Студопедия — Аподиктические знания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Аподиктические знания

Шифр Стать Шкала брехні Шкала "Н" Шкала "Е"
  ж      
  ж      
  ж      
  м      
  м      
  ж      
  м      
  м      

 

Максимально аде­к­ват­но­е поведение

Аподиктические знания

Человеку свойственно стремление к максимально аде­к­ват­но­му взаи­мо­дей­ст­вию с ок­ру­жаю­щим ми­ром. Но для этого ему не­об­хо­ди­мо иметь о нем мак­си­маль­но дос­то­вер­ные зна­ния.

А су­ще­ст­ву­ют ли та­кие? В XVII в. Де­кар­ту уда­лось най­ти путь в об­ласть аб­со­лют­но дос­то­вер­но­го зна­ния, пу­тем ме­то­ди­че­ско­го со­мне­ния он пришел к вы­во­ду, что со­мне­вать­ся нель­зя толь­ко в на­лич­ной дей­ст­ви­тель­но­сти сво­его соз­на­ния, т.е.: «Мыс­лю, сле­до­ва­тель­но, су­ще­ст­вую». Зна­ние со­дер­жа­ния сво­его соз­на­ния и зна­ние о том, что дан­ное со­дер­жа­ние соз­на­ния пе­ре­жи­ва­ет­ся, есть, без­ус­лов­но, дос­то­вер­ное зна­ние, не имею­щее при­ме­си дог­ма­ти­че­ских на­слое­ний. Это зна­ние не­по­сред­ст­вен­но сов­па­да­ет со сво­им пред­ме­том, яв­ля­ет­ся про­стым со­зер­ца­ни­ем сво­его пред­ме­та. Пока не нарушено это непосредственное тождество между сознанием и его пред­ме­том, находясь на почве безусловной достоверности, ошибаться невозможно. ­ Дан­ность соз­на­ния как пер­во­на­чаль­ный факт, ко­то­рый про­сто не­по­сред­ст­вен­но на­блю­да­ет­ся, не мо­жет вы­звать воз­ра­же­ний.

Все со­дер­жа­ние соз­на­ния раз­де­ля­ют­ся са­мим же соз­на­ни­ем на два клас­са. Эле­мен­ты од­но­го клас­са иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся соз­на­ни­ем, как внеш­ние по от­но­ше­нию к не­му и не­за­ви­си­мые от не­го. Эле­мен­ты дру­го­го клас­са – как внут­рен­ние эле­мен­ты соз­на­ния и за­ви­си­мые от не­го. Дру­ги­ми сло­ва­ми, од­ни эле­мен­ты со­дер­жа­ния соз­на­ния са­мим же соз­на­ни­ем объ­ек­ти­ви­ру­ют­ся, иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся как при­ну­ди­тель­но дан­ные соз­на­нию, внеш­ние по от­но­ше­нию к не­му объ­ек­ты. Дру­гие – субъ­ек­ти­ви­ру­ют­ся, иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся соз­на­ни­ем как внут­рен­ние эле­мен­ты, при­над­ле­жа­щие соз­на­нию, по­ро­ж­дае­мые им, за­ви­си­мые от не­го. Та­кое пред­став­ле­ние со­дер­жа­ния соз­на­ния дву­мя клас­са­ми вы­зы­ва­ет ис­ку­ше­ние до­ве­рить­ся это­му раз­де­ле­нию и при­дать объ­ек­ти­ви­ро­ван­ной час­ти со­дер­жа­ния соз­на­ния ста­тус объ­ек­ти­ви­ро­ван­ной ре­аль­но­сти. Но как толь­ко сто­ит под­дать­ся это­му ис­ку­ше­нию, так сей­час же, те­ря­ет­ся без­ус­лов­ная дос­то­вер­ность зна­ния, от­кры­ва­ет­ся воз­мож­ность оши­бок и за­кон­ное ос­но­ва­ние для вся­ких со­мне­ний. Дос­то­вер­ность те­ря­ет­ся как ми­ни­мум по двум при­чи­нам:

1. В со­дер­жа­нии соз­на­ния нет не­по­сред­ст­вен­но­го при­зна­ка для раз­ли­че­ния, где да­на толь­ко внут­рен­няя объ­ек­ти­ви­ро­ван­ная ре­аль­ность, а где объ­ек­тив­ная ре­аль­ность, пусть да­же по­след­няя и пред­став­ле­на в соз­на­нии.

2. Не­по­нят­но, как соз­на­ние, со свои­ми пси­хи­че­ски­ми про­цес­са­ми, со­стоя­ния­ми и со­дер­жа­ни­ем, мо­жет дос­то­вер­но по­сти­гать объ­ект, ко­то­рый на­хо­дит­ся за при­де­ла­ми пси­хи­че­ско­го, от­ку­да мож­но знать, при­том знать дос­то­вер­но, что во­об­ще есть не­что, ко­то­рое в ка­че­ст­ве объ­ек­та про­ти­во­сто­ит соз­на­нию.

Ко­гда же реф­лек­сия под­да­ет­ся ис­ку­ше­нию и все же при­ни­ма­ет без­ус­лов­ную внут­рен­нюю дос­то­вер­ность со­дер­жа­ния соз­на­ния, объ­ек­ти­ви­ро­ван­но­го со­об­раз­но ал­го­рит­мам са­мо­го же соз­на­ния, за объ­ек­тив­ную ре­аль­ность, при­да­ет сво­ему объ­ек­ти­ви­ро­ван­но­му со­дер­жа­нию ста­тус объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти, то­гда мож­но по­пасть в си­туа­цию, где про­ис­хо­дят ошиб­ки су­ж­де­ний по по­во­ду объ­ек­тив­но­го зна­ния.

Ана­ло­гич­ные су­ж­де­ния спра­вед­ли­вы и по от­но­ше­нию к та­ко­му без­ус­лов­но­му фак­ту внут­рен­ней ре­аль­но­сти, как «я», в слу­чае, ко­гда объ­ек­ти­ви­ро­ван­но­му «я» при­да­ет­ся ста­тус объ­ек­тив­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. Рас­су­ж­де­ния ос­та­ют­ся спра­вед­ли­вы­ми по от­но­ше­нию к «я», не­смот­ря на то, что ме­ж­ду «я» и ос­таль­ны­ми со­дер­жа­ния­ми соз­на­ния, с ко­то­ры­ми оно со­от­но­сит­ся, есть прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие. Оно за­клю­ча­ет­ся в том, что по­след­ние иден­ти­фи­ци­ру­ют­ся соз­на­ни­ем как мно­го­об­раз­ные, а со­про­во­ж­даю­щее их всех «я» - как од­но и то же. Но, не­смот­ря на то, что все­воз­мож­ные со­дер­жа­ния соз­на­ния со­от­но­сят­ся с од­ним и тем же «я», из это­го ни­как не сле­ду­ет, что­бы это «я» бы­ло не про­сто эле­мен­том со­дер­жа­ния соз­на­ния, а чем-то боль­шим. Ра­зу­ме­ет­ся, ко­гда мыс­лишь нель­зя со­мне­вать­ся в се­бе как мыс­ля­щем или в «я» как внут­рен­нем ус­ло­вии мыш­ле­ния. Но ни­что не ме­ша­ет усом­нить­ся в дос­то­вер­но­сти «я» как ре­аль­ной, объ­ек­тив­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. И здесь нет ло­ги­че­ско­го про­ти­во­ре­чия, ибо со­мне­ваю­щий­ся и пред­мет со­мне­ния не­то­ж­де­ст­вен­ны ме­ж­ду со­бой. Пер­вый есть толь­ко по­сто­ян­ное со­дер­жа­ние соз­на­ния, а вто­рой – ре­аль­ная, объ­ек­тив­ная ин­ди­ви­ду­аль­ность. На­чаль­ным толч­ком, по­во­дом к со­мне­нию в дос­то­вер­ной ре­аль­но­сти «я» как объ­ек­тив­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, к по­доз­ре­нию, что оно есть не бо­лее чем обыч­ный ре­зуль­тат объ­ек­ти­ва­ции, слу­жит его не­раз­рыв­ная связь с ос­таль­ным объ­ек­ти­ви­ро­ван­ным со­дер­жа­ни­ем соз­на­ния. Объ­ек­тив­ная ре­аль­ность «я» не мо­жет иметь боль­шую дос­то­вер­ность, чем «они», так как «я» по са­мо­му со­дер­жа­нию не­от­де­ли­мо от «них». С уст­ра­не­ни­ем всех этих фак­тов, как со­мни­тель­ных с точ­ки зре­ния ме­то­ди­че­ско­го со­мне­ния Де­кар­та, не ос­та­ет­ся ни­че­го не­со­мнен­но­го. Со­мне­вать­ся нель­зя толь­ко в на­лич­ной дей­ст­ви­тель­но­сти соз­на­ния, в фак­те как та­ко­вом, в том, что да­но. Осоз­на­вае­мо при­сут­ст­вие ощу­ще­ний, мыс­лей, чувств, же­ла­ний, сле­до­ва­тель­но, они су­ще­ст­ву­ют как то­ко­вые, как соз­на­вае­мые, или как со­дер­жа­ние соз­на­ния соз­наю­ще­го, но не бо­лее. Не­со­мнен­ным яв­ля­ет­ся толь­ко внут­рен­няя ре­аль­ность, толь­ко она и толь­ко в этом ка­че­ст­ве су­ще­ст­ву­ет апо­дик­ти­че­ски. От­сю­да сле­ду­ет, что спо­со­бом дос­ти­же­ния апо­дик­ти­че­ско­го зна­ния яв­ля­ет­ся реф­лек­сия, толь­ко реф­лек­сив­ным пу­тем мож­но до­быть аб­со­лют­но дос­то­вер­ное зна­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, от­нюдь не все по­ло­же­ния, по­лу­чен­ные реф­лек­сив­но, аб­со­лют­но дос­то­вер­ны, од­на­ко их дос­та­точ­но мно­го для то­го, что­бы за­ло­жить проч­ную апо­дик­ти­че­скую ба­зу в ос­но­ву ос­таль­но­го, ме­нее дос­то­вер­но­го зна­ния.

Реф­лек­сия по­ка­зы­ва­ет, что вся­кий акт соз­на­ния, на­прав­лен­ный на ка­кой-ни­будь объ­ект, ин­тен­цио­на­лен. При этом соз­на­нию не­важ­но, су­ще­ст­ву­ет ли дан­ный объ­ект не­за­ви­си­мо от не­го. Соз­на­нию важ­но, что как эле­мент со­дер­жа­ния соз­на­ния объ­ект су­ще­ст­ву­ет, и притом апо­дик­ти­че­ски. Та­кие объ­ек­ты на­зы­ва­ют ин­тен­цио­наль­ны­ми, или фе­но­ме­на­ми, а соз­на­ние – транс­цен­ден­таль­ным «я». Об­ласть транс­цен­ден­таль­но­го «я» ока­зы­ва­ет­ся бес­пре­дель­но ши­ро­кой. В нее вхо­дят, ра­зу­ме­ет­ся, в ка­че­ст­ве фе­но­ме­нов, при­род­ное про­стран­ст­во и вре­мя, и са­ма при­ро­да, и оби­таю­щие в ней лю­ди, весь мир че­ло­ве­ка. Все это в ка­че­ст­ве фе­но­ме­нов транс­цен­ден­таль­но­го «я» су­ще­ст­ву­ет уже не про­бле­ма­ти­че­ски, а, не­со­мнен­но, и апо­дик­ти­че­ски.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследование типа темперамента | Принцип работы и области применения источников ионов с ионным ударом и индуктивно-связанной плазмой.

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 212. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия