Фома Гордеев. Дети солнца. Варвары. Исповедь. Городок окуров. Сказки об Италии. О том, как я учился писать. Беседы о ремесле. Дачники.
Мещане. Пьеса. В зажиточном доме проживают Бессеменов Василий Васильевич, 58 лет, старшина малярного цеха, метящий депутатом в городскую думу; Акулина Ивановна, его жена; сын Петр, бывший студент; дочь Татьяна, школьная учительница, засидевшаяся в невестах; воспитанник Бессеменова Нил, машинист в железнодорожном депо; церковный певчий Тетерев и студент Шишкин — нахлебники. Елена Николаевна Кривцова —вдова снимающая в доме комнаты, Степанида — кухарка, выполняющая работу с помощью девушки Поли, швеи. Бессеменов недоволен детьми: слишком образованны, Татьяна должна выйти замуж, Петр – выгодно женица и приумножить капитал отца. Дети потеряли интерес к жизни, образование запутало их, лишило мещанских корней. Тетерев резонер: Петр оставит Кривцову, пойдет по воле отца. Татьяна влюблена в Нила, но он любит Полю, она останется жертвой веяний нового времени. Нил прогрессивный герой, выражает эстетику борьбы и труда горького, но безжалостен к Татьяне и Бессеменову. Окраинные сюжеты: любовь Тетерева к Поле, последнее спасение от пьянства и скуки жизни; трагедия Кривцовой, влюбленной в жизнь, но потерявшей в ней свое место. Тетерев слишком огромен (и физически, и духовно) для той убогой жизни, хозяевами которой пока являются Бессеменов и ему подобные. Но ему вряд ли найдется место и в той жизни, хозяевами которой будут люди вроде Нила. Его образ — образ вечного изгнанника жизни. Татьяна пытается покончить с собой, понимает свою ненужность. Падает на клавиши рояля – нестройный звук.
На дне. В ночлежном доме Михаила Ивановича Костылева и Василисы Карповны живут бывшие люди, без социального статуса: Сатин и Актер, Васька Пепел, Андрей Митрич Клещ слесарь, его жена Анна, проститутка Настя, Бубнов, Барон, Алешка 20, Татарин и Кривой зоб. Василиса просит любимого Ваську убить Костылева (бьет в конце его случайно убив), чтобы быть хозяйкой, а васька влюблен в сестру Василисы Наталью, Василиса бьет ее из ревности. Сатин и Актер (провинциальных театров Сверчков-Заволжский) пьяницы, опустившиеся, Сатин шулер. Барон – бывший дворянин, промотал все состояние. Анна болеет, умирает в конце, Клещ опускается на дно. Появляется старец Лука, жалеющий людей. Анне – загробный покой, Актеру – больница для алкоголиков. Но затем сбегает, оставив без надежды всех. Актер – самоубийство. Две правды: Луки и Сатина, ночлежка – символ человечества конца 20 в, которое потеряло веру в бога, но не обрело в себя. У героев чувство безнадежности, не видят будущего. Сатин принимает правду, не лжет себе и людям. Труд Клеща направлен на поддержание жизни, не приносит смысла, Сатин предлагает бросить работу. Сатин принимает абсурдность мироздания, бог умер, вместо него – пустота. Лука считает, страшная бессмыслица жизни должна вызвать жалость к человеку, если для жизни человеку нужна ложь, ему надо лгать и утешать. Притча об искателе праведной земли и ученом, указавшем что ее нет: искатель повесился, как актер. Человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, тк он странник. Сатин хочет не жалеть, а сказав правду, подтолкнуть человека к бунту. Человек должен не отчаиваться, а почувствовать свою ценность, тк весь смысл мироздания в нем. Мать. Жизнь рабочих связана только с фабрикой, но Павел Власов, сын Пелагеи Ниловны, хочет знать правду, читает запрещенные книги. У Павла собираются приятели Андрей Находка (новый рабочий), городская учительница Наташа, Николай Иванович (иногда занимается вместо нее с рабочими), Сашенька (как и наташа ушла из богатой семьи). Павел и Сашенька хотет пожениться, но такие революционеры потеряны для дела, тк семья. Кружок беседует об участи рабочих, читают книги по истории, мать слышит слово – социалисты. Матери нравится Находка, тот говорит, что она похожа на его приемную мать, поселяется у них. На фабрике появляются революционные листовки о правах рабочих, мать гордится и боится, приходят жандармы, обыск, Андрей арестован. На осушение болот с каждого рубля рабочих вычит копейку, Павел и рабочии требуют отмены налога, мать относит записку в газету о болотной копейке. Народ снова работает, павел огорчен, что не пошли за ним. Жандармы арестовывают его. Егор Ивановичиз кружка просит мать проносить листовки, она устраивается в помощницы к торговке обедами. Выйдя из тюрьмы павел и андрей несут знамя труда, правды и свободы первого мая. Солдаты разгоняют митинг, павел и андрей снова арестованы. Ниловна идет домой с осколком знамени, хочет сказать всем, что они борются за правду, лучшую жизнь. Переехав к Николаю Ивановичу, мать вместе с его сестрой Софьей распространяет запрещенные книги, преодевшись. Передает сыну в тюрьму записку товарищей устроить побег, но он отказывается. День суда: нет разбирательств, все говорят спокойно, Павел обьясняет, почему они не бунтовщики Они — социалисты, их лозунги — долой частную собственность, все средства производства — народу, вся власть — народу, труд — обязателен для всех. Мать чувствует увлекающую силу его веры. Всех ссылают на поселение, мать хочет приехать к ним с Сашенькой, нянчить внуков. Речь Павла печатают, мать решается отвезти в другой город, но ее хватают жандармы: старая, а уже воровка. Мать в возмущении протягивает листовки людям, жандарм хватает ее за горло, не дает говорить.
Зайцев
|