Способы записи и передачи звука
DAB (Digital Audio Broadcasting) - цифровое радиовещание. Обеспечивает чистое звучание без фонового шипения. DAC (Digital-to-Analogue Converter) - цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) служит для восстановления аналогового сигнала из цифрового. CD-проигрыватель имеет встроенный ЦАП. В блочном варианте ЦАП можно подключать к CD-прроигрывателю или другому цифровому источнику, а также использовать с отдельным CD-транспортом. DAT (Digital Audio Tape) - цифровая аудиокассета. В настоящее время применяется только в профессиональной звукозаписи. Используется вращающаяся записывающая головка, похожая на головку видеомагнитофона. Dolby Stereo. В усилителе домашнего кинотеатра эта система передает информацию каналов окружающего звучания через левый и правый фронтальные громкоговорители, а звук центрального канала – через третий громкоговоритель. Dolby Surround - система записи информации тыловых каналов на стереодорожку. Для воспроизведения эффекта окружающего звучания необходим декодер. DVD-AUDIO - новый формат аудио для объёмного многоканального звука высокого разрешения. Обеспечивает высокое качество воспроизведения – до 24 бит/192 кГц. MP3 (MPEG-1 layer 3) - цифровой способ сжатия аудио данных с потерями, основанный на психофизических особенностях восприятия звука человеком. Файл в формате МР3 по размеру в среднем в 12 раз меньше исходного, что обусловило его популярность в Интернете. Устройства, способный воспроизводить МР3 файлы, как правило имеют соответствующее обозначение на передней панели. Спутниковое вещание - передача телевизионных сигналов от наземных станций к потребителю через ретранслятор, установленный на искусственном спутнике Земли. Для обширной территории России для спутникового вещания выделено четыре орбитальных позиции. Стереоэффект - эффект, возникающий при рассматривании объекта двумя глазами или восприятии звука двумя ушами. Искусственное создание стереоэффекта в фотографии, кино или на экране монитора основано на раздельной съемке объекта с двух точек, имитирующих человеческий взгляд (стереопара). Основной метод создания и просмотра стереоскопических видеофильмов и телепередач - использование при съемке соответствующих фильтров, а при просмотре - очков с подобными фильтрами. Звуковой стереоэффект (бинауральный эффект) создается при записи с двух и более точек и аналогичном воспроизведении звука. В основном объемность звука и его перемещение воспринимается по горизонтали. Страница (Интернета). Под этим термином понимается некий документ, отображаемый как содержимое единичного окна браузера. Системы записи и передачи телесигнала. Сегодня в мире существует три основных стандарта: NTSC (National Television System Committee) первая стандартизированная система передачи сигналов (30 кадров, 525 строк), разработанная в США; один из видеостандартов. Кроме США, использовался в ряде стран Латинской Америки (Боливии, Панаме, Перу, Пуэрто-Рико и др.), в Канаде, Мексике, Корее, на Филиппинах, в Чили, Эквадоре, Японии и некоторых других странах. PAL (phase alternation line) система передачи сигналов, разработанная в ФРГ; (25 кадров, 625 строк); один из видеостандартов, используемый во всех странах Западной Европы (кроме Франции), в Австралии, Алжире, Аргентине, Бразилии, Гонконге, Израиле, Индии, Китае, Турции, ЮАР и др. SECAM (sequentielle-communication-a-memoir) система передачи сигналов, разработанная во Франции (25 кадров, 525 строк). Кроме Франции и СССР, использовалась в бывших французских колониях, на территории бывшего СССР, в Албании, Болгарии, Венгрии, Египте, Ираке, Иране, Ливане, Ливии, Люксембурге, Монголии, Польше, Сирии, Чехословакии. Фидер - кабель, который используется для передачи выходного сигнала от передатчика к антенне. Обычно для этого служит коаксиальный кабель (см.) Фильтры - используемые при перезаписи цепи, подавляющие нежелательные частоты звукового спектра. То есть фильтр блокирует те частоты, которые выше или ниже установленного этим фильтром порога. Так, фильтры низких частот (ФНЧ) способны уменьшить фоновой шум, а фильтры высоких частот (ФВЧ) помогают сделать более четким голос, принимаемый в радиостудию по телефону. Форматы записи и воспроизведения видеоизображения. Сегодня в мире существуют несколько форматов видеозаписи: Аналоговые и комбинированные форматы высокого разрешения, используемые в профессиональном телевидении: BETA, BETACAM, BETAMAX формат компонентной аналоговой видеозаписи, разработанный японской фирмой SONY. Тип ленты - оксидная, размеры кассеты: 156 х 96 х 25 мм; BETACAM SP (superior performance) - формат компонентной аналоговой видеозаписи, использующий в качестве носителя информации 1/2" металлопорошковую ленту, с компрессией сигнала 4:2:2. Наряду с другими системами Бетакам данный формат широко используется в видеожурналистике и производстве видеофильмов и видеопрограмм; BETACAM SX - формат компонентной цифровой видеозаписи на металлопорошковую ленту со схемой сжатия 4:2:2 и с коэффициентом компрессии 10:1. Оборудование данного формата, позволяющее монтировать отснятый материал прямо на месте и передавать его с высокой скоростью без потери качества, совместимо с аналоговой аппаратурой форматов BETACAM и BETACAM SP. Другие аналоговые форматы: S-VHS (Super-VHS) – вышедший из употребления формат видеозаписи с повышенной разрешающей способностью - более 400 строк по горизонтали и высокой четкостью изображения, достигаемой в результате разделения сигналов яркости и цветности. Был разработан японской фирмой JVC. Односторонняя совместимость с системой VHS: запись в VHS можно воспроизводить на аппаратах S-VHS, но бытовые видеомагнитофоны не считывают сигнал S-VHS. VHS (video home system) - формат бытовых видеокассет, разработанный фирмой JVC (Япония). Размеры кассеты: 183х111х26 мм; разрешающая способность – 240 строк. Формат кадра - отношение ширины кадра к его высоте. Основные используемые на практике форматы кадра: 1:1,37, 1:1,65, 1:1,85. Форматы кадра телевизионного изображения – 3:4 и 16:9. FM (frequency modulation) частотная модуляция; обозначение на приемниках УКВ-дапазона. HiFi (High Fidelity) система высококачественного воспроизведения звука. Цветовая температура - температура, измеряемая по шкале Кельвина. Чем выше цветовая температура, тем больше голубых лучей, чем ниже – тем больше красных.Цветовая температура при естественном освещении составляет порядка 5500 градусов К, при искусственном, обычными лампами накаливания - порядка 3200К. Галогеновые лампы и фотовспышка дают цветовую температуру, близкую к солнечному свету. Во избежание цветоискажения следует избегать смешанного света или же балансировать цветовую температуру одного из источников света с помощью соответствующих фильтров Цифровые форматы DV. Этот формат был разработан совместными усилиями крупнейших производителей видеооборудования: Sony, Panasonic, Philips и др. и предназначался как для любителей, так и для профессионалов. Так называемый Professional DV и сейчас используется десятками тысяч телецентров в самых разных странах мира. Характеристики формата DV: качество изображения высокое, разрешение около 500 линий; компенсация выпадений средняя; метод записи – цифровой компонентный (раздельно оцифрованы яркостный и две цветоразностных компоненты). Предусмотрен режим длительной записи LP, позволяющий вместить на видеокассету видеоматериал продолжительностью в 1,5 большей, чем в обычном режиме, причем с тем же, что и в нормальном режиме, качеством. DVCAM (Sony) - профессиональный формат, обладающий высокой маневренностью при поиске, надежностью хранения данных; метод записи на ленту такой же, как в DV. Скорость движения видеоленты в формате DVCAM в полтора раза выше, чем в DV, благодаря чему повысилась надежность хранения данных. Кассеты DV воспроизводятся на DVCAM и, наоборот. Характеристики формата DVCAM: качество изображения высокое, разрешение около 500 линий; компенсация выпадений высокая; метод записи – цифровой компонентный (раздельно оцифрованы яркостный и два цветоразностных компоненты) DVCPRO (Panasonic, Philips и др.) – формат, рассчитанный на профессионалов, имеющих большой опыт работы. Характеристики формата: качество изображения высокое, разрешение около 500 линий, компенсация выпадений очень высокая; метод записи цифровой компонентный (раздельно оцифрованы яркостный и два цветоразностных компоненты); при перемотке и поиске слышен звук; временной код считывается стабильно на любых скоростях. Видеокамеры этого формата воспроизводят исключительно видеокассеты DVCPRO. Цифровая запись —способ хранения данных на компакт-дисках, цифровых кассетах, мини-дисках и т.д. Звук или изображение преобразуются в цифровую форму – единицы и нули. Частота - скорость колебания сигнала или перемены направления движения тока. Частота обычно измеряется в Герцах (волновых циклах за секунду). Высокие звуки имеют высокую частоту, низкие – низкую. Типичный диапазон звуковых частот, различаемых на слух, составляет 16 Гц-20кГц. Шум. В информатике шумом называют помехи, искажающие поступающий аудио- или видеосигнал. В творческой практике шумы определяются как любая нежелательная помеха, зарегистрированная вместе с нужным сигналом. Звуковые шумы делятся на фоновые, создающие эффект присутствия, на так называемый интершум, то есть шум, записанный на пленку или диск во время записи или съемки, и на паразитные шумы, которые создают нежелательные помехи. Эквалайзер (equаlizer (англ.) - балансир, уравнитель) - корректор звука, меняющий относительное распределение частот. Используя эквалайзеры, звукооператор способен при перезаписи усилить или ослабить часть низких, средних или высоких частот.
ЛИТЕРАТУРА: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение. XX век. М., 1968. Борев В. Ю. Аудио-визуальные средства массовой коммуникации // Музы XX века. - М., 1978. Глейзер М.С. Радио и телевидение в СССР. М., 1965. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М., 1970. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999 Ерофеев С.В. Интернет и ТВ: начало конвергенции. ТЭФИ. 1999, №1. Ильченко С.Н., Окнер О.А. Телевидение в эпоху Интернета. СПб, 2005. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., 2008. Кохно М.Т. Звуковое и телевизионное вещание. Минск, 2000. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М., 2003. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 983. Парандовский Я. Алхимия слова. М., 1972. Румпф К.-Г. Барабаны, телефон, транзисторы. М., 1974. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.,: 1961. Средства массовой информации в современном обществе. Тенденции развития. М., 1995. Телевидение и радиовещание в СССР (Сб. ст.).М., 1979. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. М., 1975. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение................................................................................3
II. О некоторых аспектах теории информации………………..5
III. От звука – к букве……………………………………………..14
IV. От барабанов - к телеграфу.............................................30
V. Освобождение от проводов………………….. ……. …......39
VI. Пойманный звук………………………………….. ………….47
VII. От дагерротипа – к кинематографу.................................53
VIII. Экран приходит в дом......................................................71
IX. От аналоговой записи – к цифре......................................82
X. World Wide Web..................................................................91
XI. Информационные потоки: процесс интеграции…………96
XII. Современные тенденции развития коммуникатив- ных систем: решения и проблемы…………………………...100
XIII. Заключение………..………………………………………..109 Приложение 1. Хронология развития аудиальной, визуальной и аудио-визуальной коммуникации.................114 Приложение 2. Некоторые термины, используемые в современных аудиовизуальных технологиях………….......115
|