Словарь терминов. Архитектура – зодчество, строительное искусство, выражающее в художественно-образной форме представления человека о мире.
Архитектура – зодчество, строительное искусство, выражающее в художественно-образной форме представления человека о мире. Биосфера – область активной жизни, охватывающей нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; научное толкование ноосфере, как и биосфере, дал В. И. Вернадский. Палладианство– направление в европейской архитектуре XVII-ХVIII вв., развивавшее в рамках классицизма идеи и принципы знаменитого итальянского архитектора ХVI в. Андреа Палладио: естественность, компактность, завершенность композиции в органической связи с окружающей природой. Парк – ограниченное пространство природного ландшафта или ландшафта с искусственными сооружениями и насаждениями. Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный): а) синоним культуры; б) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; в) ступень общественного развития, следующаяза варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); г) эпоха упадка и деградации культуры (О. Шпенглер).
Лермонтов, письмо М.А. Лопухиной 28 августа 1832 г. Пишу вам сильно встревоженный тем, что бабушка очень больна и уже два дня как в постели; отвожу душу ответом на второе ваше письмо: назвать вам всех, у кого я бываю? Я сам — вот та особа, у которой я бываю с наибольшим удовольствием; правда, по приезде я выезжал довольно часто к родным, с которыми должен был познакомиться, но в конце концов нашел, что лучший мой родственник — это я сам; видел я образчики здешнего общества: любезнейших дам, учтивейших молодых людей — все вместе они производят на меня впечатление французского сада, очень тесного и простого, но в котором с первого раза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различие между деревьями! Княгиня Лиговская: «Суждения молодых людей, воспитанных в Москве и привыкших без принуждения постороннего развивать свои мысли» С. 411
Лермонтов М.Ю. Соч. В 2 т. - М.: Правда, 1990. - С. 631. Темы докладов и рефератов 1. Идеи классицизма и регулярный (французский) парк. 2. Идеи Дж. Рeскина и пейзажный (английский) парк. 3. Концепция города-сада Э. Говарда. Омск – город-сад: прошлое и будущее концепции. 4. Постмодернистский «Сад космических размышлений» Ч. Дженкса. 5. Отношение к природе в японской культуре на примере жанра поэзии хайку (хокку). Цукими — праздник любования луной. Ханами — праздник любования цветами (цветение сакуры). Список литературы 1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988. – С. 128. 2. Гарэн Э. Леонардо да Винчи и «идеальный город» (примечания) / Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. – М.: Прогресс, 1986. – С. 234-235. 3. Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: национальные образы мира / 4. Гете И.-В. Поэзия и правда / И.-В. Гете // Избранные философские произведения. – М.: Наука,1964. – С. 182 5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. – М.: Клышников-Комаров и К, 1992. – С.18. 6. Замятин Д.Н. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам / Д.Н. Замятин // Вопросы философии. – 2001. – № 9. – С. 149. 7. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири / В.И. Кочедамов. – М.: Стройиздат, 1978. 8. Лихачев Д.С. Первые семьсот лет русской литературы / Д.С. Лихачев //»Изборник». – М.: Художественная литература, 1969. – С. 8. 9. Петров-Водкин К.С. Пространство Эвклида / К.С. Петров-Водкин // Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. – Л.: Искусство,1982. – С. 500 10. Резун Д.Я. Летопись сибирских городов / Д.Я. Резун, Р.С. Васильевский. – Новосибирск, 1989.
Семинар № 3. Архитектоника природного, предметного и культурного пространства 4 часа 1. Архитектоника как понятие. 2. Архитектоника природного, предметного и культурного пространства города. 3. Образы города в произведениях изобразительного искусства (на примере творчества омских художников). Материал к семинару Под архитектоникой традиционно понимается строительное искусство, художественное выражение закономерностей строения, соотношение нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведения скульптуры. Российский искусствовед и художник-график В.Г. Власов в толковании архитектоники выделяет важное свойство, определяя ее «искусство составления различных частей в единое целое сообразно их смыслу, содержанию или какой-либо идее». И. Кант одним из первых в философии обратился к этому понятию и использовал его для построения своей философской системы: «архитектоника есть учение о научной стороне наших знаний вообще». Из отечественных ученых ХХ в. архитектоникой и понятием архитектонического серьезно занимался М.М. Бахтин. Будучи сторонником междисциплинарной методологии, ученый увидел в этом понятии диалогическое начало бытия, со-существования субъектов и объектов, которые составляют целое, композиционно завершенное, то есть архитектоническое. «Два принципиально различных, но соотнесенных между собою ценностных центра знает жизнь: себя и другого, и вокруг этих центров распределяются и размещаются все конкретные моменты бытия». Архитектоника места определяется особенностями взаимосвязей четырех сфер его бытия – природы в ее стройном виде, предметного мира (архитектура, техника, дизайн и т.д.), человеческих сообществха, творящих свою культуру, знания вообще (то есть всеобщего знания в его стройном виде). В их диалоге (вернее, полиологе) составляется бытие места. Архитектоническое в контексте проблем культурологии возможно рассматривать как интегральноепонятие, наполняющее конкретными значениями бытие и пространство места. Сюда входит, как только что было сказано, природа, предметно-средовой мир, «мир звучащий и молчащий», социокультурные отношения, научная и бытийная рефлексия сообществ и личностей, населяющих данное пространство место. Задача культуролога - выявить смысл, значение архитектоники места и ее влияние на повседневное бытие человека. В искусстве архитектоническое рассматривается на примере «предметно-созидательных искусств», куда входят, прежде всего, архитектура (базовая составляющая), предметный мир, дизайн, то есть все то, что составляет целостную овнешненную среду повседневного обитания человека. Исследователь архитектонического С.В. Норенков пишет: «Как органическая целостность оно (архитектоническое – прим. автора) связывает первую (естественную) и вторую (искусственную) природу». Место есть архитектоническое целое и по природным, и по предметным, и по культурныму основаниям. Контрольные вопросы 1. Дайте развернутое определение «архитектонического». 2. Пространство и его виды. 3. Что такое «хронотоп»? 4. Назовите имена известных омских архитекторов. 5. Назовите омских художников, скульпторов, в творчестве которых отразился образ Омска.
|