Студопедия — Материал к семинару
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Материал к семинару






В.И. Вернадский (1863-1945), один из представителей русского космизма и создатель науки биогеохимии, писал: «Биогеохимия изучает биосферу в ее атомном строении и составляет лик планеты, то есть географический образ и причины его проявления». Мысль об обусловленности природой всех сторон человеческой деятельности мы находим у представителей географического детерминизма. К. Риттер (1779—1859) утверждал, что «мир человека в своем физическом и духовном развитии многообразно обусловлен земною корою», что «существует решительная зависимость человека от географии страны».

Под «географическим образом» и «земною корою» понимается ничто иное, как природные, ландшафтно-климатические условия существования человека и творимой им культуры.

В. И. Вернадский писал, что «человек живет в биосфере, от нее неотделим. Он только ее может непосредственно исследовать всеми своими органами чувств – может ее ощущать – ее и ее объекты; … человеческий ум … неотделим от биосферы». Человек культурный есть составная часть природы, и окружающую его природу он переживает непосредственно всеми своими чувствами. В.И. Вернадский создал методологическую основу понимания и изучения локальных местных культур в контексте их природного окружения, или поднял вопрос о природных основаниях культуры.

Выдающийся «природник» И.-В. Гете мыслил взаимоотношения природы и человека в их единстве: на ранних этапах своего творчества – пантеистически, позднее считал человека «теснейшим образом сплетенным с окружающей природой».

Взаимообусловленность природы и культуры приводит к пониманию следующего факта - что природа едина, сочленена из объективного и субъективного, а потому человек, как одновременно природное и культурное существо, «играет в мире двойную роль: действительную и идеальную». При этом «действительное» и «идеальное» должно пониматься как жизнь действительная (реальная, практическая, обыденно-природная, физическая) и идеальная (творческая, креативная, метафизическая).

В этом можно убедиться на примере рассмотрения такой эстетической категории, как цвет. Мир, и прежде всего мир природы, имеет ярко выраженную колористическую окрашенность, воспринимаемую человеком, наделенным от природы органом восприятия цвета: «Цвет есть закономерная природа в отношении к чувству зрения». Органом зрения непосредственно является глаз, составная часть природы человека, имеющая свои физические «обязанности» (по мнению Леонардо да Винчи, глаз живописца выполняет десять обязанностей различения – мрака, света, тела, цвета, фигуры, места, удаленности, близости, движения и покоя).

Однако глаз человека не был бы глазом человека, если бы выполнял только перечисленные выше физические функции, он универсален, неотделим от души конкретного человека, и, соответственно, от отдельной конкретной культуры: «… при помощи глаз … душа представляет все различные предметы природы».

Приведенные свидетельства раскрывают нам понимание локальной местной культуры в ее природном окружении и позволяют постичь ее суть. Как данность она есть проявление места, существующего по своим внутренним законам «суверенности»: «Живая вещь не может быть измерена вне ее находящимся» (И.-В. Гете).

Локальная местная культура как «живая вещь», как целостное самодостаточное явление, как конкретно закрепленный опыт познается и объясняется сначала изнутри, в себе, а затем – извне, в окружающей реальности, системно, в совокупности внешних и внутренних факторов.

Человек как культурный феномен природен и творит культуру, адекватную (точнее, аутентичную) своему личному природному окружению. Именно благодаря этому синкретическому состоянию человека сложилось в биологической науке представление о четырех локальных адаптивных типах – «арктическом», «высокогорном», «континентальном» и «тропическом». Обратим особое внимание на понятие «адаптивный», которое имеет принципиальное смысловое значение в контексте наших размышлений. Оно происходит от позднелатинского adaptatio – приспособление, что в биологии трактуется как «совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды». Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений; в физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания.

Совокупность всех свойств природной среды формирует, приспосабливает к себе совпадающий с ней тип субъекта, который определяется как культурный адаптивный тип. В целом это определение (вспомним, что cultura значит возделывание, воспитание, образование) обозначает креативное бытие данного типа в соответствующих природных условиях, где процесс адаптации является взаимным для природы и человека. Тип биосоциокультурного человека адаптивен именно потому, что соответствует взрастившей его среде обитания (бытия). И понимать конкретный адаптивный тип можно лишь в контексте сформировавшего его и сформированного им природного ландшафта, природной среды места.

Культура природна в своем местном «адресе», природен и носитель культуры. Высокий, стройный, пластичный негр экваториальной Африки и низкорослый, широкий в кости житель северных земель – чукча или алеут принадлежат к разным самоценным культурным генотипам по природному признаку (в данном случае, экваториальному и арктическому), сформированному разными окружающими природными ландшафтами. Они адаптивны своей природе и культуросообразны своей среде, как природной, так и рукотворной – творимой руками сообразно окружению. Как в природном, так и в культурном аспектах негр органичен экваториальной природной среде и подобен высокой, стройной пальме. Чукча или алеут адаптивны природному ландшафту Севера, лишенному вертикальной ориентации. Тундра имеет тяготеющую к плоскости организацию пространства, в котором развертывается бытие человека со всеми характерными особенностями и признаками: бескрайняя снежная или зеленая (на короткое летнее время) равнина, чум, яранга, сани, олени. Северный человек адаптивен суровой природе и культуросообразен ей в своей деятельности охотника, оленевода и рыболова. Природные условия диктуют потребность в теплой одежде, полностью закрывающей тело, и дают все, что для нее необходимо – шкуры оленя и рыбью кожу, сухожилия, кость для изготовления украшений. Аналогично природе и минимальное количество одежды тропического человека: южное тепло обусловливает органичность, естественность обнаженного тела. Необходимость культурного соответствия природе определяет практически-эстетическую составляющую бытия. Чукча украшает свои одежды цветным бисером, полихромия которого компенсирует скупость красок окружающего ландшафта; в природе, окружающей негра, адекватны ярко раскрашенные тела и лица, причудливые украшения, фантастические маски. Г. Монтескье подчеркивал, что «различия в потребностях порождаются различиями в климате, а отсюда происходит и различие в образе жизни». Действительно, во всех условиях – природных или суперурбанистических – законы среды будут действовать безотказно. Применительно к природе, мы видим приспособление человека к природе и порождаемой ею культуре. И это позволяет нам вновь подчеркнуть локальный местный характер культуры, адекватный месту ее географического бытия.

Г.Д. Гачев в книге «Космо-Психо-Логос: национальные образы мира» рассказывает о чрезвычайно продуктивных по выявлению «местности мышления» интерактивных занятиях, которые он проводил в 1960-е гг. со студентами литературного института в Москве. В частности носители конкретных культур по-разному описывали жилище в зависимости от того, что оно представляет собой в том или ином ландшафте: «юрта круглая, видимо, от равномерной открытости во все стороны»; «если человек равнины строит стены, одевает веществом пустоты, то жителю гор надо добывать пустоту, рыть жилища в горах». На основе анализа многочисленных материалов Г. Гачев делает обобщающее заключение: «Национальный образ мира есть диктат национальной природы в культуре».

Контрольные вопросы

1. Поясните цитату: «мир человека в своем физическом и духовном развитии многообразно обусловлен земною корою» (К. Риттер)?

2. Назовите четыре типа культурного адаптивного человека.

3. Назовите десять «обязанностей глаза человека» (по Леонардо да Винчи) и охарактеризуйте их значение в культурной деятельности человека.

4. Что значат слова Леонардо: «Природа – учительница живописцев»?

5. Как соотносятся понятия «культура» и «локальная местная культура»?

Задание. 1. Проанализируйте высказывание П. Шоню: «Средиземноморье оказалось – и это явилось потрясающим открытием – пространством без государства, пространством реальным, то есть пейзажем, диалогом человека с землей и климатом, извечным сражением человека с материальным миром вещей, без государственного посредничества, без ограничивающих права человека национальных пределов с их административной географией и границами».

Греция. О-в Санторини.

Задание 2. К.С. Петров-Водкин в своем известном произведении «Пространство Эвклида» писал, что по берегам рек вокруг Новгорода образуются гальки из цветных земель, глина имеет цвета от синих через красные баканы (багряные краски – прим. авт.) до светло-охристых, что именно этот природный материал предопределил все неповторимое богатство росписей. «Становится ясным, откуда возник колорит росписи Спаса-Нередицы, Пророка Илии и вообще древней новгородской школы». Найдите в истории изобразительного искусства аналогичные примеры использования природных материалов.

Спас Нерукотворный. Фреска церкви Спаса на Нередице. 1198

 

Задание 3. «Церковь … была макрочеловеком, у нее была глава, под главою шея барабана, плечи. Окна были очами храма. Над окнами были бровки» (Д. С. Лихачев). В этом высказывании очевиден антропоморфный характер описания православного храма. Найдите истоки подобного понимания здания церкви.

Задание 4. Проиллюстрируйте визуальными примерами антропоморфные названия частей керамического сосуда:плечо, губа, устье, венчик, ручка, шейка, корень ручки, тулово, перехват, основание-ножка.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 808. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия