Студопедия — Локализация функций в мозгу: король мертв, да здравствует король?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Локализация функций в мозгу: король мертв, да здравствует король?






 

Романтические времена, когда психические функции благодаря на-блюдениям тех лет как-то чудесно и стройно находили себе приста-нище в определенных зонах мозга, а потом еще и «прописались» в правом или в левом его полушариях, — прошли.

 

Нобелевская премия за изучение функциональной асимметрии мозга человека была вручена Роджеру Сперри с коллегами в 1981 го-ду, и интерес к этой теме вышел за пределы нейрофизиологии и медицины: диалог полушарий стал восприниматься как модель культуры и метафора в бахтинском смысле. Модная тогда идея би-нарности (правое—левое, дискретное—континуальное, логическое— метафорическое, черное—белое, «сырое—вареное», «верх—низ», Запад—Восток, алфавит—иероглифика, арифметика—геометрия, язык—эмоции… список длинный) как бы получила материальный субстрат в виде реципрокно сосуществующих полушарий мозга, на-ходящихся в постоянном непростом диалоге двух соседей, рожден-ных жить вместе. Этот тандем как-то уживался, толерантно сводя и примиряя — с помощью corpus callosum — разные когнитивные сти-ли, даже разные цивилизации… Так и говорили: «правополушарная культура — искусство и Восток», «левополушарная культура — на-ука и Запад»… История культуры готова была разместиться на оси от правополушарных «примитивных» до левополушарных «совре-менных»… Основания для этого были, и в приведенных здесь ста-тьях примеры таких фактов показаны. Стоит, однако, вспомнить, что Ю. М. Лотман, так увлеченный метафорой внутримозгового диа-лога, весьма резко обрывал учеников, стремившихся нарисовать на доске таблицу из двух столбцов, куда как-то подозрительно просто упаковывались европейские жанры и стили (всякому понятно, что можно привести десятки противоречащих примеров на любом этапе развития культуры или в выявлении общей тенденции).


Локализация функций в мозгу: король мертв, да здравствует король?    
   

С тех пор многое изменилось, хотя сама модель продолжает раз-виваться, несмотря на иные контексты и методы исследований. Очень интересное представление различий в право- и левополушар-ных когнитивных механизмах развивает, например, В. К. Финн. Это не только новый шаг в осмыслении таких различий (нарушается привычная ось «логика—интуиция»; см. пионерские работы [Ива-нов 1978; Маслов, 1983; Спрингер, Дейч, 1983]), но и в упорядочении самих координат познавательных процессов и их моделирования в системах «очеловеченного» искусственного интеллекта. Формули-руя принципы структурной когнитологии, Финн противопоставляет, например, такие факторы, как изоморфизм структур данных и ло-гическое противоречие («левое») и аналогия и исследовательский парадокс («правое»). Он приходит к выводу, что, помимо интеллек-туальных способностей «левого» и «правого» типа, существуют и способности интегративного типа: например, к целеполаганию, от-бору знаний, созданию целостной картины, объединяющей знания, способность к коррекции теории и поведения в условиях изменения ситуаций и знаний [Финн 2009]. Из этого следует, что разные языки мышления не так уж непереводимы, и есть что-то вроде пиджинов… Речь идет о том, чтобы, как формулирует это Менский [2004], пе-ребросить мост между естественно-научной и гуманитарной культу-рами. Очень важными для осмысления различий и взаимодополни-тельности культуроспецифичных, в том числе и этнических, типов познания [Александров, Александрова 2009, 2010] являются иссле-дования на стыке наук, и сознание является одновременно элемен-том физики, нейрофизиологии и психологии.

 

Взгляды на мозговые механизмы высших психических функций

 

с самого начала менялись волнообразно: то считалось, что психикой управляет весь мозг, то — когда Брока и Вернике описали пациентов

 

с очаговыми поражениями левого полушария — у вербального язы-ка оказался вполне определенный дом из двух специализированных отсеков — для восприятия и для говорения. Сразу появилось множе-ство свидетельств того, что и другие виды психической деятельности имеют свои места, а мозг стал изображаться как лоскутное одеяло, где размещались счет, чтение, альтруизм, дружба, надежда, любве-обильность, самооценка и креативность, человечность и твердость…

 

Естественно, основания для таких выводов поступали из медици-ны, и все это была правда. Но не вся правда, как оказалось, когда по-явились способы исследовать мозговую активность объективными инструментальными методами, начиная с ЭЭГ (а теперь и магнит-ной ЭЭГ) и метода вызванных потенциалов и заканчивая томогра-фиями — позитронно-эмиссионной и функциональной, основанной


  …о мозге  
   

на анализе магнитного резонанса во время выполнения когнитив-ных задач. Разрешающая способность этих и других современных методов картирования мозга, а также появление тонких поведенче-ских методик (например, приборов, фиксирующих микродвижения глаз — саккады) дали возможность подробно регистрировать физи-ологические процессы, обеспечивающие память, внимание и обра-ботку разных типов информации.

 

Эти данные, количество которых огромно, показывают совсем другую картину: в любой деятельности, кроме разве что самой про-стой механической (и то я в этом сомневаюсь), принимают участие многие отделы мозга, и не только каждый делает свою часть рабо-ты, но, самоорганизуясь, они составляют хорошо слаженный ан-самбль. Музыкальная метафора — мозг как оркестр — мне кажется правильной. Ее можно и развить: все «музыканты» живут по своим адресам (и в этом смысле идея локализации не дискредитирована), но когда появляется общая задача, те, кто может и должен ее выпол-нять, соединяются друг с другом, «съезжаясь на jam-session», где и ведут себя как диктуют правила джаза — у них нет нот, нет дириже-ра и многие из них никогда не встречались раньше, но они настраи-ваются и импровизируют. А потом разъезжаются по домам… Конеч-но, это звучит слишком просто, но общая идея, как я думаю, такова (о процессах такого рода писали Анохин и Хебб еще в середине про-шлого века).

 

Фактически все высшие психические функции ассоциировались в конце XIX и в первой половине XX века с левой половиной моз-га (почему она и стала называться доминантной), правой же сна-чала отводились только эмоции и кое-какие зрительные функции. Однако и тогда были внимательные и беспристрастные исследовате-ли: например, Х. Джексон не только заметил, но и опубликовал свои наблюдения о том, что разные аспекты речи управляются разными полушариями мозга (это, впрочем, не произвело никакого впечат-ления на научную общественность и было оценено десятилетиями позже). Одним словом, началась эра изучения специализации по-лушарий, которая в совсем ином плане продолжается и сейчас, хо-тя мода на бинарность давно прошла. Параллельно не забываются и иные варианты локализации функций, что в основном имеет отно-шение к клиническим приложениям.

 

Считается, что генетические события привели к специализации полушарий и это сделало нас людьми, так как левое полушарие взяло на себя языковые функции, что имело далекоидущие для антропоге-неза последствия (включая шизофрению, при которой полушарный баланс еще больше расшатан; см. работы Т. Crow). Но это лишь одна


Локализация функций в мозгу: король мертв, да здравствует король?    
   

из точек зрения, и подходить к этому надо аккуратно. В последние годы появилось много прекрасных исследований, обсуждающих сам статус асимметрии мозга, например то, является ли языковое разви-тие причиной или следствием церебральной асимметрии.

 

Традиционно считается, что нарушение доминантности лево-го полушария приводит к аномалиям овладения языком, иногда не компенсируемому. Механизмы этого мало изучены, хотя данные мозгового картирования делают связь между латерализацией (рас-пределением функций между полушариями) и языковым дефици-том очевидной. Непонятно также, как связаны генетически обу-словленная атипичная латерализация языка и патология развития. В только что вышедшей работе [Bishop 2013] рассматривается во-прос о том, есть ли гены, вызывающие такие аномалии, и что именно они кодируют. Подчеркивается также, что церебральная латерали-зация не является стабильной характеристикой (мы писали об этом много лет назад: она меняется не только с возрастом, но и с состоя-нием, например в результате дисбаланса гормонального фона, с ти-пом задачи и т. д.). Не утихает интерес к соотнесению полушарной доминантности с когнитивными стилями и т. п.

 

Настало время определить, что и зачем мы хотим найти в моз-гу в связи с языком и сознанием. Вопрос не так банален, как кажет-ся на первый взгляд. Хотим ли мы найти места, где происходят некие события? Как можно больше мест и как можно детальнее их прописать? Зачем? Чтобы воспроизвести «лоскутное одеяло» с ис-пользованием самых современных, дорогих и изощренных прибо-ров — так сказать, ремейк? Прикладная цель понятна (полезно для диагностики), но не оправдана по уже описанным причинам: ло-кальные «адреса» есть только у очень простых действий и объектов, все остальное — мультиагентно, динамично, зависит от множества факторов и никогда не повторяется. Может быть, мы хотим увидеть процессы, их этапы и стадии? Мало того что очень трудно избавить-ся от параллельности происходящих в мозгу событий, не очевидно другое и главное — зачем видеть эти процессы? Первое, что прихо-дит в голову: чтобы узнать, как это происходит, и чтобы попробовать это повторить в искусственных системах. Это опять прикладная за-дача. Ни «адреса», ни «пути» к этим адресам никак не спасают нас от дуализма — классической психофизической проблемы соотноше-ния сознания и тела (the mind-body problem). Исследуя сознание и его проявления в различных языках мышления, в том числе в языке вербальном, мы не можем обойти проблему ментальной каузации — необходимости объяснить, как идеальное и материальное воздей-ствуют друг на друга. Как было сказано в предисловии к этой книге,


  …о мозге  
   

«умеренно удовлетворительная», по словам Шрёдингера, картина мира была достигнута высокой ценой: за счет удаления из нее нас как мыслящих субъектов. Если сознание и его следствия исключены из физической картины мира, то что мы ищем в мозгу? «Настоящий ученый» уверен, что физическое выше рангом, чем ментальное, и не сомневается, что рано или поздно ментальное будет до него редуци-ровано; в этом случае «адреса» и «пути» в мозгу пригодятся. Я так не думаю: надежда на то, что магистральная наука подойдет к этому без консерватизма, что таким образом физический универсум переста-нет быть для нее герметичным, как бы забывшим, что есть еще мен-тальные, духовные измерения, призрачна, по крайней мере в ньюто-новском мире.

 

И, кажется, кот думает так же…


 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия