ББК 76.03
От пиктограммы До Интернета Краткий очерк развития средств информации и коммуникации
Санкт-Петербург 2008 г.
ББК 76.03 П65
Рецензенты: профессор кафедры теории коммуникаций И.П.Яковлев доцент кафедры радио и телевидения В.Г.Осинский Редактор: доцент кафедры РТ Е.П.Почкай Печатается по постановлению Ученого совета факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета
ãПознин В.Ф. От пиктограммы до Интернета (Краткий очерк развития средств информации и коммуникации). 2-е издание, исправленное и дополненное. Учебное пособие. – СПб, 2008
В пособии дается обширный исторический и справочный материал о появлении и совершенствовании вербальных, аудиальных, визуальных и аудиовизуальных средств информации и коммуникации. Основная задача пособия – дать представление об основных тенденциях развития техники и технологии коммуникативных процессов и возможных перспективах развития средств массовой и индивидуальной коммуникации. Пособие рассчитано на студентов факультетов журналистики, а также на всех, кто интересуется вопросами информации и коммуникации.
ББК 76.03
Введение Если бы человек из XIX века попал в наши дни, то, думается, воображение его было бы поражено не столько новыми видами транспорта, повсеместным использованием электричества, появлением оружия необычайно разрушительной силы и другими результатами технического прогресса, сколько разительными переменами в области коммуникации. Ведь сто лет назад трудно было даже вообразить, что любая мало-мальски значительная новость может в считанные минуты стать достоянием всего мира (а именно это происходит сегодня с помощью Интернета, радио, спутникового телевидения); что можно будет передать на расстояние факсимильное изображение текста, рисунка или фотографии; послать письмо не по почте, а через эфир и тут же получить на него ответ; мгновенно найти любую интересующую тебя информацию и если надо, скопировать ее для себя; заказать необходимый товар и осуществить другие услуги, не выходя из дома… Именно двадцатый век осуществил фантастический прорыв в развитии средств передачи и сохранения информации. Специалисты подсчитали, что современное человечество ежегодно производит миллионы гигабайтов информации. Постоянно меняются технологии фиксации, хранения и передачи информации. Со времени первого издания этой книги прошло всего лишь семь лет, но за это время радикально изменилось многое и в профессиональной сфере информации и коммуникации, и в сфере любительского творчества. Все шире внедряются цифровые технологии, решительно тесня аналоговые; идет процесс конвергенции кинематографа, телевидения, мультимедиа и слияние всех этих потоков в Интернете. Происходит интеграция любительского творчества в информационные электронные потоки. Чуть ли не каждый год появляются новые модификации профессиональной и бытовой аппаратуры. Вся история человеческой цивилизации (а это последние три-четыре тысячи лет) не знала столь радикальных перемен в сфере коммуникации (за исключением разве что создания письменности и изобретения книгопечатания). Один ученый-популяризатор остроумно сравнил историю развития человечества с марафонским бегом на 60 км. 59 километров этого воображаемого марафона будут представлять собой лишь подготовку к появлению homo sapience, и только на самом последнем километре, да и то метров за 300 до финиша появятся первые следы человеческой деятельности (это будет период палеолита), за 200 метров возникнут пирамиды, за 100 метров до финиша появится культура Средневековья, вскоре ее сменит эпоха Возрождения и лишь где-то метров за 5 до конца этого воображаемого забега забрезжит XX век. Приблизительно по той же экспоненте происходило и развитие средств массовой информации и коммуникации. Наша задача – наглядно представить этот процесс, продолжавшийся десятки столетий и развивавшийся с нарастающим ускорением, начиная со второй половины XIX века. Напомним, что в ХХ веке понятие информации значительно расширилось. В наши дни практически каждая отрасль человеческих знаний использует термин «информация»: научная информация, генетическая информация, эстетическая информация и т.д. Нас в данном случае будет интересовать лишь социальная информация, то есть сведения, получаемые человеком в индивидуальном порядке или через средства массовой информации (СМИ). Что касается понятия «коммуникация», то договоримся в данном случае понимать под этим способы передачи информации, то есть различных сведений, от человека к человеку или от источника массовой информации – аудитории. Приводимые ниже факты позволят вам не только получить представление о том, как развивались и развиваются различные средства информации и коммуникации, но и о том, что нас может ожидать в этой области в обозримом будущем.
I. О некоторых аспектах теории информации Одно из понятий, которым пользуются сегодня при изучении самых различных аспектов науки и жизни – это понятие информации. И, думается, прежде чем начать разговор о развитии средств коммуникации и информации стоит прояснить, что означают некоторые понятия, используемые в теории информации. Первые попытки изучения такого явления как “информация” были предприняты в 20-е годы минувшего столетия, когда началось бурное развитие средств массовой коммуникации. Уже тогда был введен ряд понятий, предвосхитивших некоторые идеи современного учения об информации. Да и само слово «информация» вошло в постоянное употребление лишь в середине ХХ века, после того как оно было введено в оборот Клодом Шенноном, который использовал этот термин в узком техническом смысле, применительно к теории связи или передачи кодов. Как заметил по этому поводу один из ведущих наших философов, занимающихся проблемами информации, А.Урсул, “вначале в сферу исследования вовлекается качественный, содержательный аспект формирующегося понятия, а затем осуществляется переход к исследованию его количественных характеристик.” (А.Д.Урсул. Проблема информации в современной науке. 1975. С.13). Потребность в развитии средств массовой коммуникации в свою очередь потребовала совершенствования таких технических средств, как кинематограф и радио, а позднее – телевидения. Технический и технологический аспекты развития новых коммуникационных систем и вызвали к жизни новые количественные подходы к измерению информации, которые в конечном итоге привели к созданию теории информации, начало которой, как мы уже сказали, положил К.Э.Шенон, в своей “Математическая теория связи” давший вероятностно-статистическое определение информации. Шенон предлагал понимать под информацией не любые сообщения, которые мы получаем, а лишь те, что уменьшают неопределенность у получателя информации. Для ясности приведем несколько бытовых примеров: скажем, вы получили сообщение о том, что победила такая-то футбольная команда, или что кто-то признан судом невиновным, или просто вы кинули монету, загадав, какой стороной она упадет. Все эти полученные вами сведения снимают неопределенность, поскольку из двух возможных вероятностей реализовалась одна. То есть в вероятностно-статистической теории Шенона количество информации измерялось посредством вероятности. Согласно этой теории, наибольшее количество информации несет мало ожидаемое (мало вероятное) событие. Последний постулат верен и применительно к информации в самом широком смысле. Были и другие определения информации. Один из основоположников кибернетики У.Р.Эшби (его книга “Введение в кибернетику” вышла в 1956 г.) предложил рассматривать информацию как передаваемое разнообразие. Под разнообразием понималась характеристика элементов множества, заключающаяся в их отличии. Если рассматривать эту идею шире, то можно сказать, что любой объект отражается в субъекте именно потому, что ему самому присуща информация как разнообразие тех или иных процессов отражения. Постепенно понятие информации как научного термина стало прерогативой технических и естественных наук, чему, прежде всего, способствовало бурное развитие кибернетики. В настоящее время, как уже было сказано, наполнение термина «информация» получило гораздо более широкий смысл, и нередко в одни и те же понятия, используемые в теории информации, каждая сфера науки и человеческой деятельности вкладывает свой смысл. А поскольку мы будем говорить в дальнейшем об информации как о передаче определенных сведений, то упомянем лишь те существенные понятия, без которых нельзя обойтись при разговоре о коммуникационных процессах. Информация предполагает прежде всего ее передачу и прием, то есть наличие объекта и субъекта. Одно и то же информационное сообщение, будь это фильм, радио- или телепередача, статья или схема, могут быть совершенно по-разному восприняты и поняты разными людьми и содержать разное количество информации в зависимости от накопленных этими людьми знаний и от степени их интереса к получаемому сообщению. Другое не менее важное понятие – тезаурус. Этим греческим словом обозначается набор данных о какой-либо области знания, позволяющий человеку или компьютеру достаточно быстро и свободно ориентироваться в получаемой информации. Можно сказать, что рост нашей квалификации и компетентности в той или иной области в большой степени зависит от роста нашего тезауруса. При сообщении той или иной информации непременно надо учитывать тезаурус потребителя этой информации, иначе говоря, его подготовленность к адекватному ее восприятию, будь это информация научная, общественно-политическая или эстетическая. Реципиент может не извлечь из информации ничего для себя нового в двух случаях: 1) если сообщение окажется для него слишком сложным и непонятным (то есть значительно превышающим его тезаурус); 2) если оно не будет содержать для него ничего нового. Советским ученым А.Курсом был введен термин “информационная ценность”. Он толковал это понятие как неповторимое качество явления, выделяющее его из повторяющегося ряда. Другой ученый М.Гус определил ценность иначе, исходя из понятия цели субъекта, получающего информацию. На возможность измерения ценности информации первым обратил внимание академик А.А.Харкевич, предложивший измерять эту ценность через приращение вероятности достижения цели до и после получения информации. Простой пример: когда мы получаем насущно необходимые нам навыки и умения, мы имеем дело с ценностным аспектом информации, потому что приобретенные нами знания помогают нам достичь поставленной цели (научиться водить автомобиль, изучить иностранный язык, сдать экзамен и т.п.). Введем попутно еще одно понятие, важное для адекватной передачи информации и ее декодирования – инвариант. В математике инвариантом называется выражение, остающееся неизменным при определенном его преобразовании, например, при переходе от одной системы координат к другой. В более широком смысле под инвариантом понимается знак или совокупность знаков, воспринимающихся в одинаковом значении, несмотря на определенные изменения характеристик. Скажем, мы воспринимаем смысл произносимого, несмотря на то, что слова могут произноситься с акцентом, в разном темпе, с разным тембром, потому что вычленяем инвариант звука и слова. Точно так же мы спокойно определяем инвариант букв независимо от изменения их конфигурации. Для теории информации особое значение имеет простота знака, точнее его четкие и однозначные признаки, чтобы машина могла быстро считывать инвариант. Именно поэтому двоичная система оказалась очень удобной и универсальной для первого реального детища кибернетики – электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Комбинируя до бесконечности сочетания 0 и 1, можно быстро совершать любые математические операции. На двоичной системе основана работа компьютеров и всех цифровых аудио- и видеосистем. Сама идея системы счисления, содержавшей всего две цифры (0 и 1), которая начала активно внедряться в жизнь 60 лет назад, впервые была предложена великим немецким математиком и философом Готфридом Вильгельмом Лейбницем в 1703 году. (Ведь привычная нам десятичная система счета весьма условна и возникла, вероятно, по той причине, что у нас на руках и на ногах десять пальцев. Будь у нас, скажем, по восемь пальцев, мы бы, наверное, складывали, вычитали и умножали по восьмиричной системе). Двоичная единица измерения количества информации была названа битом (bit – от binary – двоичный и digit – знак). Как удалось подсчитать ученым, в течение одной секунды органы чувств человека способны воспринять 10 миллиардов битов информации, а за всю жизнь – 10 в 16-й степени битов. Основной принцип работы цифровых информационных и коммуникационных технологий состоит в кодировании и декодировании информации. Поэтому чуть подробней остановимся на этих категориях. С понятием кода мы постоянно встречаемся в жизни. В широком смысле все материальные системы можно рассматривать как закодированные множества. Так, мы говорим о молекулярном коде, о генетическом коде, о коде шифровки и т.п. В коммуникативных системах, начиная от самых примитивных, с которыми мы познакомимся в следующих главах, крайне важна согласованность системы кодирования и декодирования. Скажем, некоторые обнаруженные древних письмена до сих пор не удалось до конца расшифровать потому, что не удалось найти ключ к их коду. Современные цифровые системы постоянно совершенствуются и усложняются, потому что закодированная посредством их информация может быть необычайно велика. При этом следует заметить, что в цифровых системах так же, как в азбуке Морзе, при кодировании того или иного знака учитывается частота его появления. Скажем, кодируя буквы латинского алфавита, программист обозначит “е” как 1, “i” как 01, “a” как 001, а “u” как 000 и т.п. Кодирование музыкального произведения представляет собой гораздо большую сложность. И, конечно, огромное количество битов имеет информация, содержащаяся в зафиксированном цветном и к тому же движущемся изображении. Поясним еще одно понятие, используемое в теории информации – “ избыточность информации ”. Речь в данном случае идет вовсе не о переизбытке информации, то есть о совершенно новых, оригинальных, неповторяемых сообщениях, а как раз наоборот – о повторяемости в той или иной степени знаков, сообщений и т.п., что помогает нам получить нужную информацию даже в случае помех (информационного шума), ибо при недостаточной избыточности любая одиночная ошибка способна привести к существенному искажению информации. Человеческий язык обладает огромной степенью избыточности. Как правило, мы произносим и пишем гораздо большее количество слов, чем необходимо для восприятия смысла сказанного или написанного. Лишь в телеграммах в целях экономии мы доводим количество слов до полного минимума. Да и в написании и произнесении большинства слов избыточность также достаточно велика. Дае ели оусит кждю трть уку, и т мы моем пнть ощи смсл вскзыаня. Скажем, в лингвистических словарях часто используются сокращения фамилий авторов, за счет того, что в них убираются буквы, обозначающие гласные звуки (Пшкн, Тргнв, Тлст, Чхв. и т.д), и мы, даже не заглядывая в список используемых сокращений, легко восстанавливаем все слово благодаря контексту и накопленной нами информации. Композитор С.С.Прокофьев, кстати, обычно таким образом и подписывался: Пркфв. Наша разговорная речь обладает избыточностью порядка 72 %. Как подсчитали дотошные ученые, в наших повседневных телефонных разговорах присутствует, как правило, не более 3% информации, все остальное – информационная избыточность, то есть то, что мы давным-давно знаем, либо это различные эмоциональные междометия, слова-паразиты и прочие лексические и фразеологические единицы, и без которых можно было бы понять суть нового сообщения. В деловых текстах избыточность и того выше – почти 85%. Это объясняется тем, что приходится повторять одни и те же слова и термины, дабы избежать путаницы или неправильного толкования. Ибо, как говорил отец кибернетики Н. Винер, избыточность информации – основа получения правильной информации. Если бы наша речь совсем была лишена избыточности, то человеческое общение представляло бы трудный и мучительный процесс, ибо любой информационный шум мог бы лишить нас нужной информации, либо существенно исказить ее. Кроме того, избыточность, присущая человеческому языку, делает его гибким, выразительным, не утомительным для восприятия. То же самое, в общем-то, касается и любой аудиальной и визуальной информации, передаваемой по радио, телевидению и т.п. Мозг человека опирается на огромную избыточность информации. Хотя мы воспринимаем сознательно порядка 10-100 битов в секунду, наши органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние) воспринимают в это же время тысячи и миллионы единиц информации. Речь в данном случае идет об информации, воспринимаемой нами на подсознательном уровне, чем порой вполне осознанно пользуются в средствах массовой информации для воздействия на аудиторию в нужном направлении. Не очень внятно поданная или не очень понятная нам информации не позволяет нам получить достаточно полное представление о том или ином объекте или явлении; чрезмерная же избыточность информации (то есть сообщение о том, что нам и без того известно) заставляет нас скучать и отвлекаться. Оценка степени оригинальности того или иного художественного произведения и количества содержащейся в нем эстетической информации основывается на определении соотношения собственно информации и информационной избыточности. Если избыточность велика и мы получаем мало что нового для ума и души, то вряд ли такое произведение можно отнести к шедеврам. Но если избыточность совсем уж мала, то произведение в это случае становится малопонятным читателю, зрителю, слушателю. При этом, естественно следует учитывать тезаурус реципиента, то есть речь опять-таки идет о системе объект-субъект. При восприятии информации эстетического характера нередко случается так, что зритель или слушатель, в зависимости от его эстетической подготовки и душевной организации, воспринимает лишь часть получаемой информации. Скажем, он может оценить сюжетную интригу, юмор, красивую картинку, игру актеров, но при этом не заметить ни художественной образности, ни красоты композиции, ни философской глубины произведения. Поэтому ряд идеологов постмодернизма считают, что сегодня, когда территория «массовой культуры» с каждым годом все больше расширяется, авторам художественных произведение следует думать об использовании двойного кодирования, то есть рассчитывать на разный эстетический тезаурус читателя и зрителя, на многоуровневое восприятие одной и той же информации. Существует два противоположных подхода к роли информации в человеческом обществе. Одни склонны считать, что социальная информация является отражением глубинных процессов развития цивилизации, сложных исторических и социальных процессов. Другие, наоборот, гиперболизируют роль информации. Так, известный канадский социолог М.Маклюэн в своей книге “Галактика Гуттенберга” утверждает, что распространение и накопление информации – один из основных двигателей человеческой истории. Скажем, возникновение Римской империи он напрямую связывает с появлением алфавита и бумаги, поскольку это резко ускорило распространение информации и имело соответствующие последствия; религиозные войны и “национализм” эпохи Ренессанса, по мнению ученого, связаны с появлением печатного станка и т.п. Вывод, который делает Маклюэн, весьма неутешителен: “Человек запутался в электронных цепях, и ему некуда из них выбраться”. Истина, конечно, лежит посередине. С одной стороны, развитие общества и возникающие в нем новые потребности вызывают к жизни соответствующие коммуникативные технологии; с другой стороны, новые средства коммуникации ускоряют прогресс и, несомненно, влияют на развитие человеческого общества… И, наконец, остановимся еще на одном понятии, тоже пришедшем в обиход из теории информации и часто употребляемом в лексиконе профессионалов, имеющих дело с аудиовизуальными системами коммуникации, – понятии шума. В теории информации дефиниция «шум» – обширное и сложное понятие, включающая в себя такие обширные категории как энтропия и негэнтропия, хаос и порядок. В более понятном широкому кругу людей смысле шум – это помеха для восприятия и усвоения информации. Другое дело, что шум тоже может нести информацию, но информацию нам не нужную и мешающую восприятию основного сообщения. Скажем, при восприятии какого-либо речевого сообщения вы можете одновременно слышать другие голоса, шум улицы или музыку, и хотя они несут определенную информацию, в данный момент они воспринимаются вами как помеха, то есть как шум. Точно так же шумом может быть часть изображения, мешающая нам адекватно воспринимать основной, важный для нас объект. Если вы откроете сайт «Оптические иллюзии», то найдете там большое количество примеров того, как соотношения объект и фон могут поочередно восприниматься то как информация, то как шум. Согласно теории информации, шум по существу не отличим от любой другой формы разнообразия, поскольку тоже несет информацию, но это та информация, которая не нужна ее получателю. Поэтому при оформлении информации в печатном или аудиовизуальном виде крайне важно учитывать соотношение собственно информации, то есть наиболее существенных сообщений, и сообщений, имеющих к теме весьма косвенное отношение. Попутно заметим, что с появлением информационных и художественных передач на радио, а затем – с появлением аудиовизуальных произведений шум в привычном нам бытовом понимании (то есть звуки, не имеющие речевой или музыкальной характеристик) стал использоваться творческими работниками как одно из выразительных средств. В данном случае шум (в экранном произведении он может быть синхронным, фоновым или асинхронным), в отличие от так называемого паразитного шума (шума-помехи) несет определенную и нередко существенную информацию. Вопросы для проверки усвоения материала: 1) Какое сообщение, согласно теории информации, содержит наибольшее количество информации? 2) Что такое «избыточность информации» и какова необходимость «избыточности» для правильного восприятия информации? 3) Что такое информационный «шум»? 4) Какова роль тезауруса при восприятии получаемой информации? 5) Что принято называть инвариантом? 6) Как проявляется кодирование и декодирование в информационных системах? II. От звука - к букве Привычное для европейских и ряда других стран фонетическое письмо, то есть письмо, в котором каждый знак (буква) или сочетание знаков, в той или иной мере соответствуют определенному звуку (фонеме), появилось далеко не сразу. Первобытные люди пытались передать информацию с помощью так называемого пиктографического письма, рисуя последовательный ряд картинок, каждая из которых изображала определенный предмет, явление или какое-то событие. С сегодняшней позиции мы бы сказали, что пиктограмма фактически представляла собой монтажный ряд, дающий возможность реципиенту, знакомому с условностями такого письма, понять, какую информацию хотел передать ему автор сообщения. Скажем, “записанный” эскимосом рассказ о том, как он пошел на охоту, убил сначала одного тюленя, потом еще одного и каким образом он их доставил домой, несмотря на то, что пошел сильный снег, напоминает раскадровку эпизода фильма, в которой все наглядно и поэтапно представлено в рисунках. Конкретность восприятия предметов или явлений природы у тех же эскимосов, если верить лингвистам, выражается также в том, что один и тот же объект, но в разном состоянии обозначается у них разным словом. Скажем, понятиям “идущий снег”, “свежевыпавший снег”, “тающий снег”, “снег, лежащий настом” и т.д. соответствуют совершенно разные слова. С древних времен известны случаи передачи информации с помощью знаков-символов – цветов, фруктов, изображений животных или различных сочетаний этих объектов. В данном случае важно, чтобы сторона, принимающая закодированное послание, знала язык символов, которым пользовался отправитель сообщения. Существует предание о том, как персидский царь Дарий получил от скифов, которых он намеревался покорить, странное послание. В ответ на его ультиматум немедленно сдаться скифы передали ему большую корзину. Открыв ее, Дарий обнаружил там птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Эту информацию в виде знаков-символов царь персов истолковал по-своему: скифы готовы сложить оружие и, покорившись, отдать свои земли и воды и своих быстрых, как птицы, лошадей. Однако один из приближенных Дария, знакомый с обычаями скифов и употребляемыми ими символами, трактовал это совершенно противоположным образом: “Если Вы, персы, можете летать, как птицы, прятаться, как мыши, и прыгать по болотам, как лягушки, то лишь в этом случае сможете спастись от наших стрел”. Основатель семиотики американский ученый Ч.Пирс выделил два основных типа знаков, передающих информацию: иконические знаки и знаки-символы. Иконические знаки более-менее точно передают реальные объекты или явления. Скажем, реалистическая живопись или топографический план – это своего рода собрание иконических знаков. Что же касается знаков-символов, то они, как правило, не имеют никакого сходства с предметом или действием, которые они обозначают. И для того, чтобы понять их значение, вы должны располагать на этот счет определенной информацией. Скажем, человек, живший в середине минувшего века, никогда бы не догадался, что значок € означает общеевропейскую денежную единицу, а человек, не знакомый с музыкальной грамотой, вряд ли воспримет знакомую ему по различным гаджетам «решетку» # как музыкальных знак бекар. Но большинство из нас, увидев крест, понимают, что это символ христианства, полумесяц воспринимают как символ мусульманства и прекрасно разбираются в знаках-символах, стоящих на бытовой аппаратуре. Часть современных дорожных знаков (“Осторожно, дети”, “Неровная дорога”, “Крутой спуск“ «Ведутся работы» и т.п.) носят явно иконический характер. Другие (“Проезд запрещен”, “Стоянка запрещена” «Односторонний проезд» представляют собой явные знаки-символы. Знаки астрономические (условные обозначения Солнца, Луны, планет и других небесных тел) носят преимущественно символический характер. Лишь обозначения Солнца (кружок с точкой в середине), Луны (полумесяц), звезды (*) и кометы (кружок с “хвостом”) – иконического характера. Все знаки зодиаков имеют не только иконическое обозначение, но и выражаются с помощью знаков-символов. Производители современной аудио- и видеотехники, учитывая то, что она экспортируется по всему миру, все шире используют своего рода пиктограммы, в которых наличествуют знаки-символы, иконические знаки или комбинация тех и других знаков (стрелки указывают направление движения пленки или считывания программы, условное изображение динамика означает регулирование уровня громкости, кружок с расходящимися лучами – регулятор яркости и т.п). Эмблемы различных международных форумов, конференций, олимпиад также представляют собой своего рода пиктограммы (например, условные обозначения различных видов спорта). В магазинах и кафе мы также сталкиваемся с мгновенно воспринимаемыми иконическими знаками: перечеркнутая чашечка кофе означает, что магазин работает без обеда; перечеркнутое изображение собаки говорит о том, что вход с домашними животными воспрещен; а перечеркнутое изображение сигареты предупреждает нас, что здесь не курят; условное изображение человека в коляске говорит о том, что данные места предназначены для инвалидов, и т.д. Своего рода пиктограммами являются созданные дизайнерами различные фирменные знаки, обозначающие принадлежность товара тому или иному производителю, так называемый «брэнд» (brand (англ.) – фабричное клеймо, фабричная марка), фирменный знак банка или другой организации, знаки-символы, обозначающие ту или иную общественную или государственную организацию (например, Ассамблею СНГ). Когда на Земле начали создаваться первые цивилизации, пиктографическое письмо стало постепенно стилизоваться. Изображения предметов и явлений превращались со временем в условные значки, или иероглифы, каждый из которых обозначал определенное понятие. Такое идеографическое письмо, начало которому было положено около четырех тысяч лет тому назад, сохранилось в Китае, где полный словарь содержит порядка 50.000 иероглифов (в современном письме активно используется лишь 4-7 тысяч знаков). Большая часть из них представляет собой сугубо условные обозначения, но в некоторых из них и сейчас можно разглядеть изображения тех или иных объектов. Причем любопытно, что, глаголы и абстрактные понятия изображались несколькими стилизованными рисунками. Например, изображение открытого рта и птицы означало “петь”; ухо, обращенное к двери – “слушать”; фигурки двух обращенных друг к другу женщин – “ссора”. Не надо объяснять, что идеограммы никаким образом не соответствует фонетическому образу того же самого понятия, выражаемого словом, как, например, римская или арабская цифра не соответствуют своему, так скажем, фонетическому образу. Японское письмо, в отличие от китайского, носит смешанный, идеографическо-фонетический характер. Иероглифы, заимствованные у китайцев в VI-VII вв., используются японцами для обозначения ряда понятий и неизменяемых частей слова (всего 1850 таких знаков). Другие же слова и изменяемые части слов пишутся с использованием слоговой азбуки кана, принятой в Японии в XVII веке. Что касается фонетического письма, то самым древним, датируемым 1450 г. до н.э., считается алфавит, обнаруженный в Унгарите (Сирия). Это табличка с 32 клинописными знаками. Интересно, что буква “о”, существовавшая в этом алфавите, практически не меняла с тех пор своей формы, переходя в алфавиты других народов, и существует сегодня в своем первозданном виде во многих языках мира. Может быть оттого, что солнце и луна имеют форма круга, откуда на них не посмотри. Около 1300 г. до н.э. возникает финикийское письмо, состоящее из 22 букв. Обозначали они в основном согласные звуки. Со временем этот алфавит был усовершенствован греками. Он состоял уже из 24 букв и включал в себя обозначения не только согласных, но и гласных звуков. Но в целом алфавитный порядок был такой же, как у финикийцев, да и обозначения букв были схожими ("альфа", "бета", "гамма", "дельта" и т.д.). По дошедшим до нас надписям, сделанным на сохранившихся сосудах или оставшихся от них черепках (древнейшие из них датируются VIII веком до н.э.), можно сделать вывод, что известный нам канонический древнегреческий язык, изучаемый в гимназиях, формировался достаточно долго. В частности, видно, как графически неодинаково обозначались вначале одни и те же буквы и как по-разному трансформировалось финикийское письмо в разных местах обитания греков. Первоначально греки писали так же, как финикийцы – справа налево, но постепенно перешли на привычное нам написание букв и слов слева направо. Старославянский язык, сложившийся на основе перевода с греческого языка богослужебных книг на южно-македонский диалект, пользовался двумя системами письма – кириллицей и глаголицей и содержал элементы как фонетического письма, так и идеографического. В основу русской письменности была положена кириллица, в которой преобладал фонетический принцип. В 1708 году Петром I была проведена реформа русского алфавита, значительно упростившая написание букв кириллицы. В начале ХХ века специалистами была подготовлена реформа русского языка, упразднявшая ряд букв, фонетическое звучание которых было аналогично другим имевшимся в алфавите буквам (ять, фита). Отменялось также написание на конце слов «ъ» (ер), который практически не произносился. Сегодня вновь предпринимаются попытки приблизить написание слов к их фонетическому образу, но пока что безуспешно. Впрочем, это проблема многих языков. Скажем, во французском и английском языках написание и произношение далеко не всегда совпадают. Как шутят про англичан, они пишут «Манчестер», а читают «Ливерпуль». Кстати сказать, в России до второй половины XIX века при написании европейских слов доминировал не фонетический, а буквенный принцип. Скажем, имя Дидро (Diderot) так и писали - Дидерот, Айвенго (Ivanghoe), - Иванхое и т.п. Что касается материалов, на которые наносились буквенные и другие знаки и рисунки, то долгое время для этого использовался папирус. Изготовляли папирус из многолетнего водного растения семейства осоковых, которое в изобилии произрастало по берегам рек и озер Тропической Африки. Первыми делать бумагу из папируса начали египтяне, склеивая свиток из полосок стебля растения. Впоследствии этот писчий материал, а также зафиксированные на нем рукописные тексты стали называться папирусом. Использовался папирус в Европе вплоть до раннего Средневековья. В Древней Греции папирус был редкостью, и там писали в основном на выделанных овечьих и козьих шкурах, что было своего рода прообразом пергамента, о котором речь пойдет ниже. У греков алфавит был перенят проживавшими на Аппенинском полуострове этрусками, приспособившими его к особенностям своей речи. Заселившие Апеннинский полуостров энергичные племена, которые со временем стали именоваться римлянами, многое переняли от этрусков, в том числе и алфавит последних, но, в свою очередь, значительно изменили его. Древнейшие из обнаруженных памятников письменности на латинском языке датируются III веком до нашей эры. Алфавит, которым пользовались римляне, по мере покорения ими племен, населяющих Европу, был постепенно перенят с некоторыми модификациями нынешними европейскими странами. Сегодня мы называем его латинским алфавитом. Появление алфавитного письма произвело мощный качественный сдвиг в письменной коммуникации, потому что основам фонетического письма и чтения (то есть тому, что мы называем грамотой), можно довольно быстро обучить практически любого человека. Если до появления алфавита круг лиц, умеющих передавать на письме какую-то информацию и расшифровывать ее, был крайне узок (в основном это было жреческое сословие), то алфавит способствовал появлению человека читающего. Возникает литература, развиваются науки (свои поэты, историки, философы были чуть ли не в каждом из античных полисов) расширяются границы распространения информации. Растут знания людей об окружающем мире, информация начинает широко передаваться не только по горизонтали, то есть может быть актуальной лишь короткое время, но и по вертикали, то есть происходит передача и накопление информации от поколения к поколению. К сожалению, в отличие от первых образцов письменности (они датируются 4-2 тысячелетием до н.э.) в виде иероглифики, клинописи, линейного письма и пр., которые были зафиксированы на долговечном материале (камне, глине, металле, дереве), основная часть письменных документов, начертанных на папирусе и пергаменте, увы, не сохранилась. Но и то немногое, что дошло до нас, содержит достаточно обширные сведения о жизни наших предков. Античная книга представляла собой первоначально папирусный свиток. Сама идея свитка была заимствована у египтян. На свитке писали столбцами вдоль горизонтальных волокон и сворачивали его текстом внутрь. Вообще любопытно проследить, как идея рулона, или валика, в развитии технологии средств коммуникации сменяется идеей записи информации на плоскости. Первая техническая запись звука будет осуществлена на валике, а затем уже – на круглой и плоской пластинке. Идея рулона нашла свое воплощение в кассетах и бобинах с кинопленкой, а позже с аудио- и видеолентой. В рулоны сматывалась лента перфокарты первых ЭВМ. На рулонах записывается информация, поступающая на факсы. Но современные диски и дискеты – это плоскости. То же самое происходило и с книгой. От идеи свитка, рулона, мало удобного для повседневного пользования и для записи большого количества информации, человечество приходит постепенно к более удобной форме книги, состоящей из отдельных листов, и это вплоть до настоящего времени является основной формой книги. Вытеснение свитка кодексом, то есть сложенными один к одному листами, начинает происходить в 4-5 вв. н.э. Первоначально кодекс изготавливался из папируса, затем – из пергамента. Само слово пергамент – производное от Пергамы, крепости и города на северо-западе Малой Азии, в конце I в. до н.э. завоеванного Римом. Поскольку во II в. до н.э. Египет ввел ограничение на экспорт папируса, то для удовлетворения нужд знаменитой Пергамской библиотеки там начинают развивать производство пергамента. Пергамент делался из шкур животных. Поскольку дубить кожи тогда еще не умели, то материал для письма изготовляли путем простого скобления шкуры и ее последующей сушки. Использование пергамента причиняло немало хлопот, поскольку поверхность его надо было перед использованием тщательно разгладить, устранив все неровности, затем натереть, как бы загрунтовать мелом. Но зато готовый к письму пергамент представлял собой идеальную поверхность для нанесения тростниковой палочкой, а позже птичьим пером букв и рисунков. Применялся пергамент в основном для роскошных изданий, поскольку на нем можно было рисовать иллюстрации. Размножались книги переписыванием. В позднеантичные времена появляются публичные библиотеки, а также частные собрания книг. Так, близкий друг Цицерона Тит Помпоний Аттик, который был одним из просвещеннейших людей своего времени, не только имел богатейшую личную библиотеку, но и активно занимался публикацией и распространением литературных произведений. Для этой цели у него был целый штат грамотных рабов-переписчиков, которые тиражировали, то есть переписывали от руки наиболее интересные и важные произведения. Во времена античности все существовавшее знание держалось на немногих образованных и эрудированных людях. Тот, кто желал получить знания, приобретал его в процессе личного общения с носителями Знания, т.е. из первоисточника. Естественно, это стоило не дешево. Для того чтобы учиться, необходимо было приехать, скажем, к Аристотелю, сидеть у его ног, следовать повсюду за ним, почтительно внимать ему и все время что-то записывать. Именно такой способ общения наглядно изображен на картине Рафаэля “Афинская школа”. Подобный процесс получения информации мы бы сегодня определили как своего рода издательскую деятельность по индивидуальным заказам. В течение почти двух тысяч лет преобладала именно подобная ситуация. Хотя письмо и соответствующие технические принадлежности уже были изобретены, всё писавшееся предназначалось только для индивидуального потребления. Любая копия любой работы была единственной – со своими ошибками, своими пропусками, искажениями и добавлениями. В античном мире книги были очень дороги, и дети в школе не имели возможности иметь индивидуальный учебник. Едва выучившись писать, они начинали записывать под диктовку тексты, которые начитывал им учитель. Тексты, рассчитанные на недолгое их использование, писались на дощечках, покрытых воском. Инструмент, которым писались буквенные знаки, назывался стилем. Первоначально слово “стиль” в Древнем Риме обозначало палку, столб или кол. Стиль для письма представлял собой стержень, изготовленный из дерева, кости или металла, остро заточенный с одной стороны и расплющенный с другой. Острой стороной чертили буквы на воске, а затупленным концом затирали допущенную ошибку или вообще стирали написанное. Согласно утверждению некоторых историков, итальянское слово "стилет" (stiletto) возникло еще в Древнем Риме. Так назывался небольшой кинжал с тонким трехгранным клинком, который можно было использовать как для писания на вощеных дощечках, так и для самообороны. Есть версия, что часть заговорщиков, напавших в сенатской курии на Юлия Цезаря, применила для расправы с ним именно стилеты. Тексты, рассчитанные на более долгое пользование, писались чернилами на папирусе или на пергаменте. Впрочем, и для записей недолгого хранения иногда использовался папирус: можно было купить уцененную, не нашедшего потребителя книгу и писать на ее оборотной стороне или между строк, подобно тому, как у нас во время и в первые годы после Великой Отечественной войны школьники в силу нехватки тетрадей писали на газетах или между строк в уже использованных один раз тетрадях. Своего рода перьями в Египте, а потом и в других странах служил остро отточенный и расщепленный на конце тростник. Использование для писания птичьих перьев упоминается впервые в VII в. н.э. у Исидора Севильского. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, ястребов, журавлей, индюков и даже павлинов, то есть птиц, имеющих в крыльях перья большого размера. Наибольшей популярностью пользовались гусиные перья. Именно гусиным пером английский король Иоанн Безземельный подписал «Великую хартию вольностей» в июне 1215 года. Надо сказать, и английское слово pen, означающее перо/ручку и самку лебедя произошло от латинского слова penna, имевшего значения – перо птицы и писчее перо. Птичьими перьями Европа пользовалась двенадцать веков. Китайцы для письма пользовались тоненькой кисточкой. Что касается чернил, то первоначально они делались из сажи и гуммиарабика (75% сажи, 25 % гуммиарабика). Гуммиарабик (лат. gummi - камедь + arabicus - аравийский) представляет собой прозрачную вязкую жидкость, выделяемую некоторыми видами акаций, которая на воздухе застывает и затвердевает. Для производства чернил смесь сажи и гуммиарабика высушивалась на солнце или на медленном огне, затем растиралась в порошок и по мере необходимости разводилась водой. А.С. Пушкин, как известно, написал все свои бессмертные творения гусиным пером. Чернила, которыми пользовался поэт, изготавливались тогда, как говорится, из натурального продукта – чернильного ореха. Писать такими чернилами было непросто, – они, подобно симпатическим чернилам, проявлялись на бумаге в полную силу не сразу, а лишь спустя некоторое время. Для того чтобы красящая консистенция в ореховых чернилах не выпадала в осадок, в раствор добавляли немного кислоты. До XIX века для этой цели использовались химические кислоты, и это пагубно сказалось на сохранности многих рукописей: буквы не только медленно проявлялись, но и также постепенно и незаметно исчезали с листа. Химики XIX века поняли ошибку своих предшественников и начали использовать при составлении чернил природные кислоты, что несколько увеличило сохранность рукописей. К тому же А.С. Пушкин писал на бумаге из льняного волокна, гораздо более стойкой к воздействию органических и неорганических частиц, в отличие от нынешней, изготавливаемой на целлюлозной основе. Образцы подобной, тряпичной бумаги дошли до нас в полной сохранности из XVI века и даже из более давних времен. Бумагой и чернилами Пушкина снабжал его брат Левушка, который по лености своей делал это не регулярно, и Александру Сергеевичу приходилось, экономя бумагу, писать мелким убористым почерком, а, экономя чернила, разводить их водой. На некоторых страницах рукописи очень хорошо заметно, как после текста, написанного темными чернилами, идут строки с совсем бледными, призрачными буквами и как потом в них появляются правки, сделанные позже свежими, нормальными чернилами. Последний, кто до конца дней (а закончил он свой земной путь в 1924 году) писал гусиным пером, был классик французской литературы Анатоль Франс. Многие писатели пользовались также активно карандашом. Бернард Шоу любил записывать сюжеты и реплики для своих пьес карандашом, порой делая им запись на своих манжетах. Эрнст Хемингуэй также часто записывал приходящие в голову идеи и фразы карандашом. Большинство своих стихов написал карандашом Велимир Хлебников. Джон Стейнбек предпочитал писать свои произведения исключительно карандашом и порой исписывал в течение суток до шестидесяти карандашей. Надо сказать, идея карандаша принадлежит все тем же рациональным древним римлянам. Когда не было необходимости оставлять на пергаменте записи на долгие времена, они использовали палочку, представляющую собой сплав свинца и олова. Свинец оставлял на поверхности достаточно четкий след, в случае же необходимости такую запись легко было удалить с помощью пемзы или даже хлебного мякиша. В эпоху Возрождения многие художники (Дюрер, Ван Дейк, Боттичелли и др.) пользовались так называемым “серебряным карандашом”, представлявшим собой сплав свинца с цинком. Но карандаш в нашем понимании – со стержнем из графита появляется на Востоке (в переводе с тюркского это слово означает “черный камень”). В Европе графит был обнаружен в XV веке. Запасы его довольно быстро иссякли, и в конце XVIII века зарождается новая технология производства карандашных стержней. Автором ее считается австрийский промышленник Йозеф Хартмус. Экспериментируя с керамическими составами, он смешал глину, графитный порошок, сажу и клей и получил материал, оставляющий на бумаге следы ничуть не хуже, чем чистый графит. Хартмус обнаружил также, что в зависимости от количества добавляемой глины можно делать карандаши разной степени твердости. Современный вид карандаш принял в 1795 году, когда занимавшийся во Франции производством стержней из искусственного графита по более совершенной технологии некий Николя Жак Контэ додумался вставить стержень в деревянную трубочку. А в конце XIX века практичный граф Лотар фон Фаберкастл, которому надоело, что круглые карандаши то и дело скатываются со стола, предложил придать им шестигранную форму. Как подсчитали любители все переводить на цифры, одним карандашом (естественно постоянно затачивая его) можно прочертить линию длиной в 56 км или написать более 40 тысяч слов. В конце XIX века использование для письма птичьих перьев уходит в прошлое. На смену им приходят металлические перья. Первые упоминания о металлических перьях относятся к XIII-VI векам, хотя бронзовые перья с расщепом были обнаружены в руинах города Помпеи. Точные сведения о том, кто изобрел металлическое перо, отсутствуют. Очевидно, это был довольно долгий перманентный процесс. Первый патент на изготовление таких перьев был как будто бы выдан в 1771 году в Голландии. Есть сведения, что металлические перья можно было заказать в Англии, в Бермингеме – их изготавливал в 1780-е гг. мастер Горризон. В 1816 году англичанином Джоном Митчеллом была запатентована очередная конструкция пера, несущая уже все основные черты современного пера. Тем не менее, в широкий обиход металлические перья входят лишь во второй половине XIX века, после того как в 30-х гг. XIX столетия начинается промышленное производство перьев. Русские классики Достоевский, Тургенев, Толстой писали уже стальными перьями. У Чехова было две наиболее любимых им очень простых по конфигурации ручки (их можно видеть в Ялтинском мемориальном музее), которыми он написал наиболее значительные свои произведения. Шариковая ручка (1943) была создана венгерским журналистом Ласло Биро. Первоначально такие ручки предназначалась для авиации, поскольку обычные перьевые авторучки не функционировали на большой высоте. Широко в быт шариковые стержни входят 1950-е, у нас в стране – в 60-е гг. Что касается бумаги (это слово происходит от итальянского bambagia - хлопок), то она была изобретена в Китае во II веке. Изготовлялась она из различных растительных, в основном рисовых волокон. В Европе бумага появилась лишь в конце Средневековья, произведя самую настоящую революцию. Кстати, птичьи перья начинают активно использоваться именно с появлением бумаги. Начиная с XIX века, бумага производится преимущественно из древесины. Первая множительная техника, приведшая к появлению книгопечатания, процессу, практически остающемуся неизменным и по сей день, появляется в XV веке. Изобретение книгопечатания связывается с именем Гуттенберга, хотя, как это часто случается, в этот же период многие пытались реализовать идею многократного оттиска текста на бумаге. О самом Иоганне Гутенберге (1400-1468) сохранились весьма скудные сведения. В 1434 г. он проживал в Страсбурге, где и начал работу над своим изобретением, которое держал в глубочайшей тайне. Как мы увидим дальше, в рано начавшей капитализироваться Европе коммерческий подход к любым изобретениям всегда был развит гораздо сильнее, чем в России. Гутенберг прекрасно понимал, что изобретение книгопечатания при широком его внедрении сулит немалые барыши, но начального капитала у него не было, и он вынужден был взять в партнеры еще трех человек, которые, согласно заключенному между ними договору, должны были получить со временем свою четверть прибыли. Гутенберг работал над своим изобретением много лет, еще не раз меняя партнеров и кредиторов и влезая во все новые долги. Ему приходилось то и дело преодолевать все новые и новые технические трудности. Его не устраивала неровность отлитых свинцовых литер. Дело тормозили также несовершенный пресс, напоминавший виноградный жом, и ненадежное качество типографской краски. В конце концов, с помощью своих подмастерьев Гутенберг нашел все же достаточно простой и совершенный способ изготовления шрифтов, и возможность печатать книги стала реальностью. До нашего времени дошло нескольких книг, отпечатанных в 50-е-60-е гг. XV века. Но именно гутенберговским изданием с наибольшей вероятностью можно назвать лишь так называемую Мазариниевую библию, названную так потому, что она хранилась в собрании кардинала Мазарини. К сожалению, продажа книг не возместила даже малую долю тех затрат, что понес Гутенберг, и в конечном итоге он вынужден был передать типографию своему компаньону Иоганну Фаусту. Правда, после этого Гутенберг напечатал еще некоторое количество книг с помощью одного из своих родственников, делая по 300 оттисков ежедневно, но из тисков нужды ему так и не суждено было вырваться. Итак, несмотря на то, что обнаружено несколько печатных изданий, сделанных, судя по всему, до “Библии” Гутенберга, именно последняя, являясь гораздо более совершенным произведением полиграфического искусства, считается началом книгопечатания в истинном понимании этого слова. Прообразом газеты можно считать древние рукописные сводки новостей. Такие сводки вывешивались регулярно в Древнем Риме на Форуме, извещая горожан о принятых сенатом решениях, о проектах народных трибунов или о каких-либо существенных новостях. С этих вывешенных для всеобщего ознакомления табличек рабы, посланные своими господами на Форум, переписывали стилем содержимое таблиц на свои восковые таблички и несли их хозяевам. В трудах Тацита имеется описание того, как по приказу Юлия Цезаря, знавшего толк в пропаганде, писцы размножали в достаточном количестве сенатские бюллетени или его личные послания и рассылали их видным политическим деятелям, находившимся как в самом Риме, так и за его пределами. Газета в понимании, приближенном к нашему, появляется лишь в XVI в. Это были своего рода сводки городских новостей, решения, принятые местными властями и разнообразные обращения к гражданам. За эти новости горожане платили мелкую монету, которая называлась gazzetta. В России, как известно, первая печатная газета "Ведомости" была издана по инициативе Петра I в 1702 году. Интересно, что в большинстве европейских языков слово gazzetta не прижилось. В английском языке газета – newspaper, во французском – journal, в немецком – Zeitung, в испанском – periodico; diario (ежедневная газета).Лишь в самой Италии, где родилось слово “газета”, gazzetta – это неежедневное периодическое издание(ежедневное называется giornale). К концу XVII века создается техника, способная обеспечивать быстрое тиражирование. XIX становится веком таких больших тиражей, каких человечество до этого не знало. Совершенствуются и средства доставки после появления в начале века паровоза и развития сети железных дорог. Благодаря этим факторам началось настоящее развитие журналистики как нового вида человеческой деятельности. Конечно, изобретение и совершенствование способов быстрой доставки информации мотивировалось прежде всего возможностью заработать на этом деньги. “Своевременно полученные известия означали деньги”, – анализируя эту ситуацию, писал английский ученый Дж. Бернал. От быстроты получения информации во многом зависел ход происходившей в то время так называемой промышленной революции. Была даже вычислена следующая зависимость: чтобы увеличить в 2 раза промышленное производство, надо было в 4 раза увеличивать поток информации. Что же касается подготовки рукописи к печати, то писателям и журналистам долго еще приходилось писать и переписывать свои сочинения от руки, потому они и назывались рукописями. Поскольку писать надо было отчетливо, то это было достаточно кропотливым делом, и при возможности писатели поручали переписывание набело кому-нибудь другому. Скажем, у Л.Н.Толстого этим делом часто занималась его жена Софья Андреевна. А.П.Чехов, готовя для издателя Маркса собрание своих сочинений, просил проживавшую в Петербурге Л.Авилову (писателя, как известно, связывали с ней давние теплые отношения) найти переписчика, который переписал бы для него все рассказы, печатавшиеся в “Петербургской газете”. По переписанным от руки текстам он делал свои правки, а при возможности работал все же с корректурой: “Редактировать мелкие рассказы удобней в корректуре, чем в рукописи, окончательную редакцию я отложил до корректуры” (Из письма к А.П.Чехова А.Марксу от 05.04.1899г.) Первой пишущей машинкой была появившаяся в Америке знаменитая машинка “Ремингтон”. Серийный выпуск модели "Ремингтон" начался в конце XIX века, точнее в 1873 году. Первым писателем, который принес свою рукопись в машинописном варианте, был Марк Твен. Будучи большим любителем всякой новой оргтехники и даже имевший несколько изобретений в этой области, Твен оказался в числе первых покупателей "Ремингтона" и довольно быстро освоил технику машинописи. Первое, что он отпечатал на своем “Ремингтоне”, был роман, которому суждено будет надолго покорить не только детскую, но и взрослую читающую публику – "Приключения Тома Сойера". Эта книга появилась на свет в 1876 году. В начале XX века пишущие машинки начинают широко внедряться во всем мире. Ряд писателей, минуя этап написания рукописи, начинают сразу печатать свои произведения на машинке. Например, знаменитый писатель-фантаст Герберт Уэллс, расхаживая по комнате, надиктовывал целые главы своих романов сидящей за машинкой секретарше. Известный русский писатель Леонид Андреев последние годы жизни (он умер в 1920 году) печатал свои произведения на пишущей машинке (это был тоже “Ремингтон”), минуя этап рукописной работы. Вопросы для проверки усвоения материала: 1) В чем разница между иконическими знаками и знаками-символами? 2) Что такое иероглиф? 3) Как менялась технология письма и используемые для письма материалы? 4) В чем революционность появления книгопечатанья?
III. От барабанов - к телеграфу Едва человек осознал себя homo sapience, он начал общаться с себе подобными не только посредством примитивных сигналов, принятых в животном мире – звуковых, тактильных, в виде жестов-знаков и пр., но и передавать информацию с помощью устного языка, то есть сложного набора звуков, дающих в комбинации огромное количество вариантов, соответствующих определенным понятиям. Вначале появляются односложные и двусложные слова. Ими обозначаются понятия, с которыми человеку приходится сталкиваться повседневно: жить, пить, лить, бить, брать, дать, есть; рот, нос, лоб, дом, пол, нож, день, ночь; вода, еда, рука, нога, земля, луна и т.д. Вероятно, введение и освоение новых лексических единиц сосуществовало с языком жестов, с помощью которого также можно было передать достаточно большое количество понятий, обозначающих предметы, явления или формы движения. И сегодня мы нередко жестикулируем, передавая с помощью рук и пальцев определенные приличные и не очень приличные понятия, действия или эмоциональное отношение к сказанному. Любопытно, что у разных народов одно и то же понятие может выражаться совершенно разными жестами. Скажем, арабы в знак отрицания приподнимают голову, а когда хотят выразить категорическое несогласие, кусают ноготь большого пальца правой руки и резко вытягивают ее вперед. Малайцы выражают несогласие, просто опуская глаза. Японцы покачивают ладонь из стороны в сторону. Европейцы в аналогичных случаях мотают головой. А у болгар, как известно, этот жест наоборот означает согласие, а кивок головой – отрицание. У итальянцев вообще очень распространена активная жестикуляция, которая во многом добавляет эмоциональное содержание к сказанному словами. Параллельно с развитием языка слов и языка жестов, которые применялись при непосредственном, близком контакте, человек начал постепенно осваивать также способы передачи информации на расстояние, используя для этого как звук, так и визуальные средства. Понятно, что в лесу или в горах использовались преимущественно звуковые сигналы, на открытой местности – сигналы костров или язык жестов. Скажем, находясь на большой дистанции друг от друга, члены одного племени общались с помощью различных знаков, комбинируя положение рук, количество показываемых пальцев и т.п. Каждый из таких знаков имел свое определенное значение. С помощью сочетания разных знаков можно было передавать достаточно обширную, необходимую для практических целей информацию. В ночное время для этой цели использовались костры, количество и расположение которых также обозначало определенные понятия. Как рассказывает одна из античных легенд, огни костров, зажигаемых поочередно на вершинах гор и холмов, были увидены Клитемнестрой, супругой Агамемнона, возглавлявшего осаду Трои. Согласно договоренности, костры эти извещали о победе греков и падении Трои. Это событие произошло за две тысячи лет до нашей эры. Позже сигнальные огни стали широко использоваться во время военных действий римлянами, пунами и другими древними народами. Для передачи одной и той же информации можно было использовать как визуальную, так и аудиальную информацию. Скажем, весть о вторжении вражеского племени можно было передать, как дымами трех костров, так и тремя ударами в барабан, Сигналы тревоги или, наоборот, извещение о каких-либо торжественных событиях передавались также с помощью гонгов, колоколов и т.п. Чаще всего для передачи информации использовались два барабана, два гонга или два любых других издающих звуки предмета, имеющие разную высоту звука. Различные количественные и иные комбинации двух этих звуков и несли определенную информацию. О том, что означает то или иное сочетание сигналов, должны были знать как те, кто передает информацию, так и те, кто ее получает. То есть уже здесь использовался двоичный код и кодирование и декодирование информации. Коренные жители Америки и Африки для передачи сообщений с помощью звуковых колебаний с незапамятных времен пользовались барабанами разных размеров и разных тембров. Сочетание производимых там-тамами или другими инструментами звуков могло передавать информацию о самых разных событиях, которые происходили в той или иной деревне. Некоторые африканские племена с помощью гонга, способного издавать два или три разных тона, могли передавать более 150 различных смысловых фраз, извещающих о событиях в деревне (о чьей-либо смерти, рождении ребенка, свадьбе, появлении чужеземца и т.п.), а также наиболее важные сигналы в связи с какой-либо ситуацией (появление чужих людей, пожар, богатая добыча и т.п.). Первых европейцев, высадившихся на американском материке, поразили странные ритмичные звуки, сопровождающие появление их в любом месте. Это были гулкие удары там-тамов, извещавшие все окрестные племена о вторжении на их территорию белых пришельцев. Информация передавалась также другими звуковыми сигналами. В литературе, например, описаны виды свистового языка, когда с помощью свиста разного тембра и разной продолжительности сообщалась довольно обширная информация и велись развернутые диалоги. Персидский царь Кир, живший в VI веке до н.э., умудрился передавать на расстояние более сложную информацию, используя для этой цели большое количество людей, расставленных по цепочке на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от силы их голоса. Эти крикуны передавали приказания царя в отдаленные регионы, если возникала какая-либо чрезвычайная ситуация. То есть Кир, можно сказать, впервые использовал систему релейной связи. Но поскольку живых передающих устройств было очень много, то, думается, не обходилось без искажения информации, пока она достигала своего адресата. И, возможно, Кир уже тогда открыл интуитивно закон необходимой избыточности информации и во избежание эффекта «испорченного телефона» дублировал свои инструкции несколько раз. Позже для передачи звуковых словесных сообщений стал использоваться рупор, что позволило увеличить расстояние между живыми передатчиками. Можно сказать, что в случае передачи информации с помощью гонгов, барабанов и через цепочку Кира мы можем видеть своего рода прообраз современных информационных систем, в структуру которых входит: 1) передача и прием информации; 2) использование двоичного кода; 3) усиление сигнала; 4) кодирование и декодирование информации; 5) использование информационной избыточности (в данном случае повторяемости) информации; 6) применение принципа релейной связи; 7) обратная связь. Со временем технология передачи сигналов на большие расстояния становилась все более изобретательной. Так, в 1794 году, когда шла война между Францией и Австрией, французам удалось наладить оптическую связь между Парижем и Лиллем, расстояние между которыми составляет более 200 км. Принцип этого своего рода оптического телеграфа состоял в том, что на расположенных в пределах видимости высоких мачтах крепились два сигнальных крыла. С помощью веревок каждое из крыльев приводилось в определенное положение, обозначая ту или иную букву алфавита. Получив соответствующий знак "телеграфисты" передавали его дальше, ставя крылья на своем столбе в соответствующее положение и т.д. За одну минут один такой знак проходил через 10-12 станций. И сообщение о победе французов достигло Парижа всего лишь за час. Аналогичное устройство, позволявшее передавать сообщение на значительные расстояния за сравнительно короткий срок, существовало и в России. При Екатерине Великой работал оптический телеграф-семафор, позволивший установить оперативную связь между Зимним дворцом и Кронштадтом (через Ораниенбаум). В 1835 году аналогичное сообщение было установлено с Варшавой, куда информация поступала, минуя 25 постов, и воспринималась наблюдателями с помощью подзорной трубы. Подобный телеграф просуществовал до 1853 г. Схожие приемы передачи информации на расстояние применялись на флоте и в армии во время военных действий. Конечно, наибольшее количество информации передается с помощью человеческой речи. Но до изобретения телеграфа, радио и других средств коммуникации возможности транслировать письменную или устную речь на дальнее расстояние не было, поэтому прибегали к самым разным способам передачи текста. Например, в сохранявшейся до последних пор на флоте сигнализации флажным семафором каждое положение рук сигнальщика соответствует одной букве. Но, конечно же, скорость передачи текста таким способом значительно уступает скорости передачи информации с помощью речи. Самый быстрый и искусный сигнальщик способен передать в минуту не более 60-70 знаков. Поэтому на флоте, параллельно с флажным семафором, использовались сигналы, составленные из одного, двух или трех флагов. При этом сообщаемая сочетанием флагов “фраза”, конечно же, должна быть стандартной, нести однозначное сообщение и быстро декодироваться. Первотолчком, послужившим в дальнейшем основанием для ряда
|