Органов внутренних дел. Наиболее значимыми регуляторами деятельности органов внутренних дел и их сотрудников можно считать право
Наиболее значимыми регуляторами деятельности органов внутренних дел и их сотрудников можно считать право, мораль, обычаи. Особенно велика, естественно, роль права, но исторически и логически удобнее начать анализ их роли с обычаев, затем перейти к морали и праву. Обычаи как стихийно сложившиеся правила поведения, передаваемые из поколения в поколение, и действующие, в основном, в силу привычки, на основе имитационного механизма, продолжают играть определенную роль в правоприменительной деятельности, прежде всего, на уровне особенного и единичного. Сказанное относится ко всем направлениям деятельности, но прежде всего к тем, при осуществлении которых сотрудники находятся в постоянном контакте с населением (ГИБДД, ППС, участковые инспектора милиции, оперативные уполномоченные милиции и др.), – в наибольшей степени. Это создает необходимость учитывать специфику духовно-культурной сферы, в частности, национальные и религиозные особенности у частников правоотношений в деятельности органов внутренних дел. Знание обычаев значительно облегчает работу. Обычаи меньше всего проявляют себя на уровне общего, оказывая неоспоримое и закономерное воздействие на уровне конкретных юридически значимых ситуаций, т.е. в повседневной деятельности органов внутренних дел и конкретного сотрудника. Обычаи принято классифицировать по разным основаниям: а) по влиянию на развитие общества – на прогрессивные и реакционные, а также относительно нейтральные; б) непосредственно вытекающие из национальных особенностей; в) сформировавшиеся на религиозной основе; г) производные от особенностей регионального, географического, геополитического положения; д) порожденные спецификой психофизиологических характеристик человека; е) сформированные господствовавшей в бывшем СССР идеологией, сохранившей свое действие; ж) имеющие международный характер. Сказанное можно проиллюстрировать следующими примерами: особый статус женщины в мусульманских регионах; почитание старших или явный приоритет интересов старших, выплата калыма; запрет на дачу показаний против родственников; кровная месть; неприкосновенность гостя. В перечне других обычаев, которые желательно учитывать сотрудникам органов внутренних дел, входят: ритуал похорон, молебен, священность Корана или Библии, обязанность оказывать помощь путнику, охрана водных источников, насильственный угон скота, наследственная передача земли, ритуалы встреч, общений и проводов различных народов, обязательность носить головной убор, пояс и оружие всегда и везде и др. В то же время действуют обычаи, регулирующие служебные отношения, поведение в трудовых коллективах. Например, обычай празднования по определенному ритуалу присвоения очередного звания или ученой степени, или прибавления семейства и др. Существуют также сугубо профессиональные обычаи (традиции, ритуалы): форма одежды; принятие присяги; приветствия и др. Безусловно, все эти обычаи оказывают воздействие на правоприменительную и оперативно-управленческую деятельность органов внутренних дел. Одни из них затрудняют проведение мероприятий оперативно-розыскного характера, производство задержания, экспертизы, разрешение управленческих вопросов, другие – требуют некоторых отступлений от порядка содержания лиц в ИВС, СИЗО, усиления мер предосторожности при проведении очной ставки. Однако обычаи имеют не только негативные последствия для органов внутренних дел. Нередко авторитет старейшин помогает приостановить массовые беспорядки, добиться явки с повинной, выдачи вещественных доказательств, своевременно возместить причиненный материальный ущерб, предупредить преступление, устранить причины, их порождающие и т.д. Особенно неоднозначно воздействие на органы внутренних дел и их сотрудников обычаев, происхождение которых имеет религиозную природу. С одной стороны, они могут стать условием, причиной или поводом преступлений. Например, противоречия между шиитами и суннитами, между различными толками внутри этих ответвлений, решением религиозного суда или судьи (кади) и негативной реакцией на него государственных органов и т.д. Механизм проявления обычаев, сформировавшихся на социально-политической и региональной почве, известен. К таковым, например, можно отнести «посвящение» в шахтеры, казаки или солдаты, привычку «отмечать» офицерское звание, получение квартиры и т.п. Многочисленные исследования деятельности сотрудников органов внутренних дел показали, что обеспечить ее законосообразность, т.е. адекватность праву, можно лишь через нравственные и правовые предписания одновременно и что ими не совершаются (не должны совершаться) действия, безразличные к нормам морали (нравственности). Имеется в виду взаимодействие, взаимообслуживание права и морали, естественно, при их самостоятельности в регулировании общественных отношений, наличии как общих, так и отличительных черт. При этом следует подчеркнуть, что наряду с общечеловеческой моралью, нравственностью, существует профессионально-юридическая мораль, так как каждая профессия имеет собственную мораль, включающую как общие нормы и принципы нравственности, так и специфические нормы и принципы, дополняющие, конкретизирующие и развивающие их. Некоторые из них находят свое юридическое закрепление. Если рассматривать правопонимание на уровне профессионалов, практикующих юристов, а мораль – традиционно, но с включением профессиональной, то можно выделить их общие и отличительные черты. Общие черты таковы: а) право и мораль регулируют общественные отношения (поведение, деятельность) в пределах определенной территории, социальных групп и слоев населения или всего общества: б) они обслуживаются и определяются одинаковыми экономическими, политическими, социальными и духовно-культурными факторами; в) действуют в пределах одного и того же государства с его конкретной сущностью; г) обеспечиваются внутренним убеждением и силой общественного мнения. Отличительные черты права и морали: а) право устанавливается, санкционируется, признается государством, мораль – общественным, групповым, в том числе профессионально-юридическим и индивидуальным сознанием; б) право, помимо убеждения и общественного мнения, охраняется принудительной силой государства, точнее, возможностью государственного принуждения, мораль – силой внутреннего убеждения и общественного мнения; в) формой закрепления и существования права служат нормативные правовые акты и другие признаваемые государством источники права, форма выражения морали, как правило, неписаная; г) право является внешним предписанием и регулирует общественные отношения в форме прав и обязанностей, а мораль регулирует общественные отношения в общем виде, с точки зрения должного и ценного, на уровне внутреннего личностного механизма. Взаимообслуживание права и морали имеет следующие проявления: а) мораль в виде принципов и норм влияет на нормотворчество, так как, в конечном счете, правом признается лишь нормативно закрепленная справедливость. Еще русские правоведы (Соловьев В.С., Ильин И.А. и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. В указанном смысле право – средство реализации нравственных идеалов общества; б) правоприменительная деятельность должна быть основана на принципах и нормах морали, и, прежде всего, на таком интегративном принципе, как справедливость; в) право, в свою очередь, воздействует на формирование принципов и норм морали и обеспечивает их действие, влияет на воспитание нравственного сознания и нравственных чувств. Воздействие моральных факторов на функционирование органов внутренних дел осуществляется по нескольким направлениям: во-первых, через каналы социальных взаимосвязей населения и органов внутренних дел; во-вторых, посредством межличностных отношений между группой, конкретным человеком и сотрудником милиции, следствия, пожарной охраны и т.д.; в-третьих, через структурно-функциональные взаимосвязи государственных органов и их должностных лиц. Особенностью моральных норм является то, что они оказывают чаще всего позитивное воздействие на деятельность органов внутренних дел. Однако это справедливо только в отношении моральных норм, возникших на нравственных началах и основанных на общечеловеческих ценностях. Есть еще групповая и персонифицированная мораль, которая способна нести как положительное, так и отрицательное содержание. Такие моральные установки, безусловно, оказывают активное воздействие на функциональные возможности органов внутренних дел, на качество и результативность реализации ими правовых предписаний и в целом – вида деятельности. Так, стремление «защитить честь мундира», не возбуждать заведомо неперспективные уголовные дела, обеспечить приоритет «национального» над профессиональным в кадровой политике, мораль ведомственных амбиций и противостояний, или, например, распространившаяся в ряде служб система получения взяток, применение незаконного физического насилия оказывают на органы внутренних дел деформирующее влияние, в конечном счете разрушая систему и делая невозможным достижения ею эффективных результатов. Когда внешние и внутренние факторы по своей негативной направленности совпадают, то создаются условия для вседозволенности, взяточничества, коррупции и т.п., т.е. деформации сознания и личности, являющейся одной из основных причин нарушений законности в деятельности органов внутренних дел. Нельзя не увидеть, что мораль, с одной стороны, правосознание, правовая и профессиональная культура – с другой, тесно взаимосвязаны. Именно через них осуществляется воздействие на поведение сотрудников. Степень воздействия обычаев, морали и права на органы внутренних дел отражается в управленческих решениях и в целом в управленческой деятельности. Правовые нормы разных (или одного) уровня часто вступают в противоречия друг с другом, с нормами и принципами морали. Противоречия затрудняют работу органов внутренних дел, так как они ставят сотрудника в условия исполнения обязанностей на острие риска, побуждая его подменять принцип законности принципом целесообразности. Отдельные авторы настаивают, что органы внутренних дел должны руководствоваться не только собственным правом, но и нормами международного права, что следует из ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Но подобная постановка вопроса не только не облегчает работу сотрудника, а, наоборот, ставит его в затруднительное положение. Для выведения работника из этого противоречивого состояния и устранения причин, его вызвавших, необходимо, чтобы законодательная власть вовремя приводила издаваемые нормы права в соответствие с международным правом, прежде всего, в части общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров. Тем самым сотрудник будет избавлен от состояния субъективного раздвоения перед объективной необходимостью принять единственно верное решение в условиях правовых ножниц. В то же время крайне желательно, чтобы сотрудники в правоохранительной деятельности руководствовались правом.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
|