-управленца. Отсутствие одной из этих составляющих целого комплекса данных может стать причиной несостоятельности в профессии. Например, отсутствие коммуникабельности, эмоциональности, мгновенной реакции, не умение быстро принимать решения, контролировать процесс концертного исполнительства, сведёт наличие всех остальных музыкальных способностей на нет. Он может быть хорошим музыкантом, но совершенно беспомощным руководителем, неспособным держать дисциплину, не умеющим увлечь, заинтересовать, потребовать и повести коллектив за собой. Причём часто этот человек максималист, который ставит сам себе высокую планку, профессионально амбициозный, особенно в начале своей деятельности. Когда говорят о характере, обычно подразумевают под этим словом такую совокупность свойств и качеств личности, которая накладывает определенный отпечаток на все её проявления и деяния. Черты характера - это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности поведения личности. «Из специфических дирижёрских данных следует отметить в первую очередь наличие сильной воли, высокое владение концентрированным и дифференцированным вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность – способность понимать и быть понятым» [6]. Хоровой дирижёр – это музыкант-исполнитель, инструментом которого является живой вокально-хоровой коллектив. Казалось бы, слишком прямолинейно определять коллектив как живой, но это определение даёт чёткие ориентиры в понимании сути особенностей работы, это ежеминутно и ежесекундно меняющийся коллектив. Управление и работа с людьми, создание из разрозненного собрания поющих, со своими характерами, проблемами, возможностями и способностями, единого послушного инструмента, способного передавать идейно-художественное содержание музыкального произведения, составляет сложную задачу. «Нужно ещё внушить музыкантам ваши мысли, заразить их вашей силой – причём с такой ясностью, чтобы они, одновременно с вами, испытали те же желания и не медлили с их осуществлением. Вы должны навязать им свою волю. Это не лёгкое дело – овладеть сознанием сотни музыкантов. Представьте на мгновенье, что сказал бы пианист, если бы вдруг, каким-то чудом, каждая клавиша его инструмента оказалась бы живым существом»[3]. Хормейстеру нужно быть хорошим психологом и учитывать психологические и физиологические особенности как одного участника хора, так и всего коллектива. Его задачей является умение объединить хористов, заинтересовать, вызвать у своих подопечных положительные эмоции, уважение, желание вместе взаимодействовать и творить, несмотря на все трудности работы, потребовать и добиться выполнения своих замечаний. «Руководитель хорового коллектива обязан систематически, как опытный педагог, воспитывать певцов художественно-творчески и профессионально-технически. И это осуществляется им прежде всего на репетициях. Качество репетиций, проводимых руководителем хора, определяется не только тем, как скоро он сумел подготовить концертную программу, но и творческим ростом коллектива, повышением его исполнительского мастерства. Изучение произведения – это, прежде всего, живой творческий процесс познания и воплощения художественных образов….Творчество немыслимо без дисциплины…Дисциплина зависит прежде всего от дирижёра, от его личной организованности, чёткости и целесообразности требований, от умения создать атмосферу деловой активности и увлечённости в работе….не должно быть иметь место высокомерие и пренебрежение, оскорбляющие личное достоинство. Доброжелательность, взаимное уважение создают наилучшую обстановку для совместного творчества». [6] Фигура дирижёра должна производить впечатление общей собранности и подтянутости. Важно чувствовать коллектив в работе, если очень напряжён, нужно уметь снять напряжение, можно пошутить, что-то рассказать, всегда держать внимание коллектива, быть интересным, неординарным иногда непредсказуемым, менять методы работы. Центральной, или стержневой характеристикой личности дирижёра является его отношение к коллективу, общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, а такие черты как замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям нехарактерны для этой профессии. Среди особенностей характера - трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность в работе, инициативность, настойчивость, в хорошем смысле фанатизм в своём деле. И в тоже время важны такие черты, как чувство собственного достоинства, стремление к самосовершенствованию, скромность. Особая роль отводится дирижёру в любительском хоре, так как люди часто идут заниматься к определённому человеку, именно он формирует творческую атмосферу репетиций, выстраивает отношения, регулирует внутреннюю жизнь коллектива. Не случайно с уходом определённого человека, дирижёра-руководителя, распадается коллектив или совершенно меняется его репертуар, состав исполнителей. Творческая жизнь коллектива не ограничивается только репетициями и концертами, необходимы разные способы объединения: общие выходы на природу, совместные праздники, посещение культурных мероприятий. Перефразируя известное изречение, можно выразить его такими словами: Скажите, кто ваш руководитель - и я скажу, какой у вас коллектив. Одним из важных качеств дирижёрской профессии является чувство меры. Жесты и мимика дирижёра должны быть просты, естественны и понятны, их нельзя не воспринимать, им нельзя не подчиниться. Дирижер должен воодушевлять певцов, создавать наилучшие условия для творческого исполнения. Говорят, что душа дирижёра сосредоточена на кончиках его пальцев. Все его переживания, эмоции передаются через движения рук, мимику, отражая внутреннюю сущность человека, который стоит перед коллективом. Поэтому у дирижёра должны быть "поющие руки", под которые удобно и хорошо петь. Большую роль в профессии дирижера играет мимика, выражение глаз, значение которых в управлении хором трудно переоценить. Они предвосхищают любое действие: вступление хора, партии, солистов, ту или иную динамику, кульминационные моменты. Дирижёр должен гипертрофированно передавать все эмоции, утрируя мимику, пережить эти чувства и передать их хору. Нередко это общение между дирижёром и хором происходит на подсознательном уровне, когда "душа с душою говорит". Это сложная работа, которая включает в себя не поддающийся подробному описанию процесс: слышать весь хор и каждого певца в отдельности, направлять и управлять ими, контролировать себя в настоящем, думать всё-время о будущем, предваряя все вступления, изменения темпов, динамики, держать все внимание на себе, слышать и контролировать интонационный строй, переживать все чувства, которые хотел передать композитор. В это время обострённо работает слух, зрение, память, артикуляционный аппарат - всё направлено на исполнение, сильнейшая концентрация внимания, ответственность за всех и за всё. Огромное значение в работе хорового коллектива имеет репертуар, на котором хор учится и творит, это тоже прерогатива руководителя. Репертуар – одно из основных условий формирования вокально-хоровых навыков, так как правильно подобранные произведения способствуют проявлению любви к хоровому пению, развивают и стимулируют музыкальные способности. Репертуар является критерием творческого роста коллектива. Существует общеизвестное утверждение: «Дирижёром надо родиться», и с этим трудно не согласиться, поскольку дирижёрская работа - это в большей степени служение искусству, образ жизни. «Обучение в музыкальной школе или консерватории не принесут никакой осязаемой пользы, если нет в тебе той внутренней возбудимости, того всепоглощающего пламени, того магнетизма, которые должны одновременно околдовывать и оркестрантов, и аудиторию, пришедшую слушать музыку. Деятельность дирижёра окажется весьма неполноценной, если она не будет подкреплена магическим воздействием самой его личности. Иным достаточно появиться, и ещё до того, как они поднимут руки, призывая к вниманию, настроение в зале меняется. Одним только присутствием своим они переносят в мир музыки, воздух как бы электризуется. Это похоже на какое-то чудо. Другие выходит, - и ни до, ни во время, ни после концерта так ничего и не случается. Дирижёр может досконально знать своё дело и всё же не вызвать восхищение слушателей. "Я думаю, что в каждом человеке, наделённом памятью, интеллектом, своеобразием, есть и нечто сверхъестественное. Высвободить эту энергию, излучить её и увлечь музыкантов – вот конечная, высшая роль дирижёра…Душа дирижёра должна быть зеркалом, в котором музыка отражается так же, как природа во взоре художника. Музыка – это искусство выражать невыразимое. Ей дано поведать о многом, чего не высказать словами, не постичь разумом. Её область – неуловимое, неосязаемое и привидевшееся. То обстоятельство, что человек получает возможность разговаривать на этом языке, представляется мне наиболее драгоценным из всех даров, ниспосланных небом. И мы не имеем права его опошлять.. я вижу в деятельности дирижёра не профессию, а священнодействие: это не слишком сильное слово» [3]. Литература 1. Ольхов К. Вопросы теории дирижёрской техники и обучения хоровых дирижёров. – Л.: изд-во Музыка, 1979 - С.16. 2. Кондрашин К. Мир дирижёра. - Л.: изд-во Музыка, 1976 - С. 8. 3. Мюнш Ш. Я - дирижёр.- М.: Музыка, 1982. 4. Чернушенко В. //И.Мусин О воспитании дирижёра. – Л.: изд-во Музыка, 1987.- С.4. 5.Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. 6. Краснощёков В. Вопросы хороведения. – М.: Музыка, 1969 – С.292-293
|