Первичная категория
Нет такой нелепости, которую бы те или другие философы не Защищали, как истину. Джонатан Свифт В основе исторически развивающейся методологической философии должна быть положена такая категория, которая не нуждается ни в каких предпосылках и сама составляет исходную предпосылку к развертыванию всех остальных категорий. В зависимости от философской системы первичными категориями в воззрениях философов библейской цивилизации были либо дух, либо материя. Гегель считал первичной категорией бытие: «Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль и неопределенная непосредственность, а первое начало не может быть чем-либо опосредованным и определенным» [З]. В философии Гегеля «бытие содержит три ступени: качество, количество и меру», которые уже определяются через бытие. В материалистической философии первичной категорией является материя. Сознание – лишь свойство материи, а движение, пространство и время – формы существования материи. Хотя человек может и не осознавать это, но в зависимости от того, какие категории господствуют в обществе и как они упорядочены в смысле первичности и общности, возможно различное восприятие Объективной действительности, её осмысление, понимание смысла жизни, что определяет нравственные принципы и нормы как отдельного человека, так и общества в целом, выражающиеся в их поведении. Философские взгляды являются фундаментом всей системы мировоззрения общества. В материалистическом понимании субстанциональной основой мира является материя. Прежде чем дать материалистическое понятие материи, рассмотрим кратко, что понимали под материей другие философы. Кант: «В явлении то, что соответствует ощущениям, я называю материей» [4]. Л.Фейербах: «Материя не есть Бог, она, скорее, есть нечто конечное, внебожественное, отрицающее Бога» [5]. А.Н.Уайтхед (англо-американский философ), 1861 - 1947 г.): «Под веществом, как материей, я подразумеваю всё то, что обладает свойством просто занимать некоторое место» [6]. В.С.Соловьев: «...материя есть чистое, бесконечное бытиё, безусловно простая и единая субстанция. Она всецело заключена в самой себе, и это её пребывание в самой себе, составляющее ее бесконечность (так как будучи безусловно в себе, она в силу этого не может быть ничем внешним ограничена, не может иметь предела или конца) обнаруживается для другого, для субъекта, как безусловная непроницаемость. «<....> Сверх того, легко видеть, что материя, понимаемая как безусловно единое, сведенная к безусловно простому определению непроницаемости, или в себе бытия, перестает быть материей, поскольку мы под материей разумеем общую основу всех вещей, следовательно, основу множественности» [7]. Ленинское Определение «материи»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нём» [8], содержит понятие «объективная реальность» как предпосылку, которая, в свою очередь, бессознательно отождествляется с неопределённой им материей. А сознание, в понимании материалистов, есть производная от материи: её свойство, которое она обретает, перевалив через достаточно высокий уровень организации её структур. Краткий обзор показывает, что философская категория «материя» реально допускает бесконечное количество определений, т.е. для всех философских систем материя – непознанная категория. Но ведь то, что объективно существует, то – субъективно познаваемо. Философский энциклопедический словарь [I], раскрывая понятие «материя», описывает её следующим образом: «Материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. Не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизвестной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств материи. <....> Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращению в другие формы. <....> Материальные объекты обладают всегда внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность проявляется н закономерном движении и взаимодействии всех элементов, благодаря которым они объединены в системы. Типы материальных систем: элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, геологические системы, Земля, другие планеты, звезды и т.д.» «Внутренняя сущность материи раскрывается через её многообразные свойства...», – отмечает философский словарь под ред. М.М.Розенталя [9].
|